Адмирал, дипломат, железнодорожник — «военные действия»

Адмирал, дипломат, железнодорожник - «военные действия»Третий глава РТО формально пост не принял, но сделал для Общества много

Константин Николаевич Посьет — самый необычный из глав Русского технического общества: сразу же по окончании собственного избрания он формально отказался им руководить, сославшись на занятость, но потом неоднократно оказывал Обществу содействие как советом, так и помощью на наибольшем уровне: недаром к тому моменту за его плечами была успешная военно-морская и управленческая карьера. Помимо этого, как и большая часть глав РТО, он был подлинно госдеятелем — не только министром, но и, к примеру, наставником сына императора.

От кадета до министра

Константин Николаевич появился 21 декабря 1819. Семья принадлежала к французскому дворянскому роду: его дедушка, перебравшийся в Россию, занялся разведением виноградников под Астраханью по личному указанию Петра I. Подобно собственному отцу, начальнику Финского флотского экипажа, Константин Николаевич окончил Морской кадетский корпус.

В будущем он сделал успешную военно-морскую карьеру: реформированная им совокупность подготовки артиллеристов содействовала успешным действиям русских армий на Северном Кавказе, за что Александр II кроме того наградил Посьета крестом «За покорение Кавказа». Благодаря участию в путешествии фрегата «Паллада» с дипломатической миссией к берегам Японии, Посьет овладел японским и голландским языками (голландский язык еще в середине XIX века употреблялся японской стороной для ведения переговоров с европейскими державами), и подружился с Иваном Гончаровым, обрисовавшим плавание в известном цикле очерков.

В будущем Посьет занял должность флигель-адъютанта Александра II и выполнял обязанности главы Особенного отряда императорских яхт. В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века эскадра под руководством Посьета, пребывавшего уже в чине адмирала, с дружественным визитом посетила США, Японию, Китай, остров Мадагаскар. На протяжении этого плавания была открыта Новая Почва, где в первый раз был поднят российский флаг.

На одном из судов эскадры на протяжении путешествия был сын Александра II — князь Алексей Александрович, попечителем которого был назначен Константин Николаевич: царь поручил адмиралу привить юноше любовь к морю. По возвращении из плавания Посьет, кстати, основал Императорское Российское общество спасания на водах (в будущем тот самый ОСВОД, так прекрасно привычный каждому советскому человеку).

Новый этап в жизни адмирала начался в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века, в то время, когда он возглавил министерство путей сообщения. Всего за 14 лет его управления общая длина железных дорог России выросла на треть — более чем на 10 тысяч верст. В деле развития ЖД сети Посьетбыл «государственником»: поддерживал госмонополию на пути, считая, что акционерные общества не смогут обеспечить ни высоких темпов распространения ЖД сети, ни должной безопасности перевозок.

Правоту его мнения в будущем подтвердит крушение царского поезда 17 октября 1888 года, случившееся благодаря безответственности служащих личной компании. Забегая вперед, скажем, что в судьбе самого Посьета данный инцидент сыграет печальную роль.

Благодаря управлению Посьета, в 1885 году был принят первый Неспециализированный устав РЖД. Министр деятельно развивал совокупность образования ЖД служащих — за время его управления число профучилищ, производящих путейцев, выросло с 9 до 30. По инициативе Посьета правительство запретило ввоз рельсов зарубежного производства и назначило отечественным фабрикантам премии за любой пуд произведенных ими рельсов.

За собственный вклад в развитие русской индустрии во второй половине 80-ых годов XIX века Посьет был удостоен «Основной медалью Общества — громадной медной, выдаваемой за особенные заслуги». Сокровище данной награды определяет то, что за все время существования ИРТО их было вручено всего двенадцать.

Посьет очень многое сделал и для превращения Петербурга в порт мирового значения, посредством лучших экспертов того времени спроектировав и выстроив Морской Порт и Морской Канал, реконструировав транспортные каналы Мариинской судоходной совокупности, связывающей Санкт-Петербург с внутренними морями — Ладожским и Онежским озёрами, и большими городами Северо Запада и русского-Севера. Совершив затем реконструкцию последовательности вторых больших портов России, — Либавского, Архангельского, Одесского, Посьет преследовал цель достигнуть сотрудничества различных видов транспорта: грузы в порты доставляли по металлической и грунтовым дорогам, что потребовало работы по расширению дорожной сети около городов-портов.

Строительство Транссибирской магистрали. Фото: wikipedia.org

Посьет был и «крестным отцом» Транссиба: по его настоянию Александр III издал указ о постройке данной железной дороги, и уже в сентябре 1888 года первый поезд пришел по ней в Уфу. Но данный же год стал временем окончания его карьеры на должности министра: по окончании крушения царского поезда он не счел себя в праве сохранять данный пост. Царь подписал его отставку только по окончании четвертого прошения о ней.

Глава без председательства

Учавствовать в деятельности РТО Посьет начинает в 1880-е годы. Как раз благодаря ему в состав Общества влились многие инженеры и опытные промышленники, ранее прекрасно зарекомендовавшие себя в Министерстве путей сообщения.

самый известный из них — заводчик Николай Иванович Путилов, с которым был знаком еще по временам Морского Корпуса. В первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, в составе товарищества, куда входили Кудрявцев и Обухов, Путилов начал строить на Неве сталелитейный завод (будущий Обуховский), где в первый раз в Российской Федерации стали производить бронепробивающие боеприпасы, и крупнокалиберные орудия для оснащения русских боевых судов.

Позднее как раз Путилов стал пионером рельсопрокатного дела в Российской Федерации, первым взяв пользу от введенной с подачи Посьета попудной премии. В сущности, без госзаказа и этой премии на 2,8 миллионов пудов рельс, основанное Путиловым производство не было бы вероятно в принципе. Благодаря посредничеству Посьета и благотворительной деятельности Путилова стали вероятны многие инициативы Общества: так, как раз Путилов финансировал изучения по упругости газов, каковые проводил в лаборатории Общества Дмитрий Иванович Менделеев.

По окончании смерти прошлого председателя — Кочубея — РТО начало искать кандидатуру, удовлетворяющую двум главным требованиям: с одной стороны, предполагалось, что будет человек, имеющий опыт управления в инженерно-технической сфере, с другой — кандидату необходимо было владеть связями и авторитетом в обществе. Выбор пал на Посьета, покинувшего пост министра, но так же, как и прежде бывшего членом Госсовета, и уже 11 апреля 1892 года собранием участников РТО он стал главой Общества.

Увы, Общество ожидало разочарование: сразу же по окончании сообщения об этом ответе Посьет отказался от должности из-за занятости служебными делами. РТО же, очень строго и разборчиво относившееся к выборам управления, в течение двух лет никак не имело возможности избрать председателя.
Но Константин Николаевич, не обращая внимания на собственный формальный отказ, отнюдь не остался в стороне от работы Общества. Благодаря деятельности Посьета, фокусировавшегося на помощи только определенных проектов, РТО переходит к новой модели организации работы — вместо неспециализированных собраний исследовательская и образовательная деятельность общества направляется специальными отделами.

Так, Посьет закладывает базы нового для Общества направления кораблестроения, которое расцветет в РТО уже по окончании его смерти. В 1890-е годы в стенках Общества просматривает лекции математик и знаменитый гидрограф Алексей Николаевич Крылов, растолковавший закономерности килевой качки судов (благодаря собственному открытию Крылов во второй половине 90-ых годов двадцатого века станет первым русским ученым, взявшим золотую медаль английского общества английского научного общества — Общества корабельных инженеров), а пионер применения ледоколов, адмирал Степан Осипович Макаров, демонстрирует в Либавском отделении Общества модель собственного известного ледокола «Ермак».

Многих ученых, пребывавших в РТО, Посьет впредь до собственной смерти во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века принимал у себя на квартире в Санкт-Петербурге, что давало им широкие возможности для продвижения инициатив Общества: так как тут они имели возможность практически за чаем встретиться с министрами и большими национальными сановниками, от которых зависела будущее их проектов.

\

Статьи, которые будут Вам интересны: