Боевая «оса»

Боевая «оса»

Накопленный к концу 1950-х годов опыт эксплуатации первых зенитных ракетных средств продемонстрировал, что для борьбы с низколетящими целями они были непригодны С особенной ясностью это проявилось, в то время, когда начались опыты по преодолению совокупностей ПВО самолетами на малой высоте Вследствие этого в ряде государств приступили к разработке и исследованию компактных маловысотных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), предназначенных для прикрытия как стационарных, так и подвижных объектов. Требования, предъявлявшиеся к ним в различных армиях, были во многом схожи, но, первым делом, они одинаково утверждали то, что ЗРК должны быть предельно автоматизированными и компактными, размещаться не более чем на двух автомобилях высокой проходимости (в другом случае время их развертывания будет недопустимо громадным).

Первым подобным ЗРК должен был стать американский «Маулер», предназначавшийся для отражения атак низколетящих тактических ракет и самолётов Все средства этого ЗРК размещались на гусеничном транспортере-амфибии М-113 и включали пусковую установку с 12 ракетами в контейнерах, управления обнаружения и аппаратуру целей огнем, антенны РЛС совокупности наведения и энергоустановку Предполагалось, что неспециализированная масса ЗРК будет равна примерно 11 т, что обеспечит возможность его транспортировки на вертолётах и самолётах Но уже на начальных этапах испытаний и разработки стало ясно, что исходные требования к «Маулеру» были выдвинуты с излишним оптимизмом Так, создававшаяся для него одноступенчатая ракета с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения при стартовой массе 50 — 55 кг должна была иметь дальность действия до 15 км и развивать скорость до 890 м/с Реализация аналогичных черт ракетной техникой конструкторская идея смогла обеспечить только через 25 — 30 лет В следствии разработка была обреченной на неудачу и в июле 1965 года, затратив более 200 миллионов, от «Маулера» отказались в пользу реализации более прагматичных программ ПВО, базировавшихся на применении авиационной ракеты «Сайдуиндер», автоматических результатов и зенитных пушек подобных разработок, выполненных компаниями Западной Европы.

Пионером в данной области стала британская компания «Шорт», где на базе исследований по замене зенитных орудий на маленьких судах с апреля 1958 года развернули работы по ракете «Сикэт» с дальностью действия до пяти километров Эта ракета должна была стать основной частью компактной, недорогой и довольно несложной совокупности ПВО В начале 1959 года, не ждя начала ее серийного производства, совокупность приняли на вооружение судов Англии, а после этого Австралии, Новой Зеландии, ряда и Швеции других государств Параллельно с корабельным вариантом создали и наземный вариант совокупности с 62-кг ракетой «Тайгеркэт», имевшей скорость 200 — 250 м/с и размещавшейся на гусеничных либо колесных бронетранспортерах, и на прицепах.

В будущем «Тайгеркэт» был на вооружении более чем в 10 государствах.

Со своей стороны, в ожидании «Маулера», в Англии компания «Бритиш Эйркрафт» начала в первой половине 60-ых годов двадцатого века работы по созданию ЗРК ЕТ 316, в будущем взявшего обозначение «Рапира» Но и его характеристики фактически по всем параметрам были существенно ниже предъявленных к «Маулеру».

Сейчас, спустя пара десятилетий, направляться признать, что идеи, заложенные в «Маулер», в громаднейшей степени реализовали в советском ЗРК «Оса», не обращая внимания на то, что его разработка кроме этого проходила очень драматично и сопровождалась сменой как начальников программы, так и организаций-разработчиков.

ЗРК «Оса»

Создание ЗРК 9КЗЗ «Оса» началось 27 октября 1960 года Принятым в данный сутки распоряжением правительства предписывалось создание войскового и корабельного вариантов малогабаритного независимого ЗРК с унифицированной ракетой 9МЗЗ массой 60 — 65 кг Данный самоходный ЗРК предназначался для ПВО армий и их объектов в боевых порядках мотострелковой дивизии в разных формах боя, и на марше В числе основных требований, предъявлявшихся к «Осе», была полная автономность, которая обеспечивалась бы размещением главных средств ЗРК — станции обнаружения, пусковой установки с шестью ракетами, средств связи, навигации и топопривязки, контроля, вычислительной техники и источников электропитания на одном самоходном колесном плавающем шасси, и возможность обнаружения в движении и поражения с маленьких остановок неожиданно появляющихся с любого направления низколетящих целей (на дальностях от 0,8 до десяти километров, на высотах от 50 до 5000 м).

Головными разработчиками были назначены НИИ-20 (сейчас НИЭМИ)—основной конструктор ЗРК М.М Лисичкин и КБ-82 (Тушинский машиностроительный завод) — основной конструктор ЗУР А.В Потопалов и ведущий конструктор М Г Олло Начальными замыслами предусматривалось завершение работ по «Осе» к концу 1963 года.

Но проблематичность успехи столь высоких требований при имевшихся в то время возможностях, и много принятых на начальном этапе разработки новшеств стали причиной тому, что разработчики встретились с большими объективными трудностями Уже в первой половине 60-ых годов XX века на этапе выпуска аванпроекта выявилась нестыковка показателей главных комплекса и элементов ракеты, разрабатываемых разными организациями Пробуя решить появившиеся неприятности, разработчики неспешно отказались от последовательности самые передовых, но еще не обеспеченных соответствующей производственной базой технических ответов. Так и не вышли из бумажной либо экспериментальной стадии сопровождения целей и радиолокационные средства обнаружения с фазированными антенными решетками, полуактивная радиолокационная головка самонаведения ракеты, объединенная с автопилотом в так называемый многофункциональный блок Последний практически «рассыпал» ракету На начальном этапе проектирования, исходя из величины стартовой массы ракеты, в КБ-82 предполагали, что с этим блоком, масса которого оценивалась в 12 — 13 кг, ракета будет иметь высокую точность наведения, разрешающую снабжать нужную эффективность поражения целей посредством боевой части массой 9,5 кг.

В остававшиеся неполные 40 кг предстояло вписать систему управления и двигательную установку.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Но уже на начальной стадии работ создатели аппаратуры практически в два раза превысили массу многофункционального блока, и это вынудило перейти к применению радиокомандного способа наведения, что соответственно снизило точность наведения. Нереальными были и заложенные в проект чёрта двигательной установки — 10-процентный недобор энергетики "настойчиво попросил" повышения запаса горючего.

Стартовая масса ракеты достигла 70 кг. Для исправления этого положения в КБ-82 приступили к разработке нового двигателя, но время было потеряно.

В течение 1962 — 1963 годов на Донгузском полигоне выполнили серию бросковых пусков макетных образцов ракет, и четыре независимых пуска ракеты с полным набором аппаратуры.

Хорошие результаты были достигнуты лишь в одном из них.

Вызвали проблемы и разработчики военной машины комплекса — самоходной пусковой установки «1040», создававшейся конструкторами Кутаисского автомобильного завода совместно со экспертами Военной академии бронетанковых армий. К моменту ее выхода на опробования стало ясно, что ее масса кроме этого превышает установленные ограничения.

Зенитная управляемая ракета 9М33М:

1 — радиопрозрачный обтекатель излучающей антенны радиовзрывателя, 2 — носовой отсек с передатчиком радиовзрывателя; 3 — аэродинамический руль; 4 — отсек рулевою привода, 5 — приборный отсек, 6 — приемная антенна радиовзрывателя, 7 — гаргрот, 8 — передний бугель, 9 — твердотопливный ракетный двигатель; 10 — подвижное крыло, 11 — фитинг стыковки РДТТ и приборного отсека; 12 — бортовой пневморазъем; 13 — приемная антенна радиокоманд-ной линии; 14 — обтекатель шарнирного узла крыла; 15 — задний бугель; 16 — сопло РДТТ

8 января 1964 года советское правительство создало рабочую группу, которой поручили оказать нужную помощь разработчикам «Осы» Ее возглавил глава НИИ-2 (сейчас ГосНИИАС) В.А.Джапаридзе, а ее участниками стали самые авторитетные на то время разработчики зенитного ракетного оружия А А Расплетин и П.Д.Грушин. По итогам работы рабочей группы 8 сентября 1964 года вышло совместное распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в соответствии с которым КБ-82 высвободили от работ по ракете 9МЗЗ и ее разработку передали в ОКБ-2 (сейчас МКБ «Факел») П.Д.Грушина В один момент установили новый срок предъявления ЗРК на совместные опробования — II квартал 1967 года.

Опыт, которым владели к тому времени эксперты ОКБ-2, их творческий поиск ответов конструкторских и технологических задач разрешили добиться впечатляющих результатов, не обращая внимания на то, что ракету было нужно разрабатывать фактически заново К тому же в ОКБ-2 обосновали, что требования, предъявленные к ракете в первой половине 60-ых годов двадцатого века, чрезмерно оптимистичны. В следствии самый критичный параметр прошлого задания — массу ракеты — фактически удвоили.

характеристики и Технический облик новой ракеты и доработанных под нее элементов комплекса представили в эскизном проекте, выпущенном в том же 1964 году. Скоро подготовить данный документ удалось за счет того, что проработки по ракете 9МЗЗ в ОКБ-2 начали за пара месяцев до официальной передачи им данной темы. Наряду с этим употреблялся богатый научно-технический задел, накопленный на протяжении сильно десятилетней успешной разработки зенитных ракет для ЗРК С-75, С-125 и М-1.

В числе других применили и новаторское техническое ответ. В те годы было как мы знаем, что для маневренных маловысотных ракет самый подходит аэродинамическая схема «утка» — с передним размещением рулей. Но возмущенный отклоненными рулями воздушный поток потом влиял на крылья, порождая нежелательные возмущения по крену, так называемый «момент косой обдувки» С ним в принципе нереально было совладать дифференциальным отклонением рулей для управления по крену.

Требовалось установить на крыльях элероны и укомплектовать ракету дополнительным силовым приводом. Но на малогабаритной ракете лишних резерва и объёмов массы для них не было.

П.Д.его сотрудники и Грушин оставили без внимания «момент косой обдувки», допустив вольный проворот по крену — но лишь крыльев, а не всей ракеты Блок крыльев закрепили на подшипниковом узле, момент фактически не передавался на корпус ракеты.

В конструкции ракеты были в первый раз использованы новейшие высокопрочные стали и алюминиевые сплавы, три передних отсека с аппаратурой для обеспечения герметичности выполнили в виде единого сварного моноблока. Твердотопливный двигатель — двухрежимный. Расположенный у соплового блока телескопический двухканальный заряд жёсткого горючего создавал при горении большую тягу на стартовом участке, а передний заряд с цилиндрическим каналом — умеренную тягу в маршевом режиме.

Первый пуск нового варианта ракеты состоялся 25 марта 1965 года и во втором полугодии 1967 года «Осу» предъявили на совместные национальные опробования. На полигоне Эмба распознали последовательность принципиальных недочётов и в июле 1968 года опробования приостановили В этом случае в числе основных недочетов клиенты показывали на неудачную компоновку военной машины с разнесенными на корпусе элементами ЗРК и ее низкие эксплуатационные характеристики.

При линейном размещении пускового устройства ЗУР и антенного поста РЛС на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей сзади автомобили, одновременно с этим пусковое устройство значительно ограничивало сектора обзора РЛС впереди машины В следствии от объекта «1040» было нужно отказаться, заменив его более грузоподъемным шасси «937» Брянского автомобильного завода, на базе которого удалось конструктивно объединить в единое устройство РЛС и пусковое устройство с четырьмя ракетами.

Новым главным конструктором «Осы» прописали директора НИЭМИ В.П.Ефремова, а его помощником — И М.Дризе.

Не обращая внимания на то, что работы по «Маулеру» к тому времени закончились, разработчики «Осы» были так же, как и прежде преисполнены решимости закончить. Громадную роль в его успехе сыграло то, что весной 1970 года на эмбенском полигоне для предварительной (и дополнительной к стрельбовым опробованиям) оценки процессов функционирования «Осы» создали полунатурный моделирующий комплекс.

С июля началась завершающая стадия опробований, а 4 октября 1971 года «Осу» приняли на вооружение Параллельно с завершающим этапом национальных опробований разработчики комплекса приступили к модернизации ЗРК, с целью расширения пораждаемой им повышения и зоны боевой эффективности («Оса-А», «Оса-АК» с ракетой 9МЗЗМ2) самые значительными усовершенствованиями ЗРК на этом этапе стали повышение размещаемого на военной машине количества ракет в транспортнопусковых контейнерах до шести, улучшение помехозащищенности комплекса, увеличение срока работы ракеты, понижение минимальной высоты поражения целей до 27 м.

На протяжении предстоящей модернизации, начавшейся в ноябре 1975 года, ЗРК взял обозначение «Оса-АКМ» (ракета 9МЗЗМЗ) его главным преимуществом стало действенное поражение зависающих либо летящих на фактически «нулевой» высоте вертолетов, и малоразмерных ДПЛА.

Эти качества «Оса-АКМ», принятая на вооружение в первой половине 80-ых годов двадцатого века, купила раньше, чем показавшиеся позднее ее аналоги — французский «Кроталь» и франко-германский «Роланд-2».

Скоро «Осу» в первый раз применяли в военных действиях В апреле 1981 года при отражении бомбовых ударов по сирийским армиям в Ливане ракетами этого ЗРК сбили пара израильских самолетов.

Собственную высокую эффективность ЗРК «Оса» сохранял кроме того в условиях действия интенсивных помех, что заставляло для борьбы с ним, наровне со средствами РЭБ, применять разнообразные тактические приемы, со своей стороны, снижавшие эффективность действия ударной авиации.

В будущем высокие характеристики разных вариантов ЗРК «Оса» и его корабельного варианта «Оса-М» смогли оценить и армейские эксперты практически 25 стран, где на данный момент эти ЗРК находятся на вооружении Последним из них, взявшим это действенное оружие, которое по эффективности и критериям стоимости так же, как и прежде остается в числе мировых фаворитов, стала Греция.

Характеристики ракеты 9МЗЗМЗ

Территория поражения по дальности, км…………………………1,5 — 10

Территория поражения по высоте, км………………………………0,025 — 5

Большая скорость поражаемых целей, м/с……до 500

Масса ракеты, кг………………………………………………….127

Масса боевой части ракеты, кг……………………………..14,5

Средняя скорость ракеты на траектории, м/с……….. 500

В. КОРОВИН, В. МИНАКОВ

Арсенал (18.10.2015) На полигоне Доманово трудятся «Осы»

Статьи, которые будут Вам интересны: