«Чи» означает — «средний»

«Чи» означает — «средний»

В отличие от других стран японское танкостроение начиналось не с легких, а со средних танков. Первым стал средний танк «2589» (см. «Моделист-конструктор» № 1,1997), созданный во второй половине 20-ых годов XX века на базе британского танка «Виккерс» Мк С и умелого японского «2587». Он создавался на базе тогдашних представлений о роли танков, преобладавших среди японских военных, в соответствии с которым главной задачей танков была помощь пехоты.

К середине 1930-х годов эти взоры подверглись важной корректировке. В частности, подвижность и бронезащита «2589-го» были признаны недостаточными. Эти выводы легли в базу созданных во второй половине 30-ых годов двадцатого века техтребований к новому среднему танку.

При меньших размерах, лучшей подвижности и более замечательной бронезащите, чем у предшественника, он должен был иметь такое же оружие — 57-мм пушку и два пулемета.

Потому, что технические требования разрабатывались в двух инстанциях — техническом департаменте и генеральном штабе, а эти организации не во всем были согласны между собой, то и изготовили два прототипа. В соответствии с воззрениями инженеров компания «Мицубиси» создала 15-тонный танк «Чи-ха» («средний третий»), армейские же спонсировали создание арсеналом в Осаке 9,8-тонного «Чи-ни» («средний четвертый»).

Оба прототипа испытывались в начале 1937 года.

Танк «Чи-ни» был легче собственного соперника. Его экипаж складывался из трех человек— начальник (он же наводчик и заряжающий) размещался в смещенной влево башне, механик-пулемётчик и водитель размешались в корпусе, соответственно слева и справа. Ходовая часть, применительно к одному борту, включала в себя восемь опорных катков малого диаметра и три поддерживающих ролика.

При массе 9,8 т он приводился в перемещение посредством 6-цилиндрового мотора мощностью 1 5 л.с. Последний разрешал танку развивать скорость до тридцати километров/ч. Оружие «Чи-ни» складывалось из 57-мм пушки и 6,5-мм пулемета. Опробования продемонстрировали, что он являлся скорее танком яркой помощи пехоты, не намного лучший, чем легкий «Ха-го».

Да и по собственной массе он был скорее легким, чем средним. Однако именно он рассматривался в качестве главного претендента для принятия на вооружение, потому, что японский генштаб предпочитал танки мельче массой и недороже в производстве. Но по окончании начала войны с Китаем военное управление поменяло собственную точку зрения в пользу лучше бронированного и более маневренного «Чи-ха».

Во второй половине 30-ых годов XX века его приняли на вооружение под обозначением «2597». Серийное производство нового среднего танка началось уже по окончании завершения фазы активных военных действий в Китае— во второй половине 30-ых годов XX века. До 1944 года компания «Мицубиси» совместно с компаниями-подрядчиками «Хитачи» и «Нихон Сей-кушо» изготовила 1220 танков этого типа (включая модернизированную версию «Шинхото Чиа»).

«Чи-ха» имел хорошую компоновку с передним размещением трансмиссии.

башня и Корпус планировали из катаных броневых страниц на каркасе из уголков и полос посредством болтов и заклёпок с пулестойкими головками. На крыше башни размещалась командирская башенка со люком и смотровыми щелями, закрывавшимся двухстворчатой крышкой. Большая толщина лобовой брони корпуса составляла 25 мм, башни — 20 мм.

На танке устанавливалась 57-мм пушка «Тип 97» с длиной ствола 18,5 калибра.

Маск-установка орудия допускала его качание как в вертикальной (от -9° до +21°), так и в горизонтальной плоскости (в пределах ± 5°). Наряду с этим какой-либо подъемный механизм отсутствовал — наведение орудия в цель осуществлялось посредством плечевого упора. Боекомплект пушки складывался из 80 унитарных артвыстрелов с осколочно-фугасными и 40 с бронебойными боеприпасами. Два 7,7-мм пулемета «Тип 97» размещались в шаровых установках в лобовой части корпуса и корме башни.

Стволы пулеметов защищались коробчатыми бронекожухами длиной 420 мм. Сзади командирской башенки крепился вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета, которую начальник имел возможность вести, практически не высовываясь из люка, но в весьма ограниченном секторе. Боекомплект пулеметов складывался из 3825 патронов.

Двухтактный V-образный 12-цилиндровый дизель «Тип 97» мощностью 170 л.с. при 2000 об/мин разгонял 15,2-тонную военную машину до скорости 38 км/ч. Запас хода составлял 210 км.

Трансмиссия включала в себя многодисковый основной фрикцион, коробку передач со скользящими шестернями и понижающей передачей, снабжавшую восемь передач переднего и две заднего хода, двухступенчатый планетарный бортовые передачи и механизм поворота.

Средний танк «Чи-ха»:

1 — 57-мм пушка; 2 — поручневая антенна; 3 — перископический прибор наблюдения; 4 — кормовой пулемет; 5 — ящик ЗИП; 6 — сетчатый кожух глушителя; 7 — направляющее колесо; 8 — поддерживающий каток; 9 -опорный каток; 10 — рессора заднего опорного катка; 11 — корпус задней тележек и рессор передней; 12 — рессора переднего опорного катка; 13 — ведущее колесо; 14 — люки доступа к бортовым передачам и механизмам поворота; 15 курсовой пулемет; 16 люк пулеметчика; 17 — откидные бронекрышки моторного отделения; 18 — смотровой лючок механика-водителя; 19 — командирская башенка

Средний танк «Шинхото Чи-ха»:

1 — 47-мм пушка; 2 — командирская башенка; 3 — кормовой пулемет; 4 — башенный посадочный люк; 5 — люк для загрузки боекомплекта; 6 — маск-установка пушки

Компоновка среднего танка «Чи-ха»:

1 — рубка механика-водителя; 2 — курсовой пулемет; 3 — 57-мм пушка; 4 — оптический прицел пушки; 5 — поручневая антенна; 6 — укладка 57-мм выстрелов на стенке башни; 7 — плечевой упор пушки; 8 — перископический прибор наблюдения; 9 — командирская башенка; 10 — вертлюг для установки зенитного пулемета; 11 — кормовой пулемет; 12 — броневой кожух ствола пулемета; 13 — укладка пулеметных магазинов; 14 — топливный насос; 15 — двигатель: 16 — выхлопной коллектор; 17 — защитная сетка глушителя; 18 — аккумуляторные батареи: 19 — направляющее колесо; 20 — опорный каток; 21 — стартер; 22 — укладка 57-мм выстрелов; 23 — сиденье пулеметчика; 24 — карданный вал; 25 — сиденье механика-водителя; 26 — коробка передач; 27 — ведущее колесо; 28 — фара

Ходовая часть складывалась из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих роликов на борт.

Четыре средних опорных катка были сблокированы в две тележки и подвешены по «схеме Хара», два крайних — первый и последний — имели свободную подвеску. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления складывалась из 96 траков шириной 330 мм.

В целом «Чи-ха» являлся обычным «легким-средним» танком с малой массой, удовлетворительной подвижностью и слабым бронированием.

Отрицательным образом на его боевых возможностях сказывались наличие и низкое качество прицелов примитивных устройств наблюдения. Помимо этого, «Чи-ха», как и все японские танки, отличался весьма мелким количеством обитаемых отделений.

В один момент с «Чи-ха» на вооружение был принят специальный командирский танк «Чи-ки» для штабов полкового звена. Эта машина оснащалась более замечательной радиостанцией, навигационными устройствами и дополнительными сигнальными устройствами.

57-мм пушка была демонтирована, а в качестве компенсации вместо курсового пулемета в лобовом странице корпуса устанавливалась 37-мм пушка.

Номонханские события, узнаваемые у нас как конфликт у р. Халхин-Гол, со всей очевидностью продемонстрировали, что танковая пушка должна иметь в основном противотанковые характеристики. Исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века показалась модификация «Шинхото Чи-ха» («средний третий с новой артиллерийской башней»).

Данный танк был вооружен 47-мм пушкой «Тип 1» с длиной ствола 48 калибров. Ее бронебойный боеприпас имел начальную скорость 825 м/с и на дистанции 500 м пробивал по нормали 50-мм броню.

Боекомплект пушки складывался из 104 выстрелов, пулеметов — из 2745 патронов.

Большая часть новых танков представляли собой переделку уже выпущенных «Чиха».

Снова изготовленные автомобили отличались совокупностью вентиляции моторного отделения и наличием светозвуковой связи механика и командира-водителя.

В том же году показалась новая модификация — «Тип 2601» (либо «Тип 1») «Чи-хе» («средний шестой») со сварным корпусом упрощенной конструкции. Лобовой лист стал прямым, провалилась сквозь землю выступавшая вперед рубка механика-водителя, а толщина лобовой брони увеличилась в два раза. вооружение и Башня остались такими же, как у «Шинхото Чи-ха».

Масса танка увеличилась на 1,5 т, но за счет установки 240-сильного дизеля динамические характеристики автомобили не ухудшились. Компания «Мицубиси» и арсенал в Сагами с 1941 по 1945 год выпустили более чем 600 танков «Чи-хе».

На базе последнего производились и командирские танки «Ка-со». 47-мм пушка заменялась макетом, так освобождалось место для дополнительной радиостанции.

В первой половине 40-ых годов XX века на базе «Чи-хе» был создан 16,7-тонный штурмовой танк «Тип 2» «Хо-ни» («артиллерийский первый») с 75-мм короткоствольным орудием, предназначавшийся для огневой помощи линейных танков и пехоты в сражении.

Последней серийной версией семейства «Чи-ха», поступившей на вооружение в первой половине 40-ых годов XX века, стал средний танк «Тип 3» «Чину» («средний десятый»). Он воображал собой «Чи-хе» с новой сварной шестигранной башней, в которой устанавливалась 75-мм пушка с длиной ствола 38 калибров.

Ее бронебойный боеприпас на дистанции 1000 м пробивал 65-мм броню.

«Чи-ну», несомненно, был самым замечательным японским серийным (выпущено 60 единиц) средним танком периода Второй мировой. Превзошли его лишь созданные к концу войны «Тип 4» «Чи-то» («средний седьмой») и «Тип 5» «Чи-ри» («средний девятый»), так и оставшиеся умелыми.

Но, и серийным «Чи-ну» повоевать также не было нужно — все они поступили в 4-ю танковую дивизию, предназначавшуюся для обороны Японских островов, до высадки на каковые, как мы знаем, дело не дошло.

Что же касается «Чи-ха», то боевое крещение они взяли во второй половине 30-ых годов двадцатого века входе боевых действий с войсками СССР в Монголии, у р. Халхин-Гол. В составе 3-го танкового полка Квантунской армии имелись четыре военные машины этого типа.

При их участии случился чуть ли не единственный за целый период конфликта бой между советскими и японскими танками. Утром 3 июля 1939 года японские армии перешли в наступление на восточном берегу р.Халхин-Гол. Советское руководство располагало тут немногочисленными бронетанковыми силами — кроме бронеавтомобилей 9-й мотоброневой бригады имелось только восемь танков БТ-5 из состава 2-го батальона 11-й танковой брига-ды.

В 12.00 они вступили в бой с атакующими автомобилями 3-го японского танкового полка. В следствии двухчасового боя были стёрты с лица земли пять японских танков. Один из них — «Чи-ха» комполка полковника Йошимару. члены экипажа и Сам полковник его танка погибли.

Средний танк «Чи-ха». 1 -й танковый полк. Малайя, декабрь 1941 г.

Средний танк «Чи-ха». 6-я рота 9-го танкового полка, Филиппины, о.Сайпан, июнь 1944 г.

Средний танк «Шинхото Чи-ха». 11-й танковый полк, Курильские острова, 1945 г.

В будущем военные машины семейства «Чи-ха» учавствовали в военных действиях Второй мировой практически везде, где сражалась японская армия: в Китае, на Филиппинах, в Малайе и Бирме, на островах Тихого океана.

На протяжении войны главными соперниками японских танков были танки американские, которым «Чиха» и его модификации проигрывали фактически во всем.

Проигрывали они и советским военным машинам, с которыми снова встретились на поле боя в августе 1945 года. Армиями советских Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов было захвачено до 600 исправных японских танков, включая 350 «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха».

Большая часть последних по окончании окончания Второй мировой СССР передал Народно-освободительной армии Китая.

Пара «Шинхото Чи-ха» были доставлены на НИБТполигон в подмосковную Кубинку, где в осеннюю пору 1945 — весной 1946 года прошли их крупномасштабные опробования (в документах полигона эти автомобили именуются как «средний японский танк 97 МТК»), В заключении, сделанном отечественными экспертами по окончании завершения опробований, например, говорилось: «Японский средний танк 97 МТК примера 1937 г. относится к классу средних танков.

Маленькая толщина броневых страниц, наличие на них выступов ряда и целого вырезов при несовершенной конфигурации корпуса не снабжают танку надежной броневой защиты. Характерной изюминкой оружия есть отсутствие пулемета, спаренного с пушкой, и отсутствие особой бронировки маски. Огневая мощь (пушка 47 мм) для танка весом 18 т недостаточна.

На танке установлен 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения.

Габариты двигателя несоразмерно громадные и не соответствуют его мощности. Заслуживает внимания размещение топливных баков — в моторном отделении внизу, под двигателем. Такое размещение баков сокращает возможность их поражения огнем.

Воздухоочиститель устаревшей конструкции не снабжает хорошей очистки воздуха.

Подвеска танка открытая, с горизонтальным размещением винтовых пружин. Отсутствие амортизаторов либо упругих ограничителей обусловливает длительность колебаний корпуса и приводит к перегрузке подробностей ходовой части.

Опорные и поддерживающие катки, ведущие и направляющие колеса, гусеницы и механизмы их натяжения простой конструкции и интереса не воображают.

Японский средний танк 97 МТК по собственной броневой огневой и защите мощи не отвечает современным требованиям. Конструкция большинства агрегатов танка устаревшая и интереса не воображает».

В принципе, такую оценку возможно дать любому японскому танку периода Второй мировой.

М. БАРЯТИНСКИЙ

ЧТО В действительности Свидетельствует СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ

Статьи, которые будут Вам интересны: