Бжрк: ядерный призрак железных дорог — «новости дня»

Бжрк: ядерный призрак железных дорог - «новости дня»

Практически тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил неповторимый боевой ЖД ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым у нас мобильным средством запуска межконтинентальных баллистических ракет с суши и уникальным комплексом, размещенным поездом. О обстоятельствах создания БЖРК, истории его работы и возможностях восстановления — в материале портала «Защищать Россию».

Уйти из-под удара

С возникновением межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования перед армейскими поднялась новая задача — как сделать их неуязвимыми перед ударами потенциального соперника? Напомним, в 60–80-х годах прошлого века сухопутная составляющая ядерных триад США и СССР были представлены лишь МБР шахтного базирования. Со временем правильные координаты пусковых позиций стали известны и оказались под прицелом атомного оружия друг друга.

В случае если брать советские Ракетные войска, то их упрочнения по увеличению мобильности подразделений в тот период сводились к скрытому перемещению ракет с одной позиции на другую. Для этого, например, употреблялись вертолеты-гиганты КБ Миля: «супертяжеловоз» Ми-6 и «летающий кран» Ми-10. Кроме этого ракеты перевозились с места на место в особых контейнерах, замаскированных под ЖД цистерны.

Напомним, что все эти ракеты были жидкостными (в них употреблялось высокотоксичное горючее гептил) и транспортировались только в «разряженном» состоянии. Предстоящая их приведение и заправка в боевое состояние совершались конкретно на пусковой позиции в шахте.

Жёсткая база

С возникновением баллистических ракет на жёстком горючем ракетчики по обе стороны Атлантики задумались об их мобильной боевой готовности. О грунтовых подвижных комплексах речи тогда не шло — через чур громадными и тяжелыми первенствовали твердотопливные МБР. А вот поезд считался в полной мере пригодной платформой для транспортировки и, при необходимости, запуска ядерных ракет.

Первый прототип «поезда смерти», вооруженный ракетами «Минитмен», показался в Соединенных Штатах в начале 1960-х, но он был чересчур дорогим в эксплуатации и производстве. Американцы были уверены, что советские ядерные ракеты не владели высокой точностью попадания, и сделали вывод, что дешевле и действеннее разместить «Минитмены» в шахтах.

В Советском Альянсе к идее ЖД ракетного комплекса отнеслись более без шуток. 13 января 1969 года был подписан приказ о создании БЖРК с межконтинентальной ракетой РТ-23. Уже в феврале 1983 года первый таковой комплекс был принят в умелую эксплуатацию, во второй половине 80-ых годов XX века на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный БЖРК, а к 1991 году было развернуто три дивизии «ракетных поездов».

Поезд №0

К неоспоримым преимуществам БЖРК возможно отнести их высокую мобильность — в день они имели возможность преодолевать до 1000 километров по всей ЖД сети страны, тогда как подвижные грунтовые ракетные комплексы перемещаются только в ограниченном позиционном районе. За счет этого ракетные поезда становились фактически неуязвимы для поражения соперником.

Совершённый в первой половине 90-ых годов двадцатого века опыт «Сдвиг», на протяжении которого в километре от БЖРК подорвали 1000 тысячь киллограм тротила, продемонстрировал, что кроме того в условиях ракетно-ядерного нападения данный комплекс способен произвести пуск — ударная волна не смогла повредить пусковую установку с ракетой и радиоэлектронную аппаратуру комплекса.

Действительно, БЖРК владел и рядом недочётов. Во-первых, из-за необыкновенной конфигурации состава (три тепловоза, и пассажирские и грузовые вагоны вперемежку) нереально было полностью замаскировать данный поезд под простой. К тому же огромный вес БЖРК приводил к сильному износу ЖД дорог.

Как шутили сами ракетчики, на некоторых участках за проходом «поезда №0» (обозначение БЖРК в совокупности ЖД сообщения) следовал массовый выход путейцев, каковые вколачивали обратно выскочившие из шпал палки.

Рейс в вечность

Сейчас существования СССР и в первое десятилетие РФ ЖД подразделения РВСН на себе почувствовали неистовое желание политического управления нашей страны понравиться Западу. Так, еще при Горбачеве, были установлены ограничения на передвижение этих поездов по стране, они должны были пребывать лишь в пунктах постоянного базирования.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века Российская Федерация и США заключили контракт о сокращении стратегических наступательных оружий СНВ-2, в соответствии с которому до 2003 года наша страна должна была стереть с лица земли все МБР РТ-23. Не обращая внимания на то, что в 2002 году РФ вышла из соглашения, все БЖРК были стёрты с лица земли. Сохранились лишь два комплекса: по окончании приведения в небоевое состояние они стали экспонатами Петербургского музея ЖД техники и Технического музея «АвтоВАЗа» в Тольятти.

Ядерный ветер

В середине 2000-х руководство Ракетных армий стратегического назначения заявляло, что на замену БЖРК будут поставлены на боевое дежурство новые подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М». Но уже в 2011 году было заявлено о вероятном появлении в будущем БЖРК нового поколения.

Двумя годами позднее заместитель министра обороны сказал, что Столичный университет теплотехники, создавший МБР сухопутного базирования «Тополь» и «Ярс», и морскую «Булаву», приступил к разработке нового ЖД ракетного комплекса «Баргузин». К середине 2016 года планируется завершить разработку конструкторской документации для нового БЖРК.

Как ожидается, один состав ЖД комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном наборе «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В РВСН сохраняют надежду, что новый комплекс поступит на вооружение уже в 2019 году.

«Ядерный» поезд: БЖРК «Баргузин» с межконтинентальными баллистическими ракетами

Статьи, которые будут Вам интересны: