Бутерброд для ловли света: фотопленка неспешит сдаваться цифре

Бутерброд для ловли света: фотопленка неспешит сдаваться цифре

Более того, за последние годы совершенствование качества пленок не только не остановилось, но активизировалось. И не смотря на то, что наступление эры массовой цифровой фотографии неизбежно, количества продажи фотопленки во многих государствах мира растут. И это не парадокс: фотопленка еще долго сможет мирно сосуществовать с «цифрой», расширяя и дополняя возможности получения качественных фотоизображений.

В этот самый момент да Винчи!

Фотопленка совсем молода, в случае если сравнивать ее с «фотокамерой», которая, в сущности, известна уже много веков. Камера-обскура, другими словами затемненная помещение с маленьким отверстием в роли объектива, была знакома еще древним: в первый раз о ней упоминает Аристотель. В течение многих столетий ею пользовались графики и художники, изучая композиции и законы перспективы и рисуя с ее помощью фотографически правильные пейзажи.

Существует догадка, в соответствии с которой самый первый фотоснимок удалось сделать гению ренесанса Леонардо да Винчи приблизительно в первой половине 90-ых годов XV века. Кое-какие исследователи таинственной Туринской плащаницы — куска старой ткани с «негативным» изображением человека в полный рост, подозревают, что на этом полотне изображен вовсе не Иисус, как вычисляет церковь, а фотографический автопортрет Леонардо.

Многими изобретениями и открытиями Леонардо обогнал собственный время. Но если не принимать к сведенью эту экзотическую догадку, то практическая фотография появилась недавно — лишь в середине XIX века. Официальной датой зарождения фотографии считается 7 января 1839 года, в то время, когда физик Араго сказал Парижской академии наук об изобретении Луи Жаком Дагером метода фотографии, названного дагеротипией.

Этому изобретению предшествовали опыты Жозефа Ньепса по фиксированию изображений предметов при помощи света, разрешившие еще во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века взять посредством камеры-обскуры фотоотпечаток муниципального пейзажа. Для закрепления нерукотворного фотоизображения Ньепсу пригодилось 8 часов экспозиции.

Дагеротипия достигла собственного расцвета в 1840—1860-х годах, скоро став известной в мире. Дагеротипы были хрупкими и непрочными, их приходилось дополнительно защищать стеклом. Практически в один момент с Дагером, в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века, запатентовал собственный метод «фотогенического рисования» британский ученый Уильям Генри Фокс Талбот.

И в том и другом случае — в дагеротипии и талботипии — в качестве светочувствительного слоя употреблялось йодистое серебро. Дагеротипия сходу давала хорошее изображение, что упрощало процесс фотографии, но не разрешало размножать копии изображения, а в талботипии сначала создавался негатив, с которого возможно было изготовить любое количество хороших отпечатков на бумаге. Любопытно, что оба процесса, не смотря на то, что и соперничали между собой, нашли собственный развитие и практическое продолжение в современной фотографии.

Технически дагеротипия и талботипия были очень несовершенны, исходя из этого скоро их поменял мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851 г. британским скульптором Фредериком Скоттом Арчером. В некоторых особых видах фоторабот (к примеру, в полиграфии) данный способ употребляется сейчас. Сущность его в том, что на стеклянную пластинку перед фотографированием наносится светочувствительный раствор коллодиона, содержащий йодид калия.

Применять такую пластику возможно было лишь , пока она оставалась мокрой, другими словами фактически лишь в студии.

необходимость и Низкая светочувствительность готовить раствор перед каждой съемкой не разрешали сделать фотографию массовым занятием. Это стимулировало энергичные поиски новых ответов. В 1871 г. британский доктор Ричард Мэддокс внес предложение применять сухие желатиновые бромосеребряные пластинки.

Так в первый раз удалось поделить процесс изготовления пластинок и фактически фотографию. До 1875 года фотосъемка производилась лишь на одноразовые бумажные и стеклянные фотоматериалы. Но уже в 1880-х годах для получения негативных и хороших изображений стали применяться готовые фотоматериалы.

Можно считать, что именно тогда начался современный период развития фотографии, длящийся и сейчас.

Поразительная точность фотографического изображения породила утверждение: «камера ни при каких обстоятельствах не лжёт». Казалось, что фотография — это неоспоримый документ, приемлемый кроме того для юридических целей. Но скоро стало известно, что фотография фиксирует далеко не весь световой спектр, видимый человеком.

Исходя из этого ключевую роль в развитии фотографии сыграло открытие в 1873 г. германским ученым Германом Фогелем оптической сенсибилизации эмульсии. Оптическая сенсибилизация расширила спектральную область чувствительности эмульсионных слоев методом введения в них красителей, поглощающих свет волн громадных длин, чем галогениды серебра, каковые чувствительны лишь к голубым, синим и фиолетовым лучам.

Фогель продемонстрировал, что добавление в эмульсию, к примеру, желто-красного красителя кораллина ведет к повышению чувствительности эмульсии к зеленым и желтым лучам. Именно поэтому уже в 1880-х годах большая часть производимых фотоматериалов были ортохроматическими, другими словами владели исправленной светочувствительностью, а после этого показались изопанхроматические фотоматериалы, у которых светочувствительность выровнена для всех длин волн светового диапазона. Это было ответственным шагом на встречу к современной цветной фотографии.

Появление любительской фотографии и фотоплёнки

Все эти изобретения, но, так и не сделали фотографию несложным и эргономичным процессом, дешёвым каждому. Камеры были громоздкими, а экспозиция фотоснимка потребовала как минимум 10 секунд, исходя из этого первоначально фотографировать имели возможность лишь специалисты в намерено оборудованных фотостудиях. Для съемки портретов приходилось фиксировать людей перед камерой особенными кронштейнами.

Снимаемых просили не моргать и не дышать, дабы портреты получались четкими и несмазанными.

Но технический прогресс на этом не остановился. Эмульсия, предложенная Ричардом Мэддоксом, разрешила делать снимки за 1/25 секунды либо кроме того еще стремительнее. А во второй половине 80-ых годов XIX века благодаря стараниям американского фотолюбителя Гудвина, подавшего заявку на изобретение называющиеся «процесс и Фотографическая плёнка ее производства», была наконец создана фотопленка.

Признанный пионер фотографии Джордж Истман создал совокупность фотографии с применением ленточной целлулоидной фотопленки: во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века он создал первый фотоаппарат Kodak, предназначенный для массовой любительской фотографии. Уже в заглавии был сознательно заложен интернациональный потенциал фотографии — «Кодак» легко читается и произносится на большинстве языков.

Данный фотоаппарат совершил настоящую революцию, сделав фотографию дешёвой массовому потребителю не только технически, но и экономически. Катушка фотоаппарата Kodak вмещала пленку, разрешавшую сделать до ста экспозиций. После этого отснятую пленку возвращали в компанию Eastman Kodak, где ее проявляли, а негатив помещали на стеклянную пластину для контактной печати того же размера, что и оригинал.

Фотоаппарат перезаряжали новой пленкой и возвращали обладателю вместе с отпечатками экспонированной пленки. Эта совокупность легла в базу массового производства фотоуслуг в мире, в том числе и в России: первое представительство компании Eastman Kodak открылось в Петербурге в начале XX века, а среди страстных поклонников любительской фотографии была кроме того семья Николая II.

В 20-х годах прошлого века в фотоаппарате «Лейка» в первый раз стали использовать 35-миллиметровую перфорированную кинопленку. По формату она была такой же, как современная фотопленка. В 1935 году появляется трехцветная кинопленка «Кодахром», а уже на следующий год она продается фотолюбителям для производства диапозитивов (слайдов).

Потому, что цветные компоненты для таких пленок добавлялись на стадии проявления, клиент должен был отсылать отснятую пленку компании Eastman Kodak для обработки, а обратно приобретал слайды в картонных рамках. Но уже во второй половине 30-ых годов двадцатого века германская компания Agfa выпустила в продажу цветную хорошую 35-миллиметровую пленку «Агфаколор», в эмульсии которой уже находились цветные компоненты, что в первый раз разрешило фотографам самостоятельно обрабатывать цветные пленки и печатать любое количество цветных снимков.

Анатомия фотопленки

Современная цветная фотопленка напоминает многослойный бутерброд, обычно содержащий не меньше полутора десятков разных слоев. Подложкой для этого бутерброда помогает эластичная прозрачная пленка толщиной 90−120 мкм. Она изготавливается из триацетата целлюлозы и помогает механической базой, на которую нанесены все остальные слои — эмульсионные, чувствительные к свету, и другие, снабжающие пленке нужные оптические и механические характеристики.

Как мы знаем, что получение цветного изображения основано на трехцветной теории зрения, высказанной еще Ломоносовым во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века. Исходя из этого эмульсия цветной пленки, в большинстве случаев, складывается из трех главных слоев, содержащих светочувствительные компоненты — зерна галогенидов серебра, и цветообразующие компоненты — вещества, создающие в ходе проявления пленки изображение соответствующего цвета.

Любой светочувствительный слой принимает действие света лишь собственной области спектра — красного, зеленого либо светло синий. В хорошей пленке в каждом из этих слоев образуются соответствующие красители — красный, зеленый и светло синий. А вот в негативной пленке в каждом из слоев эмульсии образуются изображения противоположного (дополнительного) цвета.

Тут стоит напомнить, что еще Гельмгольц открыл, что у каждого цвета в природе существует дополнительный цвет и при смешении эти два цвета дают белый цвет. Именно это явление и употребляется в цветном очень плохо-хорошем фотопроцессе: противоположными (либо негативными) тут являются так именуемые дополнительные цвета. Так, по окончании проявления и экспонирования пленки в красночувствительном слое образуется негативное изображение, складывающееся из красителя голубого цвета.

Соответственно в слоях, чувствительных к зеленому и светло синий свету, образуются негативные изображения пурпурного и желтого цвета.

Кроме главной территории чувствительности у каждого из светочувствительных слоев пленки имеются кроме этого побочные территории чувствительности, каковые заметно ухудшают цветопередачу. Вследствие этого цвета становятся грязноватыми. Самая малоприятная неприятность — побочная чувствительность к светло синий свету у красночувствительного и зеленочувствительного слоев.

Дабы эта особенность не ухудшала уровень качества воспроизведения цвета, на пути хода световых лучей между синечувствительным слоем, что постоянно располагается первым, и находящимися глубже зеленочувствительным и красночувствительным слоями расположен желтый фильтровый слой. Данный светофильтр отсекает свет синей области, мешая образованию паразитных изображений в зеленочувствительном и красночувствительном слоях. По окончании экспонирования необходимость в желтом фильтровом слое отпадает, исходя из этого при проявлении он обесцвечивается и остается незаметным.

Между эмульсионным слоем и подложкой плёнки расположен особенный противоореольный слой, предотвращающий снижение чёткости и отражение света изображения при съемке контрастных сюжетов. При проявлении пленки непрозрачный противоореольный слой пленки разрушается.

Не считая главных слоев, несущих ответственность за оптические чертей пленки, в составе эмульсионного «бутерброда» имеется и другие промежуточные слои, улучшающие адгезию (физическую сообщение) между слоями и повышающие их механическую прочность, и имеется наружный защитный слой, предохраняющий от повреждений ласковую поверхность светочувствительной эмульсии.

Маскирование цветов

Фактически все производимые на данный момент цветные негативные пленки производятся с применением разработки маскирования. Показанные маскированные негативные пленки визуально отличаются от немаскированных особенной оранжевой окраской неэкспонированных участков. Для чего же нужна такая окраска?

В следствии проявления в эмульсионных слоях цветной фотопленки образуются три главных красителя — пурпурный, желтый и светло синий. В совершенном случае любой из них должен был бы задерживать ровно треть проходящего через них света видимого спектра. Желтый краситель в совершенстве обязан поглощать лишь светло синий свет, пурпурный краситель — лишь зеленый, а светло синий краситель — лишь красный.

Ничего совершенного, но, в природе не бывает: желтый краситель не считая светло синий света поглощает понемногу еще и зеленый с красным. А поглощающая черта голубого и пурпурного красителей выясняется еще более далекой от совершенной. Особенно искажает цветопередачу поглощение светло синий света пурпурным красителем.

Из-за паразитного поглощения света красителями пленки появляются искажения цветопередачи на отпечатке: светло синий цвет чернеет, а желтый светлеет, в пурпурном цвете не достаточно светло синий, а в зеленом его через чур много. Столь явные недочёты цветопередачи приходится как-то компенсировать. Вот это-то и делается при помощи встроенной в пленку цветной маски: в составе зеленочувствительного и красночувствительного слоев используются не бесцветные, а окрашенные цветообразующие компоненты.

Для исключения паразитного поглощения пурпурного красителя, образующегося в зеленочувствительном слое, цветообразующая компонента этого слоя имеет желтую окраску, а соответствующая компонента голубого слоя — красноватую. Совместно все эти компоненты и придают маске характерную оранжевую окраску.

Фотопленки, сделанные по таковой технологии, именуют «маскированными». Принцип действия маски таков: при образовании, например, пурпурного изображения цветообразующая компонента (окрашенная для зеленочувствительного слоя в желтый цвет) расходуется тем больше, чем плотнее изображение. Соответственно, вместе с образованием пурпурного изображения в том же месте происходит и пропорциональное уменьшение плотности желтой окраски слоя.

Появившееся наряду с этим «минус желтое» изображение светло синий цвета компенсирует паразитное поглощение светло синий цвета пурпурным красителем.

Нет предела совершенству

Поиски дорог совершенствования фотопленки длятся. Дабы уменьшить зернистость и улучшить параметры резкости изображения, производители фотопленок разрабатывают особые разработки выращивания кристаллов галогенидов серебра особенной формы. Наряду с этим любой производитель пленки идет своим методом, применяя личные фирменные тайные рецепты.

Как пример таких новых разработок возможно назвать использование «структурированных двойных кристаллов» в пленках Agfa, «Sigma-кристаллов» в пленках Fuji, «Т-кристаллов» в пленках Kodak и «кристаллов Centuria» в пленках Коника. Не считая улучшения резкости изображения, фотопленки, сделанные по этим разработкам, существенно продолжительнее сохраняют собственные свойства кроме того при хранении их при комнатной и повышенной температуре, что особенно принципиально важно для любителей, не через чур пристально относящихся к условиям использования и хранения фотопленок.

Производителями фотопленок всегда применяются все новые секреты и ноу-хау. К примеру, для уменьшения зернистости и улучшения резкости изображения любой светочувствительный слой пленок Agfa складывается из трех слоев с низкой, средней и высокой светочувствительностью.

Отличительной чертой производимых сейчас пленок Fujicolor есть использование четвертого светочувствительного слоя, чувствительного к голубому свету. Это разрешило улучшить верность цветопередачи в зоне зеленых цветов, в которой чувствительность глаза человека велика, и оптимизировало передачу цвета при освещении люминесцентными лампами «дневного света». У пленок новой серии Коника Centuria повышена чувствительность зеленочувствительного слоя к более коротковолновому излучению, что кроме этого улучшило цветопередачу при смешанном и люминесцентном освещении.

Не забыта и черно-белая фотография. До недавнего времени она оставалась уделом или специалистов, или умелых фотолюбителей, поскольку черно-белые пленки приходилось обрабатывать вручную, поскольку все современные любительские фотолаборатории предлагают проявку цветных пленок по цветному процессу С-41. Но сейчас все больше расширяется выбор черно-белых пленок, рассчитанных на обработку в минилабах по процессу С-41.

С их возникновением сейчас возможно в любой любительской фотолаборатории напечатать черно-белые фотографии, и вирированные, другими словами монохромные, но легко окрашенные в разные тона.

Похоже, прогресс совершенствования фотопленок останавливаться не планирует. Да и сами они, "Наверное," не торопятся без боя оставлять цифровой фотографии собственную территорию. Специалистам как мы знаем, что пленка хороша как испытанный и надежный инструмент опытной и художественной фотографии.

Фотолюбители же используют цветную пленку как достаточно эргономичный и дешёвый миллионам метод получения цветных фотоснимков. А уж в том месте, где нужен объективный фотодокумент, альтернативы пленке до тех пор пока не существует.

Редакция благодарит представительство компании Kodak за содействие в подготовке статьи.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№17, март 2004).

<

h4>

Самые уловистые рыбацкие бутерброды

Статьи, которые будут Вам интересны: