Черная дыра: боевой корабль проекта 877

Черная дыра: боевой корабль проекта 877

Произойди что с данной техникой — и спастись будет весьма тяжело. Но, в случае если сказать не о астронавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это опять будет правдой.

Подлодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Около ледяное поле, но в случае если нужно, с ним скоро справится стоящий тут же рядом армейский ледокол. Рядом Морской завод, где годом ранее субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его выстроили в первой половине 80-ых годов XX века в Комсомольске-на-Амуре, но и по сей день «Выборг» так же, как и прежде в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ракетным вооружением и ядерным реактором, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение образовывает 3040 т. Но относительно маленький размер, конструкция и форма данной подлодки дают ей крайне важное преимущество — малошумность и малозаметность.

На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Лишь электричество

Одной из конструктивных изюминок лодки, разрешающей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех лет, в то время, когда «Выборг» строили, ответ было очень новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и только под водой винты крутились посредством электродвигателей, запитанных от аккумуляторная батарей.

У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. До тех пор пока лодка идет в надводном положении либо на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в перемещение или главным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), или электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины прошлого поколения имели долгий и узкий корпус. «Выборг» же владеет утолщенной веретенообразной формой. Это пара ухудшает мореходные качества корабля на ходу в надводном положении, но оптимизирует гидродинамические особенности под водой. Малошумности и малозаметности содействуют кроме этого вибропоглощающие покрытия на корпусе.

877-й проект был таким удачным, что на его базе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они владеют более высокой скоростью, более замечательным новейшей системой и гребным электродвигателем навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное оружие, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Продолжительный сон в Кронштадте

Но, не обращая внимания на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг».

Знакомимся с капитаном корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на пост в декабре 2013 года, именно тогда, в то время, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не ядерная лодка, назвать ее маленькой запрещено, — говорит Сергей Олейников. — Действующие тут же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют большое подводное водоизмещение 1500 т, но имеется и суда меньшего размера (500−700 т). Однако габариты разрешают «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными судами соперника, осуществлять минные постановки, вести разведку, а также высаживать разведгруппы».

«Как интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у начальника «Выборга». «На море у государств НАТО и других соседних стран всегда ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, конечно, мы довольно часто фиксируем присутствие зарубежных боевых судов. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких распрей тут нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сходу. По окончании постройки в Комсомольске-на-Амуре подлодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла работу в рядах Балтфлота ВМФ СССР. В первой половине 90-ых годов двадцатого века корабль был переведен из тогда уже зарубежной Лиепаи в Кронштадт. А после этого целое десятилетие подлодка простояла без дела.

Как бы в долгом ремонте. Только к концу прошлого десятилетия по окончании опробований она возвратилась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем забрала шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг».

По окончании нескольких лет работы «Выборг» снова послали ремонтироваться. «Обращение не шла о важной модернизации, — говорит капитан корабля, — но аппаратура на борту изменяется неизменно, и по большей части это относится электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сходу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подлодки в большинстве случаев в просторечье именуют рубкой. В действительности верное наименование этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств.

Антенн, перископа, шноркеля Нет, со словом «шноркель» отечественные подводники также не согласны. «Шноркель» — германское слово, но еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в Российской Федерации. Исходя из этого вернее сказать — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то не считая этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это частично оправдывает термин «рубка».

Но существуют подводные лодки, в ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка выстроена по двухкорпусной схеме — в прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — совокупность балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через каковые из межкорпусного пространства сливается вода.

Еще не спустившись вовнутрь прочного корпуса, возможно заметить, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной обстановке. Вот катастрофический буй. При бедствия особые механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии.

Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но кроме того разрешает поболтать с экипажем по телефону — аппарат находится в особом герметичном контейнере. Второе устройство — гидроакустический сигнализатор: он отправляет звуковые сигналы, каковые окажут помощь спасателям найти расположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два громадных, отполированных практически до блеска железных кольца. Это комингс-площадки. К ним при аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть ровной, дабы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. По окончании причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подлодки, давление в том месте делается равным давлению в субмарины.

Сейчас возможно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Перископ — окончательно!

Дабы попасть вовнутрь корабля, необходимо войти в ограждение выдвижных устройств, встать вверх на пара ступеней, а после этого опуститься на пара метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота в подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства нескончаемым числом конструктивных элементов. Тут все на виду. Тут все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика.

На протяжении стенку на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических совокупностей с огромным числом гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Само собой разумеется, на лодках более современных конструкций совокупности управления, основанные на гидравлике и механике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — говорят нам члены экипажа, — но, иначе, электроника — вещь капризная, в особенности в условиях совершенствования способов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена несложнее и более ремонтопригодна в походных условиях».

Лишь тут, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, разглядывая маленькие помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — осознаёшь, что в подводной работе о комфорте сказать тяжело. Тут все приспособлено к ограниченному пространству. Кроме того кают-компания при необходимости преобразовывается в операционную. Интересуемся, имеется ли ограничения для подводников по комплекции и росту.

Нет, отвечают нам, осваиваются все. Имеется более важные ограничения по здоровью: нужно мочь жить и работать в случае дефицита кислорода в воздухе.

Подлодка представляет собой замкнутый газовый количество, почему и проистекают разнообразные неприятности. К примеру, вероятно происхождение взрывоопасных смесей. При взрыва либо возгорания нужно срочно подавить реакцию горения, для чего употребляется совокупность ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), влияющая на точки горения посредством инертного газа (хладон).

Эта совокупность может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ стал причиной смерти 20 подводников.

Подлодка — это таковой корабль, что неизменно должен быть готов бороться за спасение и живучесть экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, каковые являются отсеками живучести, сохраняются средства и плоты связи. При аварии подводники смогут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) либо через декомпрессионную камеру (второй отсек).

Кроме этого имеется возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека.

В каждом отсеке (что при аварии возможно герметично изолирован) имеется воды и запасы еды, батареи для регенерации воздуха.

«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — штурмана и рубки радиста. Как раз через второй отсек проходят все выдвижные устройства, к примеру перископ. А нужен ли он в наши дни?

Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной прочих систем и аппаратуры наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ ни при каких обстоятельствах не утратит актуальность . обнаружения и Технические средства наблюдения подвержены различным действиям — к примеру, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Помимо этого, информация от локаторов — это лишь отметки на экране, обычно они малоинформативны. А взор в перископ сходу разрешает оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость.

И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

    Отсеки подлодки разделяются люками. При чрезвычайной обстановке они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.

Располагающийся во втором отсеке центральный пост управления, пожалуй, самое просторное помещение на подводном корабле.

Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, начальник подлодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» разрешают подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными судами соперника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».

Скорость (надводная): 10 узлов

Скорость (подводная): 17−19 узлов

Рабочая глубина погружения: 240 м

Предельная глубина погружения: 350 м

Автономность плавания: 45 дней

Экипаж: 57 человек

Водоизмещение надводное: 2300 т

Водоизмещение подводное: 3040 т

Протяженность громаднейшая: 72,6 м

Ширина корпуса громаднейшая: 9,9 м

Средняя осадка: 6,2 м

Родом из Питера

Подлодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих судов будет поставляться в государства Варшавского контракта, исходя из этого проект взял неофициальное наименование «Варшавянка». Сейчас «Варшавянками» именуют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были созданы ленинградским КБ «Рубин» под управлением Ю.Н. Кормильцина.

Первые лодки типа «Палтус» (а также Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, после этого производство перенесли в Ленинград и Неприятный. Лодки этого типа имеют классическую для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное оружие.

В вооружение входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед либо 24 мины. В надводном положении имел возможность употребляться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Статья «Негромкий солдат Балтики» размещена в издании «Популярная механика» (№150, апрель 2015).

<

h4>

«ЧЕРНАЯ ДЫРА» Проект 877 «Варшавянка» .Ударная сила

Статьи, которые будут Вам интересны: