Дяди с большими ушами: ужасы противовоздушной обороны

В начале XX века специальных средств ПВО не существовало. Города Европы только начинали привыкать к угрозе с неба, и первые попытки борьбы с ней обычно смотрелись причудливо. С развитием зенитных орудий и радаров казусов стало меньше, но изобретатели средств ПВО иногда ставили храбрые и не всегда успешные опыты.

Особенно отличились англичане.

Как нас извещает учебник физики за 7-й класс, на любое воздействие постоянно найдётся противодействие. К военной сфере эта теорема относится полностью — если вы изобрели танк, ожидайте появления у неприятеля противотанкового орудия, в случае если у вас имеется линейный корабль — ожидайте эсминцев с торпедами, а при появлении у вас аэроплана соперник в обязательном порядке задумается над тем, как его найти и стереть с лица земли.

Потому, что обращение у нас сейчас отправится о противовоздушной обороне, хотелось бы напомнить, что современная ПВО — это не только и не столько зенитки либо радары, но ещё и авиация — ночные и перехватчики истребители. Очевидно, на заре эры воздухоплавания ничего аналогичного не было, потому, что до Первой мировой никто не вспоминал над тем, как будет развиваться авиация: Германский генштаб делал ставку на цеппелины, полагая, что самолёты смогут употребляться в военных действиях только как разведчики либо курьеры.

В чём-то немцы были правы: до появления тяжёлых бомбардировщиков лишь дирижабли Luftschiffertruppe были могут наносить бомбовые удары по промышленным центрам соперника — в налётах на Британию за всю войну принимали участие пятьдесят цеппелинов, совершивших двенадцать бомбардировок Лондона и сорок ударов по вторым объектам на острове. С началом рейдов цеппелинов британцы и задумались о создании действенной ПВО…

Дяди с большими ушами: ужасы противовоздушной обороны
Первый цеппелин над Пикадилли, 8 сентября 1915. Живописец Эндрю Гоу

Само собой, что специальных средств ПВО в начале ХХ века не существовало — применяли всё, что появилось под рукой: прожектора, установленные на особенные станины полевые пушки и длинноствольные пулемёты, начали оснащать аэропланы пулемётами. После этого в чью-то светлую голову пришла напрашивавшаяся сама собой идея: для чего ждать появления цеппелинов в небе над Англией, в то время, когда значительно несложнее перехватывать их на подходе к побережью? Как именно? Правильно: уловить звук двигателей!

Для этого-то на протяжении берега с 1916 года начали устанавливать цементные «звуковые зеркала».

Уши английского льва

Приспособление называющиеся «слуховой рожок» известно со времён античности — тугоухие граждане древнего Рима вовсю применяли рожки самых различных обличий; их делали как фактически из коровьего рога (версия экономного класса для бедных), так и из экзотических драгоценных металлов и морских раковин. Два тысячелетия слуховой рожок был единственной помощью слабослышащим — им пользовались все, от нищих до королей.

Следующим шагом в развитии аппаратов для усиления слуха стало изобретение медицинского стетоскопа французским доктором Рене Ланнеком; практически сразу же показался и фонендоскоп с двумя трубками для ушей и мембраной. Как раз фонендоскоп делается прообразом первого в истории армейского звукового устройства, показавшегося в первой половине 80-ых годов XIX века — топофона, созданного доктором наук Майером.

На плечи оператора устанавливалась древесная станина с закреплёнными на ней резиновыми трубками и раструбами, вставлявшимися в уши: теоретически, топофон Майера возможно было приспособить для корректировки огня артиллерии, оператор имел возможность с большей либо меньшей точностью выяснить по звуку, где находится батарея соперника. Но предстоящего развития мысль топофона не взяла — через чур примитивное устройство.

Топофон Майера

направляться раздельно подметить, что с возникновением авиации армейские фактически всех стран Европы отнеслись к аэропланам очень скептически, не видя в них боевого потенциала — до Первой мировой авиация оставалась развлечением для богатых лентяев либо спортсменов. Весьма немногие передовые офицеры принимали самолеты всерьёз, к примеру «папа французских танков» полковник Ж. Б. Эстьен, как артиллерист полагавший, что аэроплан очень понадобится для разведки и снова же арткорректировки. Но и полковник Эстьен перед Великой войной никак не думал, что скоро покажется фактически боевая авиация — истребители и, само собой разумеется, бомбардировщики.

Приблизительно тем же путём в то время шла и передовая германская идея

К 1914 году тяжёлый бомбардировщик (и в один момент родоначальник стратегической авиации) имелся лишь в России — известный «Илья Муромец» конструкции И. Сикорского. Германский воздушный бомбардировочный флот состоял преимущественно из цеппелинов — военных твёрдых дирижаблей, способных нести солидную бомбовую нагрузку. Налёты цеппелинов на Англию начались в январе 1915, а 8 сентября этого же года случилось событие, которое и побудило британцев создавать совокупность ПВО на научной базе.

L-13 на старте

7 сентября три цеппелина с номерами L-11, L-13 и L-14 вылетели из Вильгельмсхафена и со скоростью более 90 км/ч направились к берегам Британии. Один аппарат был должен возвратиться из-за неисправности двигателя, второй также вышел из строя и скинул бомбы на Ист-Дирхем, только последний, L-13 под покровом темноты сумел прорваться к Лондону, зайдя на цель со стороны Кембриджа — британские наблюдательные посты дирижабль не увидели.

Капитан-лейтенант Хайнрих Мати с удивлением подчернул, что затемнение в английской столице отсутствовало, вечерние улицы были ярко освещены — данный факт значительно облегчал навигацию над городом. Цеппелин без всяких последствий разбомбил склады рядом от собора св. Павла, нанёс удар по Ливерпульскому вокзалу, а в то время, когда британцы спохватились и краткосрочно захватили L-13 лучом прожектора, скинул оставшийся груз (включая новейшую 300-киллограммовую фугасную бомбу) и отошёл, через 10 часов благополучно возвратившись на базу.

Последствия налёта единственного цеппелина были для британцев тяжёлыми. 22 человека погибли, 87 были ранены, поднятые в атмосферу истребители дирижабль не нашли (причём один самолёт разбился при посадке в темноте), неспециализированный ущерб составил полмиллиона фунтов — по тем временам ужасная сумма. Примитивная ПВО из 12-фунтовых орудий не имела возможности дотянуться L-13 на высоте 2800 метров, а прожектористы были возмутительно не хорошо обученными.

Хайнрих Мати, начальник L-13

Оргвыводы из этого инцидента были сделаны без промедлений — англичане совершили тщательное расследование, а чины армейского ведомства справедливо рассудили, что направляться трудиться на упреждение: цеппелины нужно обнаруживать и уничтожать ещё над Ла-Маншем (обычно дирижабли зависали над проливом, ждя темноты). Но как это сделать? Правильно, искать неприятеля по звуку двигателя!

История умалчивает, кому как раз пришла в голову уникальная идея создать огромные, диаметром в девять метров, цементные чаши, обращённые вогнутой стороной к Ла-Маншу. Первые такие сооружения показались уже в 1916 году. Человек, находившийся на страже английского неба, размешался или в фокусе «звукового зеркала», или в особой камере под ним.

В последнем случае звук передавался прямо в уши оператору, через трубочки, напоминающие трубки стетоскопа, лишь многократно увеличенные в длину. Кроме этого были зеркала в виде огромных полукруглых стен длиной по шестьдесят метров и высотой до пяти метров — в Кенте, Сандерленде, Килнсее, Боулби и т.д. выстроили десятки звуковых зеркал, превосходно сохранившихся до наших дней. В межвоенный период британцы установили подобные зеркала кроме того на Мальте.

Всё это сочеталось с в полной мере простыми звуковыми локаторами.

Трудна работа слухача на звуковых зеркалах. Но у ребят, обслуживающих простые звуковые радары, была не несложнее

Поднимается вопрос боевой эффективности, и направляться заявить, что таковая была весьма неплохой. Для собственного времени, очевидно. Звук улавливался оператором на расстоянии до тридцати километров, при сотрудничестве нескольких зеркал возможно было вычислить направление перемещения цеппелина либо самолёта.

По окончании Великой войны, в двадцатых годах, процесс оптимизировали: в фокус поместили микрофон, что и передавал звуки в бункер под звуковым зеркалом — возможно было засечь не только аэропланы, но и шум двигателей судов. Но через пара лет самолёты стали летать значительно стремительнее, чем свели скорость их «детектирования» по звуку на нет, а к началу Второй мировой войны и вовсе показались локаторы. Сейчас на берегах Кента стоит множество закинутых больших «ушей», завлекающих туристов.

Два радара — "стенки" и "раковина". Неясно, кто улавливал звук лучше

Нельзя исключать, что через тысячу лет люди будут гадать, какому старому религиозному культу принадлежат эти необычные менгиры. Но это не все выдающиеся успехи раннего периода развития ПВО.

Люфтваффе на вертеле

Перед новой всемирный войной техника достигла невиданного прогресса — был изобретён радар, велись работы над ночными истребителями-перехватчиками, были созданы хорошие зенитные орудия. Но, туманный Альбион как постоянно шёл своим извилистым путём — особенно в свете катастрофически развивавшейся обстановки по окончании поражения Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века, эвакуации из начала и Дюнкерка воздушной «Битвы за Британию».

Именовалось это непременно безумное устройство «Naval pattern vertical firing flame thrower» — изумительная поделка весьма особого директората английского Адмиралтейства «Directorate of Miscellaneous Weapons Development». Мы видим громадную тумбу на ножках, смахивающую на самовар с трубой — ни единый здравомыслящий человек с первого взора не выяснит, для чего устройство предназначено.

Вот так выглядит это устройство

В конечном итоге это огнемёт. Лишь не простой, а зенитный.

Никакой неточности — зенитный огнемёт, не больше и не меньше. Давать оценку психологическому здоровью конструктора мы не будем — sapienti sat, как говорится. Однако аппарат выдавал струю пламени высотой до тридцати метров и в начале 1941 года вовсю испытывался как на суше, так и на борту судна «La Patrie»: создатели огнемёта рассчитывали, что он будет устанавливаться и на суда.

На вооружение, конечно, огнемёт не был принят по понятным обстоятельствам — кроме того для британцев столь экстравагантная мысль была неприемлемой. Достаточно вообразить себе пилота Ju.87 Stuka, что летает около факела кругами и высунув руку с вилкой жарит баварские колбаски.

Скажем больше: на протяжении опробований «Naval pattern vertical firing flame thrower» Неожиданно стало известно, что стационарная тумба, извольте видеть, совсем, ну полностью не мобильна, а следовательно, может стать лёгкой целью для авиации неприятеля. Очевидно, на достигнутом английская Home Guard останавливаться не планировала и воткнула данное устройство на шасси от грузовичка «Форд», предварительно обшив такой бронелистами для защиты от осколков и пули — фактически, сам «flame thrower» сейчас имел возможность выстреливать струю пламени не только строго вверх, но и горизонтально — по наземным целям.

…а вот так выглядит его залп

Армейские поразмыслили, оценили новинку, прикинули какой превосходный фейерверк окажется при прямом попадании в это устройство, и, конечно же, от «flame thrower» отказались категорически. Но и «огнемёт ПВО» — далеко не предел фантазии. Как вам такая идея, также родом с Альбиона: воздушные минные поля? Берётся ракета многоразового применения, в боевую часть укладываются фугасные бомбы с парашютами на тросах.

Достигнув требуемой высоты, бомбы выбрасываются из отсека, и в случае если вражеский бомбардировщик зацепляет тросик, фугас взрывается. В свете «Vertical firing flame thrower» и воздушных минных полей понятие «английские учёные» получает новый блеск.

Однако, что-то похожее на протяжении Второй мировой все же использовали. На коммунистический пикирующий бомбардировщик Пе-2, к примеру, устанавливали гранатомёт, что выкидывал гранаты с парашютиками в сторону нападающего истребителя.

Но самый выдающийся проект разместили в американском издании «Popular Mechanics» — центробежный бомбоистребитель.

Смотреться это превосходное новшество должно было следующим образом: устанавливается сорокаметровая башня, на вершине которой находится поворачивающийся купол. К куполу по окружности крепятся двенадцать металлических верёвок с грузилами на оконечьях. При появлении вражеского бомбардировщика замечательный электромотор начинает раскручивать купол со скоростью пятьдесят оборотов в 60 секунд — предполагается, что верёвки образуют «зонтик», что или отбросит, или разобьёт бомбы.

Но самое-то занимательное пребывает в том, что один «центробежный бомбоистребитель» выстроили а также испытали, да лишь тросы мгновенно переплелись, двигатель заклинило, и он попросту сгорел.

Расчёт бутылкомёта

Но и это ещё не финал. Очумелые ручки из Home Guard не унывали — на их совести множество самых фантастических изобретений, включая, к примеру, огромную противотанковую рогатку, из которой они собирались стрелять по немцам бутылками с бензином. Об этом устройстве мы поболтаем как-нибудь в второй раз, а потому, что речь заходит о ПВО, посмотрим на прекрасное устройство, созданное Home Guard в Сассексе в том же 1940 году.

Именовалось оно «Northover projector» либо «Northovermortar» — это был бутылкомёт, что воображал собой очень простое оружие — трубу с треногой и затвором снова же из труб. Стрелять (всё-таки прежде всего по танкам, но и по самолётам также возможно) предполагалось бутылкой №76 (калибр 63,5 мм, полкило весом) с белым фосфором, горящим при температуре более 800 градусов Цельсия и воспламеняющемся при соприкосновении с воздухом.

Как это было устроено…

…а тут возможно в подробностях разглядеть — как же это смотрелось в жизни

Действенная дальность стрельбы бутылкомёта составляла 91 метр, большая — 274 метра. Northover projector в большинстве случаев ставили на садовые тачки либо люльки мотоциклов, и предполагалось, что сбить посредством этого устройства самолёт на бреющем в полной мере вероятно — нам неизвестно, использовался ли бутылкомёт на практике и был ли стёрт с лица земли с его помощью хоть один германский самолёт, но факт остаётся фактом.

Бутылкомет за работой

Никто не спорит, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века Британия пребывала в отчаянном положении, и все силы были брошены на то, дабы отразить вероятное вторжение Гитлера на острова. Армейский потеря и цейтнот большого количества боевой техники в Дюнкерке стали причиной появлению вышеописанных образцов, каковые в других событиях способны позвать только саркастическую усмешку…

Дядя весьма, оочень плохой!!!

Статьи, которые будут Вам интересны: