Европа подтягивается…

Европа подтягивается...

Послевоенная господство США в Мировом океане смотрелась абсолютной и чуть ли не полной. Их ВМС превышали по мощи объединённые флоты всех остальных государств совместно забранных. Ясно, что в таких реалиях большая часть европейских держав (за исключением разве что Британии) без вопросов дали согласие с ролью статистов без языка.

Но кроме того тогда их кораблестроители и морские руководители не отказались от возможности максимально модернизировать собственные боевые единицы, вооружив их новомодным ракетным оружием. И в некоторых случаях на этом пути в полной мере кроме того преуспели. Причём обычно вне всякой зависимости от того, принадлежала ли та либо другая держава к лагерю победивших либо же проигравших в великой войне.

Так как большая часть западноевропейских государств стали сейчас одной громадной военной семьёй -участниками Североатлантического пакта (НАТО). Поэтому гнёт победителей рассосался очень скоро и довольно безболезненно, а побитые смогли приобщиться к современным примерам заокеанского оружия.

Так, побеждённой во всемирной войне Италии по окончании заключения мира было нужно принять достаточно твёрдые условия, регламентировавшие предстоящее существование собственного флота. Ей сейчас не позволялось иметь линейные корабли и авианосцы, и подводные лодки и известные торпедные катера — МАБ любой разновидности. Другими словами, по сути, оставались лишь крейсера, эскортные корабли и эсминцы.

Отягощалась обстановка ещё и тем, что до наступления 1950-го года запрещалась закладка любых боевых единиц.

Однако, потомкам гордых римлян удалось выйти из неприятного до унизительности положения достаточно скоро. Начавшаяся холодная война сделала столь комфортно расположенную средиземноморскую державу удачнейшим союзником. Страна стала членом североатлантического альянса, и в обмен на предоставление американскому флоту баз на собственной территории уже в первой половине 50-ых годов двадцатого века последовала отмена запрета на постройку торпедных катеров и субмарин.

Что же до авианосцев и линкоров, то первые и без того оставляли боевой строй во всех государствах, а вторые были до тех пор пока итальянцам не по карману.

Но очень нужными были немногочисленные оставшиеся в строю крейсера, в первую очередь, самые последние и современные кондотьеры — Гарибальди и Абруцци. В 1950 — 1953 годах их в первый раз модернизировали, пока что в только сократительном режиме. Число древних 100-мм зениток (напомним, эти орудия явились развитием австрийских пушек времён ещё Первой Мировой!) сократили до четырёх.

Заодно убрали все отечественные 37-мм и 20-мм автоматы, заменив их стандартными американскими лицензионными 40-мм бофорсами числом двадцати четырёх стволов. Но самоё существенным урезанием стала ликвидация двух котлов и одной кочегарки. Неспециализированное число котлов сократилось до шести: четырёх громадных и двух малых.

В следствии чего крейсера лишились одной трубы, а их скорость уменьшилась до 29 — 30 узлов.

Но эти неприглядные трансформации стали лишь прелюдией к настоящему обновлению, которое последовало в первой половине 50-ых годов XX века, по окончании того, как шашни с НАТО произошли. В то время как Абруцци всего-навсего оснастили новым радиолокационным оборудованием и перестроили надстройки, сохранив артиллерию (его послали на покой в первой половине 60-ых годов XX века), Гарибальди была уготована настоящая вторая жизнь.

По окончании трёхлетнего проектирования и перепроектирования, во второй половине 50-ых годов XX века на нём начались большие работы. Вся 152-мм артиллерия, как, но, и все зенитки, отправились на берег. Место двух носовых башен заняли новые 135-мм двухорудийные автоматические установки, разрешавшие, но, развивать заметно громадную плотность огня, чем артиллерия не модернизированного крейсера в начале его карьеры: их скорострельность достигала 80 выстрелов в 60 секунд.

Допол-няли их восемь 76-мм зенитных одностволок собственной разработки, кроме этого автоматических. Нужно подметить, что многие совокупности удалось создать не смотря на то, что и с американской помощью, но в самой Италии, включая столь недоступную ранее современную электронику. Так, на новой массивной мачте гордо красовался отечественный радиолокатор Арго-5000 для дальнего обнаружения воздушных целей; итальянскими были и новые совокупности управления артогнём для обоих калибров.

Но самые тонкие места американцы собственному новоиспечённому а также любимому союзнику не доверили. В первую очередь, это относится к системам и ракетному вооружению его наведения. Гарибальди взял заокеанский Терьер в виде стандартной пусковой установки (ПУ) с двумя направляющими.

И сама установка, и погреба с ракетами полностью повторяпи первый опыт, поставленный в Соединенных Штатах с Канберрой и Бостоном. Ясно, что две установки на лёгком крейсере никак не помещапись, а вот одну удалось втиснуть. Обычный боезапас из 72 терьеров размещался под палубой вертикально, как и на американцах, и досылался в ПУ снизу вверх.

Таковой метод для довольно-таки тяжёлой дуры в итоге признали не хватает надёжным, но второй в ограниченном количестве применить просто не представлялось вероятным.

Но, зенитными ракетами оружие Гарибальди не ограничилось. Именно сейчас (самый финиш 1950-х годов) Соединённые Штаты решили устанавливать на крейсера собственных европейских союзников ни большое количество ни мало как стратегические совокупности дальнего действия с ядерным зарядом — известный Поларис.

В целом программа скоро сошла на нет, потому, что куда как более скрытные подводные лодки сочли самоё удобным средством для стратегии устрашения, так что удачно поспевший со своей модернизацией Гарибальди остался единственным претендентом. На протяжении нахождения в Соединенных Штатах в первой половине 60-ых годов двадцатого века на нём оборудовали четыре шахты для запуска поларисов, именно на месте бывшего котельного отделения. Крейсер принял на борт макеты стратегических громадных дубинок а также произвёл пробные стрельбы.

Но настоящие смертоносные образцы стратегических ракет на него так ни при каких обстоятельствах и не попали. Произошедший в том же году кубинский кризис привёл к очередному пересмотру взоров управления хозяина НАТО на ядерное оружие как в целом, так и в частностях. В следствии Гарибальди на деле так и не удалось стать единственным крейсером стратегического назначения в Североатлантическом альянсе. Что не помешало ему стать нужной боевой единицей.

Модернизированный корабль опять вступил в строй в первой половине 60-ых годов XX века и плавал ещё 10 лет, по окончании чего отправился в резерв. Совсем сейчас уже ракетного ветерана исключили из перечней спустя ещё пять лет, в конце 1976 года.

Вторым довольно-таки нежданно нужным и прогрессивным европейским союзником США по Североатлантическому альянсу стала Голландия. Первая среди второстепенных, эта морская держава второго, но далеко не последнего замысла по окончании войны изначально пробовала вернуть флот сама.

Было решено закупить у Британии лёгкий авианосец, что наровне с двумя достраивавшимися по новому проекту крейсерами Де Рейтер и Де Зевен Провинсиен и десятком совсем свежих, пребывавших в постройке эсминцев, стал бы ядром ударного соединения. Но вступление в Североатлантический альянс не смотря на то, что и не отменило эти замыслы, но заметно их поменяло. Сейчас, посредством могущественного заокеанского дядюшки крейсера предпопагалось переоборудовать в ракетные.

Первенцем стал Де Зевен Провинсиен. Переделки были очень значительными и очень сильно поменяли как внешний вид крейсера, так и его начинку. Полубак продлили на большом растоянии в корму, зашив борта по бокам от надстройки.

Главная причина для того чтобы решения состояпа во внедрении всё того же Терьера в уже привычном стандарте Канберры и Бостона — с вертикальным размещением боезапаса. Но на маленьком корабле места для полного боезапаса в 72 ракеты не хватило кроме того наряду с этим неудобном с позиций подачи варианте. При-шпось урезать его практически впоповину, до 40 штук.

Но сами ракеты были последней модели, с увеличенной дальностью и полуактивной совокупностью наведения. Излишне сказать, что заппатить за их появление на корабле было нужно всей кормовой группой артиллерии. Но обе носовые башни главного калибра и шесть 57-мм автоматов удалось сохранить.

Силуэт крейсера очень сильно изменился. Обе трубы обратились в высокие мачто-трубы с антеннами РЛС на них. Но места для антенн всё равняется не хватало, так что, как и на Гарибальди, было нужно установить третью мачту, сзади природных, в виде массивной решётчатой конструкции.

Наровне с двумя прожекторами совокупности наведения зенитных ракет, всё это придано Де Зевен Провинсиен обычный вид половинчатого модернизированного крейсера, с носовой артиллерийской и кормовой ракетной частями. Электронное оборудование воображало собой забавную смесь отечественных (благо, Голландия к тому времени имела в полной мере припичную эпектронную промышленность, уже с определёнными традициями) и заокеанских образцов.

в течении работы начинку неоднократно поменяли, по большей части, по частям. В конце 1970-х к оборудованию присоединились ещё одни ракеты, в этом случае небольшие и своеобразные. Совокупность Корвус предназначалась для постановки помех неприятельским противокорабельным средствам.

Вся эта гремучая смесь правдой и верой служила Голпандии и Североатлантическому альянсу до начала 1970-х годов, в то время, когда наконец было сочтено, что держать в строю 30-летний корпус делается нерационально. Де Зевен Провинсиен вместе с так и не модернизированным когда-то однотипным Де Рейтером предполагалось послать на переплавку.

Но вмешался непредвиденный фактор: далёкая страна Южной Америки, Перу, ни при каких обстоятельствах очень не претендовавшая на первые роли на море, решила приобщиться к громадной латиноамериканской тройке — Бразилии, Аргентине и Чили. Всё ещё очень грозные голландские крейсера стали объектом сделки, по окончании которой они отправились в Западное полушарие. Но Де Зевен Провинсиен — уже без собственных ракет.

Ему было нужно зайти в Соединенных Штатах и сдать на берег Терьеры и всё связанное с ними оборудование. Бопыиой брат отнюдь не горел жаждой снабжать собственных южных соседей зенитным ракетным оружием, пускай и в полной мере к тому времени устаревшим, но ещё достаточно действенным по таким эргономичным целям, как самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, деятельно бороздившие в то время воздушное пространство обеих Америк.


Что касается другого, более серьёзного союзника из победителей, Франции, то её отношения с НАТО в целом и Соединёнными Штатами в частности являлись далеко не такими безоблачными, как у давешнего средиземноморского соперника. Демарш президента Де Голля привёл к выходу из блока (к которому только недавно удалось присоединиться) и к сильному похолоданию во взаимоотношениях с США. Сказалось это и на программе ракетного перевооружения фпота.

Французам было нужно разрабатывать личные совокупности, и, нужно сообщить, они в том преуспели. Им удалось создать собственную двухступенчатую зенитку, названную Масурка. Ракета попучипась громоздкой: протяженность её превысила 8,5 м, а вес прибпижапся к полутора тоннам.

Из них 100 кг прихо-дипось на заряд взрывчатки в боевой части: совсем хорошо, в случае если отыскать в памяти кроме того самые громадные артиллерийские боеприпасы. Любопытно, что по внешнему виду, характеристикам и компоновке Масурка сильно напоминала американский Терьер. Не смотря на то, что французы и утверждают, что разрабатывали собственный продукт в полной мере самостоятельно, определённые сомнения в этом остаются до сих пор.

В качестве первого претендента на новое оружие выбрали крейсер-вертолётоносец Жанна д’Арк. На корабле оставалось незанятым лакомое местечко в носу, перед главной надстройкой. Первоначально предполагалось, что тут утвердится замечательный 305-мм четырёхствольный бомбомёт, что заметно повысило бы противолодочные возможности этого необычного гибрида. В то время, когда же на вооружение поступила Масурка, почётное место было нужно уступить новому виду оружия.

Но по окончании нескольких туров перепланировки стало ясно, что чисто инженерные неприятности являются более чем значительными, не говоря уже о пресловутом биче всех ракетных переделок — цены. Вариант пришпось отменить. Жанна д‘Арк продопжапа ходить с незанятой площадкой для оружия до 1974 года, в то время, когда ракеты наконец-то заняли собственное полузаконное место.

Но это уже не была громоздкая зенитная пусковая установка. Последним писком в то время стали противокорабельные ракеты, где Франция уже совсем законно стала главным законодателем моды, создав известную Экзосэ (либо, как в отечественной литературе довольно часто пишут, Экзосет). Владеющая громадной разрушительной силой, она запускапась из контейнера, так что много места, а основное — никаких переделок под палубой — не требовалось.

Блок из четырёх контейнеров наконец перевоплотил-таки Жанну в ракетный корабль. Не смотря на то, что, нужно подметить, достаточно компактные контейнеры с Экзосэ в то время уже деятельно устанавливали не только на крейсера, но и на куда как менее большие эсминцы а также ракетные катера.

А первым настоящим носителем зенитной Масурки стал лёгкий крейсер ПВО Кольбер. Мы уже говорили об этом усовершенствованном повторе довоенного Де-Грасса, со своей стороны, всецело перестроенного. В первой половине 70-ых годов XX века проплававший уже 11 лет корабль отправился на широкую модернизацию.

Предполагалось всецело очистить его от ветхой артиллерии, складывавшейся из 127- и 57-миллиметровок, заменив их на ракетный комппекс и шесть новейших 100-мм автоматов, разрешавших производить до 90 снарядов в 60 секунд из одного ствопа — столько же, сколько давал зенитный эсминец Второй мировой! В совокупности с Масуркой (для которой предназначалось уже ставшее классическим для подобного рода переделок место в корме) новая артиллерия обеспечивапа бы отличные качества ПВО как ближнего, так и среднего радиуса действия.

Но, как в большинстве случаев, вмешались денежные мысли. В итоге новые 100-миллиметровки заняли место лишь в носу, числом двух штук, а по бортам остапись, нужно сообщить, в полной мере ещё приличные 57-мм автоматы. Примечательно, что такая помой-му маленькая уступка (само собой разумеется, наровне с отказом от кое-какой дорогостоящей электронной начинки) разрешила сэкономить более чем 20% от цены модернизации.

Оракечивание Кольбера на том не закончилось. За время проведения работ именно поспела противокора-бельная Экзосэ, занявшая в том же что и на Жанне д’Арк количестве -четырёх штук — место спереди от рубки на намерено воздвигнутых для этого постаментах. Крейсер стал одной из самых современных боевых единиц французского флота: обновление коснулось не только оружия, но и всех электронных совокупностей.

А практически сразу после вступления в строй заменили и саму Масурку. Модель 2, наводившаяся по радиолокационному лучу, уступила место модели 3 с полуактивным наведением, что обеспечило и громадную дальность, и пара более высокую скорострельность. Кольбер оснастили кроме этого боевой информационной совокупностью ЭЕМТТ, также французского производства.

В следствии он стал первым европейским флагманским кораблём, талантливым в равной степени руководить соединением в сражении как с классическими надводными неприятепями, так и с сейчас уже давнишним и очень неприятным воздушным соперником. Причём талантливым не только руководить, но ещё и вносить значительный вклад в огневую мощь. И, что важно, на протяжении всех модернизаций экипаж — о, чудо! — не возрастал, а кроме того уменьшался.

Не страно, что столь нужный и по-своему неповторимый (для европейских флотов уж совершенно верно) корабль чуть не дотянул до XXI века. Предполагалось, что на активной работе он останется до 1997 года, но денежные мысли вынудили послать Кольбер в отставку уже в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Любопытно, что в ракетном соревновании из фаворитов совсем выпала самая сильная европейская морская держава — Англия. Мы уже упоминали её широкие послевоенные программы обновления флота, столь же бессчётные, как и невыполненные. Продолжилась эта необычная политика и в ракетные годы.

Одним из первых проектов стал крейсерский С\Л/-53. имевший водоизмещение 9850 т — приблизительно столько же, сколько итальянские и голландские переделки. Наряду с этим оружие из двух 114-мм установок и зенитной ПУ с боезапасом в 32 ракеты смотрелось если сравнивать с ними достаточно убого. Обстоятельство пребывала в специфике английской зенитной ракеты, созданной вправду самостоятельно.

Си Слаг выполнялась по уникальной схеме: вторая ступень со всех сторон обвязывалась четырьмя стартовыми ускорителями. Таковой веник имел громадные размеры в ширину и потребовал особенных пусковых установок, воображавших собой очень сложную и массивную решётчатую конструкцию. Не меньшей проблемой стала и подача боезапаса, имевшего столь нетехнологичную форму. В общем, рвение британцев к оригинальности на этот раз сыграло с ними злую шутку.

Большие деньги они затратили в неспециализированном-то зря: подобрать корабль-носитель для Си Слага выяснилось делом очень непростым.

Совсем добила первый несо-стоявшийся ракетный крейсер бывшей владычицы морей скорость, которая, по расчётам, кроме того при минимальной нагрузке чуть превышала 29 узлов. Более чем возможно, что реально она была бы меньше кроме того 28 проектных с полной нагрузкой: перетяже-ление оставалось вечной заболеванием кроме того в новые времена, при куда более строительной дисциплине и строгих требованиях.


Попытки же довести собственный ракетный крейсер до чего-то более либо менее похожего хотя бы на европейский (не посягая на заокеанский) стандарт привели к непомерному росту размеров. Корабль сейчас имел возможность нести две двухорудийные башни с 5-дюймовыми автоматами а-ля Тайгер, но расположенных в носу, несколько двухорудийных же 76-миллиметровок, столько же новейших 40-мм бофорсов и, наконец, пусковую установку на несколько Си Слагав в корме с довольно пристойным боезапасом в 48 ракет.

До стандарта дотягивала сейчас и скорость, равная 32 узлам. Но всё это ценой корпуса длиной под 200 м и водоизмещения более 16 000 т. Кораблестроительный отдел Адмиралтейства выстрелил целой серией проектов: С\Л/-85, С\Л/-88, С\Л/-89, С\Л/-90, 91, 93, 95 — и без того потом. Кое-какие из них достигали 18 с лишним тыс. т водоизмещения при практически 1200 чпе-нах экипажа — явное свидетельство имперской отрыжки! Неудивительно, что шансов на осуществление они не имели: время столь амбициозных судов для Британии прошло.

Не помогла кроме того заатлантическая помощь, не смотря на то, что для собственного привилегированного союзника Штаты готовься дать не только ширпотребный Терьер, но и дальний Тэйлос. Британцы отвергли американскую ракету из тех мыслей, что она через чур тяжела (фактически в два раза тяжелее, чем Си Слаг), но практически тут же заявили о жажде иметь на крейсерах собственную разработку, проектировавшуюся под уникальным обозначением 1%, несмотря на тот факт, что она будет весить 5 т вместо 3 т у отвергнутого Тэйлоса. Не смотря на то, что наконец-таки британцы решили совсем отказаться от броневой защиты, и возвратились к скромной скорости в 29,5 узлов, отечественные монстры никак не укладывались в затребованные 10 000 т. Тем более, что разработку сверхтяжёлой зенитки скоро прекратипи.

Ясно, что в таких условиях возможность появления в строю английского ракетного крейсера сводилась к нулю. Так оно и случилось. Гора родила мышь: эсминцы УРО всё с тем же Си Слагом в качестве ракетной изюминки.

Не смотря на то, что они и попучипи классические крейсерские заглавия графств, да и именовались некое время крейсерами, но представляли собой уже новое поколение современных кораблей ВМФ.

Europa Plus LIVE 2013 — Народ подтягивается на концерт

Статьи, которые будут Вам интересны: