Бронированная «саранча»

Бронированная «саранча»

Создание замечательных ВДВ в Германии и Советском Альянсе не осталось незамеченным в Соединенных Штатах, и в феврале 1941 года американцы кроме этого приступили к их формированию. А дабы обеспечить парашютистов помощью бронетанковой техники, было решено создать легкий танк массой не более 7,5 т, что возможно было бы транспортировать по воздуху. Для принятие участия в конкурсе были приглашены корпорация «General Motors», узнаваемый конструктор Дж. У. Кристи и компания «Мармон-Херрингтон».

Проект последней показался самоё подходящим, и в мае 1941 года ей заказали прототип легкого танка под обозначением Т9. В один момент началась разработка самолета, талантливого принять на борт эту военную машину.

Первый прототип имел массу 8 т, что, но, не смутило управление воздушного корпуса армии США (авиация в Соединенных Штатах стала независимым родом армий существенно позднее), и британцев, заинтересовавшихся американским проектом. Корпус танка сваривался из катаной брони, а двухместная башня представляла собой фасонную отливку. В ходовой части употреблялась подвеска с вертикальными буферными пружинами, принятая на всех американских легких танках того времени.

В январе 1942 года поступил заказ на два улучшенных примера Т9Е1. Изменились толщина лобовой брони и форма башни, вращение которой начало осуществляться посредством сервопривода. Пушка взяла гироскопический стабилизатор. Изъяли два пулемета, ранее размешавшиеся в корпусе танка. Крепежные узлы разрешали подвешивать танк к транспортному самолету С-54, наряду с этим, но, требовалось снимать с танка башню и загружать ее в самолет.

В апреле 1942 года были заказаны 500 танков Т9Е1, не смотря на то, что их опробования еще кроме того не начинались. Из-за разных неприятностей, появлявшихся в ходе производства, и нескончаемых трансформаций, вносившихся в начальный проект, из рассчетных 1900 автомобилей изготовили лишь 830, по окончании чего производство было прекращено. Армия так и не была удовлетворена конструкцией танка.

Последние опробования, проводившиеся в сентябре 1943 года, продемонстрировали, что танк ненадежен, имеет ограниченную подвижность, не хватает вооружен и бронирован. Армейские тянули со стандартизацией (другими словами с принятием на вооружение) и только в августе 1944 года Т9Е1 взял армейское обозначение М22. Но, как в американской, так и в британской армии эта машина была уже прекрасно известна называющиеся «Локуст» — «Саранча».

Авиадесантный танк М22 в экспозиции армейского музея на Абердинском полигоне в Соединенных Штатах

При массе в 7,4 т и небольших габаритных размерах «Локуст» был вооружен равно как и легкий танк «Стюарт» — пушкой Мб калибра 37 мм и 7,62-мм пулеметом Browning М1919А4. Боекомплект танка складывался из 50 артвыстрелов и 2500 патронов.

Толщина броневых страниц колебалась в пределах от 10 до 13 мм, и только башня имела лобовую броню толщиной 25 мм. Шестицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения Lycoming 0-435Т мощностью 162 л.с. разрешал машине развивать скорость 56 км/ч. небольшая ёмкость и Прожорливый двигатель топливных баков ограничили запас хода в 180 км.

Все танки оснащались радиостанциями SCR-508.

В августе 1943 года в Форт-Ноксе была организована 151-я воздушно-десантная танковая рота, а в декабре того же года 28-й воздушно-десантный танковый батальон. Но, эйфория, сопутствовавшая формированию первых танковых подразделений ВДВ, скоро прошла.

Армейские разочаровались в «Локусте»: являясь танком по определению, он должен был объединять в себе высокую огневую мощь, надежную подвижность и броневую защиту. На практике же довольно часто получается так, что недостаточность одного качества компенсируется избытком другого. Но беда заключалась в том, что «Локуст» был лишен сходу всех трех этих ответственных качеств.

Потому, что американцам не удалось выстроить самолет либо планер, талантливый транспортировать «Локуст» без предварительного демонтажа башни, то малые габариты и масса танка прекратили быть его преимуществами. Что же касается защищенности, то броня военной машины была так узка, что пробивалась кроме того бронебойными пулями калибра 12,7 мм. И, наконец, для 1944 года мощность двигателя танка была через чур мелка, ну а его 37-мм пушка по большому счету не выдерживала никакой критики.

Авиадесантный танк М22

Компоновка:

1 — 37-мм пушка; 2 — сигнал; 3 — перископические устройства наблюдения; 4 — панель устройств; 5 — подъемный механизм пушки; 6 — вентилятор; 7 — антенна; 8 — жалюзи; 9 — генератор; 10 — стартер; 11 — двигатель; 12 — выхлопной коллектор; 13 — основной фрикцион; 14 — ящик для 37-мм выстрелов; 15 — стационарный огнетушитель; 16 — сиденье водителя; 17 — коробка передач; 18 — рычаг управления; 19 — дифференциал; 20 — педаль сцепления.

Исходя из этого в составе армии США «локусты» в военных действиях Второй мировой не принимали участие, а по окончании ее окончания скоро были списаны. Единственный боевой эпизод с их участием связан с английской армией. Британцы взяли по ленд-лизу 260 танков этого типа. Но в состав 6-го воздушно-десантного танкового разведывательного полка были включены лишь 17 автомобилей.

В конце 1943 года кроме «локустов» эта часть располагала шестнадцатью «тетрархами» с 2-фунтовыми пушками и четырьмя с 76-мм гаубицами. Помимо этого, в полку имелось пять легких танков «Стюарт I», употреблявшихся для тренировочных целей. К марту 1944 года из 38 тяжелых планеров «Гамилькар», предназначавшихся для перевозки танков 6-го полка, 23 были приспособлены для размещения в них «локустов».

Но в сутки высадки в Нормандии — — 6 июня 1944 года — американские танки не употреблялись, уступив пальму первенства английским «тетрархам».

Боевой дебют «локустов» состоялся 24 марта 1945 года при форсировании Рейна. Полуэскадрон — восемь танков из состава 6-го полка был десантирован посредством планеров «Гамилькар» на правом берегу реки. В сражении, но, участвовали не все.

Один танк поддержал парашютистов из 17-й американской воздушно-десантной дивизии, по неточности проскочивших собственную территорию высадки. Еще четыре «локуста» действовали совместно с пехотой 12-го батальона Девонширского полка и парашютистами 6-й британской воздушно-десантной дивизии. Никаких более подробных сведений об этом эпизоде в зарубежной печати, прежде всего британской, не приводится.

Американские авиадесантные танки несли работу в 6-м воздушно-десантном танковом разведывательном полку вплоть до конца 1945 года, в то время, когда в том насчитывалось еще два «локуста». Что касается остальных танков, то в июне 1945 года в 21-й группе армий генерал-фельдмаршала Монтгомери имелось 82 танка этого типа. По большей части они употреблялись в качестве командирских автомобилей в частях самоходной противотанковой артиллерии.

Но, британские и канадские артиллеристы относились к «локустам» более чем прохладно, не без оснований полагая, что в качестве командного пункта танк «Валентайн XI» горазд лучше. Пара «локустов» попали в английские армии в Индии и Юго-Восточной Азии, большая часть же благополучно простояло на складах впредь до окончания Второй мировой.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Gears of War 3 Elite Theron (Onyx)

Статьи, которые будут Вам интересны: