Артиллерия европы в 1505–1515 годах. часть i

Наибольшие конфликты с участием европейских стран в первые десятилетия XVI века — это Итальянские войны, борьба за почвы Руси, отражение турецкого вторжения, и первые колониальные войны за пределами континента. Артиллерийская «гонка оружий» в это время делает уверенный поворот в сторону повышения мобильности артиллерийских орудий. Огромные бомбарды XV века неспешно уходят в прошлое, как и примитивные ковано-сварные орудия.

осады и Битвы

Осады Пизы в 1500 и 1505 годах предпринимаются Флоренцией по окончании того, как город выходит из-под флорентийского владычества в 1495 году. Обе осады оканчиваются неудачей, и флорентийцы — с согласия французского и испанского королей, приобретённых за 100 и 50 тысяч флоринов соответственно, организуют блокаду Пизы. Они всецело отрезают подвоз продовольствия и каждые полгода уничтожают урожай на прилегающих полях.

Пиза сдаётся в 1509 году.

В этих осадах используется и делается известной так называемая «пизанская стенки» — вторая, внутренняя стенки, возводимая в крепости на страшных направлениях, не через чур на большом растоянии и не через чур близко от внешней, с широким рвом в промежутке.

Артиллерия европы в 1505–1515 годах. часть i
места и Северная Италия некоторых событий войн Лиг и других итальянских войн

Бой у Малабарского берега (начало 1503 года). Эскадра Васко да Шумы встретилась тут с значительно превосходящим её по численности индо-арабским флотом. Да Шума разделяет собственные суда на два отряда. Первый из них складывается из лёгких каравелл, вооружённых тяжёлыми орудиями, второй включает тяжёлые суда (каракки).

Каравелльный отряд, пользуясь отличной манёвренностью, совершает стремительный охват соперника и причиняет ему громадный урон орудийным огнём. Отряд больших судов завершает разгром. Бой «кладёт начало столетию португальского господства в Индийском океане совершает из небольшого королевства сверхдержаву» (Гильмартин).

Осада Генуи (1507 год). По сути дела, карательная экспедиция Людовика XII, направленная против попытки Генуи выйти из-под французского контроля. Полное неравенство сил делает неосуществимым для генуэзцев важное сопротивление армии французского короля, которая насчитывает 20 тысяч людей.

Французы имеют «60 громадных орудий, из которых 20 усиленных пушек [курто?] и 12 двойных [двойных курто?] и 500 гаковниц (hacquebuttes a crochets), пороху и ядер взято на полгода, 27 пушкарей штатных и сверхштатных, и две с половиной тысячи французских сапёров (pionniers francois), лучших, какие конкретно нашлись в Бретани».

В краткосрочной осаде Генуи французы применяют «6 громадных пушек, именуемых серпентины… 4 неправильные кулеврины [batardes], 9 средних [кулеврин], 8 фальконов, 50 гаковниц на станках». Попытка генуэзцев остановить продвижение французов на оборонительной позиции на горе Промонторио успеха не имеет. Французы обходят позицию и устанавливают два орудия с фланга.

Обстрел заставляет пехоту отойти, по окончании чего всё генуэзское войско обращается в бегство.

Битва при Аньяделло на барельефе мавзолея Людовика XII. Одно из первых сражений, в изображении которого появляются «последовательности орудий» [здесь — венецианских]

Битва при Аньяделло либо Вайле (14 мая 1509 года) происходит между французским войском, в составе которого находится большой швейцарский контингент, и частью наёмного войска Венеции под началом д’Альвиано. Венецианцы с 20 пушками (время от времени вычисляют — с 30 а также с «60 громадными пушками») укрепляются на гребне бугра среди виноградников. Первоначально французский авангард (конница и швейцарские пикинёры) не имеет возможности прорвать венецианскую оборону.

Батарея на бугре ведёт действенный пламя. Но к месту сражения неспешно подтягиваются главные силы французов под началом Людовика XII, и, в итоге, венецианские армии выясняются окружёнными с трёх сторон.

Посредством подведённой французской артиллерии их сбивают с позиции и обращают в бегство. Гасконская пехота под началом рыцаря Баярда поворачивает захваченную венецианскую артиллерию в поясницы бегущим. Как напишет Флеранж, «не большое количество навоевала венецианская артиллерия против французов, но отлично вести войну ею французы».

Разгром ведет к фактическому уничтожению всей армии Венеции, потому, что вторая часть войска — под руководством Орсини, графа Питильяно, что, как время от времени считается, имел возможность выручить д’Альвиано — под впечатлением вестей о битве начинает разбегаться. Битва упоминается в «Князе» Маккиавелли: «За одни сутки Венеция теряет всё, для чего напрягала силы восемьсот лет».

Осада некоего города армиями Максимилиана. Kulturgeschicht, Band 1

Осада Падуи (середина сентября – 3 октября 1509 года) ведётся войском императора Максимилиана с участием французского контингента против венецианского гарнизона. По окончании бегства и летнего восстания горожан германского гарнизона все усилия Венеции направляются на укрепление города. Его крепость приобретает сильную артиллерию.

Максимилиан имеет под Падуей до 40 орудий и тысяч 136 человек, среди них великие пушки «Frau Humserin», «wunderlich Dirn», «Baldauf», «Narr», «Gnad, dir Gott».

Одна из самых больших, «schone Kathi», весит «100 центнеров», и для неё изготавливаются 100 гранитных ядер из каменоломен Бриксена (Южный Тироль). До окрестностей Падуи «прелестная Кати» доезжает благополучно, но тут она падает с моста в реку, и дотянуться её оказывается нереально. Кроме этого среди орудий Максимилиана «столь великие, что из них не чаще четырёх ежедневно стрелять вероятно», именуемые «Merkruf», «Thurmkratzel», «Strauss», «scharfe Metze» [здесь как имя собственное].

Великие пушки Максимилиана при Падуе, 1509. Слева вверху «Frau Humserin», слева внизу «Narr», справа «Strauss». Обоюдный масштаб примерный, по размерам дельфинов. Zeugbuch

Нехорошая обеспеченность конным транспортом заставляет перевозить прекрасный артиллерийский парк Максимилиана по частям, в две ездки, на что свысока посматривают присутствующие знатные французы. Но же, как позднее подмечает Флеранж, «осадная артиллерия императора ведёт более сильный пламя, чем королевская [французская]».

Обстрел города из 80 орудий (уже прибывших и установленных) начинается 16 сентября и продолжается две ночи и один сутки. Время от времени падают в один момент 10 ядер, «почва трясётся, и вспышки выстрелов без конца освещают ночь». Но штурм 18 сентября отбит.

Обстрел возобновляется, древесные заграждения «ломаются и разлетаются как соломинки», но уже видно, что против стенку с земляными подкреплениями кроме того крупнокалиберные орудия не столь действенны, как ожидалось.

Это усиливает дух защитников, и они вешают на одном из ронделей крепости мёртвого кота, приглашая ландскнехтов прийти и снять его. Кардинал Феррары предлагает 10 тысяч дукатов тому отряду, что заберёт это упрочнение, и по окончании кровопролитной схватки отряд испанцев и тирольцев врывается в рондель. Но, «в тот самый миг, в то время, когда на стенах уже трепещут стяги Максимилиана», защитники подрывают упрочнение с огромными утратами для штурмующих.

Взрывами мин падуанцы блокируют подход подкреплений.

Максимилиан ещё два раза отправляет войска на приступ, 24 и 26 сентября, но дух его армии по окончании трагедии на «кошачьем» ронделе подорван. Оба штурма неудачны. Падуанцы отражают их, а также посредством мин (фугасов), устанавливаемых в брешах.

Им кроме этого удаётся набег, в которой они разрушают упрочнения осаждающих, сжигают большое количество пороха и загвозжают семь орудий, из них три громадных. Бреши и страшные направления падуанцы защищают «пизанскими упрочнениями».

На 29 сентября назначается решающий штурм. Артиллерийский обстрел продолжается с четверга до субботы, на город выбрасываются последние из 1500 ядер великих пушек. Утром 29 сентября войска Максимилиана идут на приступ, но падуанцы «предотвращены предателями» и удачно отражают атаки.

Максимилиан пробует уговорить французских и германских рыцарей усилить штурмующих в пешем строю. Французы соглашаются сходу — «в случае если то же сделают и немцы», но германские и фламандские рыцари возмущены и поднимают «шум, что полчаса не утихает», и объявляют, что сражаться спешившись, де, «ниже их преимущества». Многочасовой штурм отбит, утраты штурмующих исчисляются в тысячах.

Из-за отсутствия значительных результатов и в связи с исчерпанием средств к 3 октября, по окончании 17 дней осады, император должен её снять. Его артиллерия за это время успевает сделать «не меньше 20 тысяч выстрелов».

Максимилиан оправдывает собственную неудачу тем, что падуанцы, де, выстроили «такие могучие упрочнения, каких свет не видывал». И вправду, за счёт применения «пизанской стенки» защитники сводят на нет преимущества, создаваемые замечательным огнём осадной артиллерии новых образцов. Это первый опережающий «итальянскую совокупность» систематический ответ средств защиты новым средствам нападения (Даффи).

Бой на реке По (при Полеселле) состоялся 22 декабря 1509 года. Это был не столько бой, сколько расстрел, что артиллерия Феррарского герцогства учиняет венецианской флотилии на реке По. Феррарцы ночью скрыто подводят и устанавливают собственные пушки, а с восходом солнца открывают пламя в упор по стоянке венецианских галер, уничтожая пятнадцать из семнадцати.

Штурм Гоа (1511 год). Португальский отряд в 1500 человек, имеющий огнестрельное оружие, высаживается с судов и штурмует город Гоа, из которого ранее армией раджи Биджапура был выбит португальский гарнизон. В городе португальцев встречает «многотысячная» индийская армия. По окончании ожесточённых уличных битв индийская армия бежит. индийцев и Потери португальцев соотносятся как 50:6000.

Это одно из первых сражений, где против «узкой европейской линии» выступают «безжалостные толпы» — как это преподносят европейские авторы.

Осада Болоньи в 1512 году ведётся папско-испанским войском. Обороняется в городе французский гарнизон. Осада примечательна тем, что тут в первый раз точно используются средства противоминной войны: посредством колокольчиков и погремушек, расставленных по стенкам, защитники отыскивают направление минной галереи, которую испанцы ведут под управлением Педро Наварро.

Отыскав мину, французы пробивают к пороховой камере колодец, чтобы рассеять силу взрыва. И это им удаётся — при взрыве стенки повреждена, но не обрушена.

В итоге, гарнизону удаётся продержаться до снятия осады и подхода подмоги. Так, при осаде Болоньи находится ответ на мину — «последнее неотразимое средство атаки крепостей» (Даффи).

Битва под Равенной (1512) в позднейшем изображении. Внимание живописца больше завлекала схватка пехоты, и артиллерия изображена схематично, типично для XVI века. «Трезубцы на колёсах» это, само собой разумеется, боевые возки? Педро Наварро

Битва при Равенне (11 апреля 1512). Французское войско Гастона де Фуа, включающее контингенты феррарцев и ландскнехтов, осаждает город Равенна, защищаемый гарнизоном Священной Лиги. Войско Лиги (испанско-папско-венецианское), идущее на выручку, приближается и занимает «неприступную» (Дельбрюк) оборонительную позицию рядом.

За рвом, на протяжении фронта позиции, расставлены 30 импровизированных рибодекинов.

«Это были древесные двуколки, весьма лёгкие, с долгим 6-футовым дышлом; спереди у них были пики длиною с простое копьё, остро наточенные, а сверху были прибиты громадные аркебузы [так в позднейшем французском переводе]. Их поставили перед [испанской] пехотой, и были они столь лёгкими, что воины имели возможность их перетаскивать за дышло и, упирая дышло в почву, выстраивать из торчащих пик преграду для французских жандармов [конных латников], которых они лишь и опасались».

В промежутках находятся полевые орудия и стрелки. За упрочнением двумя линиями строится пехота, испанская и итальянская. Фланги позиции упираются в реку и в малопроходимую низину.

Французское войско приближается, но вместо ожидаемого штурма позиции начинает её артиллерийский обстрел. Другие французские силы только закрывают действия артиллерии. Пушек у французов в два раза больше (около 50 против 24, по Дельбрюку), и их действиями умело командует Альфонсо д’Эсте, герцог феррарский, энтузиаст артиллерии и большой знаток.

Как думает Дельбрюк, его-то присутствием и разъясняется сила артиллерии французов в 1512 году.

Феррарский герцог Альфонсо д’Эсте, творец удач французской артиллерии в Италии при Людовике XII, на прижизненных портретах. Цвета искажены при составлении коллажа, дабы высветлить изображённые на картинах пушки

Испанцы попадают в тяжёлое положение. Д’Эсте удаётся разместить пушки так, что они обстреливают испанские позиции и с фронта, и с фланга; обстрел длится около двух часов. Испанской пехоте приказано залечь, дабы уменьшить утраты, а испанская конница несёт утраты от перекрёстного огня.

Попытки конных отрядов Лиги на флангах уйти из-под обстрела и нападать неудачны. Французская и феррарская конница преследуют их.

Испанская пехота обстреливает (из гаковниц? аркебуз?) подступающую ландскнехтов и французскую пехоту, причиняет им громадный урон а также пробует перейти в наступление, но остановлена ландскнехтами. Остаткам испанской пехоты удаётся организованно отойти. При попытке нападать отступающих ружейным огнём убит главноком французов Гастон де Фуа.

Сражение, как отмечает Дельбрюк, примечательно как раз ролью в нём артиллерии. Её целенаправленно применяли чтобы заставить прекрасно вооружённых ручным огнестрельным оружием обороняющихся покинуть полевые упрочнения и перейти в невыгодную для них атаку.

Осада Прато и сдача Флоренции (сентябрь 1512 года). Ополчение Флоренции защищает город Прато, закрывающий северные подступы к самой Флоренции («в двух милях на север», Дельбрюк), которому угрожают испанцы. Упрочнения Прато устаревшие и действенны только против средневековых средств нападения. Но у испанцев имеются только два осадных орудия, одно из которых разрывается.

Оставшимся орудием испанцы однако пробивают узкую и помой-му недостаточную брешь в стенке «четыре метра шириной и два метра высотой» (Дельбрюк). Но при штурме они подводят стрелков к самой стенке и открывают таковой сильный и правильный пламя, что защитники выясняются не талантливыми отразить штурм и обращаются в бегство. Под впечатлением от данной (неожиданной) победы испанцев и последующей резни и грабежа Флоренция сдаётся без боя.

Восстанавливается владычество семьи Медичи.

Техника

Артиллерийская техника в указанный 10-летний период не претерпевает значительных трансформаций. Длится «вымывание» из действующих армий орудий сверхкрупных и больших калибров, требующих для боевой работы через чур много пороха, лошадей и людей. Отрабатывается техника медного литья, и происходят попытки перехода к литью металлическому.

Ковано-сварная конструкция отсеивается из «передней линии» на периферию, сохраняясь, в виде исключения, на военных судах. Стандартизация артиллерии до тех пор пока ещё остаётся в основном в благих пожеланиях теоретиков, не смотря на то, что перемещение к ней уже обозначено.

Французское орудие на надгробном барельефе могилы Галиота де Женуйяка, начальника артиллерии при Франциске I. Изображение с громадными подробностями, не смотря на то, что и отражает состояние дел уже к началу 1540?х годов

передок и Колёсный лафет для перевозки (не считая самых лёгких орудий) вводятся во всех главных армиях Европы. В новых изделиях лафет утрачивает «бургундские» дуги и обретает «дюреровскую» либо «максимилиановскую» форму, в которой вертикальная наводка производится подводом клиньев под казённую часть, а движущихся частей в самом лафете нет.

Рассказы про некоторый германский обычай делать очень низкие лафеты, дабы, де, поражать пехоту, «идущую в наступление низко пригнувшись», само собой разумеется, апокрифичны. Колёсный лафет, с которого ведётся пламя из дульнозарядного орудия, ограничен по высоте ростом человека и удобством обслуживания. Особенно это справедливо для полевой пушки, которой и самой направляться быть полегче.

Низкий лафет свидетельствует малое и более лёгкое колесо. Помимо этого, орудия тяжелы, а малые колёса легче сделать более прочными, в особенности в технике начала XVI века. Особенные «германские колёса», о которых говорится в «Этюдах» – это кроме этого, вероятнее, попытка заметить совокупность в том месте, где её не было.

Техника: Франция

При Людовике XII и в первые годы правления Франциска I французская артиллерия в общем сохраняет линейку типов начала XVI века: 80-фунтовые двойные курто и 50-фунтовые курто, 33-фунтовые фунтовые средние и 12-двойные серпентины серпентины (сакры), 6-фунтовые фальконы.

Заглавия типов, но, в эту пору начинают «плавать». Курто именуются «пушками» (canon), «серпентины» преобразовываются в «кулеврины»; теряется «сакр» — второе наименование «средней кулеврины». Появляется обычай без разбора именовать крупнокалиберные орудия (условно — больше 50 фунтов) «василисками», как, к примеру, в описаниях осады Родоса (1522).

Французские полководцы не «держатся» за сверхкрупные калибры при осаде, а на поле боя предпочитают манёвренность артиллерии, как при осаде Генуи (1507) либо при Равенне (1512).

Техника: Германия

В германских почвах совсем оформляется «максимилианова» совокупность орудийных образцов. Осадные типы – это 100-фунтовая шарфмеца, 50-фунтовые зингерин и нахтигаль, 25-фунтовая (условно) картауна. Полевые типы («шланги», т. е. «змеи») начинаются с 20-фунтового (условно) нотшланга («удава»), длятся шлангами разной дробности (громадной, полный, половинный и др.) и завершаются ?–1-фунтовыми пушками (фальконетами и шарфентинами).

Стволы осадных типов, в большинстве случаев, маленькие в калибрах; пара вне данной совокупности находятся василиски — по сути, сверхкрупные «змеи». В осадных парках сохраняются бомбарды. Экспедиционный корпус Максимилиана в 1513 году ещё имеет 29 орудий калибром 50–150 фунтов.

Мортиры становятся ответственным компонентом защитного оружия германских крепостей. Германский (Тевтонский) орден имеет в Балгском арсенале в 1513 году 237 мортир нового и орудий 50 литья для стрельбы зажигательными боеприпасами. Венский муниципальный арсенал в 1519 году имеет великую мортиру «Шут» («Narr») и две мортиры меньшие, перелитые из громадной. Кроме этого тут имеется две великие пушки, для большей из которых, «Lauerpfeife», имеются только три ядра.

Ещё две четверть-пушки даны в замок Графенек. Венский арсенал в Циллергофе имеет две великие мортиры, «Pumbler» и «Archan», четыре шарфмецы «на колёсах», одного василиска, пять зингеринов, одну четверть-пушку и две гуфницы (все «на колёсах»), одну мортиру на повозке, и 35 полевых и небольших орудий.

Камнестрельное орудие 1507 года отливки. На стволе как словно бы читается фрактурное «fait a Lion» — «сделано в Лионе». Цапфы, как у многих новых камнестрелов, очень сильно смещены к казне. Essenwein, изображения 100, 101

Кое-какие ветхие образцы орудий кроме того делаются заново, для новых тактических задач — это камнестрелы (Steinbuchse), каковые кроме этого определяются как огнестрелы (Fewerbuchse) и смогут иметь множество вторых названий («мартышки», «коты» и под.). Эти орудия смогут иметь казнозарядную конструкцию, время от времени со сложным механизмом запирания. Другие ветхие образцы, гуфницы и тарасницы, лежат на складах без лафетов.

Сохраняются гаковницы, а также усиленные — двойные, либо доппельгаки, и уменьшенные — половинные, либо хальбгаки.

Техника: итальянские почвы

Артиллерийская техника в итальянских почвах в 1500?х–1510?х годах начинается, первым делом, в Венеции. В 1507–1511 годах это государство ведёт борьбу за собственное собственное существование, причём в 1509 году неприятели стоят практически «у ворот». Только с 1513 года опасность со стороны христианнейших правителей пара понижается.

Но улучшается натиск Турции.

25 марта 1505 года венецианская Конгрегация бомбардиров открывает одну из первых в мире артиллерийскую школу. Помимо этого, в бывшем «брессальо» (тире для лучников) цех создаёт полигон для опробований огнестрельного оружия. С 1500?х годов Венеция, всё ещё имеющая большие владения в Средиземном море, деятельно развивает новые возможности боевых судов, даваемые артиллерией.

А в 1513 году д’Альвиано отправляет с конницей для преследования отступающего соперника 3 фальконета.

Французские и венецианские орудия в приблизительно едином масштабе. Слева направо: французское орудие времён Людовика XII (33-фунтовое?), французское орудие времён Франциска I (4-фунтовое?), венецианские орудия 1508 и 1510 гг. отливки, соответственно (6–9? и 10–12?). Etudes, T. 3, лист 33, Rocchi; размеры ядер 2 и масштабная линейка метра по Etudes

По всей видимости, в эти же годы уже выработана венецианская совокупность из всего двух классов больших орудий: пушек как таковых («cannone») и длинноствольных кулеврин («colubrina»). Тогда же была заложена техническая база появления «прекрасных [своим качеством]» венецианских орудий XVII века. Но узнаваемая по многим изображениям кулеврина-«древняя колонна» якобы 1487 (!) либо 1497 года очевидно датируется ошибочно и относится к 1597 году (Морин).

Другие итальянские страны не владеют сейчас мотивацией и сравнимыми ресурсами. Исключением выясняются феррарские герцоги: знаток и энтузиаст артиллерии Альфонсо I д’Эсте создаёт замечательный, для маленькой Феррары, артиллерийский парк. В нём имеются солидные кулеврины «Большой» чёрт «и Землетрясение» (сделаны, возможно, около 1510 г.), «Королева» и «Юлия» (отлита в 1512 г. из разбитой статуи папы Юлия II работы Микеланджело).

Орудий «очень подвижных» [полевых и мелких] герцог имеет до 200. На портретах герцог Альфонсо неизменно изображается на фоне пушек.

Техника: Испания

Приблизительно с 1500 года в испанской артиллерии, направляемой в Италию, лучшими считаются «пушки на французский лад» (итал. «cannoni a la francese»), другими словами более либо менее успешные копии французских образцов. Возможно считать, что в первые десятилетия XVI века главные упрочнения испанских разработчиков направляются на ручное огнестрельное оружие, которым вооружается пехота — главная ударная сила испанских королевств. Между 1505 и 1515 годами на поле боя появляется «испанская ручница» – аркебуза, а к 1521 году появляется сверхтяжёлая аркебуза-мушкет.

Кроме этого как мы знаем, что в 1515 г. Педро Наварро использует двухфунтовые орудия, транспортируемые на вьюках. Это очевидная попытка создания орудия сопровождения пехоты, не смотря на то, что и неудачная из-за продолжительного времени перевода таковой пушки в боевое положение. В 1513 году в кастильском Бургосе раскрывается артиллерийская школа.

В титуле статьи использован фрагмент картины Альбрехта Дюрера 1518 года «Пейзаж с пушкой» (в противном случае «Громадная нюрнбергская пушка») — аллегории противостояния Запада натиску турецких орд.

литература и Источники:

  • Bonaparte M.?L. Etudes sur le passe et l’avenir de l’artillerie. T. 1. Paris, 1846. URL: books.гугл.com/books?id=0rpf2TsXHz8C.
  • Coltman Clephan R. The Ordnance of the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Archaeological Journal. 1911. Vol. 68, no. 1. P. 49–138.
  • Delbruck H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962). URL: zeno.org/Geschichte/L/Delbr%C3%BCck+Gdk+4.+Teil. Renaissance, 2. Kapitel. Die Feuerwaffe.
  • Dolleczek A. Geschichte der osterreichischen Artillerie von den fruhesten Zeiten bis zur Gegenwart. Wien, 1887. URL: literature.at/viewer.alo?viewmode=overview&objid=13437.
  • Duffy C. Siege warfare. The fortress in the Early Modern World 1494–1660. London, 1979.
  • Essenwein A. Quellen zur Geschichte der Feuerwaffen. Leipzig, 1872–1877. URL: mdz-nbn-resolving.de/urn/resolver.pl?urn=urn:nbn:de:bvb:12-bsb10982206–4.
  • Fave I. Etudes sur le passe et l’avenir de l’artillerie. T. 3. Paris, 1862. URL: books.гугл.com/books?id=gh9EAAAAYAAJ.
  • Fave I. Histoire et tactique des trois armes et plus particulierement de l’artillerie de campagne. Paris, 1845. URL: gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k73360t.
  • Gorski K. Historya artyleryi polskiej. Warszawa, 1902. URL: archive.org/details/bub_gb_gvkRAAAAYAAJ.
  • Greener W.W. The gun and its development. 9th edition. London, 1910. URL: archive.org/details/gunitsdevelopmen00greerich.
  • Heilmann J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1506 bis 1651. Band I. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1506–1598. Munchen, 1868.
  • Hoffman P.T. Why is it that Europeans ended up conquering the rest of the globe? Prices, the military revolution, and Western Europe’s comparative advantage in violence. URL: researchgate.net/publication/268012938.
  • Morin M. Morphology and constructive techniques of Venetian artilleries in the 16th and 17th centuries: some notes // Ships & Guns. The sea ordnance in Venice and Europe between the 15th and the 17th centuries / ed. by C. Beltrame, R.G. Ridella. Venezia, 2011. P. 1–11.
  • Morin M. Venetian iron artilleries in the XVth-century // Cannon casting in Medieval and Early Modern period (Nemzetkozi agyuonto konferencia Sarospatakon november 6–7-en, 2014).
  • Procter G. The history of Italy, from the fall of the Western Empire to the commencement of the wars of the French Revolution. 2nd edition. London, 1844.
  • Sicking L. Naval warfare in Europe, c. 1330–c. 1680 // European warfare, 1350–1750. Cambridge University Press, 2010. P. 236–263.
  • Wikimedia Commons. URL: commons.wikimedia.org.
  • Zeugbuch Kaiser Maximilians I. [BSB Cod. icon. 222]. Innsbruck, [1500–1510]. URL: nbn-resolving.de/urn/resolver.pl?urn=urn:nbn:de:bvb:12-bsb00020956–6.

Юрий Тарасевич
/
Век великих пушек
С 1420 по 1520 годы в Европе продолжался период, в то время, когда развитие фортификации очевидно отставало от развития артиллерии

  • артиллерия
  • Средние века

Хронология вечности: Сутки памяти преподобного Максима Грека

Статьи, которые будут Вам интересны: