Бронеавтомобили армии сша
История американской колёсной военной техники достаточно необыкновенна и во многом поучительна. Геополитическое положение страны предохраняло её от сухопутных вторжений. Наряду с этим промышленный уровень Соединённых Штатов разрешал освоить выпуск любой бронетехники.
В начале XX века в мире случилось много распрей, которые связаны с переделом колониальных владений; эра экстенсивного захвата незанятых территорий кроме этого завершилась. Сейчас приобретение рынков и новых земель сбыта было связано с локальными конфликтами. Русско-японская и англо-бурская войны показали высокую уязвимость живой силы от прицельного оружейного и пулемётного огня. Пехоте требовалась защита, которой стала броня.
В Европе в солидном числе начали изготавливать первые бронеавтомобили — Austro-Daimler, Sharron-Nakashidze, Schneider, Bianchi и другие. Американские конструкторы из-за океана с интересом следили за поиском вероятных ответов. Реализовать собственные идеи в металле шансов у них было мало: американский Конгресс прежде всего волновался о развитии флота, считая его лучшим средством против любого вторжения.
Но такая политика была достаточно близорукой: в истории нет примеров, в то время, когда развитие одного вида армии за счёт остальных выяснялось оправданным.
Исходя из этого совсем естественным следствием стал кошмар американских обывателей в 1916 г., в то время, когда по всей Америке прокатилось известие о том, что мексиканские партизаны во главе с Панчо Вилья на бронеавтомобилях наступают на город Коламбус в штате Нью-Мексико.
Испуг был во многом надуманным: промышленная и военная мощь Мексики вряд ли имела возможность всерьёз угрожать США. Однако, в Штатах быстро возросли темпы бронетехники военных и производства автомобилей. Ещё одним стимулом для того чтобы развития стало участие американского корпуса в операциях в Европе.
Davidson-Cadillac обр. Armored Саг
Бронеавтомобиль King Armored Car обр.
1915 г. В составе 1-го бронированного автомобильного батальона армии США автомобили служили на Гаити и Санто-Доминго с 1919 по 1927 г.
Броневик White Armored Саг обр. 1916 г. на арсенале Рок-Айленд.
Штат Иллинойс, США
В начале 1930-х гг. в собственном справочнике «Танки» узнаваемый австрийский эксперт по бронетехнике Фриц Хейгль о ситуации в американском бронеавтомобилестроении высказался следующим образом: «В случае если в Соединённых Штатах — стране Генри компании и Форда General Motors — модернизация армии не шла в ногу с конвейерной совокупностью автомобильного производства, то обстоятельством этого есть отнюдь не недочёт в соответствующих инженерных кадрах, а скорее — недостаточная экономическая заинтересованность в производстве боевых автомобилей».
С этим нельзя не дать согласие. Но в 1930-х гг. заинтересованность показалась.
В эти годы кавалерия являлась чуть ли не главным родом армий в армии США: 15 кавалерийских полков насчитывалось в военных соединениях, 18 полков — в национальной гвардии и 24 полка — в резерве.
И в соответствии с замыслами руководства армии все эти части предполагалось переформировать в механизированные. С 1933 г. опыты в этом направлении начались в 1-м кавалерийском полку, дислоцировавшемся в Форт Нокс.
Напомним, что, очевидно отставая в производстве бронемашин от Европы во время Первой Мировой, к началу Второй мировой войны США стали уже одним из ведущих производителей колёсной военной техники в мире.
В 1915 г. тридцатью кадетами Северозападной военной академии, пребывавшей в Хайленд Парк штата Иллинойс, под управлением полковника Ройяла П.Дэвидсона была выстроена серия армейских автомобилей, среди них и бронеавтомобилей. Они создавались несложной установкой бронекорпусов на шасси коммерческих машин Cadillac с колёсной формулой 4×2. Экипажи автомобилей, названных Davidson-Cadillac 1915 Armored Саг, складывались из трёх человек. Над головой водителя для лучшего обзора был сделан купол.
В средней части корпуса размещался пулемёт Browning М1895, прикрытый 5-мм бронещитом. Его обслуживали два человека. В бортах корпуса имелись щели для ведения стрельбы из личного оружия.
Все изготовленные кадетами бронеавтомобили свели в одно подразделение -«автоколонну полковника Дэвидсона».
В неё вошли разведывательная машина для визуальной и инструментальной разведки, две автомобили для связи, мобильная полевая кухня с электроплитой, санитарная машина с операционным столом и рентгеновской установкой, автомобильная зенитная установка, интендантская машина.
В июне того же года «колонна Дэвидсона» отправилась в долгий пробег из Иллинойса в Сан-Франциско, где сейчас проводилась Панамская тихоокеанская интернациональная выставка.
Это звучит непривычно, но пробег проходил по американскому распутью: эра автомобилизации в Соединенных Штатах в те годы ещё не началась. Автомобили шли не порожняком: их применяли для транспортировки так называемых Колоколов Свободы (одной из реликвий американской борьбы за независимость) на выставку. Первый «армейский конвой» обширно описывался в прессе и стал широко известен. По окончании окончания выставки автомобили были поездом посланы в Академию в Хайленд Парк.
В целом бронеавтомобиль Davidson-Cadillac продемонстрировал хорошие ходовые качества, не смотря на то, что серийно производить его не стали.
Одвременно с этим компанией Armored Motor Car Company был выстроен бронеавтомобиль называющиеся King Armored Car. До конца 1916 г. он проходил опробования в морской пехоте и армии США. Ходовая часть его имела колёсную формулу 4х2 со сдвоенными задними колёсами.
По главным чертям King Armored Саг удовлетворял требованиям армейских, но заказов и на него не последовало. Быть может, отказ от серийного выпуска автомобили случился из-за их большой стоимости, составившей 10 000 долларов за каждую единицу. Это, но, не помешало применять пара автомобилей в составе корпуса морской пехоты на Гаити в течение нескольких лет уже по окончании завершения Первой Мировой.
В следующем году выпустили бронеавтомобиль, известный как King Armored Car Model E. Сохранив дизайн прошлой автомобили, инженеры попытались улучшить её защищённость, установив передний и задний бронелисты под громадными углами наклона, и внесли кое-какие трансформации в конструкцию бронеавтомобиля. Трансформациям подвергли и оружие — сейчас на нём устанавливался пулемёт Lewis в башне, имевшей скошенный верхний бронелист.
Действительно, официальная история говорит лишь о боевых единицах, состоявших на вооружении Национальной гвардии, но имеется фотография во французской газете, где бронеавтомобиль Mack запечатлён на снимке, сделанном на русском фронте. В Российской Федерации такие автомобили имели возможность появляться лишь в составе английского бронедивизиона Локер-Лампсона.
Но, это не единственная тайная, которая связана с Mack Armored Car: сохранился ещё снимок уже пушечной модификации броневика.
Причём размешалась пушка в спонсоне, а не на простых лафетах на крыше. Для американской военной техники спонсоны нехарактерны, возможно, это британская модификация автомобили.
Грузовое шасси Jeffery Quad было одним из немногих довольно успешных полноприводных шасси времён Первой Мировой.
Компания Thomas В. Jeffery Company создала его в 1913 г. по заказу армейского ведомства США. На этом шасси выпускался 2-грузовик и-тонный бес Quad, созданный сыном обладателя компании Чарльзом Джеффри.
Jeffery Armored Car
Полноприводной армейский грузовик Jeffery Quad, послуживший базисной моделью для бронеавтомобилей
В 1917 г. инженеры компании по собственной инициативе создали вариант бронирования Quad. Корпус автомобили был высоким, что делало бы его хорошей мишенью на поле боя, но экипаж в составе четырёх человек имел в его кузове дополнительное жизненное пространство. На автомобиль поставили карбюраторный двигатель Buda мощностью 32 л.с.
Оружие, складывавшееся из четырёх 7,62-мм пулемётов Benet-Mercier, размещалось по бортам в корпусе и в двух башнях.
Дополнительно, в укладке, пребывали ещё два пулемёта.
Армия США не заинтересовалась разработкой, поскольку военной рабочей не пришлись по нраву через чур громадная масса автомобили и её низкие ходовые эти. Но однако пара бронеавтомобилей было выпущено в 1918 г. по английскому заказу и послано в Индию.
Напомним, что равную по параметрам машину на этом же шасси производили в Российской Федерации по проекту штабс-капитана По-плавко.
По окончании войны долгое время громадного интереса к колёсным бронированным автомобилям американская армия очень не проявляла, считая их пригодными лишь для ближней разведки. Только в 1931 г. инженеры компании James Cunningham Sonsand занялись поисками шасси, на котором возможно было создать более современное, по тем временам, тяжёлое бронирование. Разглядев много вариантов, они забрали за базу трёхосное шасси грузовика с колёсной формулой 6×4 из-за его высокой грузоподъёмности.
Оказалось больше свободного пространства для экипажа, и для установки более размещения боекомплекта и мощного вооружения. Так, оружие складывалось из трёх пулемётов: одного 12,7-мм Colt-Browning М1921 с 2000 тыс. патронов боекомплекта и двух 7,62-мм пулемётов Browning М1919 с 3750 патронами.
Ходовая часть включала три оси, из которых две задние были ведущими и имели сдвоенные колёса.
Первые два прототипа бронеавтомобиля, взявшего армейское обозначение Т4, вышли на опробования в том же году.
Машина произвела военное командование и благоприятное впечатление заказало 10 единиц (по другим сведеньям -20), позднее названных М1 Armored Саг. Их постройка осуществлялась на Рок-Айлендском арсенале в Иллинойсе и была закончена в 1934 г. Все принятые на вооружение автомобили поступили в распоряжение 1-го кавалерийского полка армии США, где деятельно эксплуатировались до конца 1930-х гг.
T4 Armored Car
Т7 Armored Car
Лёгкий бронеавтомобиль Т7 Armored Саг. Опытный образец выстроен на шасси коммерческого автомобиля в 1930 г.
Первая достаточно большая серия бронеавтомобилей, складывающаяся из нескольких десятков единиц, была произведена в 1935 г. Это был лёгкий разведывательный бронеавтомобиль М1 Scout Саг, главное назначение которого пребывало в обеспечении связи и войсковой разведке.
Конструкторы компании Indiana Motor Division (подразделение White Motor Company) применяли шасси собственного коммерческого автомобиля White с колёсной формулой 4×2, но кое-какие подробности были созданы заново.
Корпус бронеавтомобиля планировал из катаных бронелистов толщиной от 6,35 до 12,7 мм и имел достаточно угловатые формы. Машина оснащалась 6-цилиндровым карбюраторным двигателем Hercules JXC. Ходовая часть, если сравнивать с уникальной разработкой, была модернизирована — сейчас привод осуществлялся на все колёса, размер шин которых составлял 8,25×20 дюймов.
Оружие включало один 12,7-мм пулемёт Colt-Browning М1921, установленный спереди на правом борту, и два 7,62-мм пулемёта М1919 компании Browning, пребывавших по обоим бортам, ближе к кормовой части корпуса.
Ходовые опробования состоялись в целом удачно, бронеавтомобиль имел возможность развивать большую скорость до 80 км/ч.
Машина понравилась военном оценочной рабочей группе, и по окончании постройки на Рок-Айлендском арсенале трёх предсерийных образцов (номера США W-60205, США W-60214 и США W-60273), в 1935 г. бронеавтомобиль был принят к серийному выпуску под обозначениемM1 Scout Саг. Большинство из 73 выпущенных автомобилей была послана в кавалерийские подразделения, в частности 1-й кавалерийской дивизии.
Бронеавтомобили М1 употреблялись лишь на территории США, в основном для отработки сотрудничества разных обучения экипажей и родов войск.
В 1938 г. та же компания White Motor Company взяла задание спроектировать бронеавтомобиль для ведения разведки, транспортировки воинов, и буксировки лёгких орудий. Первый прототип таковой автомобили был представлен в последних месяцах года и стал называться Т7.
Броневик имел открытый корпус, сваренный из броневых страниц, смонтированный на раме шасси.
Лобовой лист капота толщиной 12 мм расположили под наклоном, броня борта — 7,62 мм, кормовая — 6,35 мм. В бортах спереди установили двери для ускорения высадки экипажа. Двигатель — 6-цилиндровый Hercules карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 110 л.с., колёсная схема с приводом на все четыре колеса. Подрессоренный барабан перед радиатором помогал преодолевать встречные преграды.
В кузове имели возможность разместиться шесть пехотинцев, снаряды, радиостанция. Так, экипаж имел возможность доходить до восьми человек.
По бортам корпуса укрепили железный рельс, по которому возможно было перемещать пулемёты калибра 12,7 мм и калибра 7,62 мм.
В 1941 г. по окончании некоторых доработок Т7 был принят на вооружение под новым обозначением МЗА1 Scout Саг.
В том же году начался серийный выпуск броневика в нескольких модификациях. На одной из них (индекс МЗА1Е1) карбюраторный двигатель заменили на дизель компании Buda, на другой (индекс МЗА1Е2) значительно усилили бронирование, на третьей (индекс МЗА1ЕЗ) — установили 37-мм пушку. Изготовляли кроме этого командирскую бронированную машину с усиленным бронированием бортов.
Бронеавтомобиль МЗА1:
1 — кормовой пулемёт 7,62-мм Browning М1919А4; 2 — откидывающийся верх выходной двери; 3 — подвижной пулемётный станок-турель М22; 4 — пулемёт 12,7-мм Browning М2НВ; 5 — откидной передний бронелист; 6 — запасная канистра с бензином; 7 — складная стена бронекапота; 8 — буферный подрессоренный барабан; 9 — передняя командирская дверь; 10 — броневой кузов; 11 — боковая смотровая щель; 12 — бронезаслонка смотровой щели бронелиста; 13 — радиоантенна; 14 — стойка радиоантенны; 15 — реечные жалюзи радиатора; 16 — многослойная шина 240-508; 17 — дополнительный боковой пулемёт 7,62-мм Browning М1919А4; 18 — рельс-шина; 19 — буксирный прибор
Для защиты от авиации, и от огня с высоких домов на броневик МЗА1Е2 Scout Саг установили крышу из лёгкой брони. Для ведения огня из пулемётов были предусмотрены откидные щиты
Броневики приняли на вооружение разведывательных кавалерийских эскадронов и батальонов танковых и пехотных дивизий.
Они употреблялись кроме этого в качестве тягачей противотанковых орудий, санитарных и штабных автомобилей.
В первый раз их применили в битвах на Филиппинах в декабре 1941 — феврале 1942 гг. Всего за период серийного производства с 1941 по 1944 г. было выпущено 20 918 единиц, 3034 из них было поставлено в СССР по ленд-лизу.
Замечательный импульс для повышения производства бронеавтомобилей дала английская закупочная рабочая группа, прибывшая в Соединенных Штатах во второй половине 1940 г. В числе других британцы представили тактико-технические требования нужных им тяжёлых бронеавтомобилей и средних. Автомобили эти заинтересовали и американское военное управление. В частности, интерес к ним показали Штаб танковых армий (Armored Force Board) и Противотанковое руководство (Tank Destroyer Command).
В июле 1941 г. департамент оружия уточнил требования к бронеавтомобилю среднего класса с приводом на все колёса, вооружённому 37-мм пушкой во вращающейся башне. Из многообразия представленных автомобилей были выбраны два проекта: Т17 — компании Ford Motor и Т17Е1 — компании Шевроле.
Изготовленный к марту 1942 г. первый прототип Т17 оказался весьма добротной машиной при толщине бронирования от 17,8 до 50,8 мм (замечательнее, чем у многих американских танков того периода).
Компоновка Т17 больше напоминала танковую. В передней части пребывало отделение управления, в средней -боевое отделение, в кормовой части корпуса устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Ford мощностью 90 л.с. Ходовая часть имела привод на все шесть колёс с свободной подвеской.
Оружие бронеавтомобиля также не уступало танковому. В башне в спаренной установке М24 разместили 37-мм пушку и 7,62-мм пулемёт.
Для наблюдения за ведением и полем боя прицельного огня в башне установили перископический и телескопические устройства, в носовой части бронемашины имелось ещё два перископических прибора наблюдения, которыми пользовались механик-его помощник и водитель. Экипаж складывался из четырёх человек.
Английская закупочная рабочая группа выдала заказ на постройку 2260 автомобилей, присвоив им наименование «средний бронеавтомобиль Deerhound», а в июле неспециализированное число довели до 3750 единиц — и это не ждя появления опытного образца. Чтобы стандартизировать Т17 с остальными военными машинами, на серийные бронеавтомобили стали устанавливать двигатели Hercules JXD мощностью 110 л.с.
Заказ компания Ford делала по-истине ударными темпами, сдав с конвейера 250 единиц к январю 1943 г. Часть из них была в тот же час послана в Северную Африку, где английский Экспедиционный корпус довершал разгром итало-германских армий. Но результаты боевого применения разочаровали британцев, и остальные автомобили остались в Соединенных Штатах.
Американцы кроме этого были от них не в восхищении.
Т17 пара не вписывалась в требования, выдвигаемые армией США, и в следствии, демонтировав 37-мм пушки, их передали военной полиции. Совсем проект Т17 был закрыт лишь в феврале 1944 г.,
На смену Т17 пришёл бронеавтомобиль Т17Е1, созданный конструктором Е.Макферсоном из компании Шевроле Motor Division, входившей в концерн Дженерал моторс Corp. В марте 1942 г. первый его прототип передали для опробований на Абердинский полигон.
После этого были заводские опробования на фирменном полигоне в штате Мичиган. В июне того же года армия приняла броневик на вооружение под индексом М6. Но в Соединенных Штатах эта машина не действовала. Только пара единиц из 3844, выпущенных с октября 1942 по апрель 1944 г., остались для опробований, остальные послали в Англию, где они стали называться Staghound («Стагхаунд», «Гончая»).
Бронеавтомобиль М6 Staghound -самый тяжёлый из всех участвовавших во Второй мировой.
Его боевая масса — 13,9 т. По подвижности и вооружению он соответствовал лёгкому танку Stuard («Стюарт») и уступал ему лишь в бронировании.
Экипаж автомобили составляли пять человек: шофер, ассистент водителя (он же стрелок из курсового пулемёта), наводчик, заряжающий и начальник (он же радист).
М6 Staghound
Оружие — 37-мм пушка М6, стабилизированная в вертикальной плоскости, три 7,62-мм пулемёта Browning М1919А4 — спаренный с пушкой, курсовой и зенитный и 2-дюймовый дымовой гранатомёт на крыше башни; имелся кроме этого 11,43-мм пистолет-пулемёт Thompson.
В кормовой части корпуса пребывали два 6-цилиндровых карбюраторных рядных двигателя Шевроле/GMC 270 жидкостного охлаждения мощностью 194 л.с.
Трансмиссия — полуавтоматическая типа Hydramatic, в которую входили две четырёхскоростные коробки передач, демультипликатор и гитара.
Последний разрешал отключать привод переднего моста, и снабжал перемещение бронеавтомобиля при одном трудящемся двигателе. Не считая 340-литрового топливного бака на бортах автомобили дополнительно крепились два цилиндрических бака ёмкостью по 90 л любой.
Машина имела свободную подвеску на полуэллиптических гидравлических амортизаторах и листовых рессорах.
За счёт применения электрогидравлического усилителя руля Saginaw 580-DH-3, и гидравлических тормозов Bendix-Hydrovac с вакуумным усилителем управление практически 14-тонной военной машиной было не тяжелее, чем автомобилем . На всех подряд автомобилях устанавливалась британская радиостанция №19.
Базисная модификация бронеавтомобиля М6 (Т17Е1) в британской армии взяла индекс Mk I. Таких автомобилей было произведено 2844 единицы.
Кроме линейных броневиков с 37-мм пушками британцы практически сразу же показали интерес к автомобилям огневой помощи. Так показался вариант Т17ЕЗ, представлявший собой обычный корпус М6 с установленной на нём открытой сверху башней с 75-мм гаубицей от американской САУ М8.
Бронеавтомобиль М8 Grayhound на фоне Триумфальной арки в Париже.
Военная цензура на негативе снимка стёрла бортовой номер и номер машины военного подразделения
М8 Grayhound
Часть машин британцы перевооружили 76-мм танковой гаубицей собственного производства. Для высвобождения места под боекомплект они ликвидировали курсовой пулемёт, а из экипажа исключили ассистента водителя.
Помимо этого, из башни изъяли дымовой гранатомёт, а в качестве альтернативы на правом борту башни разместили две 4-дюймовых мортирки для стрельбы дымовыми фанатами. Бронеавтомобили, вооружённые 76-мм гаубицами, стали называться Staghound Mk II.
Некое количество автомобилей Mk I перевооружили башней от танка Crusader III с 75-мм пушкой и спаренным с ней 7,92-мм пулемётом BESA. В таком варианте их боевая масса возросла до 15 т. Эта модификация имела индекс Мк III.
В отличие от модификаций Mk II и Mk III, каковые переделывались из Mk I, версия Staghound АА (Т17Е2) производилась серийно. Она представляла собой самоходную зенитную установку. В открытой сверху сварной башне Fraser-Nash были размещены два крупнокалиберных пулемёта Browning М2.
На таких автомобилях ранних выпусков вертикальное и горизонтальное наведение оружия осуществлялось гидроприводом, а на броневиках поздних выпусков — электроприводом.
Скорость горизонтального наведения — 8,47с, скорострельность установки — 600 выстр./ мин. Боекомплект складывался из 2610 патронов (шесть снаряжённых лент по 435 патронов в каждой). Курсовой пулемёт в данной модификации отсутствовал. На его месте размешалась радиостанция.
Число членов экипажа сократилось до трёх: шофер и заряжающий (он же радист) пребывали в корпусе, а начальник-наводчик — в башне.
Было произведено 1000 единиц Staghound АА.
Английские армии начали приобретать броневики Staghound весной 1943 г. Боевое крещение бронеавтомобили взяли в Италии, где снискали себе хорошую репутацию, благодаря необыкновенной надёжности, простоте обслуживания и эксплуатации, бронированию и хорошему вооружению.
Кроме британских армий, автомобили этого типа поступили в новозеландские, индийские и канадские части, сражавшиеся в Италии, и и в разведывательные кавалерийские полки 2-го военного корпуса Польских армии на Западе.
По окончании высадки союзников в Нормандии броневики М6 состояли на вооружении британских и канадских армий, 1-й польской танковой дивизии (около 250 бронемашин этого типа) и 1-й отдельной бельгийской танковой бригады.
По окончании окончания Второй мировой эти автомобили проходили службу в армиях Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Италии, Швейцарии. В Латинской Америке они состояли на вооружении армий Никарагуа, Гондураса и Кубы. На Ближнем Востоке употреблялись вооружёнными силами Египта, Ливана, Иордании, Израиля и Саудовской Аравии. В Африке они использовались в Родезии (Зимбабве), Судане и ЮАР.
Помогали эти бронеавтомобили в Австралии и Индии.
Проектирование лёгкого бронеавтомобиля М8 было начато в июле 1941 г., в то время, когда Департамент оружий США выдал спецификацию на постройку бронеавтомобилей нового поколения.
«Первыми ласточками» были бронеавтомобили серии Т17, спустя некое время, в начале 1942 г., показался лёгкий трёхосный бронеавтомобиль Т22, созданный на компании Ford Motor Company и имевший колёсную формулу 6×6.
Эта машина очень сильно напоминала Т17Е2 как снаружи, так по составу и компоновке оружия. В качестве другого варианта компания внесла предложение армии двухосную модификацию Т22Е1 с колёсной формулой 4×4.
Автомобиль Т22 в середине того же года был модифицирован и представлен в виде нового прототипа Т22Е2.
В отличие от ранней модели на нём был доработан отсек управления, добавлены дополните