«Бобры» и «тюлени» кригсмарине

«Бобры» и «тюлени» кригсмарине

Германский флот занялся сверхмалыми лодками только в первой половине 40-ых годов XX века. До этого немцам удалось захватить множество европейских стран, не прибегая к применению подводных диверсионных средств. Единственной «малой» подлодкой, разрабатывавшейся в первые годы войны, была V.80. Но её не собирались использовать в боевых целях, эта 4-местная субмарина использовалась только для опробования вальтеровских турбин.

Она имела водоизмещение 71/80 т и длину 26 метров.

В конце 1943 года опасность переправы союзников через Ла-Манш стала действительностью, и показались первые проекты оружия для «особых атак» против транспортов, не смотря на то, что до тех пор пока это были человекоуправляемые торпеды.

Дон Миллер в собственной работе «Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений» информирует: «Наступление британцев на линейный корабль «Тирпиц» предопределило ответ о создании Соединения К (Kommando der Kleunkampf-Verbande) — диверсионноштурмового соединения германских ВМС, складывавшегося из отрядов человекоуправляемых торпед, взрывающихся катеров, подлодок малюток и боевых пловцов-одиночек. Главная ставка делалась на сверхмалые подводные лодки, вооружённые простыми торпедами».

Инициаторами создания подводных судов для «особых атак» выступали промышленник из Любека Генрих Дрегер и капитан-лейтенант Ганс Бартельс.

В начале 1944 года показался проект подлодки Adam, скоро переименованной в «Бибер» (Biber — по-германски «бобр»). Взявший к этому времени звание корветтен-капитана Бартельс, что явился главным разработчиком проекта. Сильное влияние на него оказала отысканная в гавани Бергене английская лодка Welman.

4 февраля 1944 года Бартельс передал чертежи на верфь Entwurf Flenderwerke в Любеке. Через 6 недель он лично вывел на опробования первый прототип. Гроссадмирал Дёниц осмотрел лодку и дал собственное добро. 29 марта первый «Бибер» поступил на вооружение флота.

«БИБЕР» И «МОЛЬХ»

Лодку «Бибер» разрабатывали в надежде подобрать со временем подходящий дизель, но было нужно ограничиться автомобильным мотором от грузовика Опель Blitz (данный же двигатель стоял на очень респектабельных автомобилях Опель Admiral).

Бензиновый мотор превращал лодку в смертельно страшную ловушку для собственного пилота: он рисковал задохнуться от избытка окиси углерода, в случае если держал люк закрытым более 45 мин.. Не смотря на то, что все подводники имели запас кислорода и дыхательные аппараты на 20 часов, многие погибли как раз по данной причине. Дальность плавания в 130 миль была в полной мере достаточной для любых задач, но оставаться так продолжительно на поверхности в условиях господства авиации союзников, означало обречь себя на верную смерть.

Пилот «Бибера» сидел, высунув голову в рубку высотой 71 см с иллюминаторами из бронестекла. Вести лодку приходилось, надеясь на ручной компас и собственное зрение. Остойчивость разрешала ей плавать лишь в спокойную погоду. На поверхности «Бибер» имел хорошую манёвренность, но лодка не имела возможности надёжно удерживать глубину. Потому имевшийся перископ высотой 122 см был вещью фактически ненужной. атаки и Переходы приходилось выполнять в позиционном положении.

Оружие «Бибера» складывалось из 2 бесследных электроторпед G7e на бугельных зажимах по бокам корпуса. Лодка имела возможность нести вместо них 2 мины.

Очень были похожим «биберы» и лодки типа «Мольх» (Molch по-германски «саламандра»).

Они были больше «би-беров», но в качестве двигателя имели лишь электромотор. Это снимало опасность отравления пилота, сидевшего под плексигласовым колпаком. Как и «Бибер», «Мольх» нёс 2 торпеды.

«БИБЕР» И «МОЛЬХ» В сражении

Всего, начиная с марта 1944 года и до конца войны, было выстроено 324 «Бибера» и 363 «Мольха». Германское руководство бросало их в пекло битв в Ла-Манше и Северном море.

Маленькое количество лодок типа «Мольх» было использовано на Средиземном море, не смотря на то, что успеха они не достигли.

Донесения союзников не делают различия между этими двумя типами малых лодок. Официальные английские эти утверждают, что с января по май

1945 года «биберы» и «мольхи» совершили 102 выхода в море из Роттердама, наряду с этим погибло 70 субмарин. Германские источники согласны с тем, что в боевых операциях погибло 60 — 70% «биберов». За данный период были потоплены 7 судов союзников и 2 были повреждены минами, каковые ставили карликовые лодки. В соответствии с тем же источникам, с августа по декабрь 1944 года были стёрты с лица земли 52 «бибера», причём они снова не добились удач.

Большая часть лодок была застигнута на поверхности истребителями-бомбардировщиками союзников.

Лодка Biber на фоне шлюзов Хеллеветслейс на реке Маас

панель и Штурвал управления подлодкой Biber

Подлодка Molch транспортируется на автомобильном прицепе

Боевой дебют «биберов» состоялся ночью 29 — 30 августа 1944 года. Это были лодки К-флотилии №261. 20 «биберов» были доставлены грузовиками в Фекамп около Гавра.

18 из них были исправны. Сильное беспокойство Ла Ман-ша и ветер силой 5 баллов перевоплотили первый боевой выход диверсантов в ожесточённое опробование. Все они благополучно возвратились назад, но их претензии на потопление транспорта типа «Либерти» (7000 тысячь киллограм) и громадного десантного корабля подтвердить не удалось. На следующий сутки «биберы» были стёрты с лица земли собственными экипажами по приказу армейского начальника, что не был уверен, что их удастся эвакуировать из района Гавра.

Следующей боевой задачей диверсантов стало уничтожение моста через Баал. Сразу после захвата этого моста американской 82-й парашютно-десантной дивизией в сентябре 1944 немцы начали попытки его уничтожения. Предвидя атаки германских диверсантов, британцы усилили упрочнения около шоссейного моста и установили поперёк бонов 4 ряда и течения сетей выше моста. В Эммерихе, приблизительно ещё в 30 милях выше по течению, немцы развернули исходную базу для атаки «биберов» против этого моста.

Ночью 12-13 января 1945 года немцы, позиции которых пребывали всего в нескольких милях выше Неймегена, послали вниз по течению 240 мин с часовыми взрывателями. Мины должны были рваться группами по 60 штук, дабы стереть с лица земли боны и сети. За ними шли 20 «биберов» со особыми торпедами, каковые были оснащены крюками. Так как войска союзников удерживали оба берега Ваала выше моста, перископы лодок были замаскированы листьями и ветками.

Но к тому времени, в то время, когда «биберы» вышли в точку пуска торпед выше первой линии заграждений, взрывы мин встревожили союзников. Они начали обстреливать реку из пулемётов и орудий. Утраты «биберов» были тяжёлыми.

Сохранившиеся лодки отошли, не выпустив торпед. Сейчас в наступление вышли ещё 4 «бибера». Любая лодка буксировала ствол дерева, под которым был заряд взрывчатки весом 2990 кг, поддерживавшийся поплавками.

Эти мины следовало доставить на расстояние 600 — 700 метров от моста по широкой излучине русла реки. С восходом солнца лодки должны были разрешить войти эти уникальные мины в независимое плавание. При прохождении под мостом из-за трансформации освещённости должны были сработать фотоэлектрические взрыватели, установленные на верхней части стволов.

«Биберы» удачно разрешили войти собственные мины по течению, но сейчас пламя союзников снова усилился.

И перед тем как медлительные мины добрались до цели, артиллерийские боеприпасы вынудили их сдетонировать. Больше попыток стереть с лица земли мост не предпринималось.

ЕГИПЕТ и АРКТИКА

самый амбициозным замыслом применения «биберов» была атака судов, сопровождавших конвои в Россию, на стоянке в Кольском заливе недалеко от Мурманска. Тренировки проводились с ноября 1944 года лодками К-флотилии №265, базирующейся в Харстаде. 3 лодки-носителя серии VIIC — U-295, U-716 и U-739 — были оснащены особыми палубными креплениями, дабы нести по 2 «бибера».

В 40 милях от цели субмарины должны были всплыть на поверхность, открыть зажимы и просто погрузиться. «Биберам» предстояло провести в пути около 12 часов, войти в Кольский залив, выбрать цели и нападать их торпедами в предрассветных сумерках. По окончании атаки диверсантам следовало направляться на звуковые сигналы лодок-носителей. Они должны были снять пилотов «Биберов» и затопить лодки.

5 января 1945 года все 3 субмарины покинули Харстад с «биберами» на борту. Атака была назначена на 8 января. Немцы собирались потопить на якорных стоянках коммунистический линейный корабль «Архангельск» и другие большие суда. Но ненадёжная конструкция «биберов» сорвала операцию. Сильная вибрация при работе дизелей эскадренных лодок позвала течи в бензопроводах малых лодок. Операцию было нужно отменить.

Ещё более приключенческий замысел предусматривал погрузку «Бибера» на борт 6-моторной летающей лодки В\/-222. Она должна была сесть на одном из озёр, через каковые прорыт Суэцкий канал, и спустить «Бибер» на воду. Сверхмалой лодке предстояло пробраться в канал и постараться заблокировать его, торпедировав большое судно.

Затем пилот «Бибера» должен был затопить лодку и сдаться в плен. Тяжело сообщить, как серьёзно рассматривался данный приключенческий замысел.

Не считая ужасных утрат с «биберами» случились два неприятных инцидента, каковые стали причиной их замене в феврале-марте 1945 года на более успешные «зеехунды». В то время, когда начались операции против судоходства союзников в устье Шельды, «биберы» выводились портовыми буксирами из бункеров в Роттердаме к шлюзу Хеллеветслейс в голове эстуария Баал — Маас.

В первых числах Января 1945 года механик случайно выпустил торпеду с одного «Бибера». Она ударилась о ворота шлюза. Большинство флотилии из 30 лодок была стёрта с лица земли взрывом. 6 марта 1945 подобное происшествие стало причиной смерти ещё одной полной флотилии. Но в этом случае с лодками погибла и большинство пилотов.

«ЗЕЕХУНД»

В случае если быстро спроектированный, не хорошо выстроенный «Бибер» с бензиновым двигателем был очень неудачной лодкой Второй мировой, то субмарину серии XXVIIB «Зеехунд» (Seehund -«тюлень») возможно смело назвать самой лучшей. Утраты «зеехундов» не превышали 10%.

Не смотря на то, что «Зеехунду» не хватало дальности плавания, в остальных отношениях он был самой настоящей подлодкой. Кроме того при обнаружении лодка имела хорошие шансы на спасение: она имела возможность погружаться за 4 — 5 секунд.

Пилот рули на погружение и давал полную мощность на дизель. Лодка была достаточно лёгкой, исходя из этого взрывы глубинных бомб её, не разрушая. Но подводные характеристики «Зеехунда» не радуют. Электродвигатель в 25 л.с. был через чур не сильный.

Всего в Киле, Эльбинге и Ульме было заложено 285 «зеехундов». Многие планировали в бомбоубежищах из заблаговременно подготовленных модулей, каковые доставлялись на верфь из вторых городов. В момент капитуляции союзники захватили более 100 недостроенных лодок.

Принятые флотом «зеехунды» по большей части действовали из Эймейдена, где дислоцировались 30 — 40 лодок. Они выходили в море малыми группами и пробирались в Дуврский пролив.

Германская подлодка Typ XXVII Seehund:

1 — дизель; 2 — раздаточная коробка и сцепление (переключение винт-зарядка); 3 — электродвигатель; 4 — тахометр; 5 — сцепление (отключение привода винта); 6 — шахта воздухопритока; 7 — магнитный компас, 8 — перископ; 9 — кислородные баллоны; 10 — баллоны сжатого воздуха; 11 — аккумуляторные батареи; 12 — панель переключателей и рубильников; 13 — топливный бак; 14 — балластная компенсационная цистерна

Подлодка Molch в экспозиции южноафриканского Military Museum в Йоханнесбурге

Подлодка Biber на открытой площадке Technikniuseum Speyer (Германия)

Дебют «зеехундов» был легко катастрофическим. Ночью 31 декабря — 1 января Шельду покинули 18 «зеехундов», из которых 16 погибли в шторм. Но позже эти лодки показали себя. В соответствии с английским источникам, за период с января по май 1945 г. погибло 35 «зеехундов» из 142, вышедших в море.

Такое количество выходов думается очень сильно заниженным. Эти лодки потопили 9 судов союзников неспециализированным водоизмещением18 384 тонны и повредили ещё 3 судна водоизмещением 18 451 тонна. Эти цифры также могут быть приуменьшенными.

Германские историки приписывают «зеехундам» Соединения К потопление 120 000 тысячь киллограм за февраль — апрель 1945 года. Но это число представляется завышенным.

Самой известной жертвой «Зеехун-да» стал эскортный миноносец Свободной Франции «Ла Комбатан» (La Combattante — бывший английский эскортный миноносец класса Hunt -Haldon).

Он был потоплен в Северном море 23 февраля 1945 года лодкой под командой лейтенанта цур Зее КлаусаШпарбродта, что выпустил торпеду с дистанции 500 м и стёр с лица земли миноносец. Более ответственным достижением «зеехундов» можно считать то, что союзники были вынуждены кинуть против них более 500 эскортных судов и практически 1000 самолётов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СВЕРХМАЛЫЕ ЛОДКИ

Самой первой из экспериментальных лодок, другими словами той, которая так и не поступила на вооружение Кригсмарине, была лодка серии XVIIА, названная «Хехт» (Hecht — «щука»). Она была создана Военно-морским конструкторским бюро в первой половине 1944 года. Эта лодка являлась модификацией лодок типа «Мольх». «Хехт» была вооружена отделяемым зарядом. Но к моменту передачи на производство требования изменились.

Сейчас «Хехт» должна была иметь отделяемый носовой отсек на 3 боевых пловцов с надувной лодкой. Им предстояло осуществлять диверсии во вражеских портах. 53 лодки этого типа были выстроены в Киле, но дальше учебных походов дело не пошло.

Ещё одна необыкновенная лодка — «Зеетойфель» (Seeteufel — «морской линия»), которую кроме этого именуют «Элефант», имела водоизмещение 19,7 тонны.

Данный 2-местный корабль имел возможность самостоятельно уходить под воду с любого ровного берега. На прототипе лодки был установлен 80-сильный бензиновый мотор, на серийных лодках планировалось ставить 250-сильный двигатель. Лодка имела возможность двигаться по суше на гусеницах со скоростью 10 км/час либо плыть по воде, применяя винт, со скоростью 8 узлов. Под водой ту же скорость разрешал развить электромотор. Лодка должна была взять 2 торпеды либо мины под корпусом, огнемёт и пулемёт для действий на суше.

Опробования прошли удовлетворительно, и перед самым финишем войны было приказано начать производство этих лодок.

Трудно предположить, какое влияние на ход военных действий имела возможность бы оказать 13-метровая небронированная огнемётная машина, выезжающая из-под воды. В борьбе с судами соперника шансы у данной гусеничной лодки были малы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Л.

КАЩЕЕВ

Хватит путать котиков и тюленей! // Всё как у зверей #48

Статьи, которые будут Вам интересны: