Берт рутан: интервью ссоздателем voyager иspaceshipone

Берт рутан: интервью ссоздателем voyager иspaceshipone

Профессия: авиаконструктор

Год рождения: 1943

Образование: Калифорнийский политехнический университет (аэронавтика, 1961−1965), Калифорнийский технологический (космические разработки, 1964), Колледж Университета Голден-гейт (управление и маркетинг персоналом, 1968−1969), и почетные степени разных американских и европейских университетов.

Награды: более ста разных призов. Среди самых значимых — Президентская медаль за гражданские успехи 1986 года (вторая верховная гражданская приз США), Кубок Роберта Колье 1987 и 2004 годов (верховная приз американской Национальной ассоциации аэронавтики, не считая Рутана всего два человека награждены более одного раза, Гленн Кертис и Келли Джонсон).

Количество спроектированных летательных аппаратов: 375, были выстроены и поднялись в воздух 47 (6 из них совершили первый полет под управлением Рутана).

Жизненное кредо: «Ни при каких обстоятельствах не опасайтесь ошибаться!»

Хобби: гольф

ПМ: Из-за чего вы стали авиаконструктором?

Берт Рутан: Я закончил школу в 1961-м, в том самом году, в то время, когда Юрий Гагарин совершил полет в космос. Я знаю многих людей, каковые по данной причине заинтересовались космической техникой. Но мне в то время были увлекательны лишь самолеты.

В молодости я увлекался авиамоделированием, многие мои модели приобретали награды на соревнованиях. Но дело не исчерпывалось лишь моделями — еще до поступления в колледж я в возрасте 16 лет в первый раз совершил одиночный полет в качестве пилота на настоящем самолете. Так что я замечательно осознавал, и что такое самолеты, и из-за чего они летают, и чем я желаю заниматься в жизни.

А вот космосом я занялся лишь во второй половине 90-ых годов XX века, в то время, когда начал работу над проектом аппарата, что позднее начал называться SpaceShipOne и что в 2004 году совершил первый суборбитальный полет. По окончании университета я поступил в ВВС Соеденненых Штатов, где проработал с 1965 по 1972 год.

В качестве армейского летчика?

Нет, я был гражданским инженером. Но я ежедневно трудился с летчиками-испытателями и как раз тогда осознал собственный настоящее призвание: испытательные полёты и экспериментальные самолёты.

    Rutan Model 31 Varieze (1975) Этот самодельный самолет сделал Рутана известным. Он был представлен на выставке легкой и экспериментальной авиации AirVenture в Ошкоше в 1975 году.

Компания Рутана RAF (Rutan Air Factory) реализовывала руководство и комплект чертежей по изготовлению всецело композитного (!) летательного аппарата за 0. Владея материалами и простейшими навыками, VariEze возможно было выстроить у себя в гараже приблизительно за год. Всего было реализовано более 2000 наборов чертежей, выстроено пара сотен самолетов.
Rutan Model 54 Quickie (1978) Еще один легкий самолет, что RAF реализовывала в виде комплекта чертежей (всего было выстроено более 350 штук).

Личная масса самолета составляла 112 кг, а большая взлетная масса — 220 кг. Штатный двигатель имел мощность всего 18 л. с.
Rutan Model 54 Quickie (1978)

какое количество самолетов вы создали и выстроили?

Я использую сквозную нумерацию проектов, и мой самый новый и, быть может, последний самолет, SkiGull, имеет номер 375. Из них выстроены и облетаны 47. Без фальшивой скромности сообщу, что это больше, чем у любого другого авиаконструктора. И речь заходит не о модификациях, это совсем различные самолеты.

Шесть из них я лично поднял в атмосферу в первоначальный полет.

Кто из авиаконструкторов оказал громаднейшее влияние на вашу карьеру?

Когда-то издание Aviation Week задал мне данный же вопрос. Ответ на него напоминал перечень «Кто имеется кто в авиации XX века». Это Вернер фон Браун, с которым я виделся в 1965 году, Келли Джонсон из экспериментального подразделения Lockheed Skunkworks, конструктор известного SR-71, с которым я виделся в 1970-х, Чарльз аккумуляторная, с которым я познакомился во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

Я был знаком с Джеком Нортропом и дружил с Эдом Хайнеманном, что в течении 30 лет управлял разработку двух десятков боевых самолетов в компании Douglas. Нельзя не упомянуть и известного Говарда Хьюза. Без всякого сомнения, он был менеджером и гениальным авиаконструктором. Следующий выдающийся конструктор — русский, Сергей Королев. К сожалению, я не виделся с ним, да да и то, что он главенствовал конструктором советской космической программы, стало известно лишь по окончании его смерти.

Ну и еще двух человек стоит упомянуть: это германский конструктор Александр Липпиш, и Билл Лир. В то время, когда я составил перечень людей, каковые меня воодушевляли, я понял, что их детство совпало с временем становления авиации, и как раз исходя из этого они стали позже великими конструкторами.

    NASA Ames AD-1 (1979) Экспериментальный летательный аппарат, созданный Рутаном для Исследовательского центра NASA им. Эймса для изучения схемы косого поворотного крыла асимметрично изменяемой стреловидности. в течении трех лет в рамках экспериментальной программы NASA совершил 79 полетов.
    NASA Ames AD-1 (1979)
    Rutan Model 76 Voyager (1984) Данный самолет был создан и выстроен для установки мирового рекорда.

Двухдвигательный самолет с тянущим и толкающим винтами при размахе крыла 34 м и сухой массе 1020 кг нес более 3 т топлива. Под управлением экипажа из двух человек (старшего брата авиаконструктора Дика Рутана и Джины Игер) он преодолел 42 432 км за 216 секунды 3 и часов 44 минуты, совершив первый беспосадочный кругосветный перелет.
Scaled Composites Model 158 Pond Racer (1991) Гоночный самолет, созданный и выстроенный по заказу коллекционера Боба Понда для принятие участия в авиационных гонках Reno Air Race в классе Unlimited.

Легкий самолет был сделан из кевларовых и карбоновых композитов и приводился двумя 3-литровыми винтовыми двигателями V6 неспециализированной мощностью 1200 л. с. Был выстроен в одном экземпляре, в первой половине 90-ых годов двадцатого века разбился при аварийной посадке на протяжении квалификации, пилот Рик Бригерт погиб.

А как по поводу самолетов либо космических аппаратов, каковые вас воодушевляли?

SR-71. Это был совсем неповторимый разведывательный самолет с огромным числом перспективных технических ответов. Он был выстроен из титаного сплава, имел малозаметную для радаров форму и развивал скорость 3,5 М. Он намного опередил собственный время, и как раз исходя из этого я упомянул Келли Джонсона в собственном перечне одним из первых.

А что касается космических аппаратов Все ракеты-носители того времени, и советские, и американские, до пилотируемых полетов были испытаны в настоящих условиях и потребовали наземного персонала. Все, не считая одной, которая сработала с первого раза без наземной команды и по большому счету без какого-либо обслуживания. Как раз ее я считаю самым идеальным космическим аппаратом всех времен — это была подъемная ступень лунного модуля «Аполлона».

А среди Ваших собственных проектов у Вас имеется любимые, которыми вы особенно гордитесь?

Продолжительное время я отвечал на данный вопрос так: мой любимый самолет — следующий. Но с 2004 года мой фаворит не изменяется, это SpaceShipOne. Его разработка заняла 3,5 года, в 2004-м он совершил три из пяти прошедших в том году космических полетов.

Эта программа была сохраняеться в тайне, и о ней практически не было человека, кто знал за пределами моей компании Scaled Composites, да и в самой компании знали лишь человек сорок из 100 двадцати. О разработке фактически до начала настоящих опробований не знали ни в NASA, ни в Федеральной авиационной администрации (FAA). Опробования, как мы знаем, прошли удачно, все цели были выполнены, и мы победили состязание Ansari X-Prize.

С какими проблемами вы столкнулись при разработке SpaceShipOne?

Сперва мы пологали, что громаднейшие неприятности создаст двигательная установка. Но все прошло совсем гладко. Так что в действительности громаднейшее беспокойство доставили управление и лётные качества, потому, что SpaceShipOne должен был управляться и в дозвуковом режиме, и в трансзвуковом, и в сверхзвуковом, и в гиперзвуковом на протяжении входа в воздух и аэродинамического торможения.

Какой ваш следующий проект?

Мой следующий и, возможно, последний проект — это SkiGull, легкий двухместный самолет для путешествий. Для него не нужна аэродромная инфраструктура — он может взлетать и садиться на любую поверхность, будь то поле, грунтовая дорога, снег, лед либо вода. Двигатель применяет простой автомобильный бензин, запаса горючего хватает на 3700 км, так что возможно кроме того пересекать широкие водные пространства.

Самолет уже выстроен, в скором будущем начнутся опробования, и в случае если все пройдет удачно, я планирую вместе с женой совершить кругосветное путешествие. Не беспосадочное, само собой разумеется.

Ваши самолеты выглядят очень необычно. В конструкции собственных летательных аппаратов Вы используете весьма экзотические концепции — поворотное крыло, тянущие и толкающие винты в один момент, многофюзеляжные схемы, асимметричное крыло, тандемное крыло и схему «утка». В чем обстоятельство выбора таких конфигураций?

Практически все мои самолеты выстроены в одном экземпляре. Они узкоспециализированные и потому весьма хороши, но лишь для ответа совсем конкретной задачи. В случае если речь заходит о рекордных самолетах типа Voyager либо Global Flyer, то во главу угла ставится аэродинамическое качество и количество топлива.

В собственных ранних конструкциях я довольно часто применял схему «утка» и толкающий винт вовсе не вследствие того что это смотрится экзотически, а по причине того, что такая схема намного более устойчива к сваливанию в штопор.

    Rutan Model 202 Boomerang (1996) Самолет, выстроенный по очень экзотической схеме — двухфюзеляжный, с двумя двигателями разной мощности и асимметричным крылом обратной стреловидности. Такая конфигурация была выбрана Рутаном, потому, что снабжала лучшую управляемость на низких скоростях при полного отказа одного двигателя, не разрешая самолету сваливаться в штопор.

Scaled Composites Model 281 Proteus (1998) Экспериментальный высотный самолет с потолком более 19 000 м и временем полета 18 часов. Он был создан как летающая платформа для ретранслятора связи, и для изучения внешней среды в ходе проекта NASA Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST) и еще нескольких военных, научных и исследовательских проектов. В 2000 году Proteus установил три официальных рекорда высоты.

Proteus имел возможность пилотироваться летчиком из кабины, и дистанционно с почвы либо выполнять полет самостоятельно.
Scaled Composites Model 311 Virgin Atlantic GlobalFlyer (2005) Данный неповторимый летательный аппарат был создан и выстроен по заказу пилота Стива Фоссетта при спонсорской помощи компании Virgin Atlantic. Двухфюзеляжный однодвигательный самолет с размахом крыла 35 м и сухой массой 1678 кг нес более 8 т топлива.

В марте 2005 года Стивен Фоссетт совершил первый одиночный кругосветный перелет, преодолев 36 912 км за 2 дня 19 часов 1 60 секунд и 46 секунд, в один момент поставив рекорд большой средней скорости (550,78 км/ч). Позднее на этом самолете были установлены еще пара мировых рекордов.
Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (2003) Первый личный аппарат, совершивший в 2004 году официальный суборбитальный космический полет в рамках состязания Ansari X-Prize.

И второй в истории суборбитальный гиперзвуковой пилотируемый летательный аппарат. Самый любимый проект Рутана.
Scaled Composites Model 318 White Knight (2002) Это не просто двухфюзеляжный самолет, а летающий космодром — самолет-носитель для космического корабля SpaceShipOne.

В задачу носителя входит подъем корабля до высоты 14 км, по окончании чего происходит отделение, начинается разгон посредством ракетных двигателей и вывод SpaceShipOne на суборбитальную траекторию.

Вы не черпаете воодушевление в фантастических фильмах либо книгах?

Нет, я не просматриваю и не наблюдаю фантастику. Не вижу смысла просматривать о вещах, которых не существует. Вот история техники — другое дело, в том месте возможно почерпнуть множество занимательных идей.

Вы приложили руку к становлению личной космической программы, частные космические полеты должны были начаться пара лет назад. Что случилось?

В 2004 году, в то время, когда SpaceShipOne совершил собственный исторический полет, все ожидали, что вот-вот начнется активное развитие частного космического туризма. Прошло 11 лет, но мы не видим ни конкуренции в данной области, ни кроме того новых полетов. SpaceShipTwo в прошедшем сезоне разбился на протяжении испытательного полета, человек погиб.

Обстоятельством была неточность пилота, это без шуток затормозило всю программу.

Что вы думаете о современных самолётах?

Они фактически остались прежними. Прогресс, само собой разумеется, имеется, по большей части в области экономичности двигателей. Но до сих пор ни один коммерческий самолет не есть цельнокомпозитным, так что данный прогресс достаточно медленный.

Иначе, разработчики громадных компаний опасаются делать неточности, и это сдерживает их фантазию. В мелких компаниях, таких как Scaled Composites, совсем другая идеология. Как, но, и задачи.

Что вы как инженер думаете о советской и российской космической программе?

На заре космических изучений СССР взял важное преимущество перед США. Как это ни необычно звучит, обстоятельство была в том, что русские инженеры не смогли сделать ядерные боеголовки достаточно легкими. В следствии ракетостроителям было нужно создать ракеты, талантливые выводить в космос громадную нагрузку — и это именно стало причиной полёту и спутнику Гагарина, другими словами к лидированию в области освоения космоса.

Существует вывод, что человеку нечего делать в космосе, для космических изучений хватает роботов. Необходимы ли нам пилотируемые космические полеты?

Представьте себе, что самая высокая гора на Земле, Эверест, будет покорена роботом. Так как желание взглянуть, что в том месте за гранью известного, — это одно из качеств, свойственных как раз человеку.

Каким вы видите будущее космических полетов?

Именно в октябре я буду в Москве говорить об истории космической программы и о будущем космических полетов. Но в случае если сказать коротко, то на данный момент я замечаю некий застой. За первые десять лет космических изучений в мире было создано девять разных пилотируемых космических программ. Первые три — это советские «Восток», американские Mercury-Redstone и Mercury-Atlas.

Четвертую редко назовут кроме того историки космонавтики — это суборбитальный аппарат ВВС Соеденненых Штатов X-15, что по определению также был космическим. Позже Titan II, «Альянс», Saturn IB, Saturn V. Это восемь. Девятую космическую программу не назовет фактически никто — это была взлетная ступень лунного модуля.

Сейчас давайте взглянуть на следующие 45 лет, за это время были созданы лишь три космические программы: это Space Shuttle, китайская «Шэньчжоу» и А вот над третьей пускай читатели «Популярной механики» поразмыслят. Ответ я открою в собственной лекции на форуме «Открытые инновации».

Издание Time включил вас в сотню самых влиятельных людей на Земле. Какой совет Вы бы дали людям, каковые желают в будущем перевернуть мир?

Не опасайтесь выполнять неточности либо потерпеть поражение. И старайтесь делать больше, чем вы имеете возможность.

Статья «Берт Рутан: не опасайтесь ошибаться!» размещена в издании «Популярная механика» (№157, ноябрь 2015).

<

h4>

Берт Рутан создатель космоплана SpaceShipOne

Статьи, которые будут Вам интересны: