«Геркулес» — гроза ракет

«Геркулес» — гроза ракет

Зенитная ракета-перехватчик NIKE-HERCULES — MIM-14B. Исходными вариантами для большинства зенитных ракет, созданных в 1950-е гг. «по обе стороны океана», стали ракеты, изготовленные во время второй мировой в Германии. Не обращая внимания на то, что германские «вассерфали», «шметтерлинги», «рейнтохтеры» и др. опоздали принять участия в военных действиях, их перспективность как нового вида оружия не подлежала никакому сомнению.

А по окончании тщательного изучения захваченных у немцев документации и образцов ракет показались новые техвозможности для аналогичного оружия. Тем более что цели для них становились все более важными — в начинавшейся «холодной войне» зенитным ракетам предстояло стать непреодолимой преградой на пути бомбардировщиков с ядерными бомбами.

Неоспоримым фаворитом в этих работах стала американская совокупность «Найк», создание которой началось 8 февраля 1945 г. В тот сутки артиллерийское управление армии США поручило компании «Уэстерн Электрик» проведение изучений, технической разработки и научных экспериментов ракеты, предназначенной для применения в качестве «атакующего средства ПВО» главных городов США. С позиций середины 1940-х гг. подобный договор в Америке никем не рассматривался ни как срочный, ни как внеочередной.

Монопольное владение ядерным оружием разрешало американцам не особенно вспоминать об действенной обороне. Но со временем у американцев исчезала уверенность в незыблемости аналогичной обстановке, и отношение к этому проекту начало претерпевать радикальные трансформации.

Привёдшее к шоку среди технических специалистов и американских военных опробование первой советской ядерной бомбы вынудило существенно повысить статус работ по совершенствованию совокупностей ПВО, каковые были срочно причислены к числу «решающих средств в войне и к факторам сдерживания ядерного нападения».

В следствии, новая совокупность оружия с каждым месяцем начала получать все больший приоритет и неизменно нарастающие темпы работ над ней, что свидетельствовало о жажде американского управления обезопасисть от воздушных ударов наибольшие политические, административные и промышленные центры США, базы ВМС, другие военные и аэродромы объекты.

Ракета «Найк», главные работы по созданию которой выполнила узнаваемая самолетостроительная компания «Дуглас», изначально конструировалась двухступенчатой — с маршевой и твердотопливным ускорителем ступенью с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) компании «Аэроджет». Для работы этого ЖРД употреблялись красная дымящаяся керосин и азотная кислота JP4, а запуск производился смесью анилина и фурфурилового спирта (позднее замененной несимметричным диметилгидразином).

Первый вариант ускорителя включал в себя восемь маленьких твердотопливных ракетных двигателей (ТРД), равномерно расположенных по кругу в хвостовой части маршевой ступени. Как раз таковой вариант «Найка» в первый раз испытали в сентябре 1946 г. на полигоне Уайт-Сэндс.

Но в будущем на «Найке» употреблялся один тандемно расположенный ракетный двигатель, созданный экспертами компаний «Гудийр», «Геркулес» и Редстоунского арсенала.

Двигатель развивал тягу до 27 т и трудился около 3 с. Этого было достаточно для того, чтобы ракета, имевшая стартовую массу около 1120 кг, на активном участке полета при работе ЖРД успевала развить сверхзвуковую скорость до М = 2,3. Ее дальность действия достигала 46 км, а высота поражения целей — 21 —22 км.

Боевое снаряжение массой около 140 кг складывалось из трех частей, размешавшихся в носовой, средней и хвостовой частях ракеты.

Учитывая большой темп опробований, договор на изготовление первой серии из 100 ракет «Найк» управление Минобороны США подписало уже в январе 1951 г., еще до получения первых результатов по перехвату воздушных мишеней. Только в октябре 1951 г. первые ракеты подготовили к запуску с полным набором аппаратуры управления. В начале 1950-х гг. характеристики этих ракет оценивались достаточно высоко.

Первая попытка перехвата состоялась 27 ноября 1951 г. и была успешной — ракетой поразили самолет-мишень ОВ-17 — радиоуправляемый вариант «летающей крепости» В-17. Последовавшие в будущем еще 22 успешных пуска — три из которых выполнили по наземным целям, а остальные — по воздушным мишеням — разрешили начать подготовку к боевому развертыванию совокупности около главных американских городов.

В июле 1952 г. получила линия по выпуску ракет, а в январе следующего года организовали первую ракетную батарею.

30 мая 1954 г. первая батарея «Найк» с ракетами, взявшими обозначение MIM-3, заступила на круглосуточное боевое дежурство в Форт Мейде. Эта дата стала в будущем отмечаться как сутки рождения совокупности «Найк».

К началу 1955 г. зенитные ракеты совокупности «Найк» разместили около самые крупных городов США.

Всего изготовили 350 комплексов, а количество выпущенных компанией «Дуглас» ракет составило 13 714.

Но изготовленным в столь огромных количествах ракетам так и не было нужно вступить в борьбу с соперником, потому, что вторжений в воздушное пространство Америки не было, а единственным известным фактом их боевого применения стали боевые действия в начале 1960-х гг. в небе над Тайванем, на протяжении которых «найками» сбили пара китайских самолетов-разведчиков.

Но в целом эффективность «найк-аяксов» (так эти ракеты стали именоваться с конца 1956 г.) была существенно ниже ожидавшейся, кроме того при учебных пусках. Особенную известность взяли неудачные стрельбы по самолетам-боеприпасам «Матадор», совершённые в октябре 1955 г. на полигоне Уайт-Сэндс. На протяжении первой серии пусков по «Матадору», летевшему на высоте 10 600 метров со скоростью 960 км/ч, было выпущено 4 ракеты, и ни одна из них не попала в цель.

Столь же бесплодной была атака и на второй «Матадор». Только с третьей попытки мишень, наконец, сбили двумя ракетами.

Столь обескураживающий итог существенно поменял отношение к «Найку». Не смогли улучшить его успешные стрельбы и репутацию, каковые провели в мае 1956 г. в присутствии намерено приглашенных журналистов. В этом случае успешными были семь пусков из восьми.

Но, еще в марте 1952 г. анализ, выполненный экспертами минобороны США, продемонстрировал достаточно ограниченные возможности действия «Найка» против плотных групп бомбардировщиков. В следствии, 16 июля 1953 г. было издано постановление о начале разработки новой ракеты «Найк-В» (в будущем «Найк-Геркулес»), оснащенной существенно увеличенной боевой частью и талантливой перехватывать воздушные цели, летящие со скоростями около 2000 км/ч, на дальностях более 50 км и высотах более чем 20 км.

Разработку данной ракеты кроме этого выполнила компания «Дуглас». Начальными замыслами предусматривалось создание «Найк-Геркулеса» на базе элементов «Найк-Аякса»: стартовать ракета должна была, применяя ускоритель М42, складывающийся из четырех стартовых двигателей «Найк-Аякс» М5Е1 с неспециализированной тягой порядка 98 т, а для предстоящего полета — четыре маршевых ЖРД. Одновременно с этим для «Найк-Геркулеса» приняли иную аэродинамическую схему.

В отличие от схемы «утка», использованной для «Найк-Аякса», новая ракета взяла четыре крестообразно расположенных треугольных крыла большой стреловидности и малого удлинения по передней кромке. За задней кромкой крыльев установили элевоны, снабжающие управление полетом ракеты. В носовой части ракеты в одной плоскости с крыльями пребывали маленькие треугольные дестабилизаторы с антеннами.

Такая аэродинамическая схема существенно повысила маневренность ракеты, в особенности на громадных высотах.

Применение для «Найк-Геркулеса» отработанных ранее двигательных установок разрешило очень скоро начать летные опробования новой ракеты. Ее первый пуск состоялся 13 января 1955 г. Но, в один момент с упрощением задачи, использование столь громадного количества двигательных установок стало причиной большому понижению показателей надежности ракеты.

В следствии, из первых 20 пусков 12 была неудачными, по большей части из-за отказов одного либо нескольких маршевых ЖРД. Совсем линии под применением связки из четырех ЖРД для маршевой ступени ракеты подвело происшествие на протяжении опробований, произошедшее 30 сентября 1955 г., в то время, когда на стенде взорвался один из двигателей.

Новым вариантом ракеты предусматривалось применение для ее маршевой ступени специально разработанного компанией «Тиокол» маршевого твердотопливного двигателя с тягой 4,5 тонны и длительностью работы около 70 с.

Первый пуск «Найк-Геркулеса» с новым маршевым двигателем состоялся 13 марта 1957 г. К тому времени в актив новой совокупности уже был записан первый перехват воздушной цели, летевшей со скоростью около 2700 км/ч на высоте 20 км, выполненный 31 октября 1956 г. прошлым (четырехдвигательной маршевой ступенью) вариантом ракеты.

Зенитная управляемая ракета «Найк-Геркулес» MIM-14В:

1 — стабилизатор; 2 — задний бугель; 3 — главный узел крепления стабилизатора; 4 — твердотопливный двигатель ускорителя М5Е1; 5 — передний бугель; 6 — переходная юбка с окнами выброса маршевого двигателя; 7 — узел стыковки ускорителя к маршевой ступени с фиксатором элевона на стартовом участке полета; 8 — элевон; 9 — противофлаттерный груз; 10 — крыло; 11 —маршевый твердотопливный двигатель М42А1; 12 — эксплуатационный люкотсека боевого снаряжения; 13 — сопло стартового двигателя; 14 — кормовой обтекатель ускорителя; 15 — стяжка; 16 — обтекатель выхлопного устройства бортового энергоузла (вспомогательной силовой установки); 17 — антенна радиокомандной совокупности наведения; 18 — приемник воздушного давления; 19 — дестабилизатор; 20 — головной обтекатель; 21—эксплуатационный люк отсека командной совокупности наведения; 22 — бортовой разъем; 23 — люк предохранительно-аккуратного механизма боевой части

В целом в ходе опробований, каковые длились до октября 1959 г., запустили около 300 ракет. Пуски выполнялись в самых разнообразных метеоусловиях по целям, имевшим разные характеристики — по размерам, высотам и скоростям полета. По своим качествам новая ракета существенно превосходила предшественницу.

Так, при стартовой массе в 4850 кг «Найк-Геркулес» (SAM-А-25, MIM-14) имела возможность летать со скоростями до М = 3,65 и поражать сверхзвуковые воздушные цели на дальностях до 150 км и высотах до тридцати километров. Высокая эффективность поражения обеспечивалась наличием у ракеты замечательной осколочно-фугасной боевой части (М17 либо М135) массой 502,7 кг. К тому же возможности ракеты имели возможность увеличиться при ее оснащении ядерным зарядом W31 с регулируемым уровнем мощности. При уровне М-97 мощность составляла 2 кт, при М-22 — 20 кт и на М-23 — 40 кт.

Ракеты «Найк-Геркулес» предназначались для эксплуатации в диапазоне температур от —40° до +50°С, при размещении начальной позиции на высотах до двух километров над уровнем моря и при ветре до тридцати метров/с.

Стартовал «Найк-Геркулес» с однозарядной пусковой установки (ПУ) с направляющей конечной длины. Известны три модификации ПУ — стационарная, полустационарная и самоходная. Две первые снабжали пуск ракеты при постоянном угле возвышения около 90°.

Самоходная пусковая установка, смонтированная на колесном шасси М520 — грузовика повышенной проходимости компании «Катерпиллер», была умелая и проходила опробования. Шасси ПУ имело колесную формулу 2×2.

М520 складывалось из двух одноосных секций, шарнирно соединенных между собой. Колеса громадного диаметра снабжали шасси высокую проходимость.

В передней секции размещались двигатель и кабина водителя, в задней — фактически пусковая установка.

ПУ складывалась из четырех главных агрегатов: артиллерийской части — направляющей с механизмом вертикального наведения; убирающихся колес шасси для посадки его на устранения и грунт раскачивания установки при старте ракеты; отражателя истекающих газов стартового ускорителя с креплением и набора гидравлических домкратов и опор для горизонтирования основания установки в боевом положении.

При стационарном размещении комплексы «Найк-Геркулес» входили в состав дивизионов и батарей. Батарея имела все боевые средства ЗРК и две стартовые площадки, на каждой из которых размешалось по четыре пусковые установки с ЗУР. Батареи размещались в большинстве случаев около обороняемого объекта на расстоянии 50 — 60 км от его центра, в большинстве случаев, совместно с батареями ЗРК средней дальности «Хок» Дивизион включал шесть батарей.

Начальным замыслом предусматривалось ракетой «Найк-Геркулес» заменить «Найк-Аякс» в начале 1960-х, но неудачная карьера «аяксов» вынудила существенно ускорить темп работ. И первые комплексы «Найк-Геркулес» ввели в строй уже 30 июня 1958 г. в районе Нью-Йорка, Филадельфии и Чикаго. Всего развернули 145 позиций для размещения нового комплекса, из них 110 подготовили в порядке замены на них «найк-аяксов».

В один момент с поступлением «найк-геркулесов» начали сниматься с оружия ракеты «Найк-Аякс». последний из оснащенных ими комплексов был около г. Норфолк и закончил боевое дежурство в ноябре 1963 г.

Но эффективность действия «Найк-Геркулеса» кроме этого была далеко не столь высокой, как ожидалось на начальных этапах работ.

Она кроме этого стала предметом широкого дискуссии в Соединенных Штатах, в особенности по окончании получения результатов совершённого в 1959 г. математического моделирования отражения воздушного налета на Чикаго. Выполненные тогда расчеты продемонстрировали, что, не обращая внимания на предпринятые упрочнения, эффективность новой совокупности ПВО образовывает всего 8%. За этим совокупности обороны городов СШАна основе ракет «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес» подверглись резкой критике в комитете сената по оружию.

В следствии этого было отменено данное ранее разрешение на создание 50 ракетных баз ПВО и уменьшены отчисления на производство ракет.

В этих условиях работы по модернизации и доводке совокупности «Найк-Геркулес» снова форсировали. В следствии усовершенствованная ракета купила свойство поражать не только самолеты, но и тактические баллистические ракеты, движущиеся со скоростями до 4400 км/ч.

Отмечалось, что в одном из опробований, состоявшихся в конце 1959 г. на полигоне Уайт-Сэндс, «Найк-Геркулес» перехватила сверхзвуковую мишень на высоте 45,7 км. А в 1960 г. в том месте же перехватили пара баллистических ракет, включая тактическую баллистическую ракету «Капрал».

Всего изготовили более 25 тысяч «найк-геркулесов», из которых большинство в варианте М1М-14В. Не считая США они по лицензии производились в Японии.

В течение 1960 —1970 гг. эти ракеты являлись одним из самый обширно распространенных в мире средств ПВО, пребывавших на вооружении фактически всех стран НАТО и многих союзников США в Азии.

В 1974 г. «Найк-Геркулес» начали снимать с оружия в Соединенных Штатах. Последние ракеты в 1978 — 1979 гг. покинули начальные позиции, размешавшиеся на Аляске и во Флориде.

К началу XXI века эти ракеты остались на вооружении ПВО лишь в Греции, Турции, Италии и Южной Корее, где они неспешно заменяются более современными примерами.

В. КОРОВИН

Противокорабельные ракеты США (LRASM)

Статьи, которые будут Вам интересны: