Боевые айсберги

«Видят народы и очень удивляются! Потому, что работа, что делается в ваши дни, такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сообщил». Слова библейского пророка Аввакума как никакие другие подходят чтобы обрисовать те опробования, каковые летом 1943 года английские армейские проводили на берегу озера Патриция Лейк в Канаде.

Что делать, в случае если война истощила все ресурсы, а потребность в новой технике с каждым днем все посильнее? Таковой вопрос поднимался перед многими государствами-участниками Второй мировой. И любая искала собственный ответ. Британия не была исключением. В первой половине 40-ых годов XX века британцы остро нуждались в новых авианосцах для борьбы с германскими подводными лодками.

Но стали, конечно же, не хватало.

Неизвестно, кто первым внес предложение идею применять в войне лед, но неопровержимым есть тот факт, что в первой половине 40-ых годов XX века Уинстон лорд и Черчилль Луи Маунтбеттен, глава организации «Объединенных операций» (английской организации, несущей ответственность за развитие наступательного оружия), действительно обсуждали возможность применения в военных действиях айсбергов. Они собирались спиливать у них вершину, оснащать двигателями, совокупностями связи и применять для доставки самолетов в зону военных действий.

Боевые айсберги
Лорд Луи Маунтбеттен (http://dailymail.co.uk) и Джеффри Пайк (www.blog.bluzz.net)

Мысль применять в качестве транспорта громадную глыбу льда была столь же абсурдной, сколь и очень способной. По сути, таковой авианосец был «непотопляем». Боеприпасы соперника не имели возможность стереть с лица земли его, а только покинули бы выбоины.

А вдруг оснастить его холодильной установкой, то она бы замедлила процесс таяния.

Но создание полноценного авианосца из айсберга было бы через чур трудоемким процессом, в этот самый момент на помощь пришел английский инженер, разведчик и журналист Джеффри Пайк. Он внес предложение собирать суда из ледяных блоков, и наряду с этим оснащать конструкцию трубами холодильной установки. Позднее ледяные блоки были заменены на необыкновенный материал, что состоял на 82% из воды и на 18% из древесных опилок либо бумажной пульпы.

Ходят слухи, что мысль этого материала в собственности нью-йоркским исследователям, а не Пайку. Но, как бы то ни было, материал был назван в его честь – пайкерит. К тому же, именно он смог воплотить идею в настоящий корабль.

Нельзя не подчернуть, что Пайк вряд ли бы добился чего-то без помощи упоминавшегося ранее Луи Маунтбаттена. Именно он показал свойства пайкерита союзникам, причем сделал это очень эпатажным методом. Он принес на конференцию союзных армий в Квебеке два однообразных по размеру блока, один из которых был изо льда, а второй из материала Джеффри Пайка.

Он установил их и сделал пара выстрелов из револьвера. Ледяной блок разлетелся на куски, а от блока из пайкерита пуля срикошетила и ранила одного из присутствующих – к счастью, не очень сильно. Американцы были потрясены его нового дешевизной и свойствами материала.

Всего лишь заморозив опилки с водой, возможно было взять материал с прочностью бетона, что не тонет в воде и весьма медлительно тает! Они дали согласие учавствовать в проекте.

Боевые ледяные авианосцы проекта «Habakkuk» (в честь библейского пророка Аввакума) должны были иметь длину приблизительно 1200 метров, ширину практически в 200 метров, а их водоизмещение составило бы пара миллионов тысячь киллограм. Для наглядности можно подчернуть, что по высоте таковой авианосец многократно превосходил бы статую Свободы. Предполагалось, что на нем разместилось бы пара эскадрилий неспециализированной численностью до 200 самолетов.

Ремонт корпуса судна возможно было бы создавать прямо в море, при помощи забортной воды.

Для начала было решено выстроить опытный образец. Его строительство проводилось в Канаде на озере Патриция Лейк в провинции Альберта. Опытный образец был выстроен за два месяца силами 15 человек. Он имел длину 18 метров, ширину 9 метров, а вес 1100 тысячь киллограм. Его остов был сделан из древесных балок, а наполнением помогали блоки пайкерита, стабилизированные холодильными установками. Строительство проводилось как раз летом чтобы проверить свойства нового материала.

Макет прошел все опробования, и мысль строительства аналогичных судов была признана состоятельной.

Натурный пример конструкции из пайкерита на озере Патриция Лейк, 1944 г. Сооружение имеет кровлю для защиты от солнечных лучей (http://www.laroyale-modelisme.net)

Но строительство боевого авианосца «Аввакум» так и не началось, и на то было пара обстоятельств. За время опробований движение войны удалось переломить привычными средствами, и сталь прекратила быть недостатком. Но самым главным доводом «против» стало то, что, по предварительным подсчетам, для аналогичных судов было нужно бы перемолоть в опилки все леса Канады.

Проект, что первоначально казался таким недорогим, в действительности «влетел бы в копеечку».

Так либо приблизительно так должен был смотреться боевой суперавианосец «Аввакум». Для наглядного представления о его размерах выше него изображен современный ядерный авианосец класса «Нимиц», ниже – линейный корабль класса «Айова» периода Второй мировой (http://forum.nationstates.net)

По окончании войны о чудо-материале, как и о многих вторых других разработках армейского времени, забыли, дав предпочтение классическим разработкам. Но необходимо подчернуть, что изобретение Пайка – один из немногих «шушпанцеров» Второй мировой, что реально подтвердил боеспособность и свою пригодность во множестве опробований, и, быть может, когда-нибудь моря и океаны все-таки будут бороздить суда изо опилок и льда.

Охота за айсбергами

Статьи, которые будут Вам интересны: