«Борзая» в броне

«Борзая» в броне

Как мы знаем, в Соединенных Штатах незадолго до Второй мировой танкостроению уделялось не хватает внимания. В итоге к началу осени 1939 года армия США фактически не имела современных танков и бронеавтомобилей. Американцам было нужно бы туго, вступив они в войну сразу после ее начала.

Но история дала им двухлетнюю отсрочку до декабря 1941 года, которую, нужно признать, они применяли очень действенно.

Замечательный импульс для новых образцов танков и бронеавтомобилей дала так называемая английская Танковая миссия — по сути, закупочная рабочая группа, прибывшая в Соединенных Штатах во второй половине 1940 года. В числе других британцы представили тактико-технические требования (ТТТ) к нужным им типам бронеавтомобилей. Нужно заявить, что эти ТТТ заинтересовали и американское военное управление.

В частности, интерес к броневикам показал как Штаб танковых армий (Armored Force Board), так и Руководство истребителей танков (Tank Destroyer Command). Работа, сулившая огромные заказы,привлекла интерес наибольших американских автомобильных компаний. В течение года — с лета 1940-го до лета 1941-го — они представили 14 проектов а также прототипов бронеавтомобилей.

Тут у британских и американских военных вкусы разошлись. Британцы отдали предпочтение более тяжелым автомобилям — они и были им необходимы, поскольку потребность в легких броневиках в полной мере покрывало собственное английское производство. Американцам было не до выбора — у них не было никаких бронеавтомобилей — ни легких, ни тяжелых.

В итоге на вооружение английской армии был принят бронеавтомобиль М6 Staghound — самый тяжелый из всех, использовавшихся во Второй мировой (см. «Моделист-конструктор»№ 3, 2003 г.). Американским армейским приглянулись легкие бронеавтомобили Т21, Т22 и Т23, предложенные компаниями Studebaker, Ford и Chrysler для Руководства истребителей танков.

В числе требований, предъявленных армейскими к броневикам, были: оружие в виде 37-мм пушки, высокая скорость, хорошие проходимость и манёвренность, малая масса, колесная формула 6×6, управляемые передние колеса, низкий силуэт и лёгкое бронирование. Помимо этого, проект должен был снабжать возможность выпуска бронемашины в вариантах ЗСУ с пулеметным оружием, 81-мм подвозчика боеприпасов и самоходного миномёта и снаряжения.

В октябре 1941 года для завершающей фазы опробований были отобраны прототипы Т22 компании Ford и Т23 компании Chrysler. Обе автомобили имели явное внешнее сходство, что неудивительно потому, что они создавались по одним ТТТ. Но в их конструкции имелись значительные различия. Так, Т22 имел несущий корпус, а корпус Т23 размещался на раме трехосного грузовика.

В ходе опробований компаниям было предложено изготовить и двухосные полноприводные предположения бронеавтомобилей. Эти автомобили взяли обозначение Т22Е1 и Т23Е.

В начале 1942 года стало совсем ясно, что 37-мм пушку уже нельзя рассматривать как полноценное противотанковое средство, а ведь клиентом автомобили выступало Руководство истребителей танков, да и сами броневики именовались само-ходно-артиллерийскими установками (Gun Motor Carriage).

Вопрос повис в воздухе. Но скоро противотанкисты и присоеденившиеся к ним кавалеристы, кроме этого заинтересовавшиеся новыми автомобилями, нашли выход — их попросту переименовали в легкие бронеавтомобили (Light Armored Car).

Из четырех испытывавшихся броневиков лучшим был Т22.

Он выгодно отличался от соперников более просторным отделением управления, наличием курсового пулемета, лучшим размещением устройств наблюдения, возможностью установки бортовых противопылевых экранов и размещением на корпусе коробок для снаряжения. Последний этап опробований проводился в апреле — мае 1942 года уже под руководством Штаба танковых армий. Т22 переименовали в Т22Е2, а 19 мая 1942 года стандартизировали под полным наименованием Light Armored Car М8.

Машина предназначалась для оружия разведывательных подразделений танковых армий, противотанковых и кавалерийских частей.

Бронеавтомобиль Light Armoured Car M8 (Greyhound):

1 —37-мм пушка; 2— 12,7-мм пулемет Browning М2; 3 — антенна; 4 — откидной фальшборт; 5—ящик для снаряжения; 6—7,62-мм спаренный пулемет Browning М1914А4; 7—крышка люка ассистента водителя; 8 — крышка люка водителя; 9—откидная крыша МТО; 10—жалюзи МТО

Бронеавтомобиль имел хорошую компоновку, но скорее не автомобильного, а танкового типа — отделение управления размешалось в первых рядах, боевое — посередине, а моторно-трансмиссионное — позади. В передней части сварного бронекорпуса пребывали рабочие его помощника и места водителя. Справа от рабочего места ассистента водителя размешалась радиостанция. Курсовой пулемет на серийных автомобилях отсутствовал.

Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась коническаясварная башня без крыши. В башне пребывали рабочие места наводчика (слева) и начальника (справа). Последний кроме этого делал функции заряжающего. В башне размещалось и все оружие бронемашины: 37-мм пушка М6 и спаренный с нею 7,62-мм пулемет Browning М1919А4.

Боекомплект пушки складывался из 80 артвыстрелов, пулемета — из 1575 патронов. Для наведения спаренной установки на цель предназначался телескопический прицел M70D. На кормовой стенке башни имелся кронштейн для крепления шкворневой установки 12,7-мм пулемета М2 с боекомплектом 500 патронов. На автомобилях поздних выпусков шкворневая установка была заменена на кольцевую М49.

В кормовой части корпуса устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. при 3000 об/мин. Трансмиссия разрешала машине двигаться с восемью скоростями вперед и двумя назад. В ходовой части использованы стандартные ведущие мосты, дифференциалы, полуоси и главные передачи 2,5-тонного грузовика Ford. В подвеске употреблялись полуэллиптические рессоры и гидравлические амортизаторы. Колеса были снабжены пулестойкими шинами.

Боевая масса бронеавтомобиля М8 составляла 7,892 т. Бронирование 9,5 — 19 мм. Большая скорость перемещения по шоссе достигала 90 км/ч. Запас хода — 560 км при емкости топливных баков 212 л.

Серийный выпуск бронеавтомобиля М8 осуществлялся на заводе компании Ford в городе Сент-Пол. Производство стартовало в марте 1943 года, а уже в ноябре темп сборки достиг 1000 автомобилей в месяц. Всего же в первой половине 40-ых годов двадцатого века заводские цеха покинули 4229 бронеавтомобилей. В первой половине 40-ых годов XX века количество производства составил 6672 автомобили. Начальный заказ на 1945 год составил 2401 машину, но уже в марте он был снижен до 1759. 30 апреля 1945 года, в то время, когда финиш войны в Европе был уже совсем очевиден, выпуск бронеавтомобилей М8 прекратили.

С января по апрель 1945 года было произведено 766 броневиков. Объем производства этого бронеавтомобиля составил 11 667 единиц.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Как это и предусматривалось техтребованиями, на базе М8 было создано пара модификаций.

Одной из них стала зенитная самоходная установка Т69, вооруженная счетверенной установкой 12,7-мм пулеметов М2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. Помимо этого, была создана бронемашина неспециализированного назначения Т26, представлявшая собой броневик М8, лишенный башни.

Боевое отделение было практически без крыши, а по периметру появившегося прямоугольного отверстия установлен низкий бронированный борт. Сверху к нему крепилась кольцевая установка для крупнокалиберного пулемета М2, составлявшего все штатное оружие бронеавтомобиля. По плану конструкторов эта машина имела возможность употребляться как БТР для перевозки личного состава, грузов и в качестве командно-штабной автомобили.

В броневика имелись скамьи и складной столик для карт. Вместимость автомобили в зависимости от назначения имела возможность варьироваться от двух до шести человек. По бортам боевого отделения размешались укладки для пяти ружей и 59,9-мм реактивного противотанкового гранатомета М9А1, более известного называющиеся «базука».

В апреле 1943 года прототип Т26 был стандартизирован под обозначением Armored Utility Car М10. Скоро, но, обозначение поменяли, чтобы не появлялась путаница с истребителем танков М10. Бронеавтомобиль взял индекс М20. С июля 1943 по апрель 1945 года заводом в г.Сент-Пол была выпущена 3791 машина этого типа.

Оба бронеавтомобиля много поступали в американскую армию и широко применялись входе боёв на территории Италии, Германии и Франции.

Некое количество броневиков М8 и М20 по программе ленд-лиза американцы передали французским войскам и англичанам генерала де Голля. В Англии машина стала называться Greyhound («Борзая»), По-видимому, по обстоятельству высоких динамических черт бронеавтомобиля.

Бронеавтомобиль Armoured Utility Car M20:

1—12,7-мм пулемет Browning М2; 2—турель; 3—ограждение боевого отделения; 4—антенна; 5—ящик для снаряжения; 6—откидной фальшборт; 7—откидная крыша МТО; 8—крышка люка ассистента водителя; 9—крышка люка водителя; 10—жалюзи МТО

По окончании окончания Второй мировой М8 и М20 поступили на вооружение фактически всех государств НАТО, где эксплуатировались впредь до начала 1960-х годов.

Большое число броневиков было передано американцами государствам Латинской Америки и дружественным им Азии и государствам Африки. В армиях этих государств эти бронемашины состояли на вооружении существенно продолжительнее, в некоторых — впредь до 1990-х годов. В отдельных латиноамериканских государствах их возможно заметить и сейчас, иногда в очень сильно модернизированном состоянии.

Так, к примеру, в Колумбии, взявшей бронеавтомобили М8 и М20 во второй половине 40-ых годов двадцатого века, спустя 3 десятилетия на них стали устанавливать счетверенные установки крупнокалиберных пулеметов. Последние демонтировали со списываемых американских же полугусеничных БТР, уже предельно изношенных. В итоге оказалась хорошая машина для противодействия партизанам и вооруженными группировками наркомафии в условиях горной местности.

По окончании передачи в девяностых нескольких броневиков М20 колумбийской полиции они были переделаны применительно к новым условиям применения. Корпус взял крышу, на которой установили цилиндрическую башенку с пулеметом, и бортовые экраны практически до почвы. В таком виде эти автомобили эксплуатируются и сейчас.

Но возвратимся в 1940-е годы. Не нужно считать, что с созданием бронемашины М8 в Соединенных Штатах закончились все работы над броневиками. Уже в январе 1943 года Управление особых бронированных автомобилей опубликовало ТТТ к перспективному легкому бронеавтомобилю. В заявленном конкурсе участвовали две компании: Studebaker и Шевроле. Первая внесла предложение 7-тонную военную машину Т27 с колесной формулой 8×6 и торсионной подвеской. Ведущими были три задних моста.

Башню с оружием и форму корпуса заимствовали у М8. В противоположность этому машина компании Шевроле имела всецело новую конструкцию. сварная башня и Приземистый корпус увеличенного количества сочетались с шестью ведущими равнорасположенными колесами громадного диаметра. Подвеска свободная пружинная. Оружие было таким же, как у соперника. Данный вариант взял обозначение Т28.

Штаб кавалерии армии США совершил совместные опробования обоих серийного бронеавтомобиля и прототипов М8 в апреле — мае 1944 года. Т28 одержал убедительную победу и на его доводке сосредоточились все усилия конструкторов и военных. К работе подключились и эксперты компании Ford.

В итоге оказался 7,5-тонный бронеавтомобиль, талантливый преодолевать окоп шириной 1 м и вертикальную стенку высотой 70 см. 8-цилиндровый V-образный карбюраторный мотор Cadillac 42 мощностью 148 л.с. разгонял машину на шоссе до 100 км/ч. Полуавтоматическая трансмиссия Hydramatic делала управление машиной не сложнее, чем легковушкой.

Армейские были довольны. В декабре 1944 года бронеавтомобиль был стандартизирован под индексом М38. Компания Ford начала подготовку к серийному производству, но война закончилась раньше и М38 остался в пяти предсерийных экземплярах.

Завершая рассказ об М38, направляться упомянуть об еще одном интересном факте, связанном с данной машиной.

Новым американским бронеавтомобилем заинтересовались британцы и запросили один пример для опробований. Их просьбу удовлетворили, и броневик прибыл в Англию, где стал называться Wolfhound. Имеется все основания считать, что кое-какие конструктивные ответы, заложенные в эту машину, перекочевали на послевоенный британский броневик Saladin.

По крайней мере, многие элементы ходовой части очевидно заимствовали у «американца». Но, эта тема для одной из следующих статей.

М.

КНЯЗЕВ

M8 Greyhound Bridge Defense — Heroes and Generals US Recon IFV Gameplay

Статьи, которые будут Вам интересны: