Чем бы добить беднягу рыцаря? (мечи и кинжалы средневековья – часть третья) — «военные действия»

22:6 …забрал в руки нож и огонь, и пошли оба совместно…
(Бытие)

Подсчитано, что в Библии слово нож видится всего пять раз, в то время как клинок 194. О чем это говорит? Очевидно, о большей значимости последнего перед первым. Нож – это что-то бытовое, хозяйственное, обыденное. Клинок – это то, что не сильный человека отделяет от сильного.

Забрал в руки клинок – взял определенные права. Так как недаром, кстати, в Библии не конкретизуется, чем Каин убил Авеля. Вероятнее, он его пастушеским ножом.

Но сообщение об этом будучи записанным имело возможность бы привести к непредсказуемым последствиям, поэтому-то его и не стали помещать в текст.

Чем бы добить беднягу рыцаря? (мечи и кинжалы средневековья – часть третья) - «военные действия»Одна из весьма примечательных миниатюр собственного времени, которая в полной мере может принимать во внимание источником, не обращая внимания на всю мифологичность собственного сюжета. А сюжет очевиден: «Отыскал он (другими словами Самсон – В.О.) свежую ослиную челюсть и, протянув руку собственную, забрал ее, и убил ею тысячу человек.» Миниатюра забрана из манускрипта «Зеркало истории», датируемым 1370 – 1380 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж) Но уберем с нее ослиную челюсть и перед нами предстанут обычные солдаты эры кольчужно-пластинчатой брони».

На головах шлемы бацинеты без забрала типично французской формы, на одном – «шапель де фер» («металлическая шляпа»), а сами солдаты одеты в кольчуги, с трубчатыми доспехами на руках вместе с латными перчатками. Но обратите внимание: один из филистимлян замахивается на Самсона обычным кинжалом рондель! Значит… сейчас такие кинжалы уже были в ходу!

Вот и в Средние века свободен был лишь только тот человек, что имел при себе сеч и – что самое серьёзное, умел этим клинком пользоваться. Так как привесить клинок на бедро в принципе имел возможность и крестьянин, но без долгой тренировки он ничего бы не смог им сделать против рыцаря, которому древесный клинок дали в руки в семь лет и с того времени он лишь и делал, что обучался мастерству мечника.

А вот это миниатюра из известных «Хроник Франции из Сен Дени» и годы фактически те же 1380 – 1400. (Английская библиотека). Опять-таки обратим внимание на подробности: на всех солдатах шлемы бацинет типа «бундхугель», кольчужные оплечья – авентайл, кафтаны джупоны (либо жупоны), под которыми прячутся латы на руках, но превосходно видны латы на ногах, включая петли наголенников. Неясно из-за чего, но наколенники у всех изображенных на рисунке почему-то продемонстрированы позолоченными.

И те же жупоны у некоторых подпоясаны, а у некоторых нет. На рисунке очевидно нарисовано посвящение в рыцари прямо на поле боя, но занимательнее второе – кинжалы рондель, нарисованные в качестве принадлежности костюма двух рыцарей. И тот, и второй висят рукояткой вниз и это так и должно быть, потому, что рукоятка этого кинжала была тяжелее меча.

Но из ножен он не выпадал, значит в том месте находилась какая-то «защелка». Помимо этого, ни у того, ни у другого солдата нет перевязи, на которой висели бы ножны. Значит, они были пришиты прямо к жупону! Но… где же у них мечи?

Перевязей-то так как не видно?

Но, сейчас нас опять-таки интересуют не столько мечи, сколько кинжалы. Причем, в случае если в прошлом материале источниковой базой отечественного изучения послужили конкретно их артефакты и эффигии, то сейчас мы обратимся к средневековым миниатюрам – т.е. картинкам в манускриптах либо «рукописных книгах». К миниатюрам из средневековых книг мы обращались уже много раз, и это разрешает нам сделать последовательность увлекательных выводов.

«А вот так их использовали в рукопашной!» Принято вычислять, что тот же рондель использовался чтобы добивать собственных соперников. И это притом, что добивать рыцаря означало то же самое, что резать курицу, несущую золотые яйца. Но на данной миниатюре 1400 – 1425 гг. из Национальной библиотеки Франции в Париже мы видим необычную картину: самоубийцу рыцаря на переднем замысле, сзади которого солдат в «металлической шляпе» поражает собственного соперника ударом ронделя в смотровую щель забрала.

Шлем-бацинет наподобие тех, что изображены на этих миниатюрах из собрания Музея средневековой войны в замке Кастельно в Перигоне, Франция.

Во-первых, средневековые живописцы-миниатюристы продолжительное время исторической перспективной не обладали. К примеру, имеется масса миниатюр, изображающих распятие Христа и на всех этих «картинах» мы видим людей, одетых в одежду собственного времени, другими словами того времени, в то время, когда была сделана эта миниатюра. А вот оружие в руках у «римских легионеров» возможно очень уникальным и непохожим ни на какое оружие по большому счету.

Другими словами… живописец, разумеется, осознавал, что «тогда, это не на данный момент» и каким-то образом желал это выделить. Несложнее всего было придумать и нарисовать фантастического вида оружие, в то время как придумывать еще и одежду было и продолжительно, и хлопотно.

О том, что все так и было, говорит частота повторений миниатюр в манускриптах различных государств. К примеру, на данной миниатюре их «Хроники» 1410 года (Национальная библиотека Нидерландов) мы видим схватку рыцарей из Фландрии, и они также одеты в жупоны, причем у кого-то они не подпоясаны, и они совершенно верно кроме этого дерутся кинжалами ронделями.

Миниатюра из манускрипта 1380 – 1400 гг. из Английской библиотеки. Тут нарисовано, как победители добивают побежденных. Добивают их клинками, топорами, боевыми молотками и кинжалами.

Примечательно, что кинжал у солдата в центре висит на поясе почему-то слева, вместо меча, а сам он «трудится» топором! Другими словами на клинок данный «товарищ» еще не получил?

Во-вторых, изображения оружия помогали определенной цели. К примеру, частенько сарацины изображались с ужасного вида «кривыми клинками», реально ни при каких обстоятельствах не существовавшими. Нет их и на фактически арабских миниатюрах – в том месте мечи у всех прямые.

Другими словами этим самым подчеркивалось их несходство с солдатами христианами. Но такие же мечи мы часто видим и в руках у солдат европейцев. Как это растолковать?

Ясно, что это не трофеи, нельзя взять в качестве трофея то, чего нет. Тогда что? А это злая сатира!!! «Отечественные» изображены как положено, а вот соперник – вооружен оружием неверных.

Другими словами – «они нехорошие». И, кстати, данный прием используется в пропаганде и сейчас.

Примером изображения оружия, которого археологи еще не нашли, а возможно и не отыщут уже ни при каких обстоятельствах, есть вот эта миниатюра из манускрипта «Ab Urbe Condita» 1400 – 1425 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Тут мы видим фелчен, и две какие-то совсем ужасные секиры, тогда как остальные дерутся топорами и копьями. Кинжалов на одежде нет ни у кого.

Но все в обычных для того времени шлемах бацинетах и жупонах.

Так что средневековым миниатюрам как источнику доверять возможно, но при условии, что миниатюры с изображением Троянской войны из манускрипта XIII века мы не начнём записывать в источники как раз по Троянской войне, равно как и миниатюры из «Романа об Александре» (имеется ввиду Александр Македонский). Потом – им возможно доверять, в случае если изображения на них коррелируются с дошедшими до нас артефактами.

Другими словами щиты с выпуклым изображением людской лица вероятнее направляться признать фантазией миниатюриста. А вот щиты с оковками и умбоном – действительность, потому, что мы видим их и на барельефах, и в руках у эффигий, и целых последовательность таких щитов нашли в болотах и… кроме того на данный момент можем подержать кое-какие из них, сохранившиеся в стенках замков и монастырей.

Необычная какая-то сценка. Один рыцарь пронзает другого клинком, а тот почему-то держит в руке кинжал…

Весьма занятная сцена поединка. «Блуждающий рыцарь» 1400 г. (Национальная библиотека Франции, Париж). На рыцаре слева обычная бригандина, причем с двумя крюком и цепями для копья. Корона на шлеме вероятно значит все, что угодно – это возможно и король, и барон, и просто хороший персонаж, такая была мода. Восточный рыцарь справа имел необычный (если судить по ножнам) клинок, но где-то его утратил. Если судить по ножнам и мифическому щиту от меча это… «не отечественный человек», «плохой».

Но все другое снаряжение у него подобное «храбрецу» слева. Ну не видел миниатюрист восточных рыцарей и как его «по-восточному» изобразить? Вот он и пририсовал ему щит и меч, а так кроме того кинжал ему дал в руку простой – привычный всем рондель!

То же самое касается и оружия. Частотность изображений и находок обязана коррелироваться, другими словами приблизительно совпадать. А вдруг этого не происходит, то возможно предполагать, что мы имеем дело с… красивой модой, данью времени, либо кроме того необузданной фантазией живописца.

А вот на данной серии миниатюр с сайта «военная миниатюра» продемонстрирована «будущее» рыцаря, пораженного как раз кинжалом. В поедин

Аминь!
Создатель: В.Шпаковский

Чем бы добить беднягу рыцаря Мечи и кинжалы Средневековья часть третья

Статьи, которые будут Вам интересны: