Богомолов в. о. момент истины

«Немногим, которым обязаны через чур многие». Таким эпиграфом предварил Владимир Осипович Богомолов собственный opus magnum — роман «Момент истины», над которым трудился более 20 лет, с 1951 года, в то время, когда у него в первый раз показался план приключенческой повести для юношества «В осеннюю пору сорок четвертого». Под этими «немногими» он имел в виду армейских контрразведчиков, вклад которых в победу в Великой Отечественной войне был, на взгляд автора, недооценен в тогдашней советской военной литературе.

Богомолов в. о. момент истины

Основной обстоятельством, побудившей автора написать такую книгу, и было желание «реабилитировать» военных контрразведчиков: «В советской художественной литературе, к сожалению кроме того у гениальных авторов… офицеры контрразведки — образы только отрицательные, негативные… В это же время все четыре года войны офицеры военной контрразведки самоотверженно делали страшную, сложную и очень важную работу, от которой часто зависели судьбе тысяч людей, судьбы целых операций… В собственной повести я стремлюсь реалистически продемонстрировать тяжёлую, самоотверженную работу военных контрразведчиков на фронте…».

Да, все вот так и начиналось — бывший армейский контрразведчик Владимир Богомолов решил написать повесть, а в итоге написал громадной роман, громкому успеху которого много поспособствовала скрупулезность Богомолова в подборе фактов, его дотошность — по словам самого Богомолова, его подход к подготовительной работе над произведением был таков: «Как бы прекрасно я ни знал материал, я не надеюсь на память: каждая информация, каждая подробность мною в обязательном порядке подвергается перекрестной проверке и лишь затем есть для меня точной. Справочные и подсобные материалы для романа «В августе сорок четвертого…», как выяснилось при разборке архива, складывались из 24 679 выписок, копий, вырезок разного характера».

Воздействие романа происходит в августе 1944 г. в Белоруссии. Войска СССР готовят большую наступательную операцию, но в прифронтовой полосе трудится несколько германских агентов, каковые снабжают серьёзной информацией германское руководство. Перед оперативно-розыскной группой СМЕРШ 3-го Белорусского фронта стоит задача отыскать и задержать германскую разведгруппу, причем дело берется на контроль Ставкой ВГК. И времени меньше, а напряжение увеличивается.

Кроме решения яркой задачи, на кону стоит свойство контрразведки делать собственные прямые функции — предотвращение деятельности вражеской разведки. И репутация героев романа Богомолова — исходя из этого они прилагают все силы, все собственные умения.

Храбрецы созданы шепетильно. В собственных рабочих тетрадях автор подробнейшим образом наделил каждого собственной лексикой, своим характером, наружностью, и оттого они выглядят совсем настоящими людьми, чего создатель и получал: «самый частый недочёт современной приключенческой литературы — отсутствие человека, правильнее — храбреца».

По большому счету, у Богомолова подробностям уделено если не решающее, то громадное значение — дабы добиться реалистичности в изображении места действия романа, Владимир Богомолов съездил на два месяца в Белоруссию и детально записал — какие конкретно в том месте стоят погоды в августе, какие конкретно деревья растут, какие конкретно характерные приметы местности, и без того потом. Большое количество фотографировал, почему попал в курьезную обстановку — был принят местным сотрудником органов за зарубежного шпиона.

Такая подготовительная работа и двадцать лет работы над текстом дали итог —в то время, когда в первой половине 70-ых годов XX века, по окончании трехлетних мытарств по разным цензурным ведомствам, роман был опубликован в «Новом мире», он сходу взял широкое признание, и у сотрудников-писателей, и, конечно же, у читателей — ни на что не похожий в советской литературе роман, c захватывающим сюжетом, с подборками «своевременных документов», с детально продемонстрированными приёмами и методами следственно-розыскной работы по задержанию вражеских шпионов брал читателя в плен с первых же страниц и не отпускал до последней фразы.

Кстати, эта правдоподобность в описании работы контрразведчиков, а особенно ранее не видевшиеся в советской литературе качественные имитации своевременных документов, шифротелеграмм с грифами «Совсем секретно», «Воздушное пространство!», стала препятствием на пути публикации романа — Богомолова обвиняли в раскрытии опытных секретов, в искажении образа Сталина, в очернении советского генералитета (в романе генералы ведут себя как простые люди, у которых смогут быть, к примеру, неприятности со здоровьем), в противопоставлении органов и армии и в различном втором. На все это Владимир Богомолов отвечал написанным им 40-страничным «пояснительным материалом», что детально, со ссылками, растолковывал, что откуда взялось в романе, и из которого было очевидным, что все сведенья автором забраны из открытых источников — включая грифы документов и своеобразные опытные термины.

А документы были сочинены автором. В это никак не верилось влиятельным критикам, отчего они и писали: «Кто дал право автору публиковать тайные документы?», «Кто разрешил снятие копий с сводок и оперативных документов?», «Кто разрешил опубликование этого документа? Об этом запрещено! Выкинуть!», «Кто дал право автору на каждом шагу упоминать Ставку?» и т. д.

Пресс-бюро КГБ, отдел культуры ЦК КПСС, военная цензура Генштаба Минобороны — роман ходил по инстанциям, автора заставляли значительно изменить текст произведения — однако, упрямый Богомолов не поменял в романе ни слова, и за три года продавил все нужные заключения от всех нужных (но так как обошел все-таки) инстанций — и публикация прошла в авторской редакции. Это, без преувеличения, можно считать весьма редким, если не неповторимым случаем.

Само собой разумеется, Владимир Богомолов мало лукавил, в то время, когда обосновывал, что все документы были им «придуманы», по причине того, что, не имей он в свое время доступа к подобным настоящим документам, не удалось бы ему ничего аналогичного придумать. К тому же на протяжении работы он консультировался со собственными приятелями и бывшими сотрудниками — главой ГРУ НКО СССР в годы ВОВ И. И. Ильичевым и разведчиком и писателем В. В. Карповым, деятельно трудился в архивах, имея широкий доступ к материалам. Помог и персональный опыт автора — работа в войсковой разведке, а позже и в контрразведке, в ГУК «СМЕРШ» НКО СССР.

Книга сходу стала очень популярной, фактически сходу вышло книжное издание, после этого роман был переиздан более ста раз неспециализированным тиражом в пара миллионов экземпляров, переведен на 30 языков, а в 2000 г. был экранизирован режиссером М. Пташуком (Богомолову экранизация не понравилась, и собственный имя он из титров убрал).

Нужно подчернуть, что не смотря на то, что «Момент истины» и есть самым известным произведением автора, он написал и другие, сходу увиденные и читателями, и сотрудниками, и критиками, книги: повести «Иван» (1957, экранизирована А. Тарковским в 1962 г. называющиеся «Иваново детство»), «Зося» (1963, экранизована в 1967 г. М. Богиным), и армейские рассказы и два неоконченных романа.

Что касается «Момента истины», то это хорошее произведение и с позиций сюжета, и с позиций стиля: сказалась долголетняя работа, «вылизывание» материала и текста. Книга переросла план «повести о контрразведчиках», по причине того, что не смотря на то, что главные храбрецы в том месте и контрразведчики, возможно растолковать словами К. М. Симонова: «Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской национальной и боевой машине сорок четвертого года и обычных людях того времени».

На таких книгах в период СССР благодарные читатели искренне писали «весьма хорошая книга». Да и в отечественные времена роман включен в перечень «100 книг», каковые Минобразования и науки рекомендует школьникам для независимого прочтения.

Богомолов В. О. Момент истины. — М.: Эксмо, 2014. — 576 с. — (Pocket Book). — ISBN 978–5–699–72511–3.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/27452592/

Владимир Богомолов — Момент истины (аудиокнига)

Статьи, которые будут Вам интересны: