Европейские беспилотники: чем ударит нато?

Европейские беспилотники: чем ударит нато?

В прошедшие месяцы появились сведенья о том, что последовательность государств-членов Евросоюза активизируют кооперацию в области создания беспилотных совокупностей — разведывательных и ударных. В мае 2015 года в Риме прошла встреча военных министров государств ЕС , где участники заседания постановили запустить программу начальных изучений для создания нового европейского БПЛА класса MALE (средневысотного БПЛА дальнего радиуса действия).

К этому классу относятся, например, уже находящиеся на вооружении аппараты General Atomics MQ-1 Predator (США) и IAI Heron (Израиль). Министры не скрывали, что армейские Европейского союза желали бы ослабить зависимость от беспилотных аппаратов американского и израильского производства.

Наряду с этим «континентальные» европейцы отдают себе отчет в том, что создавать «национальные» БПЛА нет никакого смысла — в различных государствах ЕС имеется много космических компаний, упрочнения и компетенцию которых возможно объединить максимально действенно. Другой взор у англичан — они во многих вопросах предпочитают дистанцироваться от ЕС (до тех пор пока сохраняя членство в нем), а их военно-промышленный комплекс ориентирован в основном на сотрудничество с компаниями США.

Против равного соперника

В данной связи занимательна будущее двух проектов, не имеющих, действительно, отношения к классу MALE. Речь заходит о тяжелых турбореактивных беспилотных платформах, выполненных на базе новейших технологий малозаметности и предназначенных для размещения как разведывательного оборудования, так и ударных средств. Это английский BAE Taranis и проект nEUROn, осуществляемый консорциумом компаний, интегратором в которой выступает французский концерн Dassault Aviation.

BAE Taranis разрабатывался концерном BAE Systems уже достаточно давно, приблизительно с 2005 года, а начинался с плана чисто разведывательного аппарата. До тех пор пока английские инженеры вели собственные изыскания, обозначился важный прогресс в области легкого точного оружия, и проект переквалифицировали в UCAV — «беспилотный ударный аппарат». Наземные опробования начались в 2010 году, а первый полет был выполнен в 2013-м. В то время, когда БПЛА поступит на вооружение? Ни при каких обстоятельствах.

Дело в том, что Taranis не аппарат, предназначенный для серийного производства, а тестовая платформа, цель которой — отработать все существующие на сегодня перспективные проекты в военной авиации. Практически появление Taranis будет серьёзной вехой на пути к авиации нового поколения, и до тех пор пока до сих пор не светло, будет ли она пилотируемой либо беспилотной. Но уже на примере «демонстратора» можно понять, к чему движется дело.

    nEUROn Европейский проект демонстрационной платформы ударного малозаметного БПЛА будущего. Способен нести на себе две управляемые бомбы весом по 230 кг. Рассматривается как этап разработки разработок для поколения боевых самолетов, каковые покажутся около 2030 года.

Первый полет: 2012Взлетная масса: 7000 кг Двигатель: турбовентиляторный, Rolls-Royce?/?Turbom?ca Adour Большая скорость: 980 км\ч Дальность полета: нет данных Франция, Италия, Швеция, Испания и др.
Northrop Grumman X-47B Ударный дистанционоуправляемый самолет производства компании Northrop Grumman. Разработка X-47B является частью программы ВМФ США.

Эта программа направлена на создание беспилотного самолета, талантливого взлетать с авианосца. Первый полет: 2011 Взлетная масса: 20?215 кг Двигатель: турбовентиляторный, Pratt & Whitney F100−220 Большая скорость: 0,9 Маха Дальность полета: 3890 км США
DRDO Rustom II Разведывательная и ударная версия в серии беспилотников Rustom, созданных индийской военно-промышленной корпорацией DRDO.

Способен взять на борт до 350 кг нужной нагрузки. Предполетные опробования пройдены, первый полет может состояться уже в текущем году. Первый полет прототипа: не летал Взлетная масса: 1800 кг Двигатель: 2 турбовинтовых Большая скорость: 225 км/ч Дальность полета: 1000 км Индия
«Дозор-600» Перспективный российский разведывательно-ударный БПЛА, разрабатываемый компанией «Транзас».

Рекомендован для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе либо полосе маршрута с передачей оператору БЛА видовой и полетной информации в настоящем масштабе времени. Первый полет: нет данных Взлетная масса: 720 кг Двигатель: Бензиновый Rotax 914 Большая скорость: 150 км/ч Дальность полета: 3700 км Российская Федерация

Ударные аппараты, используемые Сейчас, в первую очередь это относится американских Predator и Reaper, замечательно разрешают вести дистанционную войну и обстреливать исламских фундаменталистов в афганских кишлаках. Во всех уголках мира, где действует ударная беспилотная авиация, соперник не располагает качественными средствами ПВО, в случае если по большому счету ими располагает.

Но для войны с тем, кто в западном армейском лексиконе именуется peer competitor, другими словами с соперником со схожими боевыми возможностями, эти средства мало подходят. Необходимы ударные БПЛА, каковые будут способны максимально скрытно преодолевать ПВО, оснащенную всеми нужными средствами поражения и обнаружения, и наносить точный удар в глубине территории соперника.

Аппарат решает сам

Основное, что требуется с целью достижения данной цели, — малозаметность, автономность и манёвренность. Соединенные Штаты уже давно ведут работы в области создания разведывательных и ударных БПЛА по разработке «стелс». Достаточно упомянуть новейшую разработку концерна Northrop Grumman — высотный разведчик RQ-180 (что обязан заменить RQ-170 Sentinel, безрадосно известного тем, что был захвачен невредимым армией и целым Ирана).

Либо Northrop Grumman X-47B, созданный в рамках программы развития ударных БПЛА авианосного базирования. Сейчас по этому пути устремилась Европа. Taranis имеет характерный для «стелс"-аппаратов корпус треугольной формы типа «летающее крыло». Хвостовое оперение отсутствует, единственный турбореактивный двигатель Rolls-Royce Adour запрятан в корпуса.

Его существование выдает только треугольный воздухозаборник спереди, что делает аппарат похожим на циклопа. Особенным образом сделана совокупность выброса, которая разрешает минимизировать тепловую «сигнатуру» двигателя. Создатели БПЛА отмечают отменную высокую автономность и манёвренность аппарата, включая всецело автоматизированные взлет и посадку, и самостоятельность в действиях при достижении заданной цели.

Наряду с этим над аппаратом постоянно будет осуществляться контроль оператора, причем команда человека возьмёт приоритет перед машинными командами. Но, очень английские промышленники не откровенничают, и на вопрос о потенциальном оружии Taranis отвечают ссылкой на секретность. Всего прошло три этапа полетов, в 2013-м, 2014-м и нынешнем году. В соответствии с официальным заявлениям представителей BAE Systems, БПЛА продемонстрировал результаты лучше ожидавшихся.

Но в прошедшем сезоне на авиасалоне в Фарнборо представители BAE и французского концерна Dassault Aviation подписали соглашение о совместной работе над новым прототипом ударного беспилотника. Так, англичане отказались от полной автономности (возможно, из-за большой цены собственного проекта — порядка ?200 млн) и решили сочетать собственный опыт по Taranis с достижениями континентальной разработки nEUROn.

Рядом с бизнес-джетом

БПЛА nEUROn стал настоящим детищем панъевропейской кооперации. В его создании кроме Dassault учавствовали такие узнаваемые компании, как Finmecchanica-Alenia Aermacchi, Saab, Airbus Defence, и ряд других. История проекта, как и при с Taranis, уходит в середину 2000-х, но первый полет состоялся лишь в 2012-м. В текущем году БПЛА проходил серию интенсивных испытательных полетов, последняя из них состоялась этим летом на Сицилии.

О настоящих цифрах, достигнутых на протяжении опробований, делать выводы тяжело: о итогах информируют только в неспециализированных словах. Создатели аппарата назвали тестовые полеты полным успехом.

Но зримое подтверждение «продвинутости» nEUROn было предъявлено в марте прошлого года. Аппарат состоялся в единой формации вместе с пилотируемыми самолетами — бизнес-джетом Falcon 7X и истребителем Rafale. Аппараты пролетели, держась на заданном расстоянии друг от друга, пара сотен километров над Средиземным морем.

Так проверялась свойство nEUROn машинально сохранять расстояние с другими ЛА, не терять ориентацию в пространстве при турбулентности, и надежность каналов связи, соединявших nEUROn с наземным оператором.

Английский и европейский проекты во многом схожи. Оба выполнены по разработке «стелс», у обоих БПЛА по одному мотору сопоставимой мощности, оба имеют габариты, родные к истребителям пилотируемой авиации. И в том месте и в том месте использованы современные материалы, снижающие заметность для локаторов и ИК-сенсоров, и облегчающие вес.

Ответ о совместном проекте английских концернов и компаний с континента показывает, что перемещение в данном направлении признано верным и без того или иначе через какое-то время Европа создаст собственную высокотехнологичную беспилотную ударную авиацию, вычисленную не только на войну против легко вооруженных комбатантов.

    Taranis Проект, осуществленный консорциумом английских компаний под управлением BAE Systems, представляет собой тестовую платформу для высокоманевренного, малозаметного ударного беспилотника трансконтинентального действия. Главные технические данные сохраняються в тайне.

Первый полет: 2013 Взлетная масса: 8000 кг Двигатель: турбовентиляторный, Rolls-Royce Adour Большая скорость: дозвуковая Дальность полета: нет данных Англия
Boeing Phantom Ray Эта разработка Phantom Works подразделения компании Boeing есть демонстрационной платформой перспективного разведывательного летательного аппарата. БПЛА спроектирован по схеме «летающее крыло» и выполнен в размере, близком к размеру простого реактивного истребителя.

Проект создан на базе Х-45С. Первый полет: 2011 Взлетная масса: 16?566 кг Двигатель: турбореактивный, General Electric F404-GE-102D Большая скорость: 988 км/ч Дальность полета: 2114 км США
ADCOM United 40 Разведывательно-ударный БПЛА класса MALE.

Создан и выпускается компанией ADCOM (ОАЭ). Первый летный экземпляр БПЛА в первый раз продемонстрирован в ОАЭ на авиасалоне в Дубае в ноябре 2011 года. В 2012 году обсуждались замыслы приобретения аналогичных аппаратов для ВС РФ. Первый полет: 2011Взлетная масса: 1500 кг Двигатель: 2 поршневых Rotax 914ULМаксимальная скорость: 220 км/ч Дальность полета: нет данных ОАЭ
«Скат» Тяжелый разведывательный и ударный аппарат, разрабатывавшийся в ОКБ МиГ по разработке «стелс».

Полноразмерный макет демонстрировался на авиасалоне МАКС-2007. Потом проект был закрыт, наработки по нему предполагается применять в перспективных ударных БПЛА России. Оружие — тактические ракеты «почва-авиабомбы» и земля.

Первый полет: не летал Взлетная масса: 20?000 кг Двигатель: 1 ТРДД Большая скорость: 850 км/ч Дальность полета: 4000 км Российская Федерация

Наряду с этим прогресс в области разработки тяжелых беспилотников с ударными возможностями, возможно, не так технологически продвинутых, как Taranis и nEUROn, отмечается и в других государствах, в частности в Турции, Китае, Индии и ОАЭ. Сможет ли и как сможет ответить на эти вызовы русский авиационная и оборонная индустрия, пока до конца не светло, не смотря на то, что проекты ударных БПЛА, как мы знаем, имеются и у нас.

Статья «Разработка тайного удара» размещена в издании «Популярная механика» (№156, октябрь 2015).

<

h4>

ВКС РФ перехватили беспилотники НАТО

Статьи, которые будут Вам интересны: