Американские полугусеничные бронетранспортеры

Американские полугусеничные бронетранспортеры

Семейство полугусеничных БТР «хаф-трэков», одно из самые известных и популярных среди боевых автомобилей союзников во время Второй мировой, начало разрабатываться в Соединенных Штатах с 1932 года. К их проектированию приступили сходу четыре компании: James Cunniagham and Sons, Linn, GMC и Marmon-Herrington. В качестве прототипа употреблялось французское шасси Citroen-Kegresse С417, пара образцов которого были закуплены годом ранее.

В течение пяти лет создавались и испытывались умелые полугусеничники вариантов от Т1 до Т9Е1. Последний, признанный самые удачным, базировался на шасси грузовика Ford V-8 с колесной формулой 4×2. Задний мост был заменен гусеничным движителем компании Timken с резинометаллической гусеницей.

Во второй половине 30-ых годов XX века таким движителем оборудовали бронированный автомобиль-разведчик Scout Car М3, что подтолкнуло компанию Diamond Т Motor Company к созданию в первой половине 40-ых годов двадцатого века прототипов Т14 и Т8. Стремительное развитие событий в Европе, падение Польши, Бельгии, Голландии и Франции вынудило американцев форсировать работы. В следствии уже в октябре 1940 года прототипы Т14 и Т8 были стандартизированы (другими словами приняты на вооружение армии США) как Half-Track Car М2 и Half-Track Personel Carrier М3 соответственно.

Наряду с этим первый являлся полугусеничным артиллерийским тягачом, а второй — бронетранспортером.

Серийное производство Half-Track Car М2 началось весной 1941 года и длилось впредь до 1943-го. Компании White Motors и Autocar изготовили за это время 8423 и 2992 тягача соответственно.

Конструкция М2 базировалась на автомобильных агрегатах. Машина имела хорошую капотную компоновку. Корпус несложной коробчатой формы с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками планировал из катаных броневых страниц на каркасе из уголков. Страницы с каркасом соединялись винтами.

Передняя часть корпуса, включая кабину и капот водителя, была заимствована у бронетранспортера-разведчика Scout Car М3А1. Если сравнивать с последним, М2 имел намного больший количество кузова. В кузове размещался артиллерийский расчет из шести человек и имелись два коробки для орудийных выстрелов, доступ в каковые раскрывался снаружи, для чего в бортах автомобили были откидные двери. Дверь в кормовом странице кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала.

В корпуса, по его периметру, монтировался рельс для установки пулеметов. В штатное оружие автомобили входили 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 и 12,7-мм пулемет Browning М2НВ. Бронетранспортеры ранних выпусков имели возможность комплектоваться 7,62-мм пулеметом Browning М1917А1 с водяным охлаждением. Пулеметы крепились к рельсу подвижными станками М22, разрешавшими вести пламя и по воздушным целям.

На машине устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель White 160АХ мощностью 147 л.с. при 3000 об/мин. Основной фрикцион Spicer сухой, однодисковый. Коробка передач четырехскоростная. Раздаточная коробка, в один момент являвшаяся демультипликатором и смонтированная в одном картере с коробкой передач, имела две передачи — прямую и замедленную.

Она снабжала передачу крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам, и отбор мощности на лебедку.

Полугусеничный БТР М2:

1 — лебедка; 2 — бронезащита ветрового стекла; 3 — дверь водителя; 4 — крышка коробки снарядов; 5 — стойка крепления антенны; 6 — буксирный прибор; 7 — направляющее колесо; 8 — тележка подвески; 9 — ведущее колесо; 10— сиденье начальника; 11,16 — коробки снарядов; 12 — рельс-шина; 13,15—топливные баки; 14 — тренога пулемета Browning М1919А4; 17 — сиденье водителя; 18 — тренога пулемета Browning М2НВ

В отличие от германских полугусеничных тягачей передний мост БТР М2 марки Timken F-35-HX-1 был не только управляемым, но и ведущим.

Это событие значительно улучшало проходимость автомобили. Задний мост Timken 56410-ВХ-67 — ведущий, гусеничного хода. Дифференциалы переднего и заднего мостов автомобильного типа с всецело взаимозаменяемыми подробностями.

Передние колеса автомобильные, размер шин 8,25—20”, подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами.

Гусеничный движитель каждого борта складывался из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансировочные тележки, каковые объединялись в неспециализированный агрегат. Правый балансировочный агрегат соединялся с левым поперечной трубой.

Исходя из этого эти агрегаты возможно было откатить совместно, предварительно отсоединив их кронштейны от рамы БТР. Подвеска гусеничного движителя балансировочная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущее колесо переднего размещения комплектовалось металлической ведущей звездочкой, двумя направляющими ступицей и фланцами. Направляющее колесо размешалось позади.

Для предотвращения провисания гусеницы на кронштейне балансировочного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Тормоза — колодочного типа, с гидравлическим приводом.

Гусеница — резино-металлическая цельная шириной 300 мм с гребнями зацепления, каковые в один момент являлись направляющими гусеницы. Для повышения проходимости на нее надевались особые грунтозацепы, а на передние колеса — цепи противоскольжения браслетного типа.

В передней части автомобили размешалась однобарабанная лебедка. На некоторых автомобилях вместо лебедки устанавливался буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, к примеру, эскарпы и рвы. Бронетранспортеры, оборудованные буферными барабанами, преодолевали траншеи шириной до 1,8 м.

При боевой массе 7,99 т Half-Track Car М2 имел возможность буксировать орудия массой до 3,5 т (к примеру, полевую гаубицу М1 калибра 105 мм) со средней скоростью по шоссе до 36 км/ч.

Большая скорость перемещения без прицепа достигала 69 км/ч, запас хода — 290 км.

В октябре 1943 года началось производство автомобили модификации М2А1. От М2 она отличалась турельной установкой крупнокалиберного пулемета, смонтированной в правой части водительской кабины над местом начальника. Рельс для монтажа пулеметов был демонтирован, а 7,62-мм пулеметы устанавливались на одном из трех кронштейнов по бортам и в корме корпуса.

До марта 1944 года компания White Motor Company выпустила 1643 БТР М2А1, еще 5065 таких автомобилей были переоборудованы из М2.

Что касается БТР М3, запущенного в серию в один момент с М2, то его корпус был дольше на 250 мм. Вместо коробок для артиллерийских снарядов в кузове установили десять сидений десанта (спиной к бортам).

Рельс для крепления пулеметов отсутствовал, а штатный 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 монтировался на стойке в передней части кузова. В кормовом странице имелась дверь для посадки и высадки десанта, во всем остальном М3 был полностью аналогичен М2. Фактически остались прежними его динамические характеристики и масса.

С 1942 по 1943 год компании White, Autocar и Diamond Т изготовили 12 499 БТР.

В модификацию МЗА1 вносились совершенно верно такие же трансформации, что и в М2А1. Затронули они, в основном, размещение и состав оружия. В 1943—1944 годах заводские цеха — покинули 2862 автомобили данной марки.

Помимо этого, большое количество М3 модернизировано до отметки М3А1.

Первые М2 были переданы армии США в мае, а М3 — в июне 1941 года. Они поступали на вооружение четырнадцати формировавшихся мотопехотных полков.

Боевой дебют БТР прошёл в декабре 1941 года на Филиппинах. В составе 192-го и 194-го американских танковых батальонов имелось по 23 автомобили этого типа, каковые употреблялись, в основном, в штабных и разведывательных подразделениях.

На протяжении боев с японцами на острове Лусон все они были утрачены. Уже тогда отмечалось недостаточное их бронирование.

Масштабное же боевое крещение прошло в ноябре 1942 года на протяжении проведения операции Torch — высадки американских армий в Северной Африке.

В соответствии с штату американской танковой дивизии 1942 года, в каждом из двух ее танковых полков имелось до ста «хафтрэков», в мотопехотном полку — 230.

Общее же количество полугусеничных автомобилей, с учетом штабных, артиллерийских, инженерных и подразделений и разведывательных частей, достигало 733. Первая воинская часть, вступившая в бой на этих автомобилях, — 6-й мотопехотный полк (6th Armored Infantry) 1-й танковой дивизии. На протяжении ожесточенных боев в январе — феврале 1943 года при отражении наступления немцев через этот полк и проход был уничтожен.

Потом Half-Track Car М2 и Half-Track Perconnel Carrier М3, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и МЗА1, употреблялись американцами во всех подряд боевых операциях Второй мировой на Европейском и Тихоокеанском театрах боевых действий.

Полугусеничный БТР M3A1:

1 — буферный барабан; 2 — пулемет Browning M2HB; 3 — бронезащита ветрового стекла; 4 — дверь водителя; 5 — стойка крепления антенны; 6 — противотанковая мина; 7 — пулемет Browning M1919A4; 8 — буксирный прибор; 9 — турель; 10 — горловина топливного бака; 11 — кронштейн крепления пулемета; 12,13 — рамки для ружей; 14 — дверь десанта

Американские полугусеничные бронетранспортеры поставлялись в государства антигитлеровской коалиции по программе ленд-лиза.

Причем как базисные предположения М2 и М3, так и более поздние М5 и М9. Последние разрабатывались компанией International Harvester Company в первой половине 40-ых годов XX века, по окончании того как была утверждена программа производства «хаф-трэков» до 1944 года, предусматривавшая выпуск 188 404 боевых автомобилей. Стало очевидным, что мощностей трех главных компаний-производителей не хватит. При создании прототипов М2Е1 и МЗЕ1 International Harvester Company внесла в их конструкцию кое-какие трансформации, если сравнивать с базисными предположениями.

Так, усиливалась броневая защита — корпуса автомобилей изготавливались из 8-мм гомогенной брони, которая «держала» 7,92-мм германскую бронебойную пулю с дистанции более чем 200 ярдов (один ярд равен 0,9144 м). Броня М2 и М3 снабжала защиту от данной пули на дистанции более чем 300 ярдов. Были установлены «агрегаты» и фирменные узлы шасси: двигатель International RED-450-B мощностью 141 л.с., боевые шины размером 9,00—20", передний мост IHC 1370 и задний — RHT-1590, новая коробка передач и т.д.

Но в целом ни компоновка, ни неспециализированная конструкция боевых автомобилей трансформаций не претерпела. Снаружи они отличались только закругленными узлами кормовой части корпуса и крыльями более несложной формы. Автомобили были стандартизированы под обозначениями М5 и М9, и в декабре 1942 года началось их серийное производство.

Компания International Harvester Company изготовила соответственно 4625 и 2026 единиц. В мае 1943 года обе автомобили были модернизированы и выпускались под обозначениями М5А1 и М9А1 (произведено соответственно 2959 и 1407 единиц), будучи аналогами М2А1 и МЗА1.

Но в армию США эти бронетранспортеры не попали. В первой половине 40-ых годов двадцатого века программа выпуска полугусеничников была пересмотрена. Для разведывательных подразделений предпочтение отдали бронеавтомобилям М87, а для артиллерии — скоростным гусеничным тракторам М5.

Потребность в «хаф-трэках» сократилась аж до 87 302 автомобилей! Чтобы не смешивать в боевых подразделениях автомобили различных марок, М5 и М9 заявили «ограниченно стандартными» и начали поставлять на экспорт. Практически половину от их общего числа — 5238 единиц — послали в Англию, откуда они попали и в армии государств Содружества, а также в польские и чехословацкие части на Западе.

В британской армии полугусеничники не употреблялись для перевозки мотопехоты, потому, что в данной роли выступал британский БТР Universal Carrier. Основной их задачей стала буксировка 6-ти и 17-ти фунтовых противотанковых пушек. Употреблялись они и в инженерных частях, а также в качестве штабных и санитарных автомобилей.

Вторую по размеру экспортную партию полугусеничников взяло перемещение «Свободная Франция», возглавляемое генералом Де Голлем: 176 автомобилей М2/М2А1, 245-МЗ/МЗА1, 1196 — М5/М5А1 и 603 — М9/М9А1.

Военные машины этих типов имелись и в составе 1 -й бразильской пехотной дивизии, сражавшейся в Италии. Действительно, их насчитывалось очень мало: восемь единиц — М2/М2А1, три — МЗ/МЗА1 и двадцать — М5/М5А1. Маленькое количество «хаф-трэков» употреблялось и в китайской танковой группе в Бирме.

Во время второй мировой пара БТР было передано вооруженным силам Чили и Мексики.

Что касается СССР, то, по американским данным, ему было передано 1158 полугусеничников. А также: 342 единицы М2, два — М3,401 — М5 и 413 — М9. По последним данным, опубликованным русскими исследователями, СССР взял 1200 полугусеничных БТР, из которых в бронетанковые и механизированные армии Красной Армии направлено всего 118.

Все они поставлялись в первой половине 40-ых годов XX века и распределялись между командованием и разведывательными подразделениями танковых армий и корпусов. Главная же масса этих автомобилей направлялась в артиллерию (в основном в истребительно-противотанковую), где употреблялась для буксировки орудий, а также 85-мм зенитных пушек 52К примера 1939 г. и 100-мм противотанковых пушек БС-3 примера 1944 г.

На базе М2 и М3 в Соединенных Штатах было создано много самоходно-артиллерийских установок, самоходных минометов и зенитных самоходных установок, многие из которых выпускались в больших количествах и состояли на вооружении американской и других союзных армий.

Полный аналог БТР М3 в вермахте — полугусеничник Sd.Kfz.251 (см. «Моделист-конструктор» № 9’99), кроме этого, как и его американский «собрат», предназначенный для транспортировки на поле боя мотопехотного отделения.

При пара меньшей массе (8 т против 9,3 у М3) Sd.Kfz.251 имел более толстую броню — 15 мм в лобовой части корпуса и 8 мм в бортах (у М3 — 12,7 и 6,3 мм соответственно). Еще больше защищенность германской автомобили повышало размещение бортов корпуса под углом 35° к вертикали. Но, это же размещение заметно уменьшало количество десантного отделения, в котором десяти пехотинцам было тесно.

Американская машина, не смотря на то, что и имела в базисном варианте штатное оружие из одного 7,62-мм пулемета, в большинстве случаев вооружалась двумя, один из которых был крупнокалиберный. Без ущерба для размещения пехотинцев число пулеметов возможно было довести до трех а также четырех, обеспечив «хаф-трэку» подавляющее огневое превосходство над «хальбкеттенфарцойгом». В лучшую сторону у М3 отличались и динамические характеристики.

В частности, из-за более высокой удельной мощности и ведущего переднего моста проходимость американской автомобили превышала проходимость германского БТР. Последний в этом замысле не выручали кроме того железные гусеницы, каковые в отличие от резинометаллических были прочнее и не имели склонности к проскальзыванию. Конструкция гусеничного движителя, предложенная американцами, была несложнее германской, эргономичнее в ремонте и эксплуатации.

Не просто так, что по окончании Второй мировой большое количество «хаф-трэков» пребывало на вооружении многих государств. Они широко применялись в локальных войнах в Корее, Алжире и Индокитае. Израильская армия использовала эти автомобили, правда в модернизированных вариантах, в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. На вооружении израильской военной полиции они состояли совсем до недавнего времени.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

ПОЛУГУСЕНИЧНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ М2

Статьи, которые будут Вам интересны: