Авиадесантные танки англии

Авиадесантные танки англии

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века английская компания Vickers-Armstrong в инициативном порядке приступила к разработке легкого разведывательного танка, предназначенного заменить легкий танк Mk.VI, не удовлетворявший военных в основном в части оружия. Проектирование новой автомобили велось под управлением инженера Лесли Литтла. Новый танк быстро отличался от всех прошлых моделей компании и воплотил в себе многие, возможно сообщить, революционные идеи танкостроителей.

Изюминкой танка, несомненно, была конструкция ходовой части. Для управления употреблялась рулевая колонка автомобильного типа. Рулевые тяги поворачивали опорные катки и ведущие колеса, а второй и третий катки наряду с этим еще и отклонялись от вертикальной оси. Гусеница в следствии изгибалась по дуге, а танк поворачивался в ту либо иную сторону без подтормаживания и понижения скорости. Опорные катки имели резиновые бандажи. Подвеска—гидропневматическая.

Корпус танка планировал на каркасе из уголков посредством заклепок. В лобовом наклонном странице пребывала маленькая рубка, закрывавшая плечи и голову механика-водителя. Вся передняя часть данной рубки имела возможность раскрываться, наряду с этим шофер приобретал хороший обзор, но в то время, когда люк закрывался, он имел возможность вестинаблюдение лишь через мелкую смотровую щель.

Башня танка, кроме этого выполнявшаяся клепаной, была достаточно просторной, но не имела командирской башенки и не снабжала начальнику удовлетворительного обзора. Помимо этого, начальнику приходилось делать еще и функции заряжающего.

Горизонтально-оппозитный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Meadows МАТ мощностью 165 л.с. при 2700 об/мин и пятискоростная коробка передач Meadows Туре 30 разрешали военной машине массой 7,62 т развивать скорость 64 км/ч по шоссе и до 45 км/ч по проселочной дороге.

Бронирование было легким, и в этом не было ничего необычного, поскольку основной целью конструкторов являлась скорость. Однако машина имела бронезащиту на уровне вторых легких танков того времени—от 4 до 16 мм.

Легкий танк «Тетрарх» на протяжении опробований на НИБТ Полигоне в Кубинке. 1946 год

Оружие складывалось из стандартной британской 2-фунтовой (42-мм) пушки Mk.lX и спаренного с ней 7,92-мм пулемета BESA. На правом и левом бортах башни крепилось по одному дымовому гранатомету калибра 101,6 мм. Боекомплект танка складывался из 50 выстрелов, 2025 патронов и восьми дымовых гранат.

Столь замечательное оружие, нетипичное для легких танков тех лет, вызвало задержку при принятии автомобили на вооружение. По бронезащите и массе танк соответствовал классу легких танков, а по оружию — крейсерских. В итоге танк классифицировали как «легкий крейсерский» и 23 июня 1938 года приняли на вооружение называющиеся Light Cruiser Mark VII (А17).

Спустя год машина взяла и имя собственное— Tetrarch («Тетрарх»).

Для того времени большая скорость автомобили была высокой и, согласно точки зрения конструкторов, Mk.VII предстояло стать замечательным и скоростным разведывательным танком, талантливым скоро перемещаться по полю боя и, в случае если пригодится, вести разведку боем.

Но военное министерство поставило данный принцип под сомнением именно к моменту появления первого прототипа, потому что опыт войны в Испании продемонстрировал, что легкие танки не оправдали возлагавшихся на них надежд. По данной причине заказ на Mk.VII был подписан лишь в последних числах Января 1939 года.

Легкий танк Mk VII «Тетрарх»:

1—2-фунтовая пушка; 2 — дымовой гранатомет; 3 — жалюзи воздухозаборника; 4 — дополнительный топливный бак; 5—ящик ЗИП; 6 —крышка башенного люка; 7 — прибор наблюдения Мк IV;8 — фара-искатель; 9—спаренный пулемет Besa; 10— фары; 11 —откидная крышка люка механика-водителя; 12 — жалюзи выхода воздуха; 13 — глушители

Схема устройства рулевого управления:

1 —руль; 2—передние редукторы управления; 3—долгие рулевые тяги; 4—внутренние рулевые тяги; 5 — внутренние редукторы управления; 6— задние редукторы управления

Отделение управления:

1 —рулевое колесо; 2—термометр; 3—тахометр; 4—кнопка сигнала; 5—топливный бак; 6 — педаль тормоза; 7—педаль акселератора; 8 — аккумуляторные батареи; 9—рычаг ручного тормоза; 10—сиденье механика-водителя; 11—рулевая колонка; 12—рычаг переключения передач; 13 — панель устройств; 14 — педаль сцепления; 15 — топливный бак; 16 — амперметр; 17 — спидометр; 18 — указатель давления масла

Производство «Тетрархов» осуществлялось на заводе компании Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Co.ЛТД в Бирмингеме и продвигалось достаточно медлительно, частично вследствие того что появлялось большое количество неприятностей с необыкновенной подвеской, частично из-за ущерба, нанесенного заводу германской авиацией.

Первые серийные легкие танки Mk.VII вышли из ворот завода в ноябре 1940 года. Зимний период 1941 года первым эти автомобили взял 9-й уланский полк, в котором они употреблялись в качестве учебных. Для обучения танкистов «Тетрахи» употреблялись и в других частях английской армии, поскольку на вооружение разведывательных подразделений вместо легких танков стали поступать бронеавтомобили.

Неудачной была и попытка применять Mk.VII в Северной Африке. Эти танки имели неудовлетворительную совокупность охлаждения двигателя, которая была совершено неприспособленной для эксплуатации в условиях пустыни. По этим обстоятельствам армия к «Тетрарху» охладела. По окончании выпуска 177 боевых автомобилей производство его в первой половине 40-ых годов XX века прекратили.

В первой половине 40-ых годов XX века в рамках поставок по ленд-лизу 20 «Тетрархов» прибыли в СССР. 19 из них включили в состав советских соединений и частей и применяли битвах в течение 1943 года.

Летом 1942 года «Тетрархи» поступили из 9-го уланского полка английской армии сперва в учебный лагерь в Сумгаите, а в ноябре — в 151-ю советскую танковую бригаду (45-я армия, Закавказский фронт, г. Ленинакан).

Бригада в составе 24 Т-26 и 19 MK.VII (как раз такое написание марки танка видится в советских документах) занималась охраной национальной границы СССР и коммуникаций в Северном Иране, по которым доставлялись грузы в нашу страну. 5 января 1943 года бригада морем была переброшена в Туапсе и поступила в распоряжение 47-й армии (Черноморская несколько Закавказского фронта).

19 марта 14 «Тетрархов» (из них четыре неисправных) были переданы из 151-й танковой бригады в 563-й отдельный танковый батальон, на вооружении которого к тому времени состояли два БТ7, два Т-34, два Т-26, два Т-60, один «Валентайн» и один МЗл. В соответствии с боевому распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными армиями 18-й десантной армии от 25 марта 1943 года, взвод в составе четырех MK.VII с тремя боекомплектами и двумя заправками горючего был придан 3-му стрелковому корпусу.

В марте—апреле в районе Шапсукского моста эти танки употреблялись в качестве неподвижных огневых точек.

Легкий танк Mk VIII «Гарри Гопкинс»

Советские танкисты изучают британский танк Мк VII. 151-я танковая бригада, 1942 год.

На башне и корпусе автомобили нанесены номера английского военного департамента

В последних числах Мая 1943 года оставшиеся на ходу семь танков передали в 132-й отдельный танковый батальон. В июне начальник батальона направил в штаб армии доклад, в котором информировал, что «матчасть танков «Виккерс» MK.VII очень сильно изношена, а запасных частей к этим танкам нет ни в армии, ни на ремонтныхбазах фронта…».

14 сентября 1943 года оставшаяся матчасть 563-го отдельного танкового батальона (среди них и два исправных «Тетрарха») была передана в 5-ю гвардейскую танковую бригаду. Один MK.VII был подбит в сражении 29 сентября, а 1 октября 1943 года и второй взял прямое попадание вражеского боеприпаса и сгорел на позиции. Этим завершился боевой путь «Тетрархов» в Красной Армии.

Что касается последнего—двадцатого «Тетрарха», то он был направлен для опробований на НИБТПолигон в подмосковную Кубинку.

Тут танк подвергся всесторонним испытаниям. К числу его преимуществ советские эксперты отнесли удобство управления, хорошую подвижность, манёвренность и проходимость. Танк был достаточно неприхотливым к типу применяемого горючего. Но наряду с этим, само собой разумеется, имел не сильный бронирование. Попытки оснастить его дополнительными бронелистами была неудачными, поскольку догруженный танк терял проходимость и свою подвижность, а двигатель при перемещении без дорог перегревался.

Без дополнительной же брони подвижность танка и огневая мощь Mk.VII были сравнимыми с Т-26, БТ и Т-70 при меньшей массе. На данный момент данный танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке.

Пара танков «Тетрарх» участвовало в операции Ironclad («Броненосец») — вторжение 5 мая 1942 года на остров Мадагаскар, что контролировался французским прогерманским режимом Виши.

Танки входили в состав эскадрона особого назначения «В» 29-й индийской бригады. Французы скоро сдались, и «Тетрархам» не было нужно принимать участие в важных битвах.

К созданию ВДВ в Англии приступили под впечатлением успешных действий германских парашютистов в Голландии и Норвегии. Для применения в качестве авиадесантного танка стал «Тетрарх».

Для его перевозки компания General Aircraft ЛТД. создала 16-тонный планер «Гамилькар», имевший откидную аппарель и носовую часть. Экипажи пребывали в танков, и по окончании посадки военные машины сходу покидали планеры. «Гамилькары» в большинстве случаев буксировались бомбардировщиками «Галифакс».

Самый большой боевой эпизод в судьбе «Тетрархов» относится к дню «Д» — началу высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.

Они входили в состав 6-го разведывательного авиадесантного полка 6-й британской воздушно-десантной дивизии. На протяжении полета над Ла-Маншем носовая часть одного из планеров раскрылась—и танк вместе с экипажем упал в воду. Восемь танков были включены во вторую волну десанта и должны были атаковать мост через реку Орн.

Большая часть «Тетрархов» по окончании приземления запутались собственными гусеницами в парашютах и не принимали участие в сражении. Еще восемь танков были высажены с моря. Скоро практически все «Тетрархи» в 6-й воздушно-десантной дивизии были заменены «Кромвелями».

Последний раз на протяжении Второй мировой «Тетрархи», совместно с американскими М22 «Локаст», употреблялись при форсировании Рейна 24 марта 1945 года.

В июне 1941 года была выстроена кроме этого плавающая версия танка «Тетрарх». Эта модификация оснащалась совокупностью, которая снабжала переключение двигателя на привод винта, расположенного с внешней стороны подъемного экрана. В вариант «Тетрарх» DD был переоборудован один танк, что употреблялся в качестве испытательного стенда.

Легкий танк Mk VII «Тетрарх».

9-й уланский полк британской армии. 1942 г.

Легкий танк Mk VII «Тетрарх». 151-я танковая бригада Красной Армии. Закавказский фронт, 1942 г.

Легкий танк М22 «Локуст». 28-й воздушно-десантный танковый батальон армии США. Форт-Нокс, 1943 г. (просматривайте о нем в «М-К» № 8, 2007 г.)

Пара танков были переоборудованы в версию CS (яркой помощи пехоты): штатную пушку заменили 76-мм гаубицей. направляться, кстати, подчернуть, что с 1944 года для повышения бронепробиваемости 2-фунтовых пушек последние оснащались насадкой-адаптером Little John («Мелкий Джон»), За счет нее начальная скорость бронебойного боеприпаса возрастала до 1200 м/с, но позже скорость весьма скоро падала и вести пламя по тяжёлым танкам и немецким средним возможно было лишь с родных расстояний.

Это может показаться немыслимым, но факт остается фактом: английское военное министерство, досконально зная все не сильный места «Тетрарха», заказало новый танк, в базу конструкции которого были положены все те же правила. В первой половине 40-ых годов двадцатого века компания Vickers выстроила три прототипа легкого танка на базе Mk.VII. Модификация взяла официальное обозначение Mk.VIII и наименование «Гарри Гопкинс».

По конструкции танк напоминал «Тетрарх», но имел упрощенный сварной корпус с очень сильно скошенным цельным броневым лобовым страницей, толщина которого достигала 38 мм. Боковые стены сварной башни, более низкой если сравнивать с «Тетрархом», имели рациональные углы наклона.

Оружие осталось тем же при боевой массе 8,6 т. Но основное — наличие гидроусилителя руля, что существенно упростило управление танком.

«Гарри Гопкинс» заинтересовал армейских — в течение двух лет предполагалось изготовить 1200 автомобилей этого типа. Но по окончании выпуска 99 танков производство было прекращено и они ни при каких обстоятельствах не принимали участие в военных действиях: сразу после изготовления танки поступали на складское хранение. «Гарри Гопкинс» — новейщие разработки легких танков в Англии во время второй мировой.

Эти военные машины не вписались в отведенные им рамки концепции авиадесантных танков, потому, что реально имели возможность делать лишь разведывательные задания. Применять их для противодействия танкам соперника было легко нереально.

Со своей стороны, «Гарри Гопкинс» послужил базой для самоходной артиллерийской установки «Алекто» (начальное наименование—«Гарри Гопкинс» Mk.l CS), созданной на базе технических условий, каковые были выдвинуты британским главным штабом в апреле 1942 года. Ее конструкция предусматривала возможность установки 6-, 25- и 30-фунтового орудий. САУ «Алекто», вооруженную 95-мм гаубицей, изготовили на компании Vickers, правда уже по окончании окончания военных действий.

Боевая рубка была открыта сверху, орудие устанавливалось в лобовом странице. силовая установка и Ходовая часть заимствовались у танка «Гарри Гопкинс» без трансформаций. «Алекто» была для собственного времени хорошей самоходкой, но в связи с окончанием войны была уже никому не нужна. Все попытки компании Vickers взять хоть какой-нибудь заказ на ее производство закончились неудачей. Только одну машину купила Швейцария.

По окончании войны «Тетрархи» и «Гопкинсы» незначительное время употреблялись в учебных целях. Но их работа была недолгой и к 1948 году все они были на складах.

М.

КНЯЗЕВ

История танкостроения Англии