Бронированный «бульдог»

Бронированный «бульдог»

Разработка легкого американского танка М41 началась практически сразу после Второй мировой. Было произведено пара опытных образцов под индексом Т37, а после этого —Т41. В середине 1950 года танк был принят на вооружение (стандартизован,как это именуется в Соединенных Штатах) под индексом М41.

Первоначально танк стал называться «Мелкий бульдог» (Little Bulldog), что противоречило американской практике, в соответствии с которой танкам присваивались имена генералов. Исходя из этого пара позднее наименование поменяли на «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog) в честь американского генерала Уолтона Уокера, погибшего в Корее в начале 1951 года. Первые серийные М41 сошли со сборочной линии корпорации «General Motors» в середине 1951 года.

Производство осуществлялось фирмой и — подразделением «Кадиллак» — на новом предприятии в Кливленде. Данный когда-то летный завод, а после этого склад, был реконструирован компанией намерено под производство М41 и переименован в Cleveland Tank Arsenal. Всего было выпущено около 5500 единиц. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно приобретая индексы М41А1, М41А2 и М41АЗ.

Танк М41 имел компоновку с задним размещением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Экипаж — четыре человека: шофер пребывал в отделении управления, командир экипажа, наводчик и заряжающий — в башне, первые два — справа от пушки, последний — слева, что разрешало ему заряжать пушку правой рукой. В невращающейся командирской башенке было установлено пять стеклоблоков для кругового обзора.

Помимо этого, у начальника и у наводчика имелся перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360°. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделялись огнестойкой перегородкой.

Корпус танка сваривался из катаной металлической брони, башня — из литых и катаных броневых подробностей. Толщина брони составляла: башни — от 12,7 (крыша) до 38 (маска пушки) мм, носовых подробностей корпуса — 50 мм, бортов корпуса — 12—15 мм, передней части днища — 32, задней — 9,25 мм. Особых средств защиты от ОМП не было.

В МТО устанавливалась совокупность противопожарного оборудования, которая включалась с места механика-водителя.

Легкий танк М41:

1 — колпак вентилятора; 2 — ящик для снаряжения; 3 — колесо ведущее; 4 — глушитель, запасного двигателя; 5 — каток опорный; 6 — амортизатор; 7 — колесо направляющее; 8 — устройства наблюдения М20А1; 9 — люк начальника; 10 — люк механика-водителя; 11 — люк заряжающего; 12 — кронштейн крепления пушки по-походному; 13 — заслонка прицела; 14 — кронштейн крепления зенитного пулемета; 15 — кожухи глушителей главного двигателя.

Главным оружием танка являлась 76-мм нарезная пушка М32(Т91ЕЗ), замененная на протяжении модернизации на М32А1.

В ее боекомплект входили выстрелы с бронебойно-трассирующими, кумулятивными, осколочно-фугасными боеприпасами, боеприпасами с готовыми убойными элементами, дымовыми и другие. В первой половине 80-ых годов XX века для пушки М32 создан бронебойный оперенный подкалиберный боеприпас. Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, по окончании модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект увеличен до 65 выстрелов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 5000 патронов.

Зенитный 12,7-мм пулемет М2 (боекомплект 2175 патронов) устанавливался на крыше башни у люка начальника. Оружие управлялось наводчиком и командиром экипажа посредством электрогидравлических приводов наведения. Вертикальные углы наведения составляли от -9° до +19°45’.

дальномера и Стабилизатора вооружения на танке не было.

Наводчик и командир экипажа применяли собственные перископические устройства М20А1, имевшие два оптических канала: однократный — для ориентирования, 6-кратный — для стрельбы. Наводчик пользовался еще телескопическим прицелом М97 с 3-кратным повышением.

На базисной модели танка устройства ночного видения не устанавливались, на протяжении же модернизации такие устройства и ИК-прожектор (модификация М41АЗ) были введены.

Первоначально на танке М41 устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS 895-3 воздушного охлаждения с оппозитным размещением цилиндров. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века его заменили на бензиновый двигатель AOS 895-5 с совокупностью яркого впрыска горючего.

Оба двигателя владели мощностью 500 л.с. И в том и другом случае употреблялась гидромеханическая трансмиссия типа «Кроссдрайв» CD-500-3 компании «Аллисон». Трансмиссия имела: комплексный цилиндрический входной редуктор с машинально блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, тормоза с металлокерамическими дисками, трудящимися в масле.

Подвеска танка личная торсионная.

На первых, вторых и пятых узлах подвески устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, чем у всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные. На каждом борту имелось по три поддерживающих катка.

Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части употреблялось рычажное компенсирующее устройство, снабжающее постоянство натяжения гусениц.

На танке, помимо этого, был установлен вспомогательный двигатель GМС модели А41 -1с зарядным агрегатом для прогрева главного двигателя зимой.

В штатное оборудование входили: обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для преодоления глубокого брода и электрический водооткачивающий насос.

Средства связи танка складывались из двух радиостанций, ТПУ и телефона для связи пехоты (десанта) с экипажем.

Компоновка танка Т41Е1 — прототипа М41:

1 — эжектор; 2 — 76-мм пушка; 3 — маска пушки; 4 — пулемет «Браунинг», спаренный; 5 — башенка командирская; 6 — пулемет «Браунинг», зенитный; 7 — вентилятор; 8 — канистра; 9 — ящик для снаряжения; 10 — кронштейн крепления пушки по-походному; 11 — приспособление буксирное; 12 трансмиссия; 13—двигатель; 14 — фильтр воздушный; 15 — баллон стационарной совокупности пожаротушения; 16 — сиденье начальника; 17 — боеукладка; 18 — огнетушитель переносной; 19 — сиденье механика-водителя.

Поставки новых танков в армии начались в первой половине 50-ых годов XX века. «Бульдогами» заменяли устаревшие М24.

Первые серийные М41 поступили в американские части, дислоцированные в Европе, а остальные — в Национальную гвардию и резерв. Пара М41 послали в Корею для фронтовых опробований. Но поучаствовать в военных действиях им не было нужно — война закончилась.

«Уокер Бульдог» был достаточно популярной машиной у американских танкистов. Он был надежным и несложным в эксплуатации и в полной мере соответствовал возлагавшимся на него задачам разведки, боевого охранения и связи.

Длинноствольная 76-мм пушка была бы достаточно действенным оружием против многих более тяжелых танков, но не сильный броня не разрешала М41 вступать с ними в бой.

Но, боев с участием «бульдогов» американские армии нигде не вели. В Корею эти танки опоздали, а во Вьетнам были посланы новейшие М551 «Шеридан».

Единственной большой, но скорее политической, чем боевой, операцией, в которой принимали участие М41, стал ввод американских армий в Таиланд в начале 60-х годов. Совсем не повоевав против неприятеля внешнего, «сорок первые» поучаствовали в подавлении беспорядков в нескольких американских городах в 60-е годы.

Танки М41 «Уокер Бульдог» обширно экспортировались. Они состояли на вооружении многих стран — участниц cевероатлантического альянса, в государствах Африки, Латинской Америки и Азии.

Широко применялись в военных действиях южновьетнамскими армиями, начиная с 1965 года и впредь до окончания войны во Вьетнаме в 1975 году. Некое количество боевых автомобилей этого типа потом состояло на вооружении Вьетнамской Народной Армии. По-видимому, последний боевой эпизод с участием М41 случился на протяжении Фолклендского конфликта между Аргентиной и Великобританией.

Пара доставленных на острова аргентинских «бульдогов» были скоро стёрты с лица земли англичанами.

На данный момент легкие танки М41 разных модификаций еще состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили, Гватемалы, Доминиканской Республики, Уругвая.

Кронштейн креплении пушки по-походному

Направляющее колесо.

Ведущее колесо.

В разных государствах предпринимаются шаги по модернизации танков «Уокер Бульдог» с целью продления сроков их повышения и службы тактико-технических черт. В частности, в начале 1986 года в Германии в инициативном порядке была создана программа модернизации легких танков М41, названную GTI (German Tank Improvement). Главным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен).

В соответствии с программе бензиновый двигатель заменяется на дизель MB 833Аа-501 мощностью 450 л.с., что посредством раздаточной коробки связывается с существующей трансмиссией. Таковой силовой блок легко заменяется в поле. В него входят кроме этого совокупности охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт).

Применение более экономичного дизеля разрешает расширить запас хода со 160 до 600 км, не смотря на то, что вместимость топливных баков наряду с этим возрастает лишь с 530 до 800 литров.

Четыре новых топливных бака размещаются в корпусе, еще два бронированных топливных резервуара — в корме на надгусеничных полках. В подвеске используются новые гидравлические амортизаторы и торсионные валы двустороннего действия. Помимо этого, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Гусеница заменяется на новую — компании «Диль». На борта корпуса монтируются экраны.

На умелом модернизированном примере сохранена 76-мм пушка, но, по требованию клиента, имела возможность устанавливаться 90- либо 105-мм пушка. Введена стабилизация оружия, электрогидравлические приводы наведения заменены на электрические. Совокупность управления огнем включала в себя: цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, возвышения наклона пушки и датчики цапф, метеоусловий и второе.

Перископический дневной/ночной прицел наводчика был объединен в единый блок с лазерным дальномером. наводчик и Командир вели действенную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На бортах башни размещались по шесть дымовых гранатометов, из которых при необходимости возможно было вести пламя осколочно-фугасными гранатами.

В танке употреблялась совокупность коллективной защиты от ОМП и новые средства связи.

В середине 80-х годов в армии Дании решили о модернизации американских танков М41, взятых еще в 50-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, нужном для применения в наше время. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были закончены во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Автомобили взяли индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка внесено более чем 70 разных трансформаций. В первую очередь, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T компании «Камминс» мощностью 465 л.с. В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный боеприпас. Поменяна боеукладка, для наведения оружия употреблялись электрические приводы, установлены тепловизионный прицел наводчика, лазерный дальномер, а на маске пушки смонтирован галогенный прожектор.

У водителя и командира имелись устройства ночного видения. Зенитный 12,7-мм пулемет заменен на 7,62-мм. Введена совокупность защиты от ОМП, установлены современная система и бортовые экраны ППО, на башне по обе стороны от пушки смонтировано по четыре дымовых гранатомета. Масса танка по окончании модернизации возросла до 25 т.

Большая модернизация танков М41 была осуществлена Бразилией, в армии которой имеется более чем 400 боевых автомобилей этого типа.

Танк М41 с вооружением и башней, позаимствованными от легкого танка «Стингрей».

Бензиновый двигатель заменен на 8-цилиндровый дизель DS-14A 04 Saab Scania мощностью 405 л.с., объединенный в блок с трансмиссией CD-500-3 компании «Аллисон». Установка нового моторно-трансмиссионного блока стала причиной изменению системы и незначительному удлинению корпуса охлаждения — сейчас употребляется новый радиатор и два 12-лопастных вентилятора.

Помимо этого, поменяны конструкция топливных баков, щиток устройств водителя, система электропитания. Большая скорость возросла до 70 км/ч.

Модернизировано и оружие танков. Первые 20 автомобилей сохранили штатную 76-мм пушку М32. На один пример для опробований была установлена 90-мм пушка Cockerill Мк III. Последующие автомобили оснащались пушками Са 76/90 М32 BR1 — это М32, расточенные до калибра 90 мм и рассчитанные на применение снарядов пушки Мк III «Коккериль».

Перевооруженные танки взяли обозначение М41В. С 1984 года проводился второй этап модернизации, на протяжении которого на М41В устанавливалась новая пушка Са 76/90 М32 BR2 с термозащитным кожухом и оперенным подкалиберным боеприпасом в боекомплекте. В совокупность управления огнем включены лазерный дальномер, который связан с прицелом наводчика, и набор устройств ночного видения.

На танки, взявшие индекс М41С, установлено дополнительное разнесенное бронирование передней части башни и корпуса, а на любой борт башни — по четыре дымовых гранатомета.

Бельгийская компания «Коккериль» внесла предложение вариант танка, вооруженный собственной 90-мм пушкой Мк IV, в боекомплект которой входили кумулятивные, бронебойные со сплющивающейся головной частью, фугасные и дымовые выстрелы, и выстрелы с готовыми убойными элементами. Такая модель принята на вооружение Уругваем.

Создана и вторая модель, в которой употреблялись двухместная башня LCTS с 90-мм пушкой «Коккериль» Мк IV, спаренным 7,62-мм новыми и пулемётом силовыми приводами. По требованию клиента устанавливался 7,62-мм зенитный пулемет.

Израильская компания NIMDA кроме этого опубликовала пакет предложений по модернизации М41.

В него входили: замена пушки М32 на новую израильскую 60-мм автоматическую пушку HVWS, бензинового двигателя — на дизель компании «Детройт Дизель» 8V-71T либо 6V-92T мощностью по 470 л.с., усовершенствование совокупности управления огнем, подвески и усиление броневой защиты.

Наконец, компания «Кадиллак Гейдж» по собственной инициативе создала для опробований пример танка М41 с низкоимпульсной 105-мм пушкой, такой же, как на легком танке «Стингрей» и БКМ V-600.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Armored Warfare/Проект Армата Бой на М41 «Бульдог»

Статьи, которые будут Вам интересны: