Французский пехотный танк

Французский пехотный танк

По окончании Первой Мировой Франция располагала самым громадным танковым парком в мире. Причем основную его часть составляли военные машины Рено FT17— несомненно, лучшие танки прошедшей войны, что разрешало не спешить с принятием и созданием на вооружение новых образцов военной техники. Однако во второй половине 20-ых годов XX века была создана первая послевоенная концепция развития танковых армий.

На вооружении пехоты предполагалось иметь танки трех типов: легкий, средний (либо «боевой»—массой до 20 т) и тяжелый.

Технические требования к легкому танку предусматривали создание военной машины массой от 9 до 12 т и скоростью 12 км/ч. Проходимость нового танка не должна была быть ниже, чем у FT17, а броня способна защищать от любого пехотного оружия. Оружие предполагалось из спаренной пулемёта и установки пушки, причем огневая мощь повышена за счет установки орудия калибра 47 мм вместо 37-мм у FT17.

Любой танк должен был иметь радиостанцию, а в состав экипажа вводился третий человек—радист. Не считая характеристик, в требованиях на новый танк подчеркивались необходимость простоты в изготовлении и низкая цена, поскольку предполагалось развернуть его массовое производство.

Договор на проектирование шасси нового танка взяла компания «Рено»—создатель FT17.

Башню же поручили компании «Шнейдер»—определенная логика в этом ответе была: вместе с оружием она представляла собой отдельный законченный блок, что разрешало применять ее на танках других типов. К этому времени «Рено» создала танк NС (известный как NC27—развитие FT17) с более удлинённым корпусом и мощным двигателем. Помимо этого, коробка передач на нем была установлена традиционно—за двигателем.

Танк имел ходовые части двух типов: первый — с железной гусеницей (как на FT17) и блокированной подвеской на спиральных пружинах, второй—с резиновой гусеницей типа «Кегресс» и блокированной подвеской на листовых рессорах. Танк NC, изготовленный всего в 13 экземплярах, испытывался во многих государствах а также был закуплен японией и Швецией.

Char de bataille D1

Танк D1 со снятым фальшбортом:

1 — направляющее колесо; 2—ведущее колесо; 3 — коромысло; 4—тележка подвески; 5—задний одинарный опорный каток; 6—передний одинарный опорный каток; 7 — натяжной механизм; 8—пружина подвески

Новый легкий танк решили разрабатывать на базе NC с железной гусеницей. Первоначально проект взял обозначение NC 1928 года (NC28), в будущем поменянное на D (а с началом разработки D2—на D1).

Первые проектные проработки не всецело удовлетворяли армейских, но одновременно с этим продемонстрировали, что исполнение их условий по техническому заданию маловероятно. Это событие подтолкнуло, с одной стороны, к разработке новых требований, приведших к появлению танка D2, а с другой — привело к в возможности осуществления программы танкостроения 1926 года по техническим и экономическим обстоятельствам.

Выходило, что легкий танк, при исполнении всех пожеланий, делается не таким уж легким и достаточно дорогим, соответственно, не массовым. Осознание этого стало причиной необходимости разработки более легкого танка, чем предусматривалось требованиями 1926 года. Но это уже вторая история, не имеющая отношения к танку D1.

Однако разработку D1 было решено продолжить, так когда данный проект мог быть осуществлен в скором будущем.

Договор по нему заключили в мае 1929 года, а уже в декабре выдали заказ на изготовление партии из десяти танков. Не ждя выпуска прототипа, 23 декабря 1930 года был выдан заказ еще на 70 автомобилей. Первый танк изготовили в мае 1931 года, а последний—в ноябре. По мере появления танки проходили опробования, и в конструкцию следующих экземпляров вносились трансформации. Первый собранный экземпляр шасси имел выхлопную трубу с левой стороны, как у NC; в будущем на всех D1 ее перенесли на правый борт.

Так как разработка новой башни запаздывала, на первый D1 установили литую пулеметную башню от FT17, но сам пулемет отсутствовал. Не было и антенны. Остальные девять автомобилей начальной партии имели литые либо клепаные башни с 37-мм пушками и антенны в задней части корпуса.

В наследство от NC новому танку досталась неудовлетворительная работа трансмиссии. D1 не отлично управлялся и имел недостатки ходовой части.

Компания «Шнейдер» тем временем создала башню ST1, которая и была заказана числом десяти штук в ноябре 1930 года. По конструкции она повторяла башню одного из прототипов танка В, но вместо правого 7,5-мм пулемета была укомплектована 47-мм пушкой SA34. направляться подчернуть, что башни ST1 употреблялись не только в программе D1, а устанавливались и на прототипы танков В и D2.

Исходя из этого не все десять попали на изготовленные шасси D1.

Опробования шасси D1 с башней ST1 продемонстрировали, что новый танк возможно принять на вооружение по окончании устранения некоторых недостатков. Так, на снова изготовляемых автомобилях требовалось устанавливать новый двигатель мощностью 74 л.с. (что, но, так и не было выполнено), расширить площадь радиатора, поменять передаточные отношения на 5-й и 6-й передачах, усилить ходовую часть и… создать новую башню.

Опробования модернизированного шасси прошли в полной мере удачно, и все экземпляры из партии, заказанной в первой половине 30-ых годов двадцатого века, были изготовлены с перечисленными выше трансформациями (не считая комплектации 74-сильным двигателем). Очередной заказ еще на 30 танков последовал 12 июня 1932 года, а последний (на 50 автомобилей)—16 октября 1933 года. Поставки танков начались в январе 1932 года. Причем башня все еще не готовься , и поступавшие в армии танки временно приобретали башни от все того же FT17.

Тем временем были созданы два новых варианта башни—ST2 и SТЗ. Для подстраховки решили делать обе. В первой половине 30-ых годов XX века они готовься и прошли опробования. отличных показателей продемонстрировала SТ2, и не смотря на то, что она не всецело удовлетворяла армейских, было все же решено разрешить войти ее в серию, действительно, снова внеся трансформации. В исходном варианте командирская башенка была неподвижной, но имела возможность откидываться.

Еще один люк имелся на боковой стенке SТ2. В серийном варианте командирская башенка вращалась, но уже не откидывалась. Так, эпопея с созданием первой серийной французской танковой башни со спаренной установкой оружия завершилась и D1 начали получать предназначенную для них башню прямо на сборочной линии. Заменили башни и на выпущенных ранее танках.

К концу 1930-х годов танк D1 с башней SТ1 сохранился лишь в танковой школе в Версале.

Серийное изготовление D1 проходило неспешно, и последние танки покинули сборочный цех лишь в начале 1935 года, в то время, когда уже был развернут выпуск более современных автомобилей. Всего было произведено 160 танков, считая и первые 10.

Корпус D1 планировал на каркасе из уголков посредством клепки. Толщина лобовой, бортовой и кормовой брони составляла 30 мм, крыши и днища—10 мм.

Между водителем (слева) и радистом (справа) в отделении управления размещался закрепленный без движений в корпусе 7,5-мм танковый пулемет «Шательро» примера 1931 года (Chatellerault М1931), пламя из которого вел шофер. Последний размещался в особенной рубке, в лобовом странице которой имелся люк с откидной крышкой, оборудованный, со своей стороны, смотровым лючком. Подобная конструкция крышки люка использовалась и на некоторых FТ17 при модернизации их до отметки FТ31.

Помимо этого, у водителя для наблюдения имелись две смотровые щели в боковых стенках рубки, а на крыше корпуса мог быть установлен перископ. Такой же перископ имел и радист—он, фактически, и был его единственным средством наблюдения. Круглое отверстие в лобовом странице перед радистом не являлось бойницей для стрельбы из личного оружия (таких бойниц D1 по большому счету не имел), а предназначалось для крепления фары, перевозившейся в танка и употреблявшейся по мере необходимости.

Танк D1:

1—башня SТ2; 2—зеркальные смотровые устройства; 3—антенна радиостанции; 4—«хвост»; 5—буксирный прибор; 6—47-мм пушка; 7—7,5-мм пулемет; 8—крышка люка механика-водителя; 9—крышка люка радиста; 10—командирская башенка; 11 —кормовой люк башни; 12—глушитель

Радиостанция ЕR52 либо ЕR52bis имела необыкновенную антенну в виде Л-образной рамы в кормовой части корпуса.

Больше ни на одном французском танке такая антенна не использовалась, да и с D1 их сняли по окончании перемирия 1940 года.

Командир экипажа был единственным жителем литой башни SТ2. Толщина ее брони составляла около 40 мм.

Спаренная установка 47-мм пушки SА34 с длиной ствола 20 калибров и 7,5-мм пулемета Chatellerault М1931 допускала отсоединение от прицела как пушки, так и пулемета. Такое, на первый взгляд, необычное ответ разрешало при отказа пулемета продолжать стрельбу из пушки либо, в то время, когда целей для орудия не было, вести пламя из одного пулемета. По горизонтали башня разворачивалась посредством червячной передачи, по вертикали оружие наводилось вручную.

Бронебойный боеприпас покидал ствол пушки с начальной скоростью 450 м/с (бронебойный выстрел был принят на вооружение еще в первой половине 90-ых годов XIX века для морского орудия). 7,5-мм пулемет «Шательро» имел магазинное питание. Данный пулемет выпускался в двух вариантах: с левым либо правым подсоединением магазина.

В D1 использовалось два пулемета с правым дисковым магазином на 150 патронов любой.

Для наблюдения в распоряжении командира экипажа имелись три зеркальных смотровых прибора в стенках башни. Потому, что такие устройства устанавливались на французском танке в первый раз, они на всякий случай дублировались смотровыми щелями. В крыше башни пребывала вращающаяся командирская башенка с одной смотровой щелью.

Действительно, пламя из пушки либо пулемета возможно было вести сидя либо с колена, наблюдать в зеркальные наблюдательные устройства—лишь стоя, а чтобы воспользоваться командирской башенкой, нужно было по большому счету подняться на сиденье! Исходя из этого при избытке наблюдательных устройств начальник довольно часто смотрел за полем боя лишь через прицел. В открытом положении крышка люка в боковой стенке башни образовывала сиденье, которым начальник имел возможность воспользоваться на марше.

Крышка имела пружинный компенсатор для облегчения открывания. Боковое размещение разрешало применять крышку и при покидании всем экипажем поврежденного танка: развернутая люком от соперника башня защищала от пуль.

4-цилиндровый карбюраторный двигатель «Рено» мощностью 65 л.с. был слабоват для 11-тонного танка. Для временного увеличения мощности применяли отключение глушителя.

на данный момент о таком методе практически забыли, но в начале прошлого века подобными устройствами довольно часто оснащали машины. Дело в том, что, понижая уровень шума, глушитель формирует и дополнительное сопротивление для выхлопных газов, мало снижая мощность мотора. Два радиатора размещались по бокам двигателя, перпендикулярно ему.

Воздушное пространство через них прогоняли два осевых вентилятора, размещенных в перегородке, отделяющей мотор от трансмиссии. Забор воздуха для охлаждения происходил через броневые жалюзи, расположенные за башней, а выброс—через жалюзи в крыше над трансмиссией. Вся наклонная крыша над двигателем представляла собой два люка и имела возможность откидываться.

На этих люках имелись крепления для ЗИП. В трансмиссионном отделении устанавливались шестискоростная коробка передач, бортовые редукторы и дифференциал. Над коробкой передач размешался 165-литровый бензобак, снабжавший запас хода по горючему до 90 км. Бензобак был покрыт толстым слоем резины, что сохраняло его герметичность при поражении малокалиберным боеприпасом либо осколком брони.

Танк D1 с башней танка FТ17

Отказавшись от хвоста на танке NC, на D1 к нему опять возвратились, поскольку увеличение профильной проходимости посчитали более серьёзным, чем ухудшение поворотливости. На финише хвоста крепилось подпружиненное буксирное приспособление, а по бокам — крючья для буксирных цепей.

Ходовая часть танка D1 была выполнена по типу танка NC и морально устарела уже к началу разработки, а уж к концу серийного производства стала полным анахронизмом.

Траки гусеницы имели ширину 325 мм и выполнялись сборными: к плице трака приклепывались пластины, образующие беговую дорожку для катков. От спадания гусеницы удерживали не гребни на траках, а реборды на катках.

Ленивец с винтовым механизмом натяжения размешался в передней части, а ведущее колесо—в задней части корпуса.

Одинарный зубчатый венец ведущего колеса не снимался, как на современных танках, но так как скорость перемещения D1 была маленькой, то он практически и не изнашивался. Поддерживающих катков не было, а верхняя ветвь гусениц скользила по специальным желобам и стаканам подвески. Подвеска танка блокированная, применительно к одному борту складывалась из трех коромысел, к каждому из которых крепились две тележки (по два катка в каждой).

Также, между передним ленивцем и коромыслом, и между звёздочкой и задним коромыслом пребывало по одному опорному катку со своей собственной совокупностью подвески. Примечательно, что при обычных условиях работы эти катки (а правильнее, траки гусениц, на каковые они опирались) не касались почвы, а играли роль натяжных роликов—требования к натяжению гусеницы у D1 были весьма твёрдыми, поскольку при мельчайшем провисании она соскакивала с реборд катков.

По жёсткой дороге танк двигался, опираясь на грунтозацепы гусениц, громадная площадь которых разрешала это делать, не разрушая дороги. На мягком грунте грунтозацепы заглублялись, и танк опирался уже на плицы гусениц (12-ю катками с каждого борта). И лишь на весьма не сильный грунте гусеница так проваливалась, что в работу вступали последние две пары катков, увеличивая длину опорной поверхности до максимума.

Так как скорость перемещения D1 если сравнивать с FТ17 возросла, танк было нужно оборудовать крыльями. Закрыть всю верхнюю ветвь гусеницы инженеры компании «Рено» не решились, и крылья были лишь в задней ее части. На левом крыле крепился глушитель мотора, а на правом в большинстве случаев перевозился брезентовый тент.

Поставки D1 в вооруженные силы Франции, как было сообщено ранее, начались в январе 1932 года и закончились в начале 1935-го.

Из этих танков организовали три батальона (ВСС) по 45 танков. Их штатная структура была однообразной. Отдельный танковый батальон складывался из трех рот и резерва из шести боевых автомобилей. Рота складывалась из четырех взводов, по три танка в каждом, и танка командира роты. Вспомогательные подразделения включали около сотни единиц автотранспорта, но ремонтные подразделения были не сильный, а гусеничных тягачей для эвакуации подбитых танков просто не было.

Первоначально танковые батальоны, вооруженные D1, были размещены во Франции. Но с поступлением на вооружение более современных автомобилей D1 стали переводить с Северную Африку. Переброска танков в Тунис началась во второй половине 30-ых годов XX века и завершилась в 1939-м.

Всего в Африку было переброшено 152 танка D1, а во Франции осталось лишь восемь автомобилей, каковые, возможно, употреблялись для учебных целей. В Тунисе D1 взяли три танковых батальона—61, 65-й и 67-й ВСС. 61-й и 67-й батальоны базировались в Бизерте, а 65-й — в Габесе.

В Габесе же был так называемый Гул (Parc d’enngins blindes — парк бронированных автомобилей), где хранились остальные 17 танков. Данный парк осуществлял не только хранение, но и ремонт, разрешая поддерживать постоянный состав танковых батальонов (танк, который нуждается в ремонте, поступал в Гул, а на его место из парка поступал второй). Эти части предназначались для прикрытия восточной границы Туниса от итальянцев, каковые с приходом Муссолини к власти пробовали играться господствующую роль в регионе.

При конфликта D1 являлись бы суровым соперником для итальянских танкеток, потому, что эти танки были самыми замечательными из французских танков в Северной Африке. Но война началась не в Африке, а в Европе.

1 сентября 1939 года германский Вермахт перешел границу Польши и началась Вторая мировая война. Польша была скоро оккупирована нацистской Германией.

Гарантии безопасности, предоставленные ей Англией и Францией, были несложными объявлениями. Не смотря на то, что данные государства и начали Германии войну, настоящая помощь Польше ограничилась незначительными поставки демонстрациями и попытками вооружения силы на границе. На западе шла «необычная война». Предложение Гитлера о мире было отвергнуто Францией и Англией, но масштабных военных действий не велось.

Италия, не смотря на то, что и являлась союзником Германии, но не была в состоянии войны с Францией и Англией. Но ясности с позицией Муссолини не было—вступит ли он при эргономичном случае в войну на стороне Германии либо останется нейтральным? В таких условиях оголять границу в Тунисе французы не решались, и вопрос о возвращении D1 в метрополию пока не стоял (также, танк считался устаревшим для европейского театра боевых действий).

Компоновка танка D1:

1—7,5-мм курсовой пулемет; 2—сиденье механика-водителя; 3—сиденье радиста; 4—47-мм пушка; 5 —телескопический прицел; 6—жалюзи забора воздуха; 7—двигатель; 8—радиатор; 9—бензобак; 10—жалюзи выброса воздуха; 11 — коробка передач

Наконец, «необычная война» закончилась и начался «блицкриг».

По окончании трагедии в Дюнкерке французы, наконец, решились перебросить один танковый батальон, вооруженный D1, в метрополию. 67-й ВСС был послан морем из Бизерты в Тулон. История боевого применения танков D1 в кампании 1940 года достаточно мала. Практически батальон прекратил существовать через пара дней с момента прибытия на фронт.

Немцы захватили 18 D1 в состоянии, допускающем введение их в строй, но нет никаких информации о том, что они пробовали это сделать. Устаревшая машина, к тому же плохо тихоходная, была им просто бесполезна. Быть может, они применяли башни от D1 при постройке оборонительных сооружений, но свидетельств этого кроме этого не отыскано.

По окончании заключения перемирия с Италией и Германией 61-й и 65-й ВСС были расформированы, а вся техника поступила на хранение под контролем Италии. К моменту подписания перемирия в Тунисе имелось 107 танков типа D1, 20 из них с линии Марет в Тунисе французам удалось незаметно вывести в Алжир, и итальянцы о них ничего не знали. Эти автомобили стали «тайными» танками французской армии.

10 D1 были в таком состоянии , что исключали возможность эксплуатации, но французы все же не заявляли о жажде поставить их на хранение. Быть может, их в будущем разобрали на запчасти. Так, с лета 1940 года на хранении под итальянским контролем пребывало 77 танков D1.

В октябре 1940 года французы обратились к итальянцам прося дать ввести в эксплуатацию 62 легких танка, аргументируя это необходимостью защиты собственной колониальной империи.

Нужное согласие они взяли, но D1 в числе этих автомобилей не было. К концу декабря 1940 года итальянцы разрешили эксплуатацию еще 50 танков, но опять-таки без D1. Разрешение разблокировать 62 D1 итальянцы дали лишь летом 1941 года, причем при условии перевода этих танков в Алжир. Иметь эти достаточно замечательные танки у себя под боком в Тунисе итальянцы опасались, и исходя из этого согласия на разблокировку еще 15 D1 для работы в Тунисе французами так и не было получено.

В первой половине 40-ых годов XX века танкам D1 было нужно пострелять по американцам, высадившимся 9 ноября у Орана. Основной задачей десанта, не считая окружения города, был стремительный захват аэропортов, куда планировалось перебросить союзную авиацию. Исходя из этого уже в 9.00 легкая бронетанковая колонна полковника Уотерса, выступившая из района залива Арзев, начала перемещение с целью захватить аэропорт Тафараци. В 11.00 колонна достигла аэропорта, где и была контратакована французами.

В скоротечном бою американцы стёрли с лица земли 14 французских танков, и уже через час Уотерс доложил, что аэропорт готов к приему самолетов из Гибралтара. В горячке боя американцы выяснили стёртые с лица земли танки как «Рено» R35 и с того времени эта легенда кочует по американским и британским книгам о сражениях в Северной Африке. В действительности в Оране R35 по большому счету не было (как, но, и Н35). Но сражение с французами за аэропорт выяснилось нелегким делом.

О собственных утратах американцы распространяться не обожают, но по окончании захвата аэропорта Тафараци колонна полковника Уотерса утратила свойство наступать и остановилась. Утраты американцев чуть ли не в два раза превысили французские.

В Тунисе высадки союзных армий не производилось, и командующий французскими силами военный генерал Жорж Барре не знал, как ему поступить.

С одной стороны, все предвоенные замыслы были вычислены на прикрытие Туниса от итальяно-германских армий. Иначе, события развивались не так, как предполагалось. В ноябре 1942 года германские и итальянские армии начали высадку в нескольких городах Туниса.

Действительно, и французские части были приведены в состояние боеготовности, и в их числе 15 танков D1. Барре осознавал, что непременно, а сражаться с немцами придется, и подготовился к развертыванию собственных армий в горах западнее города Туниса, фронтом на восток, но не вступая наряду с этим в прямую конфронтацию с немцами и пробуя тащить время. Девять танков D1 в составе сводной группы заняли Меджез-эль-Баб, дабы задержать продвижение немцев к Алжиру.

11 ноября 1942 года британцы захватили порт Бужи, за фронтом французских частей, а 16 ноября вступили в контакт с армиями генерала Барре. Подразделению, занявшему Меджез-эль-Баб, удается мало задержать германские части, не вступая в бой, но наконец-то ему приходится уйти к Меджезу. Но продолжительно такая игра в «кошки-мышки» длиться не имела возможности. Немцы отправляют к Барре собственного представителя с требованием безоговорочно стать на их сторону.

Барре это требование отклоняет, и германский представитель заявляет, что с 7 часов утра 20 ноября немцы начинают боевые действия против французских армий. На следующий сутки французы вступают в бой с немцами, стремящимися занять Меджез, в обороне которого деятельно принимают танки и участие D1. В итоге французам приходится отойти, но они в первый раз вступают в сражение в Северной Африке на стороне союзников.

В предстоящей борьбе за Тунис все оставшиеся D1 были сведены в одну боевую группу.

Они еще имели возможность использоваться в обороне, но, в то время, когда союзники сами начали наступать, устарелость этих тихоходных автомобилей стала очевидной. Исходя из этого уже в первых числах Марта 1943 года все D1 были выведены в резерв, а их экипажи приступили к переучиванию на британские танки «Валлентайн». Так что разгром итало-германских сил в Северной Африке случился уже без их участия. Однако работа D1 еще не была закончена.

По окончании окончания военных действий на этом театре 10 D1 было отремонтировано и включено в состав охраны Туниса. Но это был уже финиш истории этого танка.

К сожалению, сейчас не сохранилось ни одного экземпляра танка D1.

В.

МАЛЬГИНОВ

Французский танк Леклерк.

Статьи, которые будут Вам интересны: