Баркас под «белым солнцем»

Баркас под «белым солнцем»

Фильм «Белое солнце пустыни» стал заметным явлением в жизни нашей страны — о его популярности возможно делать выводы хотя бы по тому, какое количество крылатыми выражениями и поговорками пополнился лексикон советских людей. Зрителям на долгое время запомнились киногерои, талантливо сыгранные П.Луспекаевым, А.Кузнецовым, С.Мишулиным и другими красивыми актёрами.

Стоит подметить, что в этом фильме кроме одушевлённых актёров превосходно сыграли актёры и свои роли неодушевлённые — один из них показался в фильме в самый драматический его момент.

— Верещагин, уходи с баркаса взорвёшься! — кричит таможеннику товарищ Сухов, но тот его не слышит, и через секунду направляться эффектный взрыв…

Баркас: проекта 330. снимавшийся в этом фильме, был в действительности выстроен существенно позднее событий, о которых повествуется в «Белом солнце пустыни», но вид этого судна можно считать исторически в полной мере точным. Дело в том, что такие баркасы, строившиеся на Каспии с незапамятных времён и чуть ли не до середины прошлого века, были универсальными: они употреблялись и для перевозки грузов, и в качестве патрульных судов, и для промысла рыбы.

Однотипные посудины длиной от 9 до 20 метров (на Каспии попадались и 30-метровые суда этого типа!) были похожи, как разновозрастные братья, не смотря на то, что в зависимости от назначения имели возможность различаться некоторыми конструктивными элементами. Сначала они были чисто парусными, а на рубеже XIX — XX столетий начали появляться и парусно-моторные Однако соотношение размерений и конструкция корпуса у них были фактически одними и теми же.

Прототипами этих баркасов считаются каспийские реюшка и рыбница в подтверждение этого возможно сравнить обводы этих судов.

Реюшка представляла собой парусное судно смешанного плавания (река — море) длиной 10 — 13 м, которое несло грот- и фок-мачты с косыми парусами; экипаж данной лодки — 3 — 4 человека.

Рыбница была парусным либо парусномоторным судном также смешанного плавания (река море); при внешнем сходстве с реюшкой она была не в пример солиднее (протяженность её составляла от 12 до двадцати метров) и имела одну мачту с косыми парусами. Но, при необходимости тип и количество мачт парусною оружия могли быть иными.

Универсальные суда по типу рыбницы строили и по окончании революции, действительно, вместо древесного комплект делали металлическим, потому, что древесина в то время была дороже металла.

А в то время, когда в первые пословоенные годы для рыбацкого флота Каспия потребовались промысловые и транспортные суда, о выборе их типа вопроса не стояло

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века на каспийской Судоверфи имени С.М.Кирова было развёрнуто серийное производство сейнеров проекта 330К и рефрижераторов проекта 330Р. Внешняя отличие между ними была в ходовых огнях, и на сейнере имелась грузовая стрела. Оба судна имели смешанную конструкцию со деревянной обшивкой и стальным набором.

Всего было выстроено около 650 судов этого типа.

Последней модификацией каспийского баркаса можно считать проект 1407 со металлической обшивкой, созданный в ЦПКБ «Каспрыба».

Каспийский баркас проекта 330

Судно имело металлической комплект и древесную обшивку; совокупность комплекта — поперечная. носовой и Рубка кап были древесными.

брашпиль и Рулевая машина — ручные Судно оснащалось парой якорей Матросова массой по 75 кг с якорными цепями калибра 17 мм и длиной по 75 м Спасательный плот — пятиместный, тяжёлого типа.

Грузовая стрела грузоподъёмностью 0.5 т устанавливалась лишь на сейнерах.

Основной двигатель — типа S4DV 224 либо 4NVD-24 мощностью 80 л.с. (насудах раннего выпуска время от времени устанавливались двигатели мощностью 50 л.с.). Гребной винт металлической, трёхлопастный диаметром 880 мм; его ход — 540 мм и дисковое отношение — 0,51; диаметр гребного вала — 78 мм. И на сейнере, и на рефрижераторе устанавливались по два электрогенератора — один из них мощностью 1,5 кВт х 25 В. второй — 4,5 кВт х 110 В.

Баркас проекта 330

Промысловое и транспортное судно проекта 330

Теоретический чертеж судна проекта 330

На судне-рефрежираторе устанавливалась компрессионная холодильная установка УМ-2ФВ-8/4 на хладагенте фреон-12, снабжавшая температуру в трюме от 0 до -2° С.

Кранцы — плетеные из начальных верёвок. В качестве кранцев частенько употреблялись автомобильные покрышки. На носовой части фальшборта наносился бортовой номер, реже — наименование.

Асмотрите тут. Кстати, перед съёмками фильма «актера» загримировали — закрасили номер и написали наименование «Тверь», а кранцы из покрышек запрятали.

Служебно-разъездное судно проекта ЦПКБ «Каспрыба» № 1407, сохранившееся на одном из астраханских судостроительных фабрик

На снимке кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Корпус баркаса — тёмный, смолёный. Ватерлиния не отбивалась. Палуба — сосновая, неокрашенная.

Рубка древесная, окрашенная в белый цвет. двери и Наличники окон в рулевую рубку время от времени не окрашивались, а пропитывались тёплой олифой. Мачты, реи и грузовая стрела были древесными, неокрашенными.

утки и Кнехты — тёмные, шпили — тёмные либо шаровые. Подробности рулевого устройства, и выхлопная дымовая труба и труба двигателя камбуза тёмные.

Материал подготовили кораблестроители — инженеры-конструкторы Е.КРАСНОЩЁКОВ, А.ЖИХАРЬ, И.МИЛАЕВ, г. Астрахань

Белое солнце пустыни

Статьи, которые будут Вам интересны: