Артиллерийский танк для красной армии

Артиллерийский танк для красной армии

Виюле 1929 г Реввоенсоветом СССР была принята «Совокупность танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА», заложившая на ближайшие годы программу создания броневых сил (с 1930 по 1933 г. — мотомеханизированных армий) Красной Армии. В самом финише 1920-х и начале 1930-х гг. отечественная промышленность приступила к выпуску танка МС-1 (Т-18), ставшего первой серийной машиной, Т-24 с трёхъярусным оружием, Т-26. Разрабатывались умелые Т-19 и Т-20.

Это были автомобили, вооружённые 37-мм пушками Гочкиса, ПС-1 либо кроме того 7,52-мм пулемётами.

Но к этому времени армейские эксперты пришли к точке зрения о необходимости иметь в армиях подвижные автомобили с пушками более значительных калибров. Танки, вооружённые малокалиберными пушками, не могли бороться, к примеру, с огневыми точками соперника в каких-либо укрытиях. Нужны были манёвренные средства, каковые, пребывав в едином строю с «линейными» танками, поддерживали бы их огнём. Таковым в тот период стал артиллерийский танк,что относили к особому классу.

Считалось, что «современный артиллерийский танк — это забронированные всецело либо частично танки, главным оружием которых есть пушка, в большинстве случаев, увеличенного калибра, установленная во вращающейся башне, разрешающей осуществлять манёвр огнём на протяжении скоротечного боя». Такие автомобили имели возможность вести стрельбу по «найденным целям, в основном, с места, с закрытых либо открытых позиций из линии атаки».

Первый опытный образец артиллерийского танка создали в КБ моторизации и управления механизации РККА (УММ РККА) в начале 1932 г. Создали его на базе танка БТ-2, серийно создаваемого в 1931 — 1933 гг. Это была лёгкая колёсногусеничная машина массой 11,5 т, с бронёй толщиной 6-13 мм, имевшая карбюраторный двигатель.

На ней была установлена намерено спроектированная на Ижорском заводе в ленинградском Колпино башня обтекаемой формы, в которой разместили противоштурмовую 76,2-мм пушку Гарфорда обр. 1910 г. Но практически сходу её заменили на полковую пушку обр. 1927 г. с уменьшенной длиной отката, но того же калибра. Справа от неё поставили 7,62-мм пулемёт — для ведения огня по пехоте.

Танк Дыренкова Д-38

Артиллерийский танк Дыренкова Д-38, созданный на базе танка БТ-2.

Начальный пример с двумя 76,2-мм и 37-мм пушками. 1932 г.

Артиллерийский танк АТ-1, спроектированный на шасси танка Т-26

АТ-1. Масса танка 9,5 т, оружие — 76,2-мм пушка и 7,62-мм пулемёт

АТ-1. Вид с кормы. Кормовой щит рубки всецело закрыт

Опробования танка совершили весной 1932 г. По их итогам приёмочная рабочая группа сделала только обнадёживающий вывод, пребывавший в том, что установка крупнокалиберных пушек на танк вероятна.

В истории танкостроения эта машина известна как танк Д-38 конструктора Н. Дыренкова.

В 1934 г. на Ленинградском заводе умелого машиностроения № 185 приступили к созданию второй модели артиллерийского танка под индексом АТ-1.

Проектирование велось под управлением инженера П. Сячинтова, известного тогда конструктора танковых пушек. Первый опытный образец был представлен к опробованиям в апреле 1935 г.

Базой для АТ-1 послужил лёгкий пехотный танк Т-26, принятый на вооружение в 1931 г., имевший массу 9 т и двигатель мощностью 90 л.с.

Неизменно модернизировавшийся, сначала он был двухбашенным пулемётным, после этого однобашенным с 37-мм пушкой. К 1934 г. его уже вооружили 45-мм пушкой 20К, установив её в цилиндрической башне с кормовой нишей.

АТ-1 воображал собой безбашенную машину с рубкой, размещённой на шасси Т-26 в центральной её части. Рубка имела прямоугольную форму, была бронированной и защищала расчёт пушки от оружейных пуль.

Её броневые катаные страницы толщиной 6 — 13 мм соединялись между собой на заклёпках.

При ведении огня борта рубки имели возможность раскрываться: для обеспечения лучших условий работы расчёта, обзора местности и, само собой разумеется, для удаления пороховых газов.

АТ-1:

1 — 76,2-мм пушка ПС-3; 2 — рубка; 3 — воздухозаборник; 4 — направляющее колесо; 5 — опорная тележка с катками; 6 — ведущее колесо; 7 — люк заряжающего; 8 — люк начальника; 9 — жалюзи двигательного отсека; 10-глушитель; 11-люк двигательного отсека; 12 — люк доступа к трансмиссии; 13 — 7,62-мм пулемёт ДТ; 14 — люк механика-водителя; 15 — лючок панорамы; 16 — фара; 17 — откидной кормовой щит рубки

Для АТ-1 П. Сячинтовым была создана новая полуавтоматическая пушка повышенной мощности ПС-3.

Она имела калибр 76,2 мм, нарезной ствол длиной 1640 мм либо 21,5 клб.

Пушку в рубке установили на штыревой тумбе во вращающемся вертлюге. Ей имели возможность придаваться углы возвышения от — 5° до +45°, при горизонтальном наведении без поворота танка — до 20° в обе стороны. Наводка велась посредством панорамного и телескопического прицелов.

Масса пушки равнялась 1350 кг, большая протяженность отката составляла 460 мм. При массе бронебойного боеприпаса около 6,5 кг его начальная скорость достигала 530 м/с (при массе заряда 0,95 кг). На огневых опробованиях была продемонстрирована дальность стрельбы 10 500 м (не смотря на то, что дальность прямого выстрела составила 500 м) при скорострельности 10-12 выстр./мин. Удачно велась кроме этого и стрельба с ходу.

Не считая пушки, танк вооружили 7,62-мм пулемётом, разместив его справа в лобовом странице в шаровой опоре. Ещё один такой же пулемёт хранился в корпусе.

Боекомплект составлял 34 унитарных выстрела (по другим сведеньям — 40 либо 41) и 1827 пулемётных патронов в 29 магазинах.

Напомним, что пушку ПС-3 устанавливали кроме этого на умелых примерах танков Т-28, Т-29, Т-35.

Экипаж автомобили составляли три человека.

Механик-водитель занимал собственное рабочее место в первых рядах, в отделении управления справа, начальник, он же наводчик, сидел в боевом отделении — в рубке — слева от орудия, заряжающий — справа от него. Для их выхода и входа в крыше рубки имелись два люка.

Ходовая часть, трансмиссия, 4-цилиндровый 90-сильный карбюраторный 90-сильный двигатель были полностью забраны от танка Т-26.

АТ-1 воображал собой безбашенную машину с рубкой прямоугольной формы.

При ведении огня борта рубки имели возможность частично откидываться

АТ-1. Вид с кормы при открытых щитах рубки

Артиллерийский танк АТ-1 на полигонных опробованиях.

Зима 1935 г.

Вариант артиллерийского танка под индексом Т-26-4 с башней увеличенного количества кроме этого под 76,2-мм пушку

К сожалению, результаты полигонных опробований АТ-1 не были удовлетворительными как по работе пушки, так и по конструкционным недостаткам автомобили. Рабочая группа отмечала не хватает идеальную полуавтоматику пушки, неудачное размещение механизмов наводки, отсутствие гильзосборника, опробования машина допущена не была.

Тем временем, эксперты Кировского завода (до 1934 г. «Красный путиловец») внесли предложение установить вместо ПС-3 собственную пушку Л-7, воображавшую собой усовершенствованное 3-дюймовое зенитное орудие Тарнавского-Лендера примера 1914/15 г. Главным её отличием от предшествующей было наличие вертикального клинового полуавтоматического затвора. Но пушка имела через чур большие габариты и её, при всём жажде, не смогли разместить в рубке АТ-1.

После этого на том же заводе под управлением конструктора И. Маханова создали другую пушку, взявшую индекс Л-10. Принципиальным её отличием явились уникальные противооткатные устройства.

Эта пушка имела кроме этого калибр 76,2 мм, длину ствола 23,7 клб, скорострельность 12 выстр./мин. Её бронебойный боеприпас массой 6,5 кг, имевший начальную скорость 558 м/с, с дистанции 500 м имел возможность пробить броневой лист толщиной до 61 мм, а на расстоянии 1000 м — до 50 мм.

Но и Л-10 не решились установить на танк из-за тесноты в рубке, а расширить её не разрешали габариты самой автомобили.

Однако военспецы Автобронетанкового управления РККА в 1936 г. выдали заказ на выпуск десяти опытных образцов АТ-1 с пушкой ПС-3 для войсковых опробований. Производство корпусов возлагалось на Ижорский завод, ходовую часть должен был поставить ленинградский завод № 174 (с 1932 г. — Национальный завод им.

К.Е. Ворошилова), оружие -пушку ПС-3 — Кировский завод.

Характеристики ТАНКОВЫХ ПУШЕК ПС-3, Л-10

В 1937 г. ижорцы произвели восемь корпусов, кировцы начали сборку первых трёх автомобилей. Но потом произошло непоправимое: глава конструкторской группы по самоходной артиллерии П. Сячинтов был заявлен «врагом народа» и арестован.

Проекты, над которыми трудился он и его сотрудники, были законсервированы, а также прикрыта и доводка артиллерийского танка АТ-1.

Возвратились к теме АТ-1, как говорится, по случаю. На протяжении «Зимней (Финской) войны» 1940 — 1941 гг. весьма важным стал вопрос эвакуации раненых бойцов с поля боя.

Тогда и отыскали в памяти об оставшихся на заводе №174 неразобранными корпусах, решив перевоплотить их в санитарные танки. Один из них без всяких чертежей, на скорую руку переделали, приспособив под перевозку раненых. Но попасть на фронт машина опоздала из-за окончания войны.

Так не сложилась будущее танка АТ-1, что имел возможность бы стать первой противотанковой самоходной артиллерийской установкой.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Боевая масса и-38

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА, кг……………………………11 500

Экипаж, чел…………………………………………3

Протяженность, мм……………………………………….5580

Ширина, мм……………………………………2230

Высота, мм……………………………………..2400

Клиренс, мм……………………………………..325

Оружие…………………..76,2-мм пушка,

7,62-мм пулемёт ДТ Ходовая часть …. 4 опорных катка на борт, ведущее колесо — заднее

Трансмиссия……………………механическая,

четырёхступенчатая коробка передач

Скорость, км/ч:

на гусеницах……………………………………60

на колёсах………………………………………..90

Запас хода по шоссе, км:

на гусеницах………………………………….120

на колёсах………………………………………200

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТАНКА АТ-1:

Боевая масса, кг………………………………9550

Экипаж, чел…………………………………………3

Протяженность, мм……………………………………….4620

Ширина, мм……………………………………2445

Высота, мм……………………………………..2032

Клиренс, мм……………………………………..385

Бронирование, мм…………………………6-13

Оружие………….76,2-мм пушка ПС-3,

два 7,62-мм пулемёта ДТ

Боекомплект……………выстрелов — 34 (41),

патронов — 1827

Двигатель………………4-цилиндровый Т-26

карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. при 2100 об/мин

Трансмиссия…………………….механическая

4-скоростная, три передачи вперёд, одна — назад

Ходовая часть……………..8 опорных катков

в 4-х тележках, листовые рессоры, направляющее колесо — переднее

Скорость, км/час:

по шоссе………………………………………….30

по просёлку……………………………………..15

Ёмкость баков, л……………………………….192

Запас хода, км:

по шоссе………………………………………..140

по просёлку……………………………………110

Удельная мощность, л.с./т…………………..10

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стены……………………………….0,70

ширина рва……………………………………..2,0

глубина брода……………………………….0,80

подъём, град…………………………………….35

В.

БОРЗЕНКО

Артиллерия Второй мировой. Всевышний войны ( Серия 1).

Статьи, которые будут Вам интересны: