Боевая подруга «крылатой пехоты»

Боевая подруга «крылатой пехоты»

Создатель легких танков. По окончании победоносного завершения ВОВ советские воздушно-десантные соединения в июне 1946 года были выделены из состава ВВС и стали независимым родом армий, подчиненных конкретно главу МинОбороны СССР.

Считалось, что одной из главных задач воздушных десантов будет содействие армиям, наступающим с фронта, в преодолении больших водных рубежей.

Имевшиеся в то время в частях и соединениях Сухопутных армий десантно-переправочные их количество и средства не разрешали армиям в полном составе и с ходу форсировать большие реки, за каковые, как показывал опыт сравнительно не так давно закончившейся войны, велись ожесточенные сражения. Предполагалось, что воздушное десантирование в тыл неприятеля для мостов и захвата плацдармов в местах предполагаемых переправ (с последующим их удержанием до подхода собственных армий) не позволит сопернику возможности вовремя организовать оборону этих участков фронта.

В следствии будут созданы удачные условия для постоянного наступления. В том случае, если защита водной преграды будет организована заблаговременно, десант сможет ударить сопернику с тыла навстречу своим наступающим армиям.

Второй серьёзной задачей воздушных десантов, высаживаемых в своевременной глубине обороны соперника, был захват ответственных рубежей и районов для содействия сухопутным армиям в уничтожении и окружении главных его резервов и группировок противника, и недопущение отхода переброски и дезорганизация противника им резервов из глубины обороны к линии фронта.

Планировалось кроме этого применять ВДВ для уничтожения и захвата аэропортов, командных пунктов, узлов связи, складов, баз разного назначения и других серьёзных объектов.

Управление Армии в один момент с организационными мероприятиями приступило к планомерному перевооружению ВДВ, а также боевой техникой и оружием, намерено разрабатываемой с учетом специфики и задач военных действий «крылатой пехоты». В частях ВДВ увеличилось количество автоматического оружия, артиллерии, минометов, противотанковых и зенитно-артиллерийских средств.

Учитывая задачи, решаемые ВДВ, и повышенные требования к их мобильности, уже в осеннюю пору 1946 года распоряжением Совета Министров СССР Министерству индустрии было выдано техническое задание на разработку аэромобильной самоходной артиллерийской установки АСУ-76 с 76-мм пушкой. Предусматривалось посадочное десантирование самоходки тяжелыми десантными планерами.

Распоряжением правительства головным разработчиком АСУ-76 выяснили ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода во главе с Н.А.Астровым, проектировавшим шасси для новой автомобили. Николай Александрович Астров был известным конструктором легких танков и самоходных артиллерийских установок.

Самоходная артиллерийская установка СУ-85:

1 — дымовая шашка БДШ-5; 2 — поручень; 3 — бревно для самовытаскивания; 4 — крышка люка для доступа к укладкам осветителя Л-2, батареям прибора «Луч» и оптическим элементам фар; 5 — кронштейны для укладки троса для самовытаскивания; 6 — корпус воздухозаборника двигателя; 7— антенна УКВ радиостанции Р-113; 8 — бронеколпак вентилятора боевого отделения; 9 — осветитель прибора ночного видения начальника установки; 10 — осветитель Л-2; 11 —ограждение правой фары; 12 — фара ФГ-102; 13 — 7,62-мм спаренный пулемет СГМТ; 14 — 85-мм пушка Д-70; 15 — дульный тормоз; 16 — ресивер эжектора; 17 — окантовка крыла; 18 — направляющее колесо; 19 — трак; 20 — передний опорный каток; 21 —опорный каток; 22 — лом; 23 — фиксатор лома; 24 — топор; 25 — фиксаторы инструмента (кувалда и топор); 26 — укладочная скоба топора; 27 — кувалда; 28 — скоба укладки кувалды; 29 — крышка технологического лючка; 30 — бортовая передача; 31—ведущее колесо; 32 — отбойник; 33 — крышка лючка заливной горловины совокупности охлаждения; 34 — ящик ЗИП № 3; 35 — рама воздухопритока с жалюзи радиаторов двигателя ЯМЗ-206В; 36 — направляющие планки для установки воздушно-гидравлического насоса орудия; 37 — упор; 38 — скоба; 39 — фиксатор штанг банника и укладки вехи; 40 — ремень крепления укрывочного брезента; 41 — штанга банника; 42 — веха; 43 — укладочное гнездо; 44 — крышка лючка заправочной горловины топливного бака; 45 — прибор наблюдения наводчика; 46 — крышка люка наводчика; 47 — ограждение звукового сигнала; 48 -— электрический электромагнитный звуковой сигнал; 49 — ограждение левой фары; 50 — ящик для укладки МЗА-З; 51 —резиновый брызговик; 52 — фиксатор лопаты; 53 — громадная саперная лопата; 54 — укладочная скоба лопаты; 55 — крышка люка начальника установки; 56 — крышка люка заряжающего; 57 — крышка люка МТО; 58 — габаритный пламя (передний с зеленым светофильтром, задний — с красным); 59 — скуловой люк МТО; 60 — фиксатор бревна для самовытаскивания; 61 — бронеколпак механика-водителя с устройствами наблюдения; 62 — емкость с омывающей жидкостью для устройств наблюдения; 63 — бронегнездо с устройствами наблюдения начальника установки; 64 — бронемаска пушки; 65 — амбразура прицела ТШК-2-79; 66 — прибор наблюдения наводчика; 67 — укрывочный брезент; 68 — передний световозвращатель (лишь на автомобилях польской 6-й парашютно-десантной дивизии); 69 — швартовочный кронштейн; 70 — защитная доска; 71 — кронштейн для установки механизма проверки сдающего звена пушки; 72 — кронштейн; 73 — буксирные крюки; 74 — стеклоблок Б-1; 75—резиновый налобник; 76 — гнездо прибора наблюдения; 77 — гайка-барашек стопорного винта; 78 — задний световозвращатель (лишь на автомобилях польской 6-й парашютно-десантной дивизии); 79 — прибор наблюдения заряжающего; 80 — ящик ЗИП; 81 — крышка лючка для демонтажа и монтажа продольных тяг управления; 82 — скоба; 83 — фиксатор буксирного троса; 84 — корпус эжектора; 85 — кормовой люк МТО; 86 — буксирный трос; 87 — крышка люка под картером коробки передач; 88 и 95 — крышки люков под тормозными барабанами; 89 — крышка люка под сливной пробкой картера редуктора; 90 — крышка люка под сливной пробкой топливного бака; 91 — швартовочный крюк; 92 — крышка люка запасного выхода; 93 — крышка люка под картером сцепления; 94 — крышка люка под картером двигателя

Тут хотелось бы предварить предстоящее описание создания АСУ-76 рассказом об этом талантливом конструкторе и замечательном человеке, столетие со дня рождения которого отмечалось в прошедшем сезоне.

С 1928 года Н.Астров по окончании окончания университета трудится конструктором на Столичном электрозаводе. В один момент занимается научными изучениями на кафедре прикладной механики ГЭМИКШ.

В декабре 1930 года производственную и научную деятельность H.A.Астрова прерывают органы ОГПУ.

Его завлекают к суду по сфальсифицированному делу так называемой Промпартии. По окончании одиннадцатимесячного предварительного заключения Н.А.Астрова без предъявления конкретных доказательств вины приговорили к пяти годам условно и направили трудиться в Авто-танковое КБ технического отдела (АБТО) экономического управления ОГПУ, в котором трудились как осужденные, так и вольнонаемные эксперты.

С декабря 1931-го по май 1934 года Н.А.Астров трудился ведущим инженером-конструктором, после этого главой АБТО, где разрабатывал колесногусеничные танки: плавающие ПТ-1, ПТ-1А и сухопутные средние Т-29-4, Т-29-5. Выстроенные опытные образцы танков прошли опробования, но серийно не строились.

В первой половине 30-ых годов XX века АБТО расформировали, а Н.А.Астрова прописали главным конструктором столичного завода № 37, где под его управлением были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935 г.) и Т-40 (1939 г.), и полу-бронированный гусеничный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1937 г.). На этих танках с противопульным бронированием и тягаче, унифицированном с танком Т-38, находились 4-цилиндровые карбюраторные двигатели М-1 Горьковского автомобильного завода. Автомобили удачно прошли опробования и изготавливались серийно.

К началу ВОВ на Газе № 37 и заводе изготовили 1604 танка Т-38 всех модификаций, 222 плавающих Т-40 и 7780 — «комсомольцев». Использование автомобильных двигателей на легких танках предусматривалось техническим заданием на их разработку, поскольку еще при постройке Нижегородского (а потом Горьковского) автомобильного завода предусматривалось его привлечение к выпуску бронетехники.

В первые дни ВОВ, по окончании огромных утрат, понесенных Красной Армией, в особенности остро встал вопрос о выпуске бронетехники, для изготовления которой мобилизовался целый промышленный потенциал СССР.

К тому моменту стало ясно, что время танков с противопульным бронированием прошло и для данной войны они негодны.

Вместо танков Т-40 заводу № 37 поручалось перейти без промедлений к производству созданного в Ленинграде легкого танка Т-50 с более толстой броней.

Это решение приняли люди, совсем не знавшие возможностей столичного завода № 37: Т-50 и конструктивно, и технологически если сравнивать с Т-40 был сверхсложной машиной.

Завод № 37, не легко освоивший 5,5-тонный Т-40, не имел возможности перейти в требуемые сроки на 14,5-тонный Т-50: отсутствовали документация и технологическая оснастка на нее, станки не доходили для того чтобы подробностей, площади цехов были мелки, грузоподъемные средства — не сильный.

Выгрузка Су-85 из Ан 12

В данной сложной обстановке Н.А.Астров решил модифицировать Т-40 в сухопутный танк с усиленным бронированием.

Сухопутный вариант танка Т-40С с бронедеталями упрощенной формы и 12,7-мм пулеметом ДШК, а с сентября 1941 года — 20-мм автоматической пушкой ТНШ был предложен в первых числах Июля. Практически тайком от дирекции, бывшей в состоянии шока от поставленной перед заводом задачи, Николай Александрович с заводскими экспертами за две с половиной семь дней начертили и выполнили в металле еще один пример модифицированного танка.

Толщину лобовых страниц корпуса и башни увеличили практически вдвое, бронедетали стали несложнее по форме и технологичнее, а углы наклона бронелистов более рациональными. Ходовая часть осталась прошлой, а машина, потяжелевшая всего на 300 кг, стала ниже на 15 см.

Если сравнивать с Т-40 новый танк, что именуется, смотрелся прекрасно.

Н.А.Астров со старшим военпредом завода полковником В.П.Окуневым в середине июля 1941 года обратились с письмом, к Сталину. Опущенное поздно вечером в почтовый коробку у Никольских ворот Кремля, оно было прочтено в ту же ночь, а на следующий сутки по поручению главы страны машину осмотрел нарком танковой индустрии В.А.Малышев. Одобрив инициативу конструкторов, Вячеслав Александрович дал совет заменить пулемет ДШК авиационной автоматической пушкой и доложил Сталину.

17 июля 1941 года вышло распоряжение ГКО № 179/сс о выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша, а распоряжением № 222/сс от 20 июля производство Т-60 поручалось, не считая завода № 37, уже и Горьковскому автомобильному, и Харьковскому тракторному с неспециализированной задачей поставки 10 000 танков до Января этого года. Распоряжением определились предприятия-поставщики: бронелиста, бронекорпусов, башен, оружия, резинотехнических изделий и приборов.

Одни лишь бронекорпуса изготавливали сходу пара фабрик: Подольский, Коломенский, Ново-Краматорский и Ворошиловградский машиностроительные, Муромский паровозоремонтный, Выксунский дробильноразмольного оборудования и таганрогский «Красный котельщик».

Т-60 был предельно упрощенной машиной с одним двигателем ГАЗ-11 (в танковом варианте ГАЗ-202 мощностью 70 л/с вместо 85 для увеличения надежности).

Он имел хорошую проходимость, был оснащен предпусковым подогревателем, в особенности выручавшим в жёсткую зиму 1941/42 года. В самые тяжелые для нашей страны дни, в то время, когда главные фабрики-производители перебазировались на Восток, горьковские автозаводцы до конца 1941 года изготовили 1323 Т-60, многие из которых участвовали в наступлении под Москвой. Т-60 хорошо продемонстрировал себя и при прорыве блокады Ленинграда, в Синявинских других боях и болотах.

Не считая горьковчан, 45 танков Т-60 выпустил судостроительный завод в Сарепте. Столичный завод № 37 до эвакуации на Урал успел изготовить 20 таких автомобилей и 467 Т-40С. Всего за период с 1941 по начало 1943 года промышленность изготовила 5920 танков Т-60.

В осеннюю пору 1941 года Николая Александровича перевели на ГАЗ помощником главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта. В один момент с ответом текущих вопросов по производству Т-60, Астров проектировал новый танк с учетом производственных возможностей и потребностей фронта Горьковского автомобильного завода.

Равно как и для Т-60, в инициативном порядке создали спарку автомобильных двигателей ГАЗ-203 и на ее базе создали легкий танк Т-70 массой 9,2 т с 45-миллиметровой пушкой 20К, 45-мм броней башни и лобового листа корпуса с оптимальными углами наклона. 140 лошадиных сил спарки давали танку хорошую подвижность.

Н.А.Астров вспоминал: «Заболевании выжидания, опасения, довольно часто надуманные, еще не обладали людьми.

Конструкторам верили все — от директора завода до последнего уборщика — и трудились безусловно, не считаясь ни со собственными силами, ни со временем. Т-70 задумали в октябре 1941-го, а в январе 1942-го директор ГАЗа И. Лоскутов представил Главнокому готовый пример, уже прошедший предварительные опробования. Новый танк был одобрен и рекомендован на вооружение, а серийный выпуск предписывалось начать уже через три месяца — в марте 1942-го».

Советская танковая индустрия в срок освоила производство военной машины и поставила Красной Армии 8226 Т-70 и Т-70М. Танки Т-70 участвовали в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда.

От танка — к самоходке

К летней кампании 1942 года Красной Армии противостояли новые и модифицированные германские танки.

Бороться с ними не только легким танкам, созданным в начале войны, но и более защищенным и замечательнее вооруженным было непросто. Перед советскими конструкторами стояла задача, не снижая серийного производства танков, усилить их бронирование и вооружение до требуемого уровня. Одним из ответов, разрешавших сохранить налаженное производство Т-70, было создание на его базе самоходной артиллерийской установки с более замечательным, чем у базисной автомобили, оружием.

Потребность в самоходных артиллерийских установках была огромной. На базе «астровских» автомобилей самоходки создавались и ранее, но это были скорее импровизации, а не серийные автомобили.

В осеннюю пору 1942 года на заводе №38 в Кирове, где обосновался и производил Т-70 эвакуированный Коломенский машиностроительный завод, под управлением главного конструктора М.Н.Щукина по проекту С.А.Гинзбурга создали самоходку СУ-76 с пушкой ЗИС-З с применением агрегатов и узлов танков Т-60 и Т-70.

Подобную установку разрабатывали и на Горьковском автозаводе. В отличие от танка Т-70, на котором силовой агрегат складывался из двух последовательно спаренных двигателей, на самоходке эти же двигатели трудились параллельно на неспециализированный вал, любой через собственную коробку передач. Установка СУ-76 прошла полигонные опробования, и ее приняли на вооружение.

Самоходная артиллерийская установка СУ-85:

4 — крышка люка для доступа к укладкам осветителя Л-2, батареям прибора «Луч» и оптическим элементам фар, 9 — осветитель прибора ночного видения начальника установки; 10 — осветитель Л-2; 11—ограждение правой фары; 12 — фара ФГ-102; 18 — направляющее колесо, 19 —трак; 20 — передний опорный каток; 21—опорный каток; 22 — лом; 24 — топор, 26 — укладочная скоба топора, 27 — кувалда; 28 — скоба укладки кувалды; 30 — бортовая передача; 31 — ведущее колесо; 34 — ящик ЗИП N 3, 38 — скоба, 46 — крышка люка наводчика; 49 — ограждение левой фары; 50 — ящик для укладки М3А-З; 53 — громадная саперная лопата; 55 — крышка люка начальника установки; 56 — крышка люка заряжающего; 57 — крышка люка МТО; 59 — скуловой люк МТО; 60 — фиксатор бревна для самовытаскивания; 61 — бронеколпак механика-водителя с устройствами наблюдения; 62 — емкость с омывающей жидкостью для устройств наблюдения; 63 бронегнездо с устройствами наблюдения начальника установки; 68 — передний световозвращатель (лишь на автомобилях польской 6-й парашютно-десантной дивизии); 69 — швартовочный кронштейн, 71—кронштейн для установки механизма проверки сдающего звена пушки; 72 — кронштейн; 78 — задний световозвращатель (лишь на автомобилях польской 6-й парашютно-десантной дивизии); 80 — ящик ЗИП, 81 — крышка лючка для демонтажа и монтажа продольных тяг управления, 82 — скоба; 83 — фиксатор буксирного троса; 84 — корпус эжектора; 85 — кормовой люк МТО, 87 — крышка люка под картером коробки передач; 88,95 — крышки люков под тормозными барабанами; 89 — крышка люка под сливной пробкой картера редуктора; 91 — швартовочный крюк; 93 — крышка люка под картером сцепления; 94 — крышка люка под картером двигателя

При эксплуатации в армиях в начале 1943 года у самоходки обнаружились большие недостатки, которые связаны с неудачной схемой силовой установки. Работу по их устранению весной 1943 года поручили Н.А.Астрову, что внес предложение применять на модифицированной самоходке испытанный силовой агрегат танка Т-70, и выполнить ряд других доработок. Усовершенствованная самоходка удачно прошла опробования и в июле 1943 года ее приняли на вооружение.

Производство СУ-76 осуществлялось на трех фабриках: Горьковском автомобильном, № 38 в Кирове и № 40 в Мытищах. Всего до конца ВОВ изготовили 11 494 СУ-76. По количеству бронированных автомобилей, выпущенных в годы войны, самоходки и танки Н.А.Астрова занимают второе место по окончании легендарной «тридцатьчетверки» и самоходок на ее базе.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века приказом наркома танковой индустрии Н.А.Астров был назначен главным конструктором Мытищинского машинного завода № 40 без освобождения от должности помощника главного конструктора ГАЗа. За работу в годы войны он два раза заслуживал звания лауреата Национальной премии СССР: в первой половине 40-ых годов XX века — за разработку легких танков Т-40 и Т-60, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — за усовершенствование конструкций танков.

Среди его призов за самоотверженный труд в годы войны числятся ордена Ленина, Трудового Отечественной войны и Красного Знамени.

Танк обретает крылья

Военная техника Н.А.Астрова «осваивала воздушное пространство» еще до выхода распоряжения правительства в осеннюю пору 1946 года. Зимний период 1941/42 года узнаваемый авиаконструктор О.К.Антонов создал грузовой планер А-40 для переброски легких танков партизанам.

Аппарат складывался из бипланной коробки и хвостовой фермы с оперением, каковые крепились к корпусу танка Т-60. В августе — сентябре 1942 года данный гибрид планёра и танка прошел экзамен в ЛИИ (летчик-испытатель Н.С.Анохин).

В марте 1947 года ОКБ-40 выполнило эскизный проект авиадесантной самоходной установки АСУ-76, взявшей заводское обозначение «изделие 570».

В июне создали технический проект, а в декабре собрали первую умелую установку и совершили ее заводские опробования, и отстрел пушки ЛБ-76С.

По окончании прохождения полигонных опробований на НИАП в устранения 1948 и июнь года распознанных недочётов четыре умелые установки в июле — августе следующего года прошли успешные войсковые опробования в одном из артдивизионов 38-го воздушно-десантного корпуса. В последних месяцах года АСУ-76 приняли на вооружение.

В серийное производство установка не запускалась из-за отсутствия подходящего буксировщика для тяжелого десантного планера Ил-32, предназначенного для транспортировки среди них и АСУ-76. Пригодные для этого поршневые транспортные самолеты Ту-70 и Ил-18 были выстроены в единственных экземплярах, а попытки буксировать планер двумя самолетами Ил-12 закончились неудачей.

Параллельно с опробованиями АСУ-76, весившей более пяти тысячь киллограм, в ОКБ-40 проводились работы по созданию более легкой и компактной самоходки для ВДВ массой около трех тысячь киллограм с доработанной 57-мм авиационной автоматической пушкой 113П и экипажем из двух человек. Данный вариант не удовлетворил армейских, и тогда ОКБ-40 предложило вариант АСУ-57 с пушкой 4-51, сконструированной в ОКБЛ-46 под управлением главного конструктора Е.В.Чарнко.

Это предложение клиент одобрил, не смотря на то, что среди других замечаний им указывалось, что неполное бронирование боевого отделения повышает уязвимость экипажа установки.

Первый экмземпляр умелой АСУ-57 («изделие 572») собрали во второй половине 40-ых годов XX века. Весной следующего года она прошла полигонные опробования, а летом — войсковые.

АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения.

Боевое отделение, пребывавшее в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления. В боевой рубке размещался экипаж и устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка.

Справа от пушки пребывали механик-водитель и заряжающий, слева — начальник автомобили. Боекомплект пушки складывался из 30 выстрелов. Стрельба велась тремя типами снарядов — бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными.

Отделение управления:

1 — рычаг управления масляным краном и остановки двигателя; 2 — топливомер; 3 — сиденье механика-водителя; 4,17 — рычаги управления ПМП; 5 — гидропневмоаккумулятор, 6 — ши-ток подогревателей; 7 — левый передний щиток устройств; 8 — педаль главного фрикциона, 9—рукоятка защелки педали тормоза; 10 — прибор наблюдения; II —правый передний щиток; 12— аппарат ТПУ № 3; 13 — прибор наблюдения; 14 — боковой щиток устройств; 15 — аппарат ТПУ № 1; 16 — блок питания ТВН; 18 — педаль подачи горючего; 19 — педаль тормоза; 20 — рычаг переключения передач

Бронебойно-подкалиберный боеприпас, с начальной скоростью 1250 м/с, пробивал вертикально расположенную броню толщиной 72 мм на расстоянии 2000 м. Дальность прямого выстрела этим боеприпасом составляла 1060 м. Кумулятивный боеприпас пробивал броню толщиной 100 мм, расположенную под углом 60° от вертикали.

К машине придавался 7,62-мм пулемет, пребывавший в укладке.

Броневая защита АСУ-57 была противопульной. Корпус изготовлялся из металлических и алюминиевых броневых страниц толщиной 6 мм.

В перемещение самоходка приводилась 4-цилиндровым автомобильным двигателем М-20Е (как на полноприводном джипе ГАЗ-69), размешавшимся поперек корпуса и выполненным в одном силовом блоке с механической трансмиссией.

В совокупности подрессоривания использовалась трубчато-стержневая торсионная подвеска с гидроамортизаторами на передних узлах. Крайние узлы подвесок блокировались на корпус при транспортировке машины по воздуху. С каждого борта имелось по четыре опорных и по два поддерживающих катка, причем последний опорный каток в один момент являлся и направляющим колесом. Двухшаговое зацепление гусеницы с ведущим колесом исключало ее выпучивание в тормозном режиме.

Маленькое среднее давление на грунт (0,35 кгс/см2) снабжало машине подвижность и высокую проходимость кроме того по болотистой местности, а ее низкий силуэт прекрасно вписывался в любой окружающий ландшафт. Наряду с этим машина была вооружена относительно замечательной противотанковой пушкой. АСУ-57 была приспособлена для десантирования парашютным методом раздельно от экипажа.

В сентябре 1951 года АСУ-57 приняли на вооружение ВДВ. В этом же году Мытищинский машинный завод приступил к ее серийному выпуску.

Так, АСУ-57 первой заняла место в строю ВДВ.

Успех Н.А.Астрова не случайный, это — итог двадцатилетней работы гениального конструктора над легкими бронированными автомобилями. Труд Н.А.Астрова по созданию АСУ-57, признанную экспертами лучшей в собственном классе, удостоили Национальной премии СССР.

С учетом тенденций танков в послевоенный период в первой половине 50-ых годов XX века ОКБ-40 приступило к созданию легкобронированной самоходки с 85-мм пушкой, взявшей наименование СУ-85, которую создали в середине 1950-х годов.

В течение последующих трех десятилетий под управлением Н.А.Астрова в ОКБ ММЗ было создано пара автомобилей, принесших ему мировую известность. Это и известная самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» («изделие 575»), отличившаяся во многих региональных конфликтах второй половины XX века.

И унифицированные с ней шасси самоходных пусковых установок «Куб» («изделие 578»), находившихся на вооружении армии стран и Советской Армии Варшавского Соглашения, и многих государств «третьего мира». В середине 1970-х годов была принята национальная программа по унификации гусеничных автомобилей армейского назначения в четырех весовых категориях.

Машина промежуточной весовой категории («изделие 569»), созданная под управлением Н.А.Астрова, была признана лучшей из представленных на конкурс. На базе ее шасси были созданы огневая установка ЗРК «Бук», самоходные зенитные ракетный и ракетно-артиллерийский комплексы «Тор». Николай Александрович Астров руководил КБ ММЗ до ухода на пенсию в 1985 году.

Четверть века в десантном строю

Для самоходной артиллерийской установки СУ-85 конструкторы Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) во главе с Н. А. Астровым создали особое шасси с передним размещением боевого отделения под заводским обозначеним «изделие 573». Установка комплектовалась 85-мм орудием и предназначалась для мотострелковых, танковых и воздушно-десантных частей.

Главными ее задачами были уничтожение живой силы соперника, его артиллерии и огневых средств, мотомеханизированных средств и бронетехники, и разрушение полевых укрытий амбразур и лёгкого типа ДЗОТ и ДОТ.

Так как самоходка предназначалась и для ВДВ, то конструкторы попытались максимально уменьшить машину при сохранении требуемого уровня защиты экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибров соперника А потому защита конструктивно обеспечивалась не столько толщиной лобовых, бортовых и верхних броневых страниц корпуса, сколько рациональными углами их наклона.

Для придания нужной жесткости дну его выполнили с корытообразным поперечным сечением с очень сильно выраженным гофром от передней нижней лобовой бронеплиты до участка дна под моторно-трансмиссионным отделением (МТО) Плоский лист дна под МТО для повышения жесткости усиливался в корпуса продольными рёбрами и поперечными балками. Для понижения массы крышки люков над двигателем и правый задний лист крыши МТО изготовили из алюминиевого сплава.

Справа в носовой части автомобили пребывало отделение управления с рабочим местом механика-водителя Среднюю часть рубки занимало боевое отделение, где справа от пушки приятель за втором размешались заряжающим и начальник автомобили, а слева размещался наводчик При необходимости машину возможно было покинуть через запасной выход, расположенный в днище корпуса за казенной частью орудия под древесным настилом

В боевом отделении установили 85-мм пушку Д-70 (обозначение ГРАУ — 2А15), созданную свердловским ОКБ-9 под управлением главного конструктора Ф Ф.Петрова Пушка со стволом-моноблоком и вертикальным, клиновым затвором, с полуавтоматикой копирного типа оснащалась действенным двухкамерным эжектором и дульным тормозом для продувки ствола от остатков пороховых газов по окончании выстрела.

Ствол орудия размещался в литой люльке обойменного типа. При откате он скользил по передним и задним латунным вкладышам, закрепленным в корпусе люльки. К поперечному приливу внизу люльки крепились штоки противооткатных устройств.

Цилиндр гидравлического тормоза отката был слева от ствола (со стороны наводчика), а цилиндр гидропневматического накатника — справа. Обычный откат ствола при выстреле — 490 — 520 мм. Наводка орудия на цель выполнялась подъемным механизмом секторного типа со сдающим винтовым механизмом и звеном в горизонтальной плоскости.

Люлька крепилась горизонтальными цапфами в прямоугольной раме, являвшейся основанием качающейся части орудия. Со своей стороны, вертикальные цапфы рамы закреплялись в верхней и нижней опорах амбразуры в лобовом странице корпуса. Для обеспечения плавного перемещения ствола при наводке и уравновешивания качающейся части орудие оснастили компенсирующим пружинным механизмом.

Боевое отделение:

1 —боеукладка на семь выстрелов, 2 — сиденье наводчика; 3 — магазинкоробка для пулемета, 4 — сумка для гранат; 5 — электрощиток наводчика; 6 — блок питания ночного прицела, 7 — сумка шлемофона наводчика; 8 — аппарат ТПУ наводчика, 9 — прицел С-71-79, 10 —прицел ТШК-2-79, 11 — вентилятор, 12 — пулемет; 13 — прибор наблюдения начальника САУ; 14 — блок питания прибора наблюдения ТКН-1; 15 — аппарат ТПУ № 1; 16 — антенный ввод; 17 — радиостанция; 18 — сиденье начальника САУ, 19 — аптечка, 20 — ящик укладки ТКН-1; 21 —огнетушитель; 22 — бачок для питьевой воды; 23 — сиденье заряжающего; 24 — ящик для ЗИП; 25 — выключатель батарей, 26 — аккумуляторная батарея, 27 — пушка, 28 — подъемный механизм пушки; 29 — поворотный механизм

Для обеспечения углов горизонтальной наводки пушки, установленной в амбразуре верхнего лобового страницы, до 15 градусов вправо и влево от продольной оси автомобили ствол орудия сместили на 150 мм влево от нее, а в верхней части лобового страницы с данной стороны сделали вырез, закрытый приваренной к его кромке окантовкой Для предохранения отделений (боевого и управления) от грязи и пыли, попадающих через зазоры в бронировке спаренной пулемёта и установки пушки, по контуру амбразуры была приварена профилированная обечайка, на которой закреплялся чехол, одетый на подвижную бронировку В походном положении орудие фиксировалось стопором, установленным на поперечной балке дна боевого отделения К опробованиям умелых экземпляров САУ приступили в середине 1950-х годов, по окончании завершения которых в июле 1958 года ее приняли на вооружение под индексом СУ-85. Серийное производство самоходки началось во второй половине 50-ых годов двадцатого века

В боекомплект 85-мм орудия входили унитарные выстрелы от противотанковой пушки Д-48 массой до 21,9 кг со боеприпасами нескольких типов. Для уничтожения живой разрушения и сипы упрочнений соперника предназначались осколочно-фугасные гранаты ОФ-372К массой 9,6 кг.

Большая дальность стрельбы осколочно-фугасным боеприпасом при большом угле возвышения ствола составляла 13 400 метров При стрельбе по подвижным бронированным целям использовались бронебойно-трассирующие боеприпасы БР-372 массой 9,3 кг и с начальной скоростью 1005 м/с с бронебойным либо баллистическим наконечником, пробивавшим на дистанции 1000 м броню толщиной 180 — 200 мм под углом 60 градусов. Кумулятивный боеприпас ЗБК7 массой 7,22 кг пробивал броню толщиной 150 мм Кроме них в боекомплекте самоходки имелись дымовые боеприпасы УД-372 со металлическими корпусами.

С их помощью закрывали видимость наблюдательным и командным пунктам соперника, его батареям, огневым и отдельным орудиям точкам. Они же использовались для целеуказания своим артиллеристам.

Самоходку укомплектовали прицелами разного назначения: телескопическим шарнирным ТШК-2-79-11 для стрельбы днем прямой наводкой, С-71-79 с орудийной панорамой ПГ-1 для стрельбы с закрытых огневых позиций, и ночным танковым ТПН-1-79-11.

Члены экипажа при эксплуат

Боевая подруга Алии Молдагуловой поделилась воспоминаниями о войне

Статьи, которые будут Вам интересны: