Европа забыла о санкциях ради спасения от старых российских подлодок — «новости дня»

Европа забыла о санкциях ради спасения от старых российских подлодок - «новости дня»

развития и Европейский банк реконструкции ещё в 2014 году сказал, что в связи с событиями на Украине прекращает все проекты в Российской Федерации. Но, как узнал Лайф, ЕБРР выделил десятки миллионов евро на проект по переработке отработанного ядерного горючего подлодок российского Северного флота.

Отработанное горючее более чем 50 отечественных ядерных подлодок в течении 35 лет хранилось на базе Северного флота в губе Андреева около Мурманска. А это — практически 100 тысячи и 22 реакторов отработанных элементов с высокообогащённым ураном. Любой специалист, ознакомившись с данными цифрами, пришёл бы к выводу, что таковой «арсенал» содержит риски радиационного заражения Баренцева моря и Кольского полуострова.

Как стало известно Лайфу, Российская Федерация уже начала работу по ликвидации страшных отходов. Несколько дней назад особое судно-контейнеровоз «Россита» ФГУП «Атомфлот» отправилось с грузом отработанного ядерного горючего на борту в Мурманск. Оттуда отходы будут доставлены на переработку на комбинат «Маяк» в город Озёрск Челябинской области.

Примечательно, что проект реализуется при ярком участии Банка ЕС (ЕБРР) и за счёт средств фонда Экологического партнёрства «Северное измерение» (ЭПСИ). Это особенно принципиально важно, учитывая то событие, что ЕБРР прекратил реализацию новых проектов в Российской Федерации по окончании событий 2014 года на Украине.

— Эти события никак не оказали влияние на реализацию проекта по утилизации ОЯТ в губе Андреева. Банк выступает в роли администратора выделяемых средств, а не вкладчика фонда Экологического партнёрства «Северное измерение», — пояснил Лайфу старший советник ЕБРР по внешним связям в государствах Восточной Европы и на Кавказе Антон Усов.

Он утвержает, что неприятности ядерной безопасности имеют глобальное экологическое значение и не привязаны к политическим событиям на Украине либо где-либо ещё. Помимо этого, ЕБРР — это единственная интернациональная денежная организация (МФО), которая имеет соответствующий полномочие на управление проектами в данной области (проекты кроме этого осуществляются в Болгарии, Литве, Словакии, Украине). Банк конкретно осуществляет контроль все подряды и отчитывается о ходе исполнения работ перед донорами фонда помощи ЭПСИ.

Фонд начал функционировать в июле 2002 года, в то время, когда по крайней мере пять доноров, включая Россию, заявили о предоставлении взносов общей стоимостью в 100 миллионов евро (к настоящему времени общая сумма взносов превысила 343 миллионов евро). Его деятельность регулируется правилами, утверждёнными правлением ЕБРР.

Дело в том, что многие страны, расположенные в зоне Северного измерения — широком районе около Баренцева и Балтийского морей, — страдают от загрязнения, позванного некачественной очисткой сточных вод, не хватает активным ненадлежащим сбором и повышением энергоэффективности и удалением муниципальных, сельскохозяйственных и ядерных отходов.

Для помощи в ответе данной неприятности и было создано Экологическое партнёрство «Северного измерения» (ЭПСИ).

Напомним, что взнос России в фонд составил 60 миллионов евро, больше внёс лишь Европейский союз — 84 миллионов евро. На проекты, которые связаны с ядерной безопасностью, фонд распределил 165 миллионов евро, на проекты по экологии — 177,98 млн.

— Страны-доноры сами решают, в какие конкретно направления вносить деньги — на ядерную либо на экологическую безопасность. Это не регулярный фонд, у нас имеется деньги на проекты и мы их используем. Мы не ожидаем новых взносов. В то время, когда деньги закончатся, фонд остановит собственную работу.

на данный момент реализуем проекты в Российской Федерации и Беларуси. Они требуют времени, но мы должны завершить их до 2022 года, — поведала Лайфу представитель фонда Ева Маник.

Она утвержает, что все средства фонда, предназначенные на ядерную безопасность (ответ, куда направить деньги, принимает страна — донор фонда), уже размещены в разных проектах в Российской Федерации. По направлению экологической безопасности в распоряжении фонда остаётся около 40–50 миллионов евро для реализации проектов в Российской Федерации и в Беларуси.

На создание инфраструктуры для транспортировки отходов из губы Андреева фонд выделил грант в 55 миллионов евро.

А общая сумма средств, инвестированных в улучшение и строительство инфраструктуры радиационной обстановки в губе Андреева, за период с 1999 года составила более восьми млрд рублей, отмечается на сайте РосРАО ("дочка" Росатома).

Вице-Пьер и президент Хейлброн назвал проект «по-настоящему заметным примером интернационального сотрудничества по вопросам глобальной экологической важности».

— Особенно приятно видеть, что государства отложили в сторону разногласия, чтобы дать добро такие критически ответственные вопросы, как последствия функционирования ядерного флота в северной части России, — отметил он.

— Средства, каковые выделялись интернациональными донорами, шли на создание инфраструктуры для вывоза и выгрузки отработанного ядерного горючего, а самой вывозом и выгрузкой занимается РФ, другими словами вся предстоящая работа финансируется Россией, — поведал Лайфу глава управления коммуникаций РосРАО Денис Плещенко. Он утвержает, что главные работы по созданию инфраструктуры выполнены.

Строители демонтировали 20 объектов ветхой постройки, выстроили 17 новых объектов неспециализированной площадью 18 889 кв. м, спроектировали и изготовили 11 единиц объектов биологической защиты, обращения и транспортировки с отработанным ядерным горючим (ОЯТ). Созданная инфраструктура обращения обеспечит сокращение время вывоза ОЯТ более чем втрое, отмечают в РосРАО.

По словам представителя компании РосРАО, сейчас на вывоз всего количества ОЯТ пригодится от пяти до восьми лет:

— В том месте три ёмкости с отработавшим ядерным горючим. Первые две особенной неприятности не воображают, а для третьей нужна разработка особенного технического ответа, и на неё уйдёт, по всей видимости, чуть больше времени. В случае если в первых двух ёмкостях ОЯТ загружено в каналы и нет никаких неприятностей для того, чтобы оттуда его извлечь, то в третьей ёмкости имеется так именуемое некондиционное горючее.

Грубо говоря, обращение о нарушении конструкции тепловыделяющей сборки, хранящейся в третьей ёмкости. Мы исходим из того, что на вывоз всего отработавшего ядерного горючего из губы Андреева потребуется от пяти до восьми лет.

Безопасность перевозки ОЯТ обеспечивается как и при перевозке любого другого вида ядерного горючего — «идёт спецэшелон по железной дороге с обеспечением всех нужных мер».

Напомним, что грантополучателем средств фонда был Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности (АО ФЦ ЯРБ). Его представитель пока не ответил на запрос Лайфа.

Как дальше сложится будущее ЭПСИ — до тех пор пока неизвестно. По словам представителя ЕБРР, организация действует до 2022 года, наряду с этим доноры смогут и пролонгировать срок её работы. Оптимизм внушает тот факт, что фонд продолжит реализацию начатых проектов в Российской Федерации.

— На данный момент никаких новых проектов по ядерной безопасности (в северо-западной части России. — Прим. авт.) реализовывать не планируется, но уже начатые экологические проекты выполняются . Это проекты по обращению и водоочистке с жёсткими бытовыми отходами в Калининграде, Санкт-Петербурге, Гатчине и Петрозаводске, — сообщил Лайфу представитель ЕБРР Антон Усов.

Главным руководящим органом Фонда помощи ЭПСИ есть Ассамблея доноров ЭПСИ. Она несёт ответственность за определение неспециализированной политики Фонда и принятие ответов в отношении выделения грантов на различные проекты по экологической либо ядерной безопасности.

Участниками Ассамблеи являются доноры Фонда, а МФО (интернациональные денежные организации — ЕБРР, World Bank, Nordic Investment Bank, European Investment Bank, Nordic Environment Finance Corporation, KfW) участвуют в совещаниях Ассамблеи в качестве наблюдателей. Ассамблея планирует раз в год, в большинстве случаев, совещание проходит в последних числах Ноября — начале декабря.

Аварии на подводных лодках за последние 60 лет

Статьи, которые будут Вам интересны: