«Дубовые фрегаты»

«Дубовые фрегаты»

Война за независимость США наглядно продемонстрировала, как нужен снова народившемуся стране личный армейский флот. Американская революция выдвинула большое количество незаурядных личностей, а также таких выдающихся полководцев, как адмирал Джон Пол Джонс. Особенно примечательной стала победа в одиночном бою между его флагманским кораблем «Боном Ричард» и английским фрегатом «Серапис» 23 сентября 1779 года, закончившаяся в пользу бывших колонистов.

Но подобные броские эпизоды не могли скрыть картины полного господства могущественного английского флота. Британцы полностью подавили торговлю и вольно маневрировали собственными армиями, перевозя их на протяжении побережья. В сущности, лишь вмешательство Франции в войне на море склонило чашу весов в пользу «мятежников».

По окончании войны американцы приступили к постройке боевых судов, причем только крейсерского типа. Такая стратегия имела собственный суть: для линейного флота не хватало ни времени, ни денег, а корветы и фрегаты имели возможность в полной мере реально защищать собственную торговлю и угрожать неприятельской. С учетом размещения США на другой стороне Атлантики по отношению к «старухе Европе» их боевые суда должны были владеть настоящими трансокеанскими качествами.

Все эти факторы стали причиной созданию особенного типа фрегата; а ускорили процесс события страны, на первый взгляд никак не относящиеся к Западному полушарию…

Четыре «берберских» страны Северной Африки — Марокко, Алжир, Тунис и Триполи (нынешняя Ливия) — являли собой постоянную угрозу мореплаванию в Средиземном море уже в течение нескольких столетий. Пираты этих государств захватывали суда, требуя выкупа за пассажиров и экипажи, а при отказа реализовывали людей в рабство.

Правители занимались тем же бандитским «бизнесом», шантажируя уже на национальном уровне дань за право свободного прохода зарубежных торговых судов. Как это ни страно, но кроме того столь могущественные державы, как Англия и Франция, предпочитали иногда заключать унизительные соглашения о выплате дани, для сохранения лица меняя их с посылкой отрядов боевых судов.

До 1783 года торговый флот Американских Штатов был под могущественным «зонтиком» великой Англии, но, купив независимость, американцам было нужно решать неприятности самостоятельно. Из-за удаленности их политических и военных госструктур от Средиземноморья торговые суда под флагом новой страны появились в очень уязвимом положении. Так, в первой половине 90-ых годов XVIII века лишь за три месяца 11 заокеанских судов попали в руки пиратов.

На выкуп грузов и моряков требовалась огромная для XVIII века сумма в миллион долларов. У американского руководства таких средств не было, и ему было нужно обратиться к ростовщикам! Во второй половине 90-ых годов XVIII века американцы дали согласие платить за безопасность правителю Триполи 56 тыс. долларов каждый год, подписав соответствующее соглашение.

Подобные контракты удалось заключить с Марокко, Тунисом и Алжиром. Но аппетит восточных правителей неизменно тяжело угадать. Новый паша Триполи Юсеф Караманли решил поднять дань многократно и отправил соответствующее требование Конгрессу и президенту США.

Наглые требования позвали бурю бешенства в Америке.

Лозунг: «Лучше миллион на оборону, чем один цент на дань!» встретил горячее одобрение в стране. «Берберская опасность» принудила США к стремительной и адекватной реакции.

Еще в первой половине 90-ых годов восемнадцатого века Конгресс проголосовал за постройку шести новых замечательных фрегатов — четырех 44-пушечных и двух 38-пушечных. Предполагалось, что постройка их займет не более полутора лет. Конгрессмены щедрой рукой выделили по 100 тыс. долларов на любой корабль.

Солидные суммы планировали добровольно: так граждане города Сэйлема в штате Массачусетс собрали практически 80 тысяч, на каковые строился известный «Эссекс». Но фактические затраты существенно превысили и эту очень большую для тех лет сумму. В итоге любой из фрегатов стоил гражданам Штатов столько же, сколько британцам 74-пушечный линейный корабль.

То же самое случилось со сроками: вместо полутора лет программа заняла практически десятилетие.

В 1795 году последовало временное перемирие с берберскими пиратами, и постройку фрегатов на долгое время заморозили. Лишь спустя два года Конгресс дал закончить «Юнайтед Стейтс», «Конститьюшн» и «Констеллейшн», потому, что быстро ухудшились отношения с Францией, приватиры которой начали все чаще атаковывать торговые суда заокеанской державы. Однако все, что успели выстроить, кинули в бой со средиземноморскими пиратами.

Берберская кампания стала первой войной, которую Соединенные Штаты вели вне собственных границ. В 1801 году через океан отправилась крейсерская эскадра в составе фрегатов «Президент», «Филадельфия», «Эссекс» и шлюпа «Энтерпрайз» под руководством коммодора Ричарда Дейла. Первым в августе того же года вступил в сражение «Энтерпрайз».

12-пушечный шлюп лейтенанта Эндрью Стиретта по окончании трехчасового боч и захвата захватил корабль паши — 14-пушечный «Триполи», перебив практически всю его команду и ухитрившись не утратить ни одного человека убитым либо раненым. Но столь успешное начало не взяло соответствующего продолжения.

В последний сутки октября 1803 года 32-пушечный фрегат «Филадельфия» в погоне за маленькими судами корсаров выскочил на риф в самом неудачном месте — фактически рядом со входом в порт Триполи.

Не смотря на то, что его начальник Уильям Бейнбридж приказал выкинуть за борт половину пушек и срубить мачту, снять корабль с мели не удалось. Бессчётные шебеки окружили фрегат, и Бейнбридж предпочел сдаться. Для вящего позора через два дня налетевший шквал высвободил бриг с камней, и ливийцы с успехом привели бывший армейский корабль в собственную столицу.

Новый командующий американской эскадрой коммодор Эдуард Пребл меньше всего желал, дабы пушки «Филадельфии» открыли огонь по своим.

Помимо этого, не последнее значение имело сохранение престижа по окончании таковой «утраты лица». Исходя из этого отряд добровольцев под управлением лейтенанта Стивена Дикейтора 4 февраля 1804 года отправился в отчаянный рейд на захваченном у пиратов мелком суденышке (переименованном в «Интрепид») для того, чтобы стереть с лица земли захваченный фрегат. Не смотря на то, что три-политанцы нашли нападавших, американцам по окончании ожесточенной схватки удалось за полчаса захватить и поджечь «Филадельфию».

Дикейтор за данный бой принял чин кэптена, став в собственные 25 лет самым молодым офицером в этом чине. Рейд привёл к высочайшей оценке со стороны Горацио Нельсона, кроме этого не страдавшего от недочёта смелости. Английский адмирал назвал его «храбрейшим подвигом столетиям.

Войну удалось закончить только в 1805 году — «вничью». Лишь тогда американцам вернули наконец команду «Филадельфии», а США обязались платить ежегодную 60-тысячную дань.

В Англии появлению американских армейских судов в европейских водах особенного значения не придавали. В начале XIX века Английский королевский флот по праву считался первым в мире. Он насчитывал 191 линкор, 245 фрегатов с 50 либо более орудиями и 860 судов меньшего размера.

В течение 20 предшествующих лет британцы последовательно поставили на колени флоты Франции, Дании и Испании. Численное превосходство дополнялось хорошей подготовкой: за эти годы англичане принимали участие в 200 схватках один на один, из которых проиграли лишь 5! 170 соперников спустили знамёна; в их числе 96 «французов», 39 «испанцев» и 18 «датчан».

Но эта череда практически постоянных морских побед совсем нежданно оборвалась в один момент с закатом столь же блистательной карьеры Наполеона Бонапарта на суше. И обстоятельством тому снова стала бывшая английская колония — США.

7. Фрегат «Эссекс», США, 1800 г.

Строился на верфи в Сэйлеме.

Водоизмещение 860 т, протяженность 46,7 м, ширина по палубе 12,1 м, осадка 5,5 м. Оружие: двадцать шесть 12-фунтовых пушек и шестнадцать 24-фунтовых каронад. Выстроен на пожертвования граждан города и подарен правительству США. Артиллерия много раз изменялась. Так, в 1810 г. вместо 12-фунтовок установлены двадцать четыре 32-фунтовых каронады.

В войне с Британией в 1812 — 1813 гг. под руководством Дэвида Портера захватил много британских китобойных и торговых судов в южной части Тихого океана. В одной из канадских газет сообщалось: «Данный американский фрегат принес Англии больше вреда, чем целый другой американский флот!» В начале 1814 г. по окончании трехчасового боя «Эссекс» захвачен двумя английскими фрегатами. С 1833 г. он — плавучая колония в Кингстоне на Ямайке. Реализован на слом в 1837 г.

8.

Фрегат «Конститьюшн», США, 1798 г.

Водоизмещение 1700 т. Протяженность 52,7 м,ширина по палубе 13,4 м, осадка 6,9 м. Оружие: тридцать 24-фунтовых пушек на батарейной палубе и двадцать две 32-фунтовые каронады. Строился на верфи в Бостоне. Принимал участие в необъявленной войне с Францией, захватил 2 каперских судна в 1799 г. В 1803 г. действовал в водах Ливии. Капремонт с 1812 по 1815 г. Перестраивался в 1833, 1871 — 1877 и 1927 — 1930 гг.

В 1844 — 1846 гг. «Конститьюшн» совершил кругосветное плавание и прошел за 495 дней более чем 52 тыс. миль. С 1947 г. находится на вечной стоянке в Бостоне.

9. Фрегат «Паллада», Российская Федерация, 1833 г.

Строился на Охтенской верфи в Петербурге.

Водоизмещение 2090 т, протяженность 52,8 м, ширина по палубе 13,6 м, осадка 7,01 м. Оружие: тридцать 24-фунтовых каронад и тридцать 24-фунтовых пушек. Выстроен по типу Президента «США». Первым начальником был П.С.Нахимов. В октябре 1852 г. фрегат вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Экспедицию управлял адмирал Е.В.Путятин, а в качестве секретаря на борту был русский автор И. А. Гончаров. Затоплен в 1855 г. в дальневосточных водах.

Само собой разумеется США не могли тягаться с «владычицей морей» в ее стихии В составе американских ВМС насчитывалось всего 50 военных судов, самые крупными из которых были 44-пушечные фрегаты «Юнайтед Стейтс», «Конститьюшн» и «Президент». Но за формально скромной классификацией прятались не совсем простые крейсера. В их проект удалось заложить такие удачные характеристики, что и спустя 17 лет по окончании постройки они оставались сильнейшими судами собственного класса.

Создатель американских «суперфрегатов» Джошуа Хамфрейс провозгласил принцип, 130 лет спустя подхваченный немцами, создавшими «карманные линейные корабли»: быть посильнее любого более стремительного корабля и стремительнее любого более сильного. Проект предполагал что протяженность фрегата будет как минимум на 15 м больше, чем у самого большого английского «одноклассника» тех лет Потому, что это сопровождалось кроме этого повышением ширины, американские суда оказались не только стремительнее собственных соперников, но и являлись более устойчивыми орудийными платформами, что очень сильно сказалось в битвах.

При столь громадных размерах Хамфрейс решился на еще один серьёзный ход, снова введя на фрегатах вторую орудийную палубу.

Кроме схемы и размеров размещения артиллерии, заокеанские «суперфрегаты» отличались еще и материалом. На все элементы корпуса, включая обшивку, отправился известный американский белый дуб — роскошь, к тому времени уже недоступная европейским кораблестроителям Его древесина отличалась повышенной долговечностью и прочностью.

Борт воображал собой прочнейшую стенке из дуба толщиной до полуметра. Для начала XIX века такая преграда соответствовала настоящей броне: ядра пробить ее не могли. Шпангоуты выполнялись столь же массивными, как на самых громадных линейных судах.

Элементы комплекта крепились весьма дорогими бронзовыми гвоздями, каковые но не ржавели и имели возможность помогать не меньше, чем «эксклюзивное» дерево.

На любой фрегат пошло около 3000 реликтовых дубов, отличавшихся плотностью и удивительной твёрдостью. Не смотря на то, что Соединенные Штаты в те времена представляли собой страну, практически сплошь покрытую лесами, заготовка материала была нелегким делом.

Лучшие дубы произрастали в столь дикой местности, что их разделка и порубка унесли много судеб. Хамфрейсу было нужно отправить в эти гиблые места собственного сына, дабы убыстрить работы.

Скорость могучим крейсерам снабжали паруса неспециализированной площадью практически 4000 кв.м — столько же, сколько несли самые большие линкоры. Мачты возвышались над палубой на 56 м, а суммарная протяженность верёвок на них превышала 6 км.

Современники думали, что кораблестроители тут переборщили: с таковой огромной парусностью управляться было весьма и весьма непросто. Впредь до войны 1812 года фрегатам ни разу не было нужно показать собственные ходовые качества, но с началом военных действий им весьма понадобилась возможность развивать до 14 узлов — снова же больше, чем любое зарубежное боевое судно таких силы и размеров.

Более стремительным соперникам суда Хамфрейса имели возможность противопоставить подавляющую артиллерийскую мощь. Формально 44-пушечные, они практически несли до 70 орудий, причем более замечательных, чем предусматривалось проектом. Так, «Конститьюшн» уже в момент спуска нес 60 длинноствольных орудий, а «Юнайтед Стейтс» — 50 пушек и 20 каронад. Не смотря на то, что красивая конструкция разрешала выдержать такую перегрузку, скорость наряду с этим, конечно, понижалась.

Исходя из этого в будущем морякам и кораблестроителям приходилось искать разумный компромисс между противоречивыми жаждами.

Очень направляться отметить уровень качества оружия «американцев» Тридцать их 24-фунтовых орудий имели возможность стрелять на расстояние до двух километров. Британцам же на собственных фрегатах приходилось ограничиваться по большей части 18-фунтовками: Адмиралтейство полагало, что они будут намного более скорострельными. Разочарование выяснилось неприятным.

Хорошая подготовка артиллеристов разрешила тому же «Юнайтед Стейтс» в сражении с английским фрегатом «Македон» выпустить 66 ядер на ствол против 36 у соперника. Соответственными были и утраты: в сражении пало всего 12 янки против 104 убитых и не легко раненных британцев.

Дополнительную иронию этому поражению придавал тот факт, что перед войной начальник «Македона» на одном из приемов убедительно обрисовывал собственному коллеге, Стивену Дикейтору с «Юнайтед Стейтс», преимущества собственных 18-фунтовок, каковые успеют вывести из строя американский фрегат перед тем, как он успеет по-настоящему задействовать собственные неуклюжие тяжелые пушки — не смотря на то, что, дескать, такому сражению ни при каких обстоятельствах не посещать!..

Столь высокая скорострельность обеспечивалась двумя наиболее значимыми техническими новшествами.

Американские оружейники снабдили дальнобойные орудия прицелами, а пороховые заряды помещались в прообраз будущих гильз — узкие свинцовые цилиндры. Артиллеристам не приходилось банить пушки по окончании каждого выстрела, чего не получалось избежать британцам, хранившим пороховые заряды в мешках из узкой фланели.

Тяжелые орудия дальнего боя дополнялись двадцатью 42-фунтовыми каронадами, наносившими тяжелейшие повреждения в ближнем бою.

Перед войной 1812 года британцы довольно часто утверждали — частично не в серьез, частично действительно — что флот их бывшей колонии не следует принимать к сведенью, потому, что американцы строят собственные суда из ели. Вправду, к тому времени «еловые фрегаты» уже обеспечили себе устойчивую плохую репутацию. Недорогие в постройке, они никуда не годились в сражении. При попаданиях ядер их древесина разлеталась в острые щепки, калечившие людей не хуже картечи.

Время от времени утраты от таких «осколков» превышали убыль от самого огня артиллерии. Но, по не добрый иронии судьбы, на протяжении войны перейти на ель было нужно именно британцам. Корабельный лес в стране кончился, ввоз не поспевал за потребностями, и шесть новейших больших фрегатов было нужно строить из недолговечной и страшной древесины.

Неудивительно, что большая часть сражений один на один с английскими фрегатами заканчивались плачевно для последних. Кроме 49-пушечного «Македона», захваченного «Юнайтед Стейтс», та же будущее постигла 44-пушечную «Яву» и 38-пушечный «Герьер», спустивших флаг в двух битвах с «Конститьюшн». Сейчас уязвленные британцы уже ничего не говорили о «еловых фрегатах».

Наоборот, они постарались дезавуировать соперника иначе, утверждая, что американские крейсера являются не что иное как «замаскированные» линкоры. Но ни один из боевых элементов громадных «американцев» сам по себе полностью не превосходил такой у неприятеля. Как минимум, три английских фрегата — «Корнуоллис», «Эндимион» и «Индефатигебл» — являлись 44-пушечными и несли 24-фунтовые орудия.

Но успешная совокупность качеств вправду делала боевые суда бывшей колонии более сильными, не обращая внимания на ужасный металл, из которого изготавливали их артиллерию — единственный узнаваемый их недочёт.

Хорошая техника дополнялась превосходством личного состава. Британцы экономили на практических стрельбах настоящими ядрами и зарядами: традиция, не в последний раз портившая «владычицу морей».

Наоборот, американцы не жалели снарядов для учебы. И это при том, что в море они проводили не меньше времени, чем моряки флота Его Величества. Кстати, численность экипажа «суперфрегатов» в военное время существенно превышала не только численность команд соперников, но и проектный штат, достигая 490 человек вместо 400

Успех американских парусных крейсеров в войне с Англией породил серьёзные для истории мирового кораблестроения последствия. В Соединенных Штатах установилась устойчивая симпатия к громадным крейсерам. Потомки «железнобокого старины», как нежного прозвали за океаном «Конститьюшн», строились и в 20-х, и в 30-х, и в 40-х а также в 50-х годах XIX века. Последними стали построенные в 1855 году 1726-тонные 50-пушечники «Сабин» и «Сэнти». Как мы заметим потом, традиция перешла на паровые и металлические крейсера.

Успешные образцы покинули собственный потомство и в Российской Федерации. В начале 30-х годов позапрошлого века в Петербурге была заложена серия «богинь», чертежи которых полностью повторяли заокванский «Президент». С ухудшением обстановки в Европе в начале 1850-х на Дальний Восток для защиты немногочисленных русских городов отправились «Паллада», «Аврора» и только что отстроенная по паре уменьшенному проекту «Диана».

Этим трем ставшим известными фрегатам на протяжении кругосветных либо полукругосветных путешествий было нужно испытать волнующие приключения, бороться со штормами и незаметно уходить от бдительного и назойливого надзора будущего соперника. Но до места добралась лишь «Аврора». «Диана» завершила собственный существование на протяжении землетрясения и цунами в Японии, а исчерпавшую собственный ресурс и неспособную ни двигаться, ни сражаться «Палладу» было нужно затопить.

Но последняя из «богинь» поработала за всех при обороне Петропавловска в первой половине 50-ых годов XIX века и в заливе Де-Кастри в следующем, 1855-м Ее пушки и моряки помогли отбить наступление англо-французской эскадры, флагманским кораблем которой являлся английский фрегат называющиеся «Президент»…

В. КОФМАН

САМОГОННЫЙ АППАРАТ ФРЕГАТ-1\

Статьи, которые будут Вам интересны: