«Генеральский» флот

«Генеральский» флот

Победа над Францией в войне 1870 года открывала перед федерацией германских стран, образованной под руководством Пруссии, совсем новые возможности В центре Европы вместо пестрого ковра из бессчётных герцогств, графств, королевств и маркграфств показалось замечательное государство, имевшее выход на два моря — Северное и Балтийское В его составе были приморские города, некогда входившие в состав Ганзейского альянса, сильнейшей средневековой морской торговой компании Ясно, что взоры правителей объединенной Германии непременно должны были обратиться в сторону океана Тем более что успешная фактически во всех отношениях война с Францией была совсем нерезультативной для прусского флота Несоизмеримо более не сильный, если сравнивать с флотом второй морской державы мира, он, однако, перестроил пара пароходов Ллойда во вспомогательные крейсера и пробовал их применять для действий на коммуникациях неприятеля.

Но для этого просто не хватило ни сил, ни умения Сами немцы растолковывали это особенным миролюбием по отношению к интернациональной торговле (звучит пара пародийно, в случае если отыскать в памяти неограниченную войну на морских дорогах в Первой и Второй мировых войнах) Одного решения создать ВМС было мало При постройке нового германского флота со всей остротой поднялись два принципиальных вопроса — где забрать суда и кто будет на них плавать’? Первый имел два решения возможно брать боевые суда за рубежом либо же развивать собственное кораблестроение Германия избрала второй путь, и скоро к некогда единственной прусской верфи в Данциге присоединились фабрики компании «Вулкан» в Штеттине, национальные верфи в Киле и Вильгельмсхафене и другие предприятия Ответ второй задачи — формирование экипажей — потребовало куда более продолжительного времени и бессчётных учебных плаваний.

Наряду с этим главные неприятности появились с комсоставом В случае если достаточно умелого матроса возможно подготовить за два-три года, то капитан корабля получает опыт не меньше чем за пять-десять лет, а что же сказать об адмиралах’? До появления умелых высших офицеров должно было пройти много лет, а руководить флотом необходимо было уже на данный момент И тут Германия отыскала собственный путь — в первые годы флотом руководили военные генералы В первой половине 70-ых годов XIX века генерал фон Штош занял должность главы морских сил, в один момент являясь начальником морского департамента армейского министерства На этих постах он оставался 12 лет А в первой половине 80-ых годов XIX века, по окончании его ухода, морское ведомство возглавил второй генерал — фон Каприви.

К формированию флота Штош приступил по собственному разумению сугубо сухопутного человека Для генерала в полной мере понятной являлась обстановка, в то время, когда армия складывается из двух частей одна из них находится в очень сильно укрепленных крепостях, а вторая, включающая формирования и кавалерию с легким оружием, занимается разведкой и вылазками, непрерывно тревожа вражеские силы Согласно точки зрения Штоша, роль «крепостей» должны были играться броненосцы береговой обороны в совокупности с их базами, в то время как на роль «кавалерии» в полной мере доходили крейсера С броненосными силами было нужно погодить до тех пор пока судостроению Германии были по силам только маленькие суда Но достаточно интенсивную постройку небронированных крейсеров возможно было затевать сходу Как раз ими германские верфи и занялись, неспешно наращивая темпы Что касается характеристик, то ничего выдающегося объединенная Германия сначала не создала Первые корветы очень сильно напоминали безнадежно устаревшие суда побежденной Франции Действительно, германские конструкторы весьма скоро отказались от древесных корпусов Фактически, чисто древесными стали лишь три самых первых крейсера «Ариадне», «Луизе» и «Фрейя», заложенные сразу после франкопрусской войны Уже следующие два крейсера, кстати, самых больших за последующее десятилетие, «Лейпциг» и «Седан», имели металлические корпуса, действительно, обшитые слоями меди и дерева — классическим для того времени средством против обрастания При водоизмещении чуть больше 4,5 тыс. т они несли солидную батарею из двенадцати 170-мм пушек и несколько 380-мм торпедных аппаратов И те и другие имели полное парусное оружие, но вели себя под парусами одинаково отвратительно. «Лейпциг» показался генералам через чур громадным и дорогим, и следующая, уже достаточно большая серия из шести судов, названных именами известных армейских деятелей, имела в полтора раза меньшие размеры Еще скромнее была «женская компания» «Карола», «Ольга», «Мари», «Софи», «Александрина» и присоеденившаяся к ним «Аркона» Спроектированные еще в 1875 году, но начатые строиться практически пять лет спустя, они были безнадежно устаревшими к моменту вступления в строй («Александрина» и «Аркона» были включены в состав флота лишь спустя десятилетие — в конце 1886 года, сейчас Армстронг уже вовсю строил клоны известной «Эсмеральды») Не смотря на то, что «женщины» несли снаружи грозную батарею из десяти 150-мм, плюс по паре пушек меньшего калибра (88 либо 105 мм), все орудия остались нескорострельными, с малыми несовершенными снарядами и углами обстрела.

Примечательно, что в течении практически 15 лет немцы мало что предпринимали для улучшения черт собственных крейсеров Наоборот, в первой половине 80-х годов девятнцадцатого века они скорее ухудшались Одиночный 2000-тонный «Никсе»имел скорость всего 10 узлов и совсем не доходил для применения в качестве корабля (К тому же его артиллерия складывалась из восьми пушек полностью нестандартного для Германии 125-мм калибра, каковые скоро демонтировали одну за второй ) Неудивительно, что «Никсе» сходу низвели до статуса учебного судна, не смотря на то, что и в данной роли ему было нужно несладко корвет весьма не хорошо держался в море, в особенности под парусами Заложенная в первой половине 80-ых годов XIX века «Шарлотта» являла собой фактически поднятую в размерах копию выстроенного восемь лет назад «Бисмарка», конечно, с полным парусным оружием «Шарлотта» стала полным рекордсменом среди современников по количеству загруженных на борт (язык не поворачивается сообщить — установленных) орудий восемнадцать 150-мм и шестнадцать 88-мм, не считая малокалиберных, и все это при водоизмещении 3700 т В уникальной механической установке судна две автомобили трудились на один вал Неудивительно, что практически сразу после вступления в строй было нужно заменить эти автомобили одной в два раза большей мощности и уменьшить количество пушек К концу века артиллерия уникального крейсера пришла в соответствие с размерами корабля, и на нем осталась лишь пара 105-мм и двенадцать 88-мм орудий Однако и «Никсе», и «Шарлотта» прослужили в качестве учебных, а позже и запасных судов достаточно продолжительно, дожив до Первой мировой Фактически, все бессчётное крейсерское хозяйство (а всего во время «коневодства» Штоша до 1883 года было заложено 22 посыльных и корвета судна — авизо) по собственной сути являлось учебным Боевые качества не разрешали сохранять надежду на успех при «громадной» войны Кстати, у генеральского руководства не имелось никаких идей в вопросе о том, как следовало бы применять в этом случае крейсера Но ни за что их нельзя назвать ненужными Наоборот, без очень громадных затрат Германия решила сходу пара задач подготовила большое количество армейских моряков и, основное, к германскому флагу начал привыкать всю землю Фактически все корветы солидную часть собственной карьеры провели в дальних плаваниях, довольно часто в тропических морях, у берегов Африки и на Тихом океане, где новая великая держава начала неспешно собирать личные владения В общем, чуть ли в то время, когда в истории столь нехорошие для собственного времени боевые суда выяснялись так востребованными и нужными В следствии с наступлением 1890-х годов, в то время, когда империю Гогенцоллернов принял последний представитель семейства, Вильгельм II, тёплый приверженец постройки человек и сильного флота, вычислявший себя знатоком морских дел, для осуществления его на большом растоянии идущих замыслов уже наличествовали и люди, и пушки, и фабрики, и доки

К тому времени все главные морские державы фактически покончили с небронированными крейсерами Дажо малые суда этого класса обзавелись броневыми палубами. Германия, подобно другим странам, также приступила к постройке таких боевых судов, первыми из которых стали два крейсера типа «Ирене» Их можно считать родоначальниками «громадных крейсеров» германского флота; линия развития продолжилась бронепалубными «Фрейями», которых поменяли броненосные единицы и, в итоге, линейные.

56. Бронепалубный крейсер «Кайзерин Аугуста» (Германия, 1892 г.)

Выстроен на верфи «Германия» в Киле. Водоизмещение 6220 т, протяженность большая 123,20 м, ширина 15,60 м, осадка 7,40 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 14 000 л.с., скорость 21,5 узла. Бронирование: палуба 50 мм (на скосах 70 мм), рубка 50 мм. Оружие: четыре 150-мм, восемь 105-мм, восемь 88-мм орудий, четыре 37-мм револьверных малокалиберных пушки и пять 350-мм торпедных аппаратов.

Во второй половине 90-ых годов XIX века артиллерия складывалась из двенадцати 150-мм и восьми 88-мм скорострельных орудий. Всецело перестроен в 1903— 1907 годах, сняты четыре торпедных аппарата. С 1914 года — учебный артиллерийский корабль.

Сдан на слом в первой половине 20-ых годов XX века.

57. Корвет «Ариадне» (Германия, 1872 г.)

Выстроен на верфи в Данциге. Водоизмещение 2040 т, протяженность большая 68,16 м, ширина 10,81 м, осадка 5,70 м. Мощность одновальной паросиловой машинной установки 2300 п.с., скорость под парами 14 узлов. Оружие: шесть 150-мм и два 120-мм нарезных орудия (восемь 150-мм на «Фрейе»). Всего в 1872 — 1876 гг. выстроено три единицы: «Ариадне», «Луиза» и пара громадная по размерам «Фрейя» (2370 т, протяженность,85,35 м).

Все сданы на спом в 1891 — 1897 годах.

58. Бронепалубный крейсер «Ирене» (Германия, 1896 г.)

Выстроен компанией «Вулкан» в Данциге.

Водоизмещение 4950 т, протяженность большая 103,70 м, ширина 14,20 м, осадка 7,62 м. Мощность двухвальной паросиловой машинной установки «компаунд» 8000 л.с., скорость 18 узлов. Бронирование: палуба 20 — 30 мм (на скосах 20 — 55 мм), рубка 50 мм. Оружие: четырнадцать 150-мм, шесть 37-мм револьверных малокалиберных орудий, три 350-мм торпедных аппарата.

Всего в 1888 — 1889 гг. выстроено две единицы: «Ирене» и «Принцесс Вильгельм». Много раз перевооружались, в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века артиллерия складывалась из четырех 150-мм, восьми 105-мм и шести 50-мм орудий. Всецело модернизированы в начале XX века. Переклассифицированы во вспомогательные суда в 1914 году. Сданы на слом в 1921 — 1922 годах.

59.

Мапый крейсер (авизо) «Хела» (Германия, 1896 г.)

Выстроен компанией «Везер» в Бремене. Водоизмещение 2050 т, протяженность большая 105,0 м, ширина 11,0 м, осадка 4,55 м. Мощность двухвальной паросиловой машинной установки тройного расширения 6000 л.с., скорость 20 узлов. Бронирование: палуба 20 мм (на скосах 25 мм), рубка 30 мм. Оружие: четыре 88-мм и шесть 60-мм скорострельных орудий, три 450-мм торпедных аппарата. В 1906 году два 88-м орудия сняты.

С 1910 года — вспомогательное судно, в 1914 году снова употреблялся в действующем флоте для патрулирования в Северном море. Потоплен в сентябре 1914 года.

Первые суда нового типа оказались не через чур успешными, их бронирование было более не сильный, чем на крейсерах Армстронга, а артиллерия совсем не соответствовала тем требованиям, каковые к тому времени предъявлялись к оружию крейсеров.

И уж совсем не хорошо смотрелись такие своеобразны крейсерские характеристики, как автономность и скорость Германия не захотела применять армстронговские скорострельные пушки — крупповские орудия имели во всем мире через чур высокую репутацию, и передача заказа соперникам стала бы очень непатриотическим поступком Расплачиваться за политические игры было нужно экипажам крейсеров типа «Ирене» На бумаге их четырнадцать 150-мм орудий смотрелись весьма солидно, но ни одно из них не являлось скорострельным Кроме того, лишь четыре орудия имели длину ствола в 30 калибров и находились в спонсонах в средней части корпуса, другие же были маленькими — лишь 22 калибра — и имели возможность стрелять не потом трех миль, причем имели очень узкие секторы обстрела Практически к моменту вступления в строй первые германские бронепалубные крейсера мало годились для боя с подобными себе зарубежными судами Они имели возможность употребляться только для все тех же классических целей «крейсеров мирного времени» показа флага в мире, маленьких карательных экспедиций против вождей племен, и учебных плаваний. Именно для таких целей они в полной мере доходили, отличаясь в цепом хорошей мореходностью и умеренной бортовой и килевой качкой К тому же они прекрасно слушались руля, отзывы начальников о управляемости и манёвренности всегда были сугубо хорошими.

В общем, не обращая внимания на грозные последовательности орудий, как раз мирное время для «Ирене» и «Вильгельмины» оставались естественным состоянием.

Слабость артиллерии германских крейсеров не являлась тайной за семью печатями для управления германского флота, исходя из этого уже в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века их перевооружили: 150-мм орудия в спонсонах покинули, носовые 105-миллиметровки заменили скорострельными с длиной ствола в 36 калибров, а восемь бортовых заменили шестью скорострельными Но и в таком виде артиллерия все еще оставалась не сильный Много раз появлялись предложения о дополнительном перевооружении, при котором крейсера взяли бы еще пара скорострельных 88-мм орудий.

Но данный вариант так и не был реализован, вероятнее, из-за небольшой боевой ценности судов (уже к 1895 году скорость в 18 узлов больше доходила для канонерки, чем для крейсера)

Но прогресс неспешно брал собственный заводы и Конструкторы набирались опыта. В следствии последний «генеральский» крейсер, «Кайзерин Аугуста», воображал собой корабль, созданный на совсем вторых базах. По сути, он стал первой заявкой Германии на в полной мере современную единицу класса

В отличие от своих предшественников, мысль постройки которых оставалась не до конца понятной ни для конструкторов, ни для управления флота, новый крейсер очевидно предназначался для войны против торгового судоходства. Упор был сделан на высокую скорость, но в же время «защита» и «атака» не остались без внимания В случае если артиллерия если сравнивать с перегруженными предшественниками смотрелась умеренной, то броневая палуба была в полной мере солидной для собственного времени «Кайзерин Аугуста» по собственной идее и воплощению во многом была похожим российские «шеститысячники» «Варяг», «Богатырь» и «Аскольд», строившиеся чуть позднее, перед самой русско-японской войной Предполагалось, что крейсер за счет скорости сможет догонять практически все торговые суда неприятеля и уходить от превосходящих его по силе боевых судов — хорошая формула для разведчика и рейдера

Высокие требования к ходовым качествам повлекли за собой водоизмещения и значительное увеличение длины Снаружи первый «настоящий» германский крейсер отличался тремя полным отсутствием и трубами рангоута. Революционной изюминкой стал переход к трехвальной силовой установке.

Она стала классической для громадных крейсеров германского флота и взяла достаточно широкое распространение за рубежом Вместо автомобилей двойного расширения были установлены автомобили с тройным расширением пара, к тому же с вертикальным, а не горизонтальным размещением цилиндров Действительно, водотрубные котлы еще не стали общеупотребительными и конструкторы ограничились классическими цилиндрическими. Корпус изготавливался из стали по прогрессивной для того времени продольно-поперечной схеме силового комплекта.

Потому, что «Аугуста» предназначалась в первую очередь для работы за рубежом, в том числе и в теплых морях, ее корпус, как и у предшественников, обшивался деревом и мунцметаллом — сплавом, заменившим медь Примечательно, что эта «шуба» возвышалась над ватерлинией практически на 0,7 метра

Пара подкачала артиллерия Крупповские скорострелки еще не подоспели, исходя из этого было нужно установить временное оружие, подлежащее замене при первой возможности.

Скорострельные орудия появились, как и предполагалось, во второй половине 90-ых годов XIX века, и их сразу же установили на крейсере

Первый опыт создания быстроходного большого боевого судна был не совсем ровным. Фактически сходу, еще на опробованиях, стало известно, что корпус не хватает прочен и требует дополнительного усиления.

К тому же еще на протяжении пробы автомобилей на холостом ходу в одной из них случилась важная авария. Исходя из этого крейсер уже в июне 1893 года послали на завод Работы, нужные для исправления распознанных недостатков, "настойчиво попросили" большое количество времени, и обратный ввод корабля в строй был вероятным лишь в мае 1895 года. Так, он успел прослужить только пара месяцев, по окончании чего потребовалось практически два года для его доводки!

Завершая разговор о германском флоте пара смутного, но в полной мере плодотворного времени «сухопутных адмиралов», было бы несправедливо не сообщить ни слова о совсем малых крейсерах. Любопытно, что начиная с конца 1880-х годов фактически в один момент строились суда практически однообразного водоизмещения, но заметно разные по идее и назначению.

Для одной линии развития тон задали маленькие «Швальбе» и «Шпербер», у которых менее чем скромными являлись фактически все характеристики, и водоизмещение в 1340 т, и скорость в 14 узлов (при сохранении парусов), но при достаточно сильной артиллерии из восьми 105-миллиметровок, не считая малокалиберных скорострелок В сущности, они представляли собой колониальные канлодки (как словно бы Германии не хватало для данной цели вторых, более солидных единиц) Но «легкие крейсера четвертого класса» взяли развитие в лице пара различавшейся меноду собой шестерки чуть громадных по размерам «зееадперов»

Более увлекательны так именуемые торпедные крейсера, почему-то классифицировавшиеся в Германии как посыльные суда — авизо Их родоначальником стал 1150-тонный «Цитен», выстроенный еще во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в Англии Первоначально на нем по большому счету не предполагалось иметь артиллерийского оружия, не смотря на то, что потом установили шесть 50-мм пушек Основной же изюминкой проекта являлась новинка того времени — два 380-мм торпедных аппарата, расположенные в корме и носу, с громадным запасом торпед.

Немцы творчески развили идею, установив на более больших потомках «Цитена», уже независимой разработки, «Блице» и «Пфайле», в полной мере приличную для 1460-тон-ных карликов артиллерию (одну 125-мм и четыре 88-мм пушки) В будущем мини-крейсера, вооруженные по большей части торпедными аппаратами, развивались своим методом, в частности — как торпедные канонерские лодки либо минные крейсера (в той же Германии — «авизо» «Вахт», «Ягд», «Метеор» и «Комет») А их чуть громадные собратья стали прототипами будущих крейсеров-разведчиков, либо настоящих легких крейсеров. Так, выстроенный во второй половине 80-ых годов XIX века «Грайф» при водоизмещении 2230 т уже совсем не имел торпедного оружия; его артиллерия, состоявшая всего из пары 105-мм и десятка револьверных малокалиберных 37-мм пушек, формально очень сильно уступала оружию «Швальбе».

Но на деле «Грайф» являлся куда более современным кораблем Со собственными тремя трубами, ходом в 19 узлов и полным отсутствием рангоута, он создавал чувство быстроходного разведчика для Северного либо Балтийского моря, каковым он, в сущности, и являлся. А пушки (потом замененные восемью 88-мм скорострелками) годились и для уничтожения миноносцев «Грайф» перевоплотили в плавучий склад еще до начала Первой Мировой, а вот последнему мини-крейсеру, «Хеле», выстроенному в середине 1890-х годов, «повезло» больше.

Он стал первым боевым кораблем, потопленным английской торпедной лодкой. «Е-9» разрешила войти его ко дну 13 сентября 1914 года в Северном море.

В. КОФМАН

звания и Погоны Армии, Полиции, Флота РФ 2017