Чудесные приключения бронепоезда. между бессарабией и маньчжурией

История знает мало боевых автомобилей, чью судьбу возможно было бы назвать «легендарной» либо «немыслимой», а самое основное — продолжительной и успешной. В самой меньшей степени эти понятия относятся к танкам либо самолётам, потому, что время их жизни в сражении ничтожно. В перечень «долгожителей» в большинстве случаев попадает куда больше судов, хотя бы вследствие того что срок их работы куда более большой и стереть с лица земли корабль существенно сложнее, но…

Но сейчас мы поведаем о воистину неповторимой судьбе не линейного корабля либо крейсера, а самого обычного бронепоезда (потом БЕПО), сыгравшего большую роль в истории многих стран, да и по солидному счёту в истории отечественного континента — Евразии.

Сама мысль о ЖД вагоне с броневой вооружением и защитой показалась ещё во второй половине 40-ых годов XIX века, на протяжении Венгерской революции — имеется невнятные сведения о применении таковых австрияками при венгерской осаде Вены. Артиллерийские ж.д. платформы вовсю употреблялись на протяжении Гражданской войны в САСШ и немцами на протяжении Франко-Прусской войны.

Наконец, идея была закончена и оформлена британцами, каковые и создали первые хорошие бронепоезда — они широко применялись в Англо-Бурской войне. Ну а к началу Первой мировой БЕПО имелись на вооружении большинства европейских держав.

Россию столь прогрессивное изобретение кроме этого не обошло стороной, не смотря на то, что на Германском фронте к 1917 году сражалось всего семь составов, среди которых и был отечественный храбрец. Настоящий бум строительства бронепоездов пришёлся на Гражданскую войну — к 1921 году в распоряжении «Центроброни» РККА имелось 122 БЕПО, на стороне белого перемещения в различных регионах от Крыма до Дальнего Востока с 1918 по 1921 годы сражалось не меньше много составов.

* * *

Исходно «Орлик» носил имя «Хунхуз» — слово это китайское (honghuzi — краснобородый), так именовали маньчжурских разбойников. Растолковать тот факт, что китайское наименование было дано бронепоезду, созданному в Киевских ЖД мастерских Юго-Западных железных дорог под командой инженера и капитана Даниэля Нечая, возможно тем, что за постройку БЕПО отвечала 2-я Заамурская ЖД бригада под руководством генерала Михаила Викторовича Колобова, переведённая из Сибири на Германский фронт.

Чудесные приключения бронепоезда. между бессарабией и маньчжурией
Создатель "Хунхуза" генерал Колобов

В некоторых источниках утверждается, что этот бронепоезд, якобы германской постройки, и был захвачен русскими армиями на Западном фронте, но это утверждение не имеет ничего общего с действительностью. «Хунхуз» (по его имени был назван тип таких бронепоездов) являлся разработкой самого генерала Колобова — инженера, заканчивавшего Николаевскую академию. Бронепоезд предназначался для включения в состав 2-го Сибирского ЖД батальона, после этого был переведён в распоряжение «Собственного Его Императорского Величества ЖД полка».

БЕПО проекта генерала Колобова складывался из двух однообразных двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии «О», защищённых 12–16 мм броней. Внутренний количество бронеплощадки разделялся на пулемётный каземат и башенную орудийную установку. В каземате на особенных столах устанавливалось 12 пулемётов Шварцлозе (по 6 на борт).

Боекомплект — 1500 патронов на пулемёт. Возимый гранат — 80 и боекомплект 25 шрапнелей. Команда бронепоезда складывалась из трёх взводов (пулемётного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады — всего 4 нижних чинов 90 и офицера.

Император Николай II в группе Собственного Его Величества ЖД полка в Ставке. Среди присутствующих имеется и офицеры "Хунхуза"

Бурная биография «Хунхуза» началась в 1915 году, по выходу из Киевского депо — экипаж всецело складывался из сибиряков, равно как и строительство велось силами 2-й Заамурской бригады. 9 сентября БЕПО убывает на Западный фронт, где принимает участие в Нарочской операции — отвлекающем ударе русской армии, призванном снизить напряжение под Верденом, где германцы вели активное наступление.

Весной 1916 года «Хунхуз» появляется в Молодечно при Ставке и проходит частичную модернизацию — орудия заменяются на 3-дюймовые горные пушки примера 1909 года. После этого бронепоезд опять отправляется вести войну и поддерживает войска России на протяжении Брусиловского (Луцкого) прорыва.

Революционный 1917 год БЕПО встречает в Киеве, куда он был отведён на ремонт по окончании тяжёлых июньских боев. Центральная счастлива «УНР» мгновенно приватизирует бронепоезд, устанавливает на нём жовто-блакитный прапор и предсказуемо переименовывает «Хунхуз» в «Слава Украiни». После этого «Хунхуз» последовательно переходит от Центральной рады к гетману Скоропадскому, а от него — к петлюровцам.

Сведений о каких или грандиозных свершениях бронепоезда при владении тремя упомянутыми выше временными хозяевами нет — "Наверное," он стоял в депо, ожидая собственного часа.

Час настал 25 января 1918 года, в то время, когда красные с грохотом вышибли Петлюру из Киева, а ЖД мастерские были захвачены революционными черноморскими матросами под предводительством Андрея Васильевича Полупанова — личности очень примечательной. Член РСДРП с 1912 года, по окончании Революции руководит отрядом моряков, входит в состав «Южного революционного фронта» под управлением Антонова-Овсеенко, с 26 января 1918-го — начальник Киева.

Предстоящая военная карьера А. Полупанова была не так дабы блестящей, но и не провальной — достаточно упомянуть, что в первой половине 20-ых годов двадцатого века он был награждён орденом Красного знамени, что в те времена направо и налево не раздавали. Полупанов прожил продолжительную судьбу и погиб во второй половине 50-ых годов двадцатого века в санатории г. Феодосия.

Андрей Васильевич Полупанов

В 1918 году бравому черноморскому матросу Андрею Полупанову было всего двадцать девять лет, он был полон революционного энтузиазма и энергии. Захваченный в мастерских «ЖД линейный корабль» ему приглянулся и был мгновенно реквизирован на потребности борьбы с контрреволюцией — «Хунхуз» взял очередное, уже третье имя: «Полупановцы».

БЕПО с морской командой отправляется на Румынский фронт, где удачно громит неприятеля — с его помощью красные побеждают над румынами под Рыбницей. В составе Южного фронта он принимал участие в битвах с немцами и петлюровцами под Мелитополем, Пятихаткой, Акимовкой. «Это лучший и храбрый из бронепоездов. Полупанов — храбрый и сильный начальник», — доносил Антонов-Овсеенко 10 мая 1918 года в Верховный армейский совет республики.

После этого бронепоезд прибывает в Одессу, где включает в свой состав мотоброневагон «Заамурец», прежде действовавший раздельно. Создан «Заамурец» был параллельно с «Хунхузом» в 1916 — автором проекта являлся начотдела ЖД армий и полевых железных дорог управления армейских сообщений Юго-Западного фронта полковник Бутузов.

«Заамурец» являлся собственного рода шедевром технической мысли — он был оснащён двумя двигателями (итальянские «Фиаты»), динамомашиной, телефонной связью, нёс оружие в виде двух скорострельных пушек и десяти пулемётов. Мотоброневагон, не обращая внимания на собственную большую массу, замечательно преодолевал крутые подъёмы, развивал скорость в 45 км/ч и мог ехать на одном двигателе.

Пулемётный каземат мотоброневагона "Заамурец"

Красные отобрали «Заамурца» у местных анархистов (а эти со своей стороны у Центральной рады), причём весной 1918 года анархисты применяли мотоброневагон в совсем пиратских целях — «Заамурец» под тёмным флагом анархии раскатывал по Юго-Западной железной дороге, а его буйные обладатели собирали с мирных селян «контрибуцию» в виде сала и горилки. Появление А. Полупанова с бронепоездом закончило безобразия — отбитый у преступников мотоброневогон прицепили к «Хунхузу», и обновлённый бронепоезд продолжил собственную одиссею — в этом случае он направился в Москву.

Приключения БЕПО длятся с удвоенной силой. Команду А. Полупанова по приказу Л. Троцкого расформировывают — формально, по обвинению в «партизанщине», но начальник получает встречи с В. И. Лениным, что оставляет бронепоезд за моряками. К июлю «Хунхуз» (имеется в полной мере точные сведения, что он был снова переименован и стал называться «Свобода либо смерть») выясняется на Восточном фронте под Симбирском, где красные терпят тяжелейшее поражение от отрядов генерала В. Каппеля и мятежных чехословаков — команда полупановцев бросает бронепоезд в полной исправности около Симбирска, и «Хунхуз» снова меняет имя и обладателей.

Бронепоезд "Свобода либо смерть" и его экипаж.
Источник 500ru.ru

Кстати, сам А. Полупанов в собственных позднейших мемуарах пробует оправдаться за оставление сопернику бронепоезда – якобы состав было решено спустить в Волгу. Бойцы, сняв шапки, провожали собственного брата по оружию, устремляющегося под откос, и чуть не плакали. Один из воинов не выдержал и застрелился с криком: «Братцы!

Погибнем вместе с бронепоездом!» Но под откос отправилась лишь передняя платформа состава, а паровоз зацепился за рельсы. Закончить не было времени — нужно было безотлагательно эвакуироваться. Поезд кинули как имеется и сделали тем самым роскошный презент белочехам.

Чехословаки переименовали БЕПО в «Орлик», и как раз под этим именем бывший «Хунхуз» входит в историю Гражданской войны в Сибири и на Дальнем востоке. Он включается в состав 4-го чехословацкого полка и курсирует по магистрали Симбирск–Чита, причём пара месяцев отцепленный от главного состава «Заамурец» (с тактическим обозначением «Орлик-I») действует самостоятельно на направлении Приютово–Абдулино. Любопытнейшая подробность: как раз изображение «Заамурца» возможно заметить на одной из трёх марок, каковые выпускались «Воинской почтой Ческословенского войска в Киевской Руси» — любой филателист за эту редчайшую неповторимую марку даст душу…

Ещё не "Орлик", но вот-вот им станет…

Та самая неповторимая марка с "Заамурцем"

В августе-октябре 1918 года бронепоезд «Орлик» и «Заамурец» были перевооружены. Штатные 76,2-мм горные орудия двух бронеплощадок бронепоезда были заменены: первое – на 76,2-мм полевую пушку примера 1902 года, а второе – на 76,2-мм противоаэростатную пушку Путиловского завода примера 1914 года (совокупности Лендера, изготовленную на Путиловском заводе в 1916 году). Бронеплощадки соответственно приобрели новые бронебашни – коническую и мало позднее – цилиндрическую.

57-мм скорострельные морские орудия конструкции Норденфельта «Заамурца» кроме этого были заменены на 76,2-мм полевые пушки примера 1902 года. По дороге «между белыми и красными» (возможно, уже при чехословаках) с тендера паровоза провалилась сквозь землю и установленная в мае 1916 года 76,2-мм горная пушка примера 1909 года.

Целый 1919 год «Орлик» снабжает безопасность Транссибирской магистрали, сопровождает американскую дипломатическую миссию к адмиралу Колчаку в Омск, его главной базой делается Иркутск. В составе боевой группы генерала Л. Скипетрова «Орлик» участвует в неудачной операции по подавлению мятежа «Политцентра» в попытке и Иркутске освобождения адмирала Колчака — БЕПО опять вышел победителем в артиллерийской перестрелке, по большей части вследствие того что конструкции Орлика и качество «постройки» быстро превосходили позднейшие бронепоезда времён Гражданской.

"Орлик" с прицеплённым "Заамурцем" охраняет железную дорогу

Неповторимый двухминутный ролик, предположительно снятый американским оператором в 1919 году, – это единственное дошедшее до нас кинематографическое изображение «Орлика». Если судить по возвышению рельефа, это смогут быть станции Нижнеудинск, Кутулик либо Тулун на Транссибирской магистрали:

В первой половине 20-ых годов XX века Чехословацкий корпус эвакуируется из России, и «Орлик» ненадолго выясняется в распоряжении японских интервентов, каковые, но, практически сходу передают его белым — к этому времени БЕПО прошел десятки тысяч километров от Одессы и Киева до Москвы, Симбирска, Иркутска, Владивостока и Читы, участвуя в сотнях стычек и сражений. Как ни необычно, «Орлик» подвергался только небольшому ремонту и неизменно делал боевые задачи со большим успехом.

Сейчас «Орлик» пребывал в составе «Белоповстанческой» армии под управлением генерала В. Молчанова и учавствовал в «Хабаровском взятии» и походе Хабаровска 22 декабря 1921 года. Но уже через два месяца молчановцы потеряли инициативу и начали отступать. Руководил «Орликом» полковник Чехов, что по окончании окончательного поражения белых увёл бронепоезд в Харбин совместно со всем экипажем.

Перед уходом в Китай

Предстоящие сведения о судьбе «Орлика» разнятся, но общепринятой считается история, изложенная М. Коломийцем и И. Дроговозом в книге «Броня русской армии»:

…В первой половине 20-ых годов XX века генерал Нечаев — один из сподвижников атамана Семёнова — организовал в Китае дивизию из русских белогвардейцев. В её состав был включён дивизион из семи бронепоездов (под командой полковника Чехова) — тех самых, каковые ушли из Владивостока. Среди них был и «ORLIK» с прицеплённым к нему мотоброневагоном.

В составе армий Чжан-Чзу Чана дивизия учавствовала в битвах против Народно-революционной армии Китая. По воспоминаниям советских военных специалистов, бывших в составе НРА, бронепоезда Чехова наводили кошмар на китайских воинов. В 1925 году мотоброневагон с русской командой был сфотографирован американским армейским атташе.

На сегодня это самые поздние узнаваемые автору снимки бывшего «Заамурца». К сожалению, документальных сведений о предстоящей судьбе этого красивого примера отечественной военной техники нет, не смотря на то, что кое-какие эти говорят о том, что в первой половине 30-ых годов двадцатого века мотоброневагон мог быть захвачен японцами в Маньчжурии.

Но, существуют и возражения — первый бронепоезд в Русском отряде генерала К. П. Нечаева был создан в последних числах Октября 1924 года ротмистром Букасом (потом полковником на китайской работе) в лучших традициях создания импровизированных бронепоездов Русской Гражданской войны — за одни дни пара платформ обложили мешками с песком и вооружили 1 орудием, 1 пулемётами и 4 бомбомётом. Подобно в январе 1925 года был создан и второй импровизированный русский бронепоезд, вошедший в броневой дивизион полковника-артиллериста Кострова.

Уже позднее, по окончании смерти дивизиона Кострова 2 ноября 1925 года у станции Кучен, в начале 1926 года в его новом составе показались выстроенные русскими в Цзяннани китайские бронепоезда «Юньчуй», «Шаньдун», «Хонан» и «Тайшань». Неприятность в том, что нигде в общедоступной литературе по участию белоэмигрантов в боевых действиях на территории Китая не видится прямых упоминаний об «Орлике» либо «Заамурце», а это так как всё-таки были не импровизированные БЕПО, а фактически самый узнаваемый в Сибири и на Дальнем Востоке бронепоезд!

"Орлик" в Китае, 1925 год

Владивосток, 1920 год. У броневагона стоит уже японская команда

Однако, их фотографии, сделанные в Китае, существуют, и это, непременно, «Орлик» и «Заамурец» — данный вопрос ещё подлежит тщательному изучению историками. В любом случае, странности с упоминаниями об «Орлике» не отменяют того факта, что боевой путь этого бронепоезда полностью неповторим и, с огромной долей возможности, закончился он в Маньчжурии, на японской работе в Квантунской армии…

Вам очень рады в прекрасный мир

Статьи, которые будут Вам интересны: