Броневики дотанкового периода

Как обезопасисть воина от пуль, шрапнели и осколков? Возможно ли скоро перебросить пулемёт либо орудие на несколько десятков километров, не применяя лошадей? В качестве средства ответа этих неприятностей в начале ХХ столетия начали применять машины.

Они к тому времени уже переросли стадию еле катящейся коробки на колёсиках. Со скоростью, проходимостью и грузоподъёмностью дела у авто уже обстояли хорошо.

Так, подвижную базу армейские нашли. А дабы водитель и обслуга не погибли, решено было прикрыть их страницами брони. Так показался бронеавтомобиль.

О некоторых броневиках дотанкового периода поведано ниже.

Austro-Daimler Panzerwagen
Броневики дотанкового периода

Один из первых в истории бронеавтомобилей. Спроектирован и собран в Австро-Венгерской империи в 1905 году. Его конструкция опережала собственное время, поскольку разработчиком броневика выступил представитель прославленной семействе, инженер Пауль Даймлер.

Он воплотил последовательность изюминок устройства, ставших потом хорошими: полноприводную базу, цельный бронированный кузов, сферическую бронебашню с бойницей для 7,7-мм пулемёта «Максим» (позднее их стало две). Толщина бортов и лба корпуса составляла 3,5 мм, башни — 4 мм. Бронелисты были выгнуты, снабжая броневику обтекаемые пулестойкие формы.

Даймлер имел право гордиться своим детищем, дело оставалось за малым — успешной последующей закупкой и демонстрацией для имперской армии.

Крест на перспективной разработке поставил шум двигателя бронеавтомобиля. Он напугал лошадей нескольких VIP персон, находившихся на опробованиях. Сам император Франц-Иосиф был обескуражен и рассержен.

Объявив, что таким автомобилям не место на войне, он не покинул Даймлеру шансов.

«Минерва»

Над Бельгией одной из первых в 1914 году раздался гром Великой войны. Офицер бельгийского Генштаба, лейтенант Шарль Анкар, выезжал на передовую в личной машине. Дабы обезопасить здоровье и свою жизнь, он забронировал её. Руководство отыскало опыт Анкара многообещающим.

Ещё пара «Минерв» были оперативно обшиты бронелистами, вооружены 8-мм пулемётами Гочкиса и кинуты в бой.

Они прекрасно показали себя в манёвренный период Первой Мировой, появлявшись для немцев неприятным сюрпризом. Но с началом позиционной войны «Минервам» стало сложнее функционировать. В итоге бельгийский броневой автодивизион был «подарен» императору Николаю II и переброшен на Русский фронт.

По окончании окончания Первой Мировой «Минервы» много раз модифицировались и состояли на вооружении в Бельгии кроме того в 1935 году.

Rolls-Royce Armored Car

Сейчас машины «Роллс-Ройс» являются в основном роскошью, нежели транспортным средствам. Не так много известно о военной карьере этого автомобиля: в 1914 году защититься бронёй и вооружиться довелось и ему. Примером для англичан стали бельгийские «Минервы».

Базой для броневика стал автомобиль Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost — известный «Серебряный призрак».

Его обшили бронелистами толщиной 8–9 мм, разместив на корме боевое отделение. Башня имела цилиндрическую форму со скошенными стенками для большей пулестойкости. В том месте же расположили открытую площадку, достаточную по площади для перевозки нескольких снаряжения и солдат. «Роллс-Ройс» вооружался тяжёлым пулемётом «Виккерс» 7,7 мм, а в перемещение его приводил отменный 6-цилиндровый двигатель.

Первые три автомобили готовься и доставлены в Европу в декабре 1914 года.

К тому моменту война на континенте уже купила позиционный темперамент, в условиях которого функциональность броневиков была ограничена. Однако им довелось учавствовать в битвах на территории Соединённого Королевства в 1916 году, на протяжении Пасхального восстания в Дублине. «Роллс-Ройсы» действовали наровне с импровизированными броневиками из паровых котлов пивоваренного завода «Гиннесс», установленных на грузовики-трёхтонники. Последние броневики от «Роллс-Ройс» эксплуатировались в Англии ещё в первой половине 40-ых годов XX века.

Bussing A5P

В большинстве случаев, путь на театр боевых действий для броневиков Первой мировой лежал через выигрыш тендера. Но случались и исключения. Столкнувшись с первыми бронеавтомобилями армий Антанты в 1914 году, немцы взялись дать симметричный ответ сопернику.

Компания «Бюссинг» уступила соперникам, но выполненный её инженерами прототип однако взял путёвку в судьбу.

Bussing A5P был достаточно габаритной полноприводной машиной. Кроме симметричной конструкции с рулевым управлением как спереди, так и на корме, данный броневик отличался от других свойством вести плотный пламя. В броне «Бюссинга» предусматривалось 10 лючков для пулемётной стрельбы.

Причём только три пулемёта закреплялись стационарно, с остальными члены экипажа (10 человек) должны были перемещаться между бойницами.

Все три собранных Bussing A5P принимали участие в битвах на Западном фронте. В то время, когда в осеннюю пору 1916 года на стороне Антанты в войну вступила Румыния, броневики направили в том направлении. Этим гротескным детищам Первой Мировой было суждено пережить её, а последний броневик «Бюссинг» был потерян в украинских степях на протяжении Гражданской войны в Российской Федерации.

«Руссо-Балт тип С»

Первый серийный русский броневик была спроектирован и запущен в производство в поразительно сжатые сроки. 17 августа 1914 года министр обороны В. А. Сухомлинов дал разрешение, а уже в середине октября император Николай II записал в ежедневнике: «В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что организованная автомобильная рота с 47-мм пулемётами и пушками со металлическими щитами. Она уходит в поход».

Вопреки поговорке, создатели броневика хоть и поспешили, но отнюдь не насмешили неприятеля — они ошеломили его. 5-мм хромоникелевая броня надёжно защищала переднюю и кормовую части «Руссо-Балтов», да и борта толщиной 3,5 мм также держали удар. Секрет стойкости заключался в особенном размещении страниц брони под тупыми углами, спроектированном полковником А. Н. инженером и Добржанским штабс-капитаном А. Я. Грауэном.

Оружие «Руссо-Балтов» составляло грозное трио 7,62-мм пулемётов Максима. Вместе с тем необходимость помощи огнём орудий большего калибра стала очевидной. Обшитые сталью грузовики с орудиями были полумерой, исходя из этого серийным пушечным бронеавтомобилем стал «Гарфорд».

«Остин»

Министр обороны Сухомлинов, дав путёвку в судьбу проекту «Руссо-Балт тип С», полагал увеличить автомобильный парк армии ещё и за счёт закупок у союзников по Антанте. В осеннюю пору 1914-го были заказаны, а к Январю прибыли в Россию броневики «серии» 1-и Остин, созданные в Британии.

Эти двухпулемётные военные машины с горизонтальным бронированием показали ненадёжность трансмиссии и не сильный защиту. Не обращая внимания на это, в марте 1915 года была закуплена партия «Остинов» 2-й серии.

В ноябре 1915 года начальник Запасной броневой роты капитан Халецкий высказал последовательность замечаний к их конструкции: «а) Один боковой выход из автомобиля; б) малое внутреннее помещение…; в) затруднительность управления задним ходомж) отсутствие места для возки запасного колеса». Сложно сообщить точно, были то придирки либо обоснованная критика. В августе 1916 года военное ведомство России заказало ещё 60 броневиков «Остин» (3-й серии) и столько же шасси для выпуска и сборки машин собственными силами.

Кстати, последние имели двойное рулевое управление — Халецкий был услышан.

«Гарфорд-Путиловец»

План создания полноценного тяжёлого пушечного бронеавтомобиля претворялся в судьбу главой Офицерской стрелковой школы генералом Н. М. Филатовым. Подходящей базой для этого проекта стали американские грузовики-пятитонники «Гарфорд». В декабре 1914 года 33 автомобили этого типа прибыли в Петроград.

С января на Путиловском заводе начались сборочные работы.

Габариты «Гарфордов» разрешали применять более толстую броню (6,5 мм, либо четверть дюйма), страницы которой размешались по большей части вертикально. С учётом размещения двигателя и топливных баков над «шоффёром» и начальником броневика слева и справа надёжность защиты имела принципиальное значение. Медлительные, но замечательные броневики вооружили 76-мм противоштурмовой пушкой примера 1910 года и тремя пулемётами Максима.

Собранными автомобилями комплектовали авто-пулемётные взводы, усиливая дуэт «Остинов». Каждому «Гарфорду» присваивалось звучное собственное имя: «Святогор», «Громобой», «Чудовище», «Дракон»… Броневики прошли через Первую мировую, Гражданскую и малые войны 20-х–30-х годов.

AB Ansaldo

Италия вступила в Первую мировую в мае 1915 года на стороне Антанты. К тому моменту компания «Джо Ансальдо и Ко» уже создала для армии пулемётный броневик. 60-сильный двигатель разрешал ему развивать скорость до 70 км/ч, корпус был выполнен из хромоникелевой стали.

Арсенал AB (Automobile Blindato) Ansaldo составляли три пулемёта, расположенные в двухуровневой башне. Экипаж броневика насчитывал 6 человек.

«Ансальдо» принимали участие в битвах на границе с Австро-Венгрией, позднее и в сражениях с германскими армиями. Его создатели в последних числах Января 1916 года кроме этого направили русскому Главному артиллерийскому управлению (ГАУ) официальное предложение о закупке. Характеристики броневика рекламировались очень образно: «…блиндированы особой бронёю, непроницаемою на расстоянии 100 метров пулею итальянского ружья 1891 года.

Мотор и колёса совсем защищены щитами». Наряду с этим итальянцы запрашивали чертежи пулемётов и всевозможные информацию о боеприпасах русской артиллерии, якобы для переделок конструкции броневика под них.

Повоевать на русском фронте Первой мировой «Ансальдо» не довелось. Но этим автомобилям была уготована куда более экзотическая одиссея. По окончании гражданской войны в Испании 1936–1939 годов они принимали участие в Африканской кампании итальянской армии.

Автомобиль-пулемёт Archer

Летом 1915 года русскому армейскому ведомству был предложен для принятия на вооружение «Автомобиль-пулемёт Archer» (по фамилии конструктора — французского инженера Ж. Арше).

Французы весьма расхваливали броневик, а его характеристики были достаточно недурны: четырёхцилиндровый двигатель мощностью 16 л. с., скорость по шоссе до 60 км/ч, броня — 7 мм хромоникелевой стали. В качестве оружия этого автомобиля употреблялся один-единственный пулемёт, расположенный на корме.

Создатель автомобильных армий России генерал П. И. Секретев без промедлений ознакомился с этим предложением и был категоричен: «…Автомобиль «Archer» не даёт закрытия людей от шрапнельного огня, двигатель его не сильный для русских дорог, оружие его одним пулемётом не хватает, перемещение назад затруднительно… Совокупность пуска в движение сложна и мало надёжна».

Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.

Источники:

  1. Документы Российского национального военно-исторического архива (РГВИА).
  2. Кирилец С. В., Канинский Г. Г. Георгиевич. Машины Русской Императорской армии. «Автомобильная академия» генерала Секретева. М., 2010.
  3. Коломиец М. В. Броня русской армии. бронепоезда и Бронеавтомобили в Первой мировой. М., 2008.
  4. Попова С. С. Армейские злоключения бельгийцев в Российской Федерации // Военный издание. 1996. № 2. С. 46–52.

Броневик БА-3

Статьи, которые будут Вам интересны: