Архитекторы внеземных цивилизаций: как проектировали луноград

Архитекторы внеземных цивилизаций: как проектировали луноград

    Тяжело отыскать менее подходящее место для жизни человека, чем Луна, но перевоплотить преисподняя в эдем — захватывающая инженерная задача
    Имя: Александр Егоров. Интересный период судьбы: с 1966 по 1973 год проектировал лунное поселение. Масштаб проекта: для постройки базы на Луну требовалось доставить 80 т грузов при помощи 20 ракет H1 и 14 «Протон». Мы осознавали, что одной стране таковой проект не потянуть. Будущее поселения поселение на луне — осуществимая инженерная задача.
    Но нужно определиться, для чего оно нам необходимо. Возможность добычи на луне гелия-3, о которой на данный момент большое количество говорят, мне думается вызывающим большие сомнения аргументом
    Психологи предвещали скорую депрессию у первых лунных обитателей. Дабы ее преодолеть, разрабатывались особые устройства, делающие жизнь на Луне более похожей на земную.

    Если бы в лунных модулях были окна, их обитателям ежедневно было нужно бы замечать унылый пейзаж. Исходя из этого было предложено применять стилизованные под окна экраны, на каковые выводился земной пейзаж, изменяющийся со сменой времен года
    Еще более уникальным был проект велотренажера.
    Садясь на него, астронавт надевал особые очки и, крутя педали, наблюдал фильм, создававший иллюзию, словно бы он едет на велосипеде по Земле. Так что «траву у дома» астронавты имели возможность заметить не только в собственных снах. «Мы осознавали, как непросто будет людям на Луне, — говорит Егоров. — Исходя из этого, разрабатывая проект, мы воображали самих себя на месте астронавтов и думали, как сделать их жизнь лучше. Героизм нужен в экстремальных обстановках, а в простой судьбе он ни к чему»
    Если бы лунная программа СССР завершилась успехом, а государство отыскало средства для финансирования грандиозного проекта внеземного поселения, уже в конце 1970-х на Луне имели возможность поселиться люди
    Главный источник электроснабжения — ядерный термоэмиссионный реактор мощностью 50 кВт.
    Его мощность расходуется на обеспечение энергией жилых модулей (14−20 кВт), обсерватории (4 кВт), установки глубокого бурения (9−14 кВт), научно-исследовательской аппаратуры (1−1,5 кВт) и кислорододобывающей установки (0,5 кВт). На начальной стадии основным источником энергии помогает мобильной энергоблок на базе радиоизотопных термоэмиссионных генераторов мощностью 6 кВт, после этого его применяют для питания автопоезда. Аварийные источники энергии — серебряно-цинковые аккумуляторная батареи
    Прототип лунного модуля имел уникальную конструкцию: внутреннее шестигранное помещение поворачивалось около горизонтальной оси и фиксировалось в одном из трех положений
    Так один модуль имел возможность помогать в один момент помещением отдыха, спортзалом-и кухней столовой
    Прототип: экспериментальный лунный модуль, выстроенный во флигеле КБ неспециализированного машиностроения

«Тут, в этих стенках все и происходило», — вводит меня в курс дела Александр Викторович Егоров, помощник главного конструктора КБ неспециализированного машиностроения. Мы сидим в его кабинете, и Александр Викторович говорит о событиях сорокалетней давности. Если бы отечественный разговор подслушивали, то шпионы точно приняли бы нас за сумасшедших.

Но история Егорова сколь немыслима, столь и правдива: в этом ничем не примечательном строении на Бережковской набережной 40 лет назад проектировали лунное поселение!

Главным конструктором КБ неспециализированного машиностроения в то время был Владимир Павлович Бармин, академик, один из представителей группы экспертов, которых в послевоенное время послали в Германию перенимать опыт создания ракетной техники. В том месте Бармин познакомился с Королевым, и на много лет конструкторов связали не только деловые отношения, но и дружба.

Предприятие Бармина в основном занималось разработкой стартовых комплексов для многих боевых и большинства космических ракет, а история создания лунного поселения началась в 1965 году, за пара месяцев до смерти Королева. Поглощенный разработкой сверхтяжелой ракеты-носителя H1 Сергей Павлович в беседе с Барминым в один раз увидел, что раз уж его организация привыкла строить объекты на «тверди», то и создавать будущие поселения на Луне его прерогатива.

Бармина мысль создания внеземного города увлекла, и скоро КБ неспециализированного машиностроения было назначено головной организацией по разработке лунного поселения. Спустя десятилетия проекту присвоили шутливое неофициальное наименование «Барминград».

Хуже Антарктиды

В первую очередь эксперты стали собирать данные о Луне, и итоги первого этапа работы были самыми безрадостными. Луна выяснилось скорее красивой моделью для ада, чем местом, где возможно жить. Судите сами, днем температура тут поднимается до +1500С, ночью опускается до той же отметки, но со знаком минус.

Из-за отсутствия воздуха поверхность Луны не защищена ни от солнечной радиации, ни от падения метеорных частиц. Добавьте ко мне отсутствие кислорода, воды, пищи и неизменный всегда года неинтересный пейзаж — и вы осознаете, что нехорошее место отыскать сложно.

В качестве отправной точки разработчики проекта разглядывали поселок Мирный, в то время центральную базу советской антарктической научной станции. Но сходств между условиями на Луне и в Антарктиде было значительно меньше, чем различий. По крайней мере, на фоне отечественного естественного спутника «край света» казался прекрасным курортом.

Но у архитекторов лунных городов руки не опускались. «грандиозность и Сложность проекта завораживала, — говорит Александр Викторович, — а достигнутые к тому времени удачи в космонавтике психологически подготовили многих к вере в успешность проекта. Фактически никто и ни при каких обстоятельствах не показывал сомнений на данный счет». И вправду, за пара лет разработок эксперты убедились: все неприятности решаемы.

К примеру, от перепадов температуры защищало главное сооружение, выстроенное из цилиндрических модулей с теплоизоляционными стенками, а для защиты от мелких метеоритов и радиации их засыпали сверху лунным грунтом — реголитом. Расчеты показывали, что для надежной защиты достаточно слоя реголита толщиной 30 см. Кислород и воду возможно было приобретать прямо на Луне. Особая установка при температуре 7000С восстанавливала водородом оксид железа, содержащийся в лунном грунте.

В следствии получалась вода, из которой возможно было методом электролиза выделить кислород. Использовались замкнутые совокупности жизнеобеспечения: из углекислого газа приобретали кислород, урина и использованная вода очищались до чистой воды, из жидких и жёстких отходов посредством водорослей хлореллы приобретали биомассу, пригодную для питания. В помещениях предполагалось устроить зеленый уголок, что разработчики назвали «фитотрон», — он будет снабжать лунян дополнительной пищей и кислородом.

Вопрос с энергетикой решился не сходу. Вначале эксперты рассчитывали обойтись лишь солнечными элементами. Но ночь на Луне продолжается 14 земных дней, исходя из этого для запаса электричества нужно огромное количество аккумуляторная батарей. К тому же солнечные элементы нужно всегда очищать от лунной пыли. В итоге, покинув их в качестве дополнительного источника энергии, главным сделали стационарную ядерную установку.

Были предложены решения для экономии электричества. К примеру, днем для освещения «домов» служила совокупность световодов, собиравшая солнечные лучи и направлявшая их в помещения.

То, что сила притяжения на Луне в шесть раз меньше земной, усложнило задачу создателям транспортных средств. Так как с уменьшением нагрузки на ось в шесть раз ухудшалось сцепление шин с дорогой, и не обращая внимания на то, что лунный грунт (реголит) напоминает мокрый песок на пляже, простые автомобили двигались бы по нему, как по льду. Исходя из этого, очевидно, целый лунный транспорт имел полный привод.

Мотор-колеса этих автомобилей приводились во вращение от топливных элементов либо аккумуляторная батарей. Но в то время, когда особый тяжелый луноход употреблялся в качестве тягача лунного поезда, к нему подцепляли энергетическую установку на базе изотопного источника. От нее снабжались энергией электромоторы колес тягача, и буровой установки и передвижного убежища.

На этом аппарате, что воображал собой аналог антарктического санно-транспортного поезда, предполагалось осуществлять научные изучения Луны. Таковой была одна из целей создания лунного поселения.

Для чего нам Луна?

Существуют две главные догадки происхождения Луны. Одна говорит, что Луна откололась от Земли.

В соответствии с ей, исследуя Луну, поверхность которой не подвергалась эрозии от действия осадков, ветра, мы можем, как будто бы на машине времени, переместиться на Землю, существовавшую миллионы лет назад. В соответствии с второй догадке, Луна была захвачена гравитационным полем Почвы. Разобраться в том, как же все-таки случилась Луна, предстояло будущим жителям лунного поселения.

Они кроме этого должны были совершить разведку нужных ископаемых Луны и узнать, как они смогут быть нужными для человечества.

Еще одной целью создания лунного поселения были астрономические изучения. Так как лишенная атмосферы Луна — совершенное место для изучения дальнего космоса. Астрологи +строили планы строительства на различных краях Луны радиотелескопов.

Для космических экспертов Луна прежде всего должна была стать плацдармом для предстоящих, более далеких космических экспедиций. Тут же предполагалось проводить тренировки астронавтов.

В отличие от неестественных спутников, с естественного возможно было следить в один момент за целой половиной Почвы, исходя из этого Луна очень удобна для мониторинга отечественной планеты: метеорологических изучений, контролирования появляющихся стихийных бедствий. А также по данной причине первое лунное поселение должно было размешаться на видимой стороне Луны.

Очевидно, большой интерес к лунной базе проявляли армейские. Ядерные взрывы в вакууме значительно менее страшны, чем в воздухе, исходя из этого спутник Почвы имел возможность являться идеальным командным пунктом при ядерной войны. В то время некоторым советским армейским Луна казалась необычным «кольцом всемогущества». Как раз исходя из этого практически сразу после начала работ над проектом лунного поселения его засекретили.

Опасались, что известие о разработке Барминграда спровоцирует новый виток армейского противостояния с США. Как позднее выяснилось, опасения были напрасными: в те времена американские конструкторы уже прорабатывали подобный проект. Отчего же американцы, которым удалось добраться до Луны, так и не выстроили первого в мире внеземного поселения?..

Все золото мира

«Честно говоря, в то время, когда мы заканчивали проект, мы уже осознали, что он так дорог, что выполнить его силами одного страны нереально», — говорит Александр Викторович. Так как кроме того, чем занималось КБ сотни и общего машиностроения вторых подведомственных организаций, предстояло создать новую транспортную совокупность.

Один «челнок» должен был доставлять груз на земную орбиту, второй — довозить его до орбиты Луны, третий — конкретно на ее поверхность. В случае если программа Apollo стоила Америке $24,5 млрд. (а с учетом инфляции в пересчете на сегодняшние деньги более $100 млрд.), то создание лунного поселения имело возможность стоить в десять раз больше! Кроме того для могущественного страны триллион долларов — сумма неподъемная, исходя из этого и в Америке и у нас работы по проектированию лунных поселений закончились.

Проводя исторические параллели, возможно уподобить проекты лунных поселений 1960−1970-х затеянному в 1930-х годах Английским межпланетным обществом постройке корабля для полета на Луну. Очевидно, технологии 1939 года не разрешили осуществить таковой грандиозный проект, но эти разработки внушили идея, что непременно исполнение задачи станет инженерной действительностью.

Так же и с лунным городом. «Отечественные и американские работы доказали, что такое поселение быть может, — говорит Александр Викторович. — Я кроме того практически уверен, что долгосрочная база покажется на Луне в отечественном веке, и вероятнее — в первой его половине». Что же, прогноз настоящий. Американцы уже заявили о собственном намерении выстроить лунную базу к 2020 году, подобный проект разрабатывает и РКК «Энергия».

Так что многим из нас, возможно, светит на своем веку услышать новость о создании первого лунного поселения. Вероятнее, оно будет интернациональным. Не смотря на то, что новые разработки разрешили в наш век снизить цена для того чтобы проекта, она все равно остается очень высокой.

А до тех пор пока проект советской лунной базы, созданный КБ неспециализированного машиностроения, «лежит на полке». Значение его тяжело переоценить — так как он разрешил поверить, что жизнь вне Почвы — решаемая уже сейчас инженерная задача. Кроме того, некоторыми разработками лунных архитекторов мы уже воспользовались.

Созданный для лунного поселения бур слетал на отечественный спутник и привез оттуда пример грунта. Световоды для лунных домов были применены на некоторых станциях столичного и киевского метро. На протяжении проекта, возможно, в первый раз в СССР были совершены важные работы по эргономике и дизайну интерьера космических жилых помещений.

Весьма жаль, что не удалось сохранить один полезнейший артефакт. Во флигеле КБ неспециализированного машиностроения в те годы был выстроен умелый лунный модуль — цилиндр диаметром 4 метра. В то время, когда разработки лунного поселения были закончены, помещения потребовалось высвободить для других проектов. Но громадный лунный модуль не проходил ни в одну дверь, и любопытнейший прототип порезали на куски.

Так что от грандиозного советского проекта по разработке лунного города остались лишь фотографии нехорошего качества, чертежи и эскизы. И вдобавок, само собой разумеется, самые приятные воспоминания. «Проработав в КБ неспециализированного машиностроения 43 года, — подводит итоги Александр Викторович, — я могу заявить, что те годы, в то время, когда мы разрабатывали лунное поселение, были самыми занимательными». Думается, иного ответа от бывшего архитектора лунных городов ожидать было нереально

Об отправке на Марс пилотируемой миссии просматривайте на сайте особого проекта издания: «Отечественный Марс».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№52, февраль 2007).

<

h4>

Государственный заказ. Испанец-хохотун про постройку Олимпиады в Сочи 2014 и ЧМ по футболу.

Статьи, которые будут Вам интересны: