Черепаха нальду: полюс

Черепаха нальду: полюс

    25 февраля 1963 года капитан американского судна Edisto в западной части моря Росса замечал плоский айсберг, на котором просматривались радиомачты и следы строений. "Наверное," это были остатки Мелкой Америки — базисного лагеря третьей экспедиции Бэрда. С того времени считалось, что вместе с отколовшейся ледниковой плитой на океаническое дно погрузился и Snow Cruiser.
    Но в 2005 году климатолог Тед Скамбос опубликовал детальное изучение динамики ледника, в котором утверждается, что подвижки льдов 2002 года стали причиной разрушению части массива толщиной 180−200 м, на краю которого, как муха в янтаре, покоится Snow Cruiser

По окончании Первой Мировой экспедиции в Антарктику купили особенный суть. Подвиги экстремалов-одиночек уже никого не интересовали — огромное «белое пятно» площадью 14 млн квадратных километров потребовало планомерного и тщательного изучения. И в случае если с картографией континента удачно справлялись самолеты, то биологам, метеорологам, гляциологам и геологам требовались качественные наземные транспортные средства.

Снегомобиль B.P. Arps Snow Bird, выстроенный на шасси нового Ford A Tudor Sedan специально для экспедиции адмирала Бэрда, во второй половине 20-ых годов двадцатого века продемонстрировал себя с самой лучшей стороны. Под капотом Snow Bird стоял рядный ДВС жидкостного охлаждения количеством 3,28 л и мощностью 40 л.с., оснащенный совокупностью обогрева салона выхлопными газами.

На передней оси были установлены металлические лыжи, а на задней — резинометаллические гусеницы с двумя направляющими катками. В Антарктиде Snow Bird с тремя грузовыми санями намотал на одометр 115 км, но из-за случайной поломки двигателя был брошен во льдах.

В собственный второй южный поход в первой половине 30-ых годов XX века предусмотрительный Бэрд доставил в море Росса самолет Ford TriMotor и целый парк тяжелой наземной техники: дизельный тягач Cleveland Tractor, два модернизированных снегомобиля B.P. Arps Snow Bird и три вездехода Citroёn-Kegresse P15N с широкими 40-сантиметровыми резиновыми траками и брезентовыми гусеницами, съемными металлическими лыжами и вместительными грузовыми площадками на корме.

Двухтонные 40-сильные «французы» показали немыслимую надежность в тяжелейших климатических условиях. Так, в июле 1934 года на одном из Citroёn-Kegresse с фарой и фанерным кунгом, сделанной из кинопроектора и куска жести, при -65°C за бортом и нулевой видимости трое смельчаков — Паултер, Уэйт и Димас — прошли около 800 км в отыскивании палатки-метеостанции, в которой от отравления угарным газом умирал адмирал Бэрд. Как раз на протяжении данной операции по спасению (к счастью, успешной) физику Томасу Паултеру пришла в голову мысль о создании «непотопляемого» антарктического крейсера.

Ноев ковчег

Концепцию независимой мобильной базы, талантливой обеспечить важные научные изыскания в огромном районе шельфового ледника Росса, Паултер обдумывал в течение четырех лет по окончании возвращения из Антарктиды. Во второй половине 30-ых годов XX века в Технологическом университете имени Армора, президентом которого являлся Паултер, была организована коммисия по созданию авианесущего колесного вездехода Проект 1−69. Базисными требованиями к супермашине (техзадание складывалось из 16 пунктов) были: запас хода от 6500 до 9500 км; свойство к независимому преодолению трещин шириной 4,5 м; крейсерская скорость 7−16 км/ч; наличие жилого помещения для трех-шести человек, и возможность размещения на борту провианта и годового запаса топлива.

Весной 1939 года, в то время, когда администрация Рузвельта опубликовала замыслы новой экспедиции в Антарктиду, Паултеру было нужно форсировать работы по Проекту 1−69, так как передача неповторимого аппарата представителям Антарктической работы Соединенных Штатов должна была случиться не позднее 24 октября. Уже в июле на его столе лежала вся стопка и рабочая документация контрактов с 40 ведущими машиностроительными компаниями страны на сумму $150 000, а 8 августа на вагоностроительном заводе Pullman в Чикаго началась сборка Snow Cruiser — самого громадного в то время автомобиля в мире.

Балет на льду

Пожалуй, самым инновационным компонентом в конструкции кожный покров Cruiser была сдвоенная дизель-электрическая силовая установка. В моторных отсеках левого и правого бортов автомобили были установлены 11-литровые дизельные двигатели Cummins HBI-600 с совокупностью предварительного подогрева горючего, генераторы General Electric, свинцовые батареи Exide, коммутатор силовая разводка и рулевой системы из дюймового бронзового кабеля. Любой из сварных колесных дисков диаметром 1,67 м и весом 1,4 т оснастили ступичным электромотором мощностью 75 л.с. и понижающим редуктором с передаточным числом 50:1, благодаря которому тяга передавалась на ведомую шестерню.

На случай пробуксовки на льду машина была укомплектована самовытаскивателем со металлическим тросом длиной 450 м и цепями противоскольжения. Помимо этого, для предотвращения растрескивания резины при температурах ниже -50°C в передние колесные ниши были выведены сопла выхлопной совокупности (задние колеса наряду с этим необходимо было прогревать вручную горелками).

Поворотные шкворни колес с телескопическими рулевыми тягами опирались на вертикальные гидравлические стойки, каковые при подъеме кузова развивали упрочнение более чем 18 т любая. Все колеса Snow Cruiser были управляемыми и имели возможность поворачиваться на заданный угол независимо от остальных, что теоретически снабжало хорошую маневренность — минимальный радиус поворота автомобили составлял всего 11,3 м. Совокупность управления Snow Cruiser, придуманная Паултером, разрешала пилоту применять до 30 распределения и подключения различных комбинаций колёс крутящего момента между осями.

Сборка Snow Cruiser была закончена уже через 11 недель, и перед перегоном до Бостона в условиях твёрдого цейтнота Паултер успел совершить ходовые опробования автомобили в песчаных дюнах озера Мичиган. Выбор столь необычного покрытия для оценки проходимости Паултер растолковывал потом схожестью механических особенностей антарктического фирна и плотного песка. Но это была роковая неточность.

Миссия невыполнима

24 октября 1939 года темно-красный гигант, сопровождаемый милицейским группой и патрулём журналистов, выехал за ворота завода Pullman и забрал курс на Бостон. в течении первых двух третей маршрута Snow Cruiser (газетчики именовали его по-различному: Черепаха, Пингвин, Громадная Берта а также Трясущаяся Бетти) преследовали технические неприятности.

Оказалось, что уже при 25 км/ч машина раскачивается на мягких колесах, как студень, и делается неуправляемой. На долгих подъемах от перегрева дымили электромоторы, а на спусках — тормозные ленты. Из-за нехорошей вентиляции температура в моторных отсеках Snow Cruiser держалась на уровне +65°C кроме того при «минусе» за бортом.

В Гомере, штат Огайо, машина упала с моста в маленькую речушку, повредив гидросистему, мотор и подшипник одного из колес. Чтобы выбраться на дорогу, экипажу потребовалось двое дней изнурительных манипуляций с гидроопорами на глазах у стотысячной толпы зевак. По свидетельству The New York Times, за 50 км до Бостона проезд Snow Cruiser, габариты которого по ширине превышали 6 м (при 7-метровой ширине шоссе), позвал наибольший в истории Соединенных Штатов дорожный затор, в который попали 72000 машин.

Однако к причалу экипаж Паултера прибыл вовремя, преодолев 1930 км со средней скоростью 5 км/ч. Подъем автомобили на North Star было нужно отложить на дни, поскольку она не помещалась на грузовой палубе. За ночь «лишние» 25 см были отсечены от кормы Snow Cruiser газовым резаком, и 15 ноября металлическая черепаха в компании 125 участников экспедиции, 163 ездовых хаски, пяти самолетов, трех легких гусеничных танков M2A4 (в мире уже бушевала Вторая мировая) и снегомобиля Ford двинулась на юг.

Из-за чего мамонты вымерли

Пробег Snow Cruiser по снегам Антарктиды составил всего 16 км. Вместо 6000, на каковые рассчитывали Бэрд с Паултером. По сути, уже с самого начала всем стало ясно, что машина никуда не годится: она напоминала корову на льду.

Лысые «формульные» слики вовсю шлифовали глетчерный лед, а на зернистом фирне Snow Cruiser за считанные секунды закапывал себя по самое днище. Вынудить квазивездеход ехать не могли ни цепи противоскольжения, ни запаски, установленные на передние колеса для понижения давления на снег, ни стравливание воздуха из баллонов. Помимо этого, оказалось, что долгий передний свес создавал перед колесами снежный вал, для преодоления которого не хватало мощности силовой установки.

Ошеломленный Паултер произвел измерения плотности фирна недалеко от лагеря Маленькая Америка. Оказалось, что вместо 10,7 т на 1 м?, принятых им за точку отсчета при проектировании, поверхность способна держать не более 2 т. Так, «нежданно» для Паултера Snow Cruiser был в пять-шесть раз тяжелее, чем необходимо. А ведь изначально ученый исходил из нелепо высокой оценки опорной проходимости антарктического снега — 21,5 т на 1 м?, но все-таки решил обеспечить собственному детищу двойной «запас прочности».

Попытки реанимировать машину предпринимались пара раз. Последняя из них состоялась в последних числах Декабря 1940 года. Snow Cruiser, разогнавшись по дощатому настилу, сумел проползти по целине целых 5 км. Паултер и его коллеги на эйфориях откупорили было бутылочку бренди, но уже на следующее утро Ноев Ковчег опять лег на брюхо, и 6 января 1941 года Бэрд распорядился прекратить опыты, дабы не угробить дизельные генераторы.

Впредь до возвращения экспедиции в Соединенных Штатах Snow Cruiser стоял в вырытом капонире и употреблялся в качестве удобной жилой научной лаборатории. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века американцы возвратились в Китовую бухту и сумели отыскать место «захоронения» машины по вершине сигнального бамбукового шеста, торчащей из сугроба. Беглый осмотр продемонстрировал, что все оборудование, за исключением замерзших рабочих высохших аккумуляторов и жидкостей радиостанции, будет в работоспособном состоянии.

Затем Snow Cruiser не видел никто — экспедиция 1964 года поняла, что огромной надводной плиты шельфового ледника Росса, на которой размешалась база Маленькая Америка, больше не существует.

Первые шаги

Не обращая внимания на то что первое наземное транспортное средство с ДВС было испытано в Антарктиде еще в начале ХХ века, до конца 1930-х техника безнадежно проигрывала борьбу мускульной тяге — «морозоустойчивым» ездовым псам-хаски, не высокий людям и маньчжурским лошадкам, совершавшим пешие многокилометровые переходы в условиях космического холода и полного бездорожья. Пионером «механизации» Южного континента принято вычислять англичанина Эрнеста Шеклтона.

В 1908 году механик экспедиции Шеклтона Бернард Дэй совершил пара маленьких поездок во льдах пролива Мак-Мердо на 15-сильной легковушке Arrol-Johnston с нелепыми древесными колесами и открытым верхом. Никакого практического значения эти маневры не имели.

Автокомпания Arrol-Johnston, находившаяся на краю денежной пропасти, была одним из спонсоров экспедиции, и, дабы поддержать репутацию марки, Шеклтону было нужно с важной миной лгать изданию The Car о готовности автомобили к рекордному броску на Южный полюс со скоростью 250 км в день. Arrol-Johnston был полностью негоден для антарктического сафари. Но «переобутый» в лыжи, он выдержал поход к подножию вулкана Эребус, где и отыскал собственный последний приют: на обратном пути автомобиль влетел в глубокую трещину и был брошен экипажем.

Честное пионерское

В первых числах Сентября 1930 года на протяжении подготовки второй антарктической экспедиции доверенное лицо адмирала Бэрда Винсент Бендикс внес предложение Андре Ситроену, обладателю автокомпании Citroёn, заманчивую сделку: один вездеход с гусеничным движителем совокупности Адольфа Кегресса за обещание назвать именем Ситроена пик, хребет либо ледник на территории Антарктиды. 14 сентября честолюбивый француз ответил Бендиксу согласием а также внес предложение «в нагрузку» к Citroёn-Kegresse P15N еще опытного механика и одну машину-водителя.

Позднее из Франции в Новую Зеландию (перевалочная база Бэрда пребывала в Крайстчерче) был послан третий вездеход — тот самый, на котором Паултер, Димас и Уэйт в первой половине 30-ых годов XX века извлекли адмирала с того света. Но пионер освоения Антарктики не выполнил обещание, данное собственному покровителю. Но, имя автопроизводителя на картах все же показалось.

Но не Ситроена. Именем Эдсела Форда, бесплатно предоставившего экспедиции самолет Tri Motor, на котором Бэрд пролетел над Южным полюсом, был назван открытый еще во второй половине 20-ых годов XX века горный хребет на Земле Мэри Бэрд.

Броня крепка

Базой 17-метрового кузова Snow Cruiser служила сварная рама продольного комплекта из двутавровых балок. Причем во всех 355 главных точках 13-тонного скелета глубина провара подробностей составляла 100%. Для внешней обшивки Паултер применял холоднокатаный лист из сверхпрочной низкоуглеродистой стали марки Inland Hi-Steel трех типоразмеров: 1,8 мм для дна, 0,5 мм для боковых частей и крыши и 2 мм — для носа, кормы, колёсных ниш и перегородок.

Зимняя резина

В связи с тем что инженеры Goodyear не успевали изготовить вулканизационные пресс-формы уникальных «зубастых» колес, Паултеру было нужно пойти на компромисс (согласно точки зрения специалистов, это решение сыграло роковую роль в судьбе автомобили) и применять усиленные восемью дополнительными слоями резины баллоны от болотохода Marsh Buggy компании Gulf Refining. Замена колеса количеством 3625 л в поле имела возможность осуществляться силами двух членов экипажа при помощи ручного мачтового крана.

Гордыня подвела

Томас Паултер болезненно относился к любой критике. Так, он счел неумелым и с раздражением отверг вывод умелого Пита Димаса, бывшего авиамеханика из команды Чарльза Линдберга и участника миссии 1934 года по спасению адмирала Бэрда. Димас оценивал среднюю опорную проходимость снега в 0,7−1,1 т на 1 м?, а помимо этого, вычислял концепцию колесного вездехода заведомо несостоятельной для условий Антарктиды и делал ставку на гусеничные движители.

Но несложного технаря никто не желал слушать.

Позднее всплыло множество вторых технологических просчетов Паултера, среди них и вовсе дикий факт: в момент приемки никто, включая главного конструктора, не удосужился взвесить готовую машину! До сих пор в разных источниках оценки полной массы Snow Cruiser «гуляют» от 24,5 до 50 т.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№118, август 2012).

<

h4>

Шевели ластами

Статьи, которые будут Вам интересны: