Фрегаты на экспорт

Фрегаты на экспорт

Крушение колониальной совокупности по окончании появление мировой и Второй войны на карте множества свободных стран сначала никак не оказали влияние на расклад сил в Мировом океане. «Микроскопические» флоты Африки стран и новых Азии оснащались по большей части старыми посудинами, поставлявшимися из америки, Англии и СССР в рамках программ военной помощи. Никакой потребности в разработке особых экспортных проектов кораблей ВМФ в течение первых двух послевоенных десятилетий не ощущалось.

Но в 1960-е годы обстановка изменилась. У последовательности так называемых «развивающихся» государств показались свободные деньги — в большинстве случаев, это были нефтедоллары, поток которых ввиду возрастающего спроса на «тёмное золото» рос из года в год. Соответственно, росли и амбиции правителей нефтедобывающих стран. Ну а потому, что флот всегда был любимой игрушкой монархов и диктаторов, неудивительно, что скоро ВМС государств третьего мира начали оснащаться в полной мере современными кораблями ВМФ.

Причем такими, что им позавидовали бы и самые замечательные морские державы…

Вправду, как это ни парадоксально, но первый в мире фрегат, оснащенный ударным ракетным оружием, показался в составе ВМС Ирана. Шах Мохаммед Реза Пехлеви претендовал на господствующую роль его страны на Среднем и Ближнем Востоке, и радикальное усиление иранского флота являлось составной частью военно-политической экспансии Тегерана.

В августе 1966 года в Лондоне произошло подписание договора на постройку четырех фрегатов типа «Саам», ставших первыми универсальными судами нового поколения и повлиявших на развитие класса фрегатов во всем мире.

Вообще-то разработка проекта фрегата, имевшего обозначение «Воспер Мк-5», велась британской компанией «Воспер-Торникрофт» еще до заключения договора с Ираном.

В то время английские частные компании (а к ним принадлежала и «Воспер-Торникрофт») не были избалованы заказами от Адмиралтейства, и поставка продукции на экспорт давала чуть ли не единственный шанс выжить. Конечно, в случае если выйти победителем в твёрдой конкурентной борьбе на внешнем рынке оружий.

направляться признать, что конструкторы «Воспер-Торникрофта» прекрасно совладали с поставленной задачей, они одними из первых осознали: общемировая тенденция к стоимости и неуклонному росту размеров специальных боевых судов — неминуемо заведет в тупик. В качестве альтернативы ими был предложен весьма компактный, но мощно вооруженный и по-настоящему универсальный фрегат. Достигнуть этого они сумели благодаря широкому внедрению технических и технологических новшеств.

Во-первых, в состав комбинированной дизель-газотурбинной установки вошли только что созданные турбины «Олимпус» производства компании «Роллс-Ройс», по удельной мощности значительно превосходившие собственных предшественниц. Во-вторых, фактически все оружие относилось к новейшим, частично кроме того экспериментальным примерам, более легким и малогабаритным, чем использовавшиеся ранее.

Ну и, в-третьих, большой уровень автоматизации предопределил уменьшение численности экипажа (приблизительно в два раза — до 125 человек) и сокращение площади жилых помещений. Помимо этого, в проект сходу заложили возможность агрегатного способа ремонта — вкупе с немногочисленным экипажем это ощутимо снижало затраты на эксплуатацию корабля.

О оружии фрегата «Саам» направляться поведать очень. В первый раз корабль для того чтобы класса оснастили управляемыми противокорабельными ракетами (ПКР).

Потому, что в Англии аналогичного оружия еще не было и в помине, конструкторы остановили собственный выбор на комплексе «Си Киллер» («Морской убийца») итальянского производства. Любопытно, что пятиконтейнерные поворотные пусковые установки комплекса на суда смонтировали в Неаполе, по пути фрегатов к месту их работы. Чуть опробования этих ПКР завершились, как «Саам» совместно со собственными систершипами уже стали первыми их носителями.

Наивысшей похвалы заслуживала и артиллерия. Новейшая 114-мм автоматическая установка Мк-8 имела время реакции (другими словами время на подготовку к открытию огня) 15 с и скорострельность 20 выстрелов в 60 секунд. Действительно, эти артсистемы попали только на два последних корабля серии — «Ростам» и «Фарамарз». Первые два, «Саам» и «Заал», сначала было нужно оснастить ветхой артустановкой Мк-5, но на протяжении модернизации ее также заменили на Мк-8.

На корме, у самого транца, разместили другую новинку — стабилизированную спаренную 35-мм зенитную установку «Эрликон». Она была полностью автоматизированной и теоретически имела скорострельность 550 выстрелов в 60 секунд. Нелишне напомнить, что артиллерийское оружие строившихся одновременно с этим фрегатов типа «Линдер» в сравнении с «Саамом» смотрелось полным анахронизмом.

Средства ПВО иранских фрегатов дополнял ЗРК «Си Кэт», а борьба с подводными лодками возлагалась на трехствольный 305-мм бомбомет «Лимбо». Само собой разумеется, «Си Кэт» тяжело назвать высокоэффективным оружием, но сам факт наличия на корабле маленького водоизмещения двух видов управляемых ракет для 1960-х годов являлся собственного рода сенсацией.

Ну а вдруг к сообщённому приплюсовать ультрасовременную электронику и очень умеренную цену — 6,5 млн фн. ст. за корабль (приблизительно на треть меньше, чем у их собратьев подобного водоизмещения), то станет ясно, из-за чего иранские фрегаты привели к значительному резонансу на рынке военно-морских оружий. Ясно и удивление английских адмиралов — так как в их стране для государств третьего мира строились суда более современные, чем для самой «владычицы морей»!

Кстати, у фрегатов типа «Саам» история работы была не меньше увлекательной, чем история их создания. В отличие от большинства их сверстников, им довелось действительно повоевать. Они широко применялись на протяжении ирано-иракской войны; согласно неподтвержденным сведеньям, один из фрегатов в ноябре 1980 года потопил ракетой «Си Киллер» иракский десантный корабль.

По окончании начала «танкерной войны» в Персидском заливе в движение военных действий открыто вмешались ВМС США. Для Ирана это имело ужасные последствия. 18 апреля 1988 года, практически сразу после подрыва на мине американского фрегата «Сэмюел Б.Робертс», фрегат «Саханд» (бывший «Фарамарз») был атакован противокорабельными ракетами «Гарпун» и штурмовиками «Интрудер» с ядерного авианосца «Энтерпрайз». Взяв пара попаданий бомбами и три — ракетами, объятый пламенем корабль отправился ко дну.

Пребывавший рядом систер-шип «Сабалан» (бывший «Ростам») взял важные повреждения (его поразила ПКР «Гарпун»), но смог добраться до базы. Его восстановительный ремонт длился более года.

75. Фрегат «Саам», Иран, 1971 г.

Выстроен в Англии на верфи «Воспер-Торникрофт». Водоизмещение стандартное 1110 т, полное 1290 т. Протяженность громаднейшая 94,4 м, ширина 10,4 м, осадка 3,4 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 49 800 л.с., скорость 40 узлов. Оружие: 1×5 ПУ ПКР «Си Киллер», 1×3 ПУ ЗРК «Си Кэт», 114-мм автоматическое орудие, спаренный 35-мм автомат, бомбомет «Лимбо». Всего в 1971 — 1972 гг. выстроено четыре единицы: «Саам», «Заал», «Ростам» и «Фарамарз».

76. Фрегат «Нитерои», Бразилия, 1976 г.

Выстроен в Англии на верфи «Воспер-Торникрофт». Водоизмещение стандартное 3200 т, полное 3800 т. Протяженность громаднейшая 129,2 м, ширина 13,5 м, осадка 5,5 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 74 000 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: 4 ПУ ПКР «Экзосет», 2×3 ПУ ЗРК «Си Кэт», 1×1 ПУ ПЛУР «Икара», 114-мм автоматическое орудие, два 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Бофорс», 2×3 324-мм ТА ПЛО, вертолет «Линке».

Всего в 1976 — 1978 гг. выстроено четыре единицы в Англии и две в Бразилии (последние вместо ПЛУР «Икара» несли второе 114-мм орудие).

77. Фрегат «Мермэйд», Англия, 1973 г.

Выстроен в Англии на верфи «Ярроу» для Ганы. Водоизмещение стандартное 2300 т, полное 2520 т. Протяженность громаднейшая 103,4 м. ширина 12,2 м, осадка 3,7 м. Мощность двухвальной дизельной установки 14 400 л.с., скорость 24 узла. Оружие: 114-мм автоматическое орудие, четыре 40-мм автомата, бомбомет «Лимбо». Практически выстроен в 1968 г. и поставлен на прикол. В 1977 г. реализован Малайзии.

78. Фрегат «Макут Раджакумарн», Таиланд, 1973 г.

Выстроен в Англии на верфи «Ярроу». Водоизмещение стандартное 1650 т, полное 1900 т. Протяженность громаднейшая 97,6 м, ширина 11 м, осадка 5,5 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 29 125 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: 1×3 ПУ ЗРК «Си Кэт», два 114-мм автоматических орудия, два 40-мм автомата, бомбомет «Лимбо».

Три переживших войну иранских фрегата в 1996 — 1998 годах модернизировали, в следствии чего состав оружия стал еще более «интернациональным», чем был ранее.

Вместо ПКР «Си Киллер» установили четыре контейнера с замечательными китайскими противокорабельными ракетами С-802 «Инцзи-2» (в Иране взяли обозначение «Тондар»), а ЗРК «Си Кэт» заменили спаренной 23-мм артустановкой ЭУ-23-2 советского примера, но также китайского производства. Бомбомет «Лимбо» сняли; вместо него показались два трехтрубных противолодочных торпедных аппарата. Претерпели трансформации кроме этого радиоэлектронные и навигационные средства.

В обновленном виде иранские суда, не обращая внимания на собственный более чем 30-летний возраст, помогают и сейчас.

В феврале 1968 года, в то время, когда вторая пара фрегатов для Ирана еще кроме того не была заложена, компания «Воспер-Торникрофт» взяла новый заказ, на этот раз от Ливии. Проект фрегата «Дат Ассавари» имел фирменное обозначение «Воспер Мк-7» и воображал собой увеличенный «Саам» с пара иным составом оружия.

Стандартное водоизмещение выросло до 1325 т, громаднейшая протяженность — до 100,6 м. Вместо ПКР «Си Киллер» сначала установили второй комплекс «Си Кэт», почему ливийский фрегат на фоне собственных иранских собратьев смотрелся более бледно. Только по окончании капитальной модернизации, совершённой в 1980 — 1983 годах в Италии, «Дат Ассавари» взял замечательное ракетное оружие — ЗРК «Альбатрос» и четыре контейнерные пусковые установки ПКР «Отомат», и два трехтрубных аппарата для противолодочных торпед.

На данный момент фрегат выведен из боевого состава флота, но так же, как и прежде употребляется в качестве стационарного учебного судна.

Удачи компании «Воспер-Торникрофт» в области экспортных поставок стали одной из обстоятельств того, что скоро ей достался и «государственный заказ» на создание фрегата для Рой-ял Нэйви. «Амазон» снаружи очень сильно смахивал на «ливийца» и «иранцев», но был существенно больше и оснащался вертолетом.

Но, Королевский флот остался этим кораблем не весьма доволен (см. «Моделист-конструктор» № 9 за 2004 г.).

Но на базе «Амазона» появился новый и очень успешный экспортный проект — «Воспер Мк-10», на что сразу же нашелся клиент — Бразилия. За счет предстоящего повышения водоизмещения на бразильском фрегате, названном «Ни-терои», разместили целый спектр разнообразного оружия, включая французские ПКР «Экзосет» и австралийские противолодочные ракетоторпеды «Икара».

Наряду с этим за счет широкой автоматизации (классический козырь «Воспер-Торникрофта») численность экипажа составила всего 200 человек — в полтора раза меньше, чем на подобном по размерам эсминце «Шеффилд». Всего было заказано шесть судов типа «Нитерои», причем два из них строились по лицензии на верфи в Рио-де-Жанейро.

Извечный соперник «Воспер-Торникрофта», компания «Ярроу», кроме этого забрала курс на создание экспортных проектов еще в 1960-е годы.

Первый договор на постройку фрегата был заключен с правительством Ганы. Но при достаточно внушительных размерах корабль по своим боевым возможностям смотрелся робко. Что неудивительно: ему в первую очередь предстояла роль президентской яхты и штабного судна.

Исходя из этого отделке внутренних помещений уделялось больше внимания, чем оружию, которое по большей части было представлено примерами периода Второй мировой.

Но вот незадача: фрегат был практически готов, в то время, когда во второй половине 60-ых годов XX века в Гане случился армейский переворот, а у поменявших низверженного президента Нкруму правителей приоритеты были иными… Корабль было нужно поставить на прикол.

По окончании продолжительных переговоров он в первой половине 70-ых годов XX века, наконец, был включен в состав английского флота называющиеся «Мермэйд», но употреблялся лишь для учебных плаваний с кадетами морских училищ. Спустя четыре года ненужный фрегат удалось (к счастью для британцев!) сплавить Малайзии, где он был переименован в «Ханг Туа». Он пребывал в боевом строю до 1991 года, но после этого был совсем «разжалован» в учебное судно.

К моменту приобретения несчастливой «Русалки» (так переводится слово «Мермэйд») в составе ВМС Малайзии уже был второй фрегат, кроме этого выстроенный компанией «Ярроу». «Ханг Джебат» проектировался как прямой соперник иранскому «Сааму». Он был пара больше собственного «восперовского» собрата, кроме этого имел дизельгазотурбинную энергетику, в полной мере современную электронику и довольно маленький (140 человек) экипаж.

Но по оружию «Ханг Джебат» заметно уступал «Сааму»: его ракетное оружие ограничивалось только одним ЗРК «Си Кэт», а основной калибр артиллерии был представлен ветхим 114-мм орудием с ручным заряжанием… Проигрывал он и в скорости хода, развивая только 26 узлов на газовых турбинах и 16 — на дизелях.

Весьма близкий по типу фрегат, но чуть более большой, в первой половине 70-ых годов XX века был включен в состав флота соседней с Малайзией страны — Таиланда. «Макут Раджакумарн» кроме этого строился в Англии на верфи «Ярроу».

Его оружие включало зенитно-ракет-ный комплекс «Си Кэт», две автоматические 114-мм артустановки Мк-8 и два стандартных 40-мм «бофорса». Благодаря представительскому виду и просторным адмиральским помещениям данный корабль в течении четверти века являлся флагманом таиландского флота — впредь до появления в его составе авианосца «Чакри Нарьюбет».

Подводя результат сообщённому, направляться признать не столь очевидный факт: на рубеже 60-х и 70-х годов XX века самые передовые проекты фрегатов создавались английскими частными компаниями на экспорт. Как раз экспортные суда этого класса в первый раз стали по-настоящему многоцелевыми. И ведущим морским державам скоро было нужно, как это ни парадоксально, перенимать опыт государств третьего мира.

С. БАЛАКИН

Четвертый фрегат проекта Гепард-3.9 прибыл во Вьетнам

Статьи, которые будут Вам интересны: