Боевая машина «голубых беретов»

Боевая машина «голубых беретов»

Армейские десантники носят голубые береты. Если бы военным машинам десантных армий также «выдавали» голубые береты, то ими прежде всего должны были бы обладать БМД (военные машины десанта). Пересмотр в середине 1960-х гг. концепций военной теории распознал необходимость реструкуризации ВДВ РФ (ВДВ).

Для ведения военных действий десанту требовалась новая техника, большое увеличение её огневой мощи. Подразделения нуждались в бронированных автомобилях, каковые имели возможность бы осуществлять не только транспортировку воинов, ведение ими боя «из-под брони», но и борьбу с военной техникой соперника, с его живой силой на расстоянии.

Применяемые в тот период в десантных армиях машины ГАЗ-66, ГАЗ-69 — для транспортировки, самодвижущиеся пушки СД-44, 122-мм гаубицы Д-30 — для помощи пехоты, самоходные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) на базе разведывательных автомобилей (БРДМ), артиллерийские самоходные установки АСУ-57 и СА-85 — для противодействия бронетехнике — не соответствовали в достаточной степени новым требованиям ведения подвижного боя.

С инициативой разработки военной машины десанта выступил командующий ВДВ генерал В. Маргелов.

Предполагалось изготовление бронированной гусеничной плавающей модели, которую возможно было бы транспортировать по воздуху, скоро выгружать из самолётов либо же сбрасывать на парашютах.

Первую такую военную машину десанта приняли на вооружение Советской Армии в 1969 г. под обозначением БМД-1. Она «предназначалась для транспортировки личного состава подразделений, увеличения их мобильности, вооружённости, защищённости на поле боя, и помощи их огнём пулемёта и орудия».

БМД «обеспечила отечественным воздушно-десантным армиям подвижность и беспрецедентную мощь». Таковой неповторимой техникой не владела ни одна армия мира. ВДВ из лёгкой пехоты превратились в механизированные аэромобильные армии.

В первый раз эти автомобили были показаны зарубежным представителям на манёврах «Двина» армий государств участниц Варшавского соглашения в 1970 г.

БМД-1 начали производить на Волгоградском тракторном заводе серийно с 1968 г., ещё до принятия армией на вооружение. Они имели сварной корпус из высокопрочного алюминиевого сплава, в первый раз применённого в отечественном машиностроении в целях обеспечения защиты экипажа от огня осколков и стрелкового оружия снарядов.

БМД-3 с загруженными средствами десантирования парашютной бесплатформенной совокупности ПБС-950

БМД-3. Масса автомобили -13 т, мощность двигателя — 450 л.с., оружие-30-мм пушка 2А42, пулемёты ПКТ и РПКС, гранатомёт, ПТРК

Башня БМД-3:

1 — гранатомёты 902В; 2 — прицел 1ПЗ-3; 3 — осветитель ОУ-ЗГА-2; 4 — прицел БПК-2-42; 5 — осветитель ОУ-3

Корма автомобили со снятой крышкой. В центре — механизм гидрообъёмной передачи, по бортам — рабочие колёса водомётов

Установленная на ней башня была полностью аналогичная находившейся на военной машине пехоты БМП-1; главная её часть была литая.

Башня — одноместная, в ней был наводчик, что вёл стрельбу из полуавтоматической гладкоствольной 73-мм пушки 2А48 и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта ПКТ; пушка была снабжена механизмом заряжания. Оружие не было стабилизировано.

На крыше башни монтировалась пусковая установка противотанковых управляемых ракет 9М14М (ПТУР). Два носовых, кроме этого 7,62-мм, пулемёта устанавливались в передней части корпуса.

Из них вели пламя пулемётчик и командир машины, занимавшие места в передней части автомобили. Сходу за башней в корпусе пребывали места для трёх десантников.

Двигатель — дизель 5Д20 мощностью 240 л.с. размешался в кормовой части.

Конструкция гидродинамической подвески давала возможность изменять клиренс автомобили в пределах 100 — 450 мм. Для перемещения на плаву употреблялся водомётный движитель.

БМД-1, массой 7,6 т, имела возможность транспортироваться по воздуху самолётами Ан-12, Ан-22. Высадка из них производилась на аэропортах либо намерено подготовленной местности.

Но уже в начале 1970-х гг. для сброса автомобилей из самолётов конкретно в полёте стали использовать многокупольные парашютные совокупности МКС-5-128МКС и М-5-128Р с тремя либо пятью парашютами с площадью купола по 760 м2 любой.

БМД-3:

1 — 30-мм пушка 2А42; 2 — коническая башня; 3 — пусковая установка ПТРК 9М111; 4 — штыревая антенна; 5 — ведущее колесо; 6 — ведомое колесо; 7 — волноотражательный щиток; 8 — люк пулемётчика; 9-прицел 1ПЗ-3; 10 — люк начальника; 11 — люк наводчика; 12-прибор наблюдения ТНПТ-1; 13 — прибор наблюдения ТПНО-170А;14 — спаренный пулемёт ПТК; 15 — люк гранатомётчика; 16 — люк механика-водителя; 17 — корпусной пулемёт РПКС-74; 18 — осветитель ОУ-5; 19 — осветитель ОУ-ЗГА2; 20 — прицел БПК-2-42; 21 — дымовые гранатомёты 902В «Туча»; 22 — корпусной гранатомёт АГС-17; 23 — заслонка водомёта

В системы входили : вытяжная парашютная совокупность (ВПС, массой около 50 кг) для извлечения боевой техники срывом из самолёта; дополнительный вытяжной парашют (ДВП) для стремительного введения в воздействие главных парашютов, четыре либо пять блоков (в зависимости от массы платформы с грузом) главных парашютов.

Дополнительный блоки и вытяжной парашют главных парашютов укладывались конкретно на машину. Наряду с этим башня её зачехлялась, дабы исключить случайное зацепление парашютов при раскрытии либо приземлении за выступающие вооружения и детали башни.

Была освоена кроме этого парашютная платформа П-7, представлявшая собой «железную конструкцию на съёмных колёсах», на которой крепилась десантируемая техника.

Масса самой платформы составляла 1,5 — 2,0 т, на ней имели возможность укрепляться грузы массой 3,5 — 9,5 т. Сброс совершался с самолётов Ил-76 либо Ан-12 и Ан-22 на скоростях 260 — 400 км/ч. Для погашения удара о почву использовались воздушные либо сотовые амортизаторы.

На Ан-12 возможно было транспортировать одну БМД, на Ан-22 — четыре.

Но экипажи автомобилей прыгали раздельно от них, что во многих случаях приводило к их громадному разбросу, и это ставило под сомнение своевременное исполнение боевых задач.

В 1973 г. был создан комплекс «Кентавр», благодаря которому имел возможность осуществляться сброс техники конкретно с экипажем в корпусах автомобилей.

Более идеальным была парашютно-реактивная совокупность ПРСМ-915 — «бесплатформенное парашютно-десантное средство, предназначенное для десантирования намерено подготовленных грузов и боевой техники из самолётов Ил-76 и Ан-22, оснащённых рольганговым оборудованием, либо из самолётов Ан-12Б с транспортёрами ТГ-12М». Эта совокупность предусматривала использование только одного главного парашюта площадью 540 м2 и использование порохового реактивного двигателя-тормоза, что гасил скорость приземления с 25 м/с до нулевой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СНАРЯДОВ ПУШКИ 2А42

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ СНАРЯДОВ ПУШКИ 2А42*

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ Автомобилей ДЕСАНТА

В 1985 г. на вооружение ВДВ был принят модернизированный вариант военной машины БМД-2. Трансформации затронули, например, ходовую часть, фильтровентиляционную установку.

Но главное внимание было обращено на усиление оружия. На машину поставили новую башню с автоматической 30-мм пушкой 2А42, но сократили до двух число 7,62-мм пулемётов ПКТ. Башня имела круговое вращение и по вертикали пушка имела возможность поднимать ствол до 75°.

Установили двухплоскостной стабилизатор оружия 9Э36-3. Для прицеливания и наведения сейчас употреблялись комбинированный прицел БПК-2-42, зенитный прицел ПЗУ-8, перископические устройства ТНПО-170А. БМД снабдили ПТРК 9М111 с двумя ракетами 9М111М «Фагот» и одной 9М113 «Конкурс», разместив пусковую установку 9П135М на крыше башни; смонтировали источник инфракрасного света ОУ-5.

Как и её предшественница, БМД-2 имела возможность транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах самолётов и десантироваться посредством парашютных совокупностей МКС-5 либо ПРСМ-915.

Военную машину десанта БМД-3 приняли на вооружение ВДВ в 1990 г. Оказалось, что «предстоящее развитие БДМ-2 при помощи модернизации не представлялось вероятным — все резервы развития конструкции были исчерпаны».

Тогда в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода создали новую десантную машину с унифицированной с военной машиной пехоты БМП-2 двухместной башней. В ней разместили 30-мм пушку 2А42 и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ, и рабочие места начальника (по правому борту) и наводчика-оператора (по левому), оборудовали их однообразными личными пунктами управления огнём, снабжающими своевременное целеуказание, возможность наводить на цель пулемёт и пушку с обоих пультов, дублировать стрельбу тем либо иным исполнителем.

разрешит почувствовать тебя настоящим воином.

Начальник автомобили вёл наблюдение за полем боя и прицеливание посредством комбинированного перископического прибора ночного видения ТКН-3МБ, имеющего дальномерную шкалу, кроме этого перископического ТНПТ-1 и двух призменных ТНПО-170А, и монокулярного дневного прицела 1ПЗ-З с повышением до 4 крат и громадными углами поля зрения — до 50°.

Наводчик-оператор имел в собственном распоряжении для наблюдения три прибора ТНПО-170А, прибор ТНПТ-1, для стрельбы — бинокулярный перископический комбинированный прицел БПК-2-42; с его помощью вероятно ночью найти танк на дальности 700 — 800 м.

Экипаж БМД-3 складывается из семи человек: начальник, механик-водитель, пулемётчик, гранатомётчик, наводчик и два десантника. На фото: начальник автомобили ведёт наблюдение из открытого люка башни

Малокалиберная автоматическая пушка 2А42 предназначалась для уничтожения лёгкобронированной техники, низколетящих воздушных целей, и живой силы соперника.

Она была создана в тульском конструкторском бюро приборостроения под управлением А. Шипунова в 1980 г. по большей части для установки на вертолётах «Ка» и «Ми», но попала и на БМД-2, БМД-3, БТР-90, БМП-2, БМПТ. Её полная масса — 115 кг, протяженность — 3027 мм, протяженность ствола — 2400 мм либо 80 клб. Начальная скорость бронебойных снарядов — более 1100 м/с.

Ствол пушки выдерживал 9000 выстрелов.

Пушка имела двухленточное питание с двумя режимами стрельбы по 200 — 300 выстр./мин и 550 выстр./мин при ручном заряжании. Её боекомплект складывался из бронебойно-трассирующих снарядов БТ ЗУБР6 и ЗУБР8 с дальностью стрельбы до 2000 м, осколочнотрассирующих ОТ ЗУОР6 и осколочно-фугасно-зажигательных ОФЗ ЗУОФ8 -с дальностью до 4000 м, и БОПС -бронебойные оперённые подкалиберные боеприпасы (масса — 195 г, начальная скорость — 1325 м/с).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ Автомобилей

В боекомплект пушки входили 500 выстрелов. Они снаряжались в две ленты, находящихся в механизме подвода питания и в магазине. В одной — 160 выстрелов БТ, в второй — 340 ОТ и ОФЗ.

Спаренный пулемёт имел 2000 патронов в боекомплекте — в снаряжённой ленте; его скорострельность 250 выстр./мин.

Оружие кроме этого устанавливалось и в лобовом бронелисте корпуса БМД.

Справа от механика-водителя был РПКС-74 — курсовой ручной 5,45-мм пулемёт Калашникова со складывающимся прикладом, что имел возможность употребляться экипажем при необходимости и вне корпуса автомобили. В его боекомплект из 2160 входили патроны с простыми и трассирующими пулями. Скорострельность для того чтобы оружия — 150 выстр./мин, действенная дальность ведения огня по живой силе соперника — до 600 м.

Иначе от механика-водителя — слева от него — в шаровой опоре устанавливался курсовой 30-мм непроизвольный гранатомёт АГС-17. Стрельба велась маленькими очередями — по пять выстрелов с темпом 50 -150 выстр./мин и долгими — по десять; боезапас его — 290 гранат; дальность ведения огня — до 1700 м.

Для стрельбы гранатомётчик и пулемётчик пользовались перископическими устройствами ТНПП-220А и ППБ-2-2 соответственно, помимо этого, у каждого из них имелись для наблюдения призменные устройства ТНГ10-170А.

Перемещение машины по-походному. Механик-водитель руководит машиной из открытого люка. Перед ним находятся три перископических прибора наблюдения ТНПО-170А

БМД-3 с парашютной совокупностью ПБС-950 в исходном положении для авиадесантирования

Десантирование БМД. Главные парашюты раскрыты, амортизаторы под машиной наполнены воздухом. Высота сброса — 300 -1500 м при скорости самолёта 260 — 400 км/ч

Загрузка снаряжённой автомобили в грузовую кабину самолёта Ил-76

У механика-водителя были три перископических прибора наблюдения ТНГ10-170А.

Четыре ПТУР 9К113 «Конкурс» либо 9К113М «Конкурс М», пребывавшие в боекомплекте БМД, были вычислены на дальность стрельбы от 75 м до четырех километров, имели полуавтоматическую совокупность управления с передачей команд по проводной линии связи.

Масса ракеты — 22 кг, калибр — 135 мм, её боевая часть — тандемная кумулятивная, броне-пробиваемость — 800 мм.

По бортам башни устанавливались шесть дымовых 81-мм гранатомётов совокупности 902В; их гранаты ЗД6 имели возможность образовывать при запуске дымовую завесу шириной 60 м.

Пушка и спаренный с ней пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях; для этого на машине имелся электромеханический двухплоскостной стабилизатор оружия 2Э36-4 с перебросочной скоростью в вертикальной плоскости — 35 град/с и 30 град/с — в горизонтальной.

Сходу за башней в корпусе автомобили оборудовались места для ещё двух-трёх десантников. Они имели возможность внести свою лепту в ближнем бою: через амбразуры вести пламя по сопернику из автоматов АКС-74.

Для всего боевого расчёта на БМД устанавливались особые личные универсальные сиденья, разрешавшие на парашютных совокупностях без травм десантироваться экипажу в машине: они крепились к крыше корпуса, а не к дну, как в большинстве случаев. Помимо этого, они повышали защиту от мин и поддонных фугасов с массой взрывчатого вещества до 2,5 кг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОКУПОЛЬНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ

Корпус БМД — сварной из страниц алюминиевой брони.

Лобовые страницы поставлены под громадными углами наклона, бортовые — вертикальные, днище из условий противоминной безопасности имело четыре продольные зиги и поперечные балки. Коническая башня кроме этого сварная. Броня защищала экипаж от 7,62-мм пуль и в лобовой части от 12,7-мм, и осколков снарядов. Масса автомобили — 13,2 т.

Двигатель — 6-цилиндровый четырёхтактный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом имел мощность 450 л.с. при 2000 об/мин; охлаждение — жидкостное.

Трансмиссия включала гидромеханический механизм поворота и передач, дисковые остановочные тормоза, планетарные бортовые редукторы, электрогидравлические приводы управления; обеспечивалось пять передач переднего и три заднего хода. Средняя скорость передвижения по грунтовой дороге -до 50 км/ч, большая по шоссе -75 км/ч.

На машине размещались три топливных бака: левый — ёмкостью 190 л, правый — на 120 л и ещё бак-крыша в кормовом отсеке — на 140 л. Неспециализированного запаса горючего, равного 450 л, достаточно было для 350-км марша по грунтовой дороге и 500-км — по шоссе.

Подвеска автомобили — личная, складывалась из десяти пневматических рессор, без движений соединённых с её корпусом; любая делала функции гидроамортизатора, заодно и силового цилиндра для трансформации клиренса в пределах 100 — 500 мм.

Рабочий клиренс — 450 мм, большой употреблялся при перемещении с загруженными средствами десантирования.

Размещение ведущих колёс — заднее, опорных катков с резиновыми шинами — по пять на борт, поддерживающих роликов — по четыре. Гусеницы могли быть употребляться двух типов: скоростные с резинометаллическим шарниром с шириной трака 380 мм и снегоболотоходные уширенные с открытым железным шарниром с шириной трака 600 мм, число траков едино — 64.

Масса гусеницы составляла 560 кг и 780 кг соответственно.

В кормовой части БМД по бортам размещались гидрореактивные водомётные движители. Отбор мощности происходил через редуктор от промежуточного вала поворота и механизма передач.

При перемещении по воде в передней части корпуса выдвигался волноотражательный щиток, а в кормовой — воздухозаборная труба двигателя. Скорость на плаву — 10 -11 км/ч.

В БМД-3 предусматривалась совокупность защиты от оружия массового поражения.

В неё входила фильтровентиляционная установка, создающая при необходимости избыточное давление в корпусе, и применяемая «для обеспечения обитаемости». Противопожарная совокупность на базе газа фреона действовала машинально.

Сообщение с другими машинами и командованием осуществлялась посредством приёмопередающей ультракоротковолновой телефонной симплексной радиостанции Р-173 «Абзац» и ультракоротковолнового радиоприёмника Р-173П с частотной модуляцией; внутренняя сообщение экипажа — по телефонной Р-174 на шесть абонентов. Дальность связи по Р-173 при работе со штыревой двухметровой антенной образовывает 20 км, по Р-173П с трёхметровой антенной — 30 км.

БМД-3 в составе подразделений десанта имела возможность транспортироваться самолётами Ил-76 числом двух единиц, Ан-22 «Антей» перевозил четыре единицы, Ан-124 «Руслан» — пять, и вертолётом Ми-26. Авиадесантирование осуществлялось с Ил-76 и Ан-22 посредством рольгангового оборудования грузовой кабины.

Стремительное перемещение БМД-3.

Машина может развить скорость до 70 км/ч

БМД-3 на манёврах сходит с берега для преодоления водной преграды, волноотражательный щиток поднят. Скорость автомобили на плаву — 10 км/ч

Сбрасывание БМД-3 производилось с парашютной бесплатформенной совокупностью ПБС-950 вместе с экипажем в автомобили. Совокупность рассчитывалась на боевую технику массой до 13 200 кг.

Сход из грузовой кабины производился при скорости самолёта 260 — 400 км/ч на высотах 300 — 1500 м. Парашютная совокупность МКС-350-12 раскрывала 12 главных куполов — площадь каждого 350 м2; вертикальная скорость при приземлении — 10,2 м/с, наряду с этим перегрузки имели возможность составлять до 15 д. Надувные воздушные амортизаторы, размещаемые под дном корпуса, смягчали удар о почву, как бы создавая воздушную подушку.

По окончании приземления экипаж «расшвартовывал» машину, освобождая от средств десантирования, отсоединял подвесную совокупность, сбрасывал амортизаторы.

Через несколько мин. БМД уже готовься принимать участие в исполнении боевой задачи.

БМД-3 послужила базой для вторых модификаций автомобилей на её базе. В 1966 г. на вооружение Русском армии приняли командирский вариант БМД-ЗК, в 2009 г. — разведывательную химическую машину РХМ-5.

После этого создали «Объект 955» — БТР БТР-ДМ «Ракушка», «Объект 960» — вариант автомобили с боевым модулем «Бахча-У», боевые медицинские «Мираж» и «Травматизм-2002».

В. ТАЛАНОВ

Голубые береты — Минное поле

Статьи, которые будут Вам интересны: