Гладиаторы: экипировка и вооружение
Бои гладиаторов были характерной чертой древнеримского образа судьбы. Их главными участниками выступали бойцы, обученные сражаться между собой разными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало изюминкам оружия разных соперников римлян.
Со временем сформировалось пара главных типов гладиаторского оружия. Предлагаем познакомиться с ними поближе в новом интерактивном спецпроекте Warspot.
Чтобы получить подробные сведения об экипировке того либо иного солдата, наведите курсор на наименование гладиатора и щёлкните по нему. Помимо этого, под иллюстрацией находится дополнительная информация о тех подробностях снаряжения, каковые употреблялись гладиаторами всех типов.
Гопломах
Гопломах — греческое наименование, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Быть может, таковой тип гладиаторского оружия показался в I–II столетиях н. э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом оружии, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из медных пластин либо стёганой ткани на правой руке, высокие набедренники и бронзовые поножи из мягкой ткани на обеих ногах.
В сражении гопломах прикрывался маленьким медным щитом круглой формы и старался поразить собственного соперника копьём. Быть может, в качестве дополнительного оружия он кроме этого имел клинок либо кинжал.
Медная статуэтка гопломаха. Древнее собрание, Берлин
Главными соперниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны либо фракийцы. Копьё разрешало гопломаху поразить собственного соперника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. Иначе, маленькие размеры щита не снабжали ему надёжной защиты в обороне и в ближнем бою.
Он кроме этого не имел возможности теснить собственного соперника громадным щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая собственному сопернику темп и расстояние боя.
Щит гопломаха
На изображениях гладиаторов гопломах, в большинстве случаев, вооружён медным щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов либо македонских фалангитов эллинистической эры. Пара таких щитов было обнаружено при раскопках, и сейчас они сохраняются в ряде и музеях частных коллекций.
Изображённый на данной фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой медную облицовку, крепившуюся на не сохранившейся древесной базе. обод и Лицевая поверхность щита украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев.
В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный только для демонстрации.
Маленькие размеры щита совсем не сковывают перемещения солдата, но наряду с этим ограничивают предоставляемую им предохранительную функцию. Гладиатор, вооружённый таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать собственного соперника на расстоянии.
Поножи гопломаха и фракийца
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, применявшие громадный прямоугольный щит, в большинстве случаев, носили только одну маленькую поножь на левой ноге, которая выставлялась вперёд в боевой стойке. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами маленького размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные особенности при помощи дополнительных элементов снаряжения, в первую очередь поножей и набедренников. На изображениях и рельефах они в большинстве случаев носят несколько поножей на обеих ногах, причём их протяженность достигает приблизительно середины бёдер.
Этим изображениям соответствуют 10 медных поножей, отысканных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их протяженность варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, легко выгнутого наружу. Диаметр говорит о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простёганной ткани.
На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.
Секутор
Секутор, либо «преследователь», — тяжеловооружённый боец, что в первый раз упоминается в источниках около 50 года н. э. Его защитное снаряжение включало всецело закрытый шлем без козырька либо полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножь на левой ноге. Громадный прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, что носили римские легионеры. Вооружался он маленьким прямым клинком.
Неспециализированный вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.
По собственному снаряжению секутор напоминал галла либо мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Основное различие между ними пребывало в сопернике, с которым этим бойцам приходилось видеться на арене. Для секутора таким постоянным соперником были легковооружённые ретиарии, тогда как мурмиллон в большинстве случаев сражался с другими тяжеловооружёнными гладиаторами — гопломахами и фракийцами.
Кроме того шлем особенной конструкции, что отличает секутора от мурмиллона, и близкого ему по оружию провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи фактически лишённым выступающих частей, данный шлем разрешал секутору легче сбрасывать с себя сеть соперника.
Секутор и ретиарий
Громадный щит и другое снаряжение разрешали секутору не опасаться атак, но в один момент ограничивали бойца собственной тяжестью и сковывали его перемещения. Дабы поразить собственного соперника маленьким клинком, секутору приходилось сближаться с ним фактически близко. Ретиарий, значительно более лёгкий и подвижный в сравнении со своим соперником, со своей стороны, стремился измотать его фальшивыми нападениями.
Так, результат боя между ними решали выносливость и хладнокровие бойца.
В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.
Шлем секутора
К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, каковые одвременно с этим носили провокаторы, но отличаются от них более несложным дизайном, и минимальным числом выступающих подробностей, за каковые имела возможность бы зацепиться сеть ретиария, классического соперника секутора.
Купол шлема выкован из одного куска латуни либо железа и снабжён широким назатыльником, что снабжает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два громадных нащёчника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащёчников защищалось вертикальной пластиной-штифтом.
Глазные прорези являются два ничем не защищённых узких круглых отверстия, каковые очень сильно ограничивают угол обзора. К недочётам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на практически полную глухоту. Помимо этого, значительный вес и плохой воздухообмен разрешали носить шлем только в течение весьма ограниченного времени.
Щит секутора, мурмиллона и провокатора
Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались громадным прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), подобным тем, каковые в первом веке носили римские легионеры. Если судить по соотношению с фигурами солдат на фресках и мозаиках, размеры щита составляли приблизительно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Базу щита изготавливали из трёх слоёв узких древесных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса.
С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался фигурами и геометрическими узорами. Края сверху и снизу обивались медными обоймами, дабы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр.
Вес современной реконструкции для того чтобы щита образовывает приблизительно 7,5 кг.
Щит снабжал бойцу надёжную защиту корпуса, но наряду с этим существенно ограничивал его подвижность. В сражении с более легко вооружённым гладиатором это событие определённо отдавало инициативу сопернику.
Поножи секутора, мурмиллона и провокатора
Поножи (ocrea) являлись частью защитного доспеха, закрывавшего ногу от колена до подъёма стопы, т. е. ту её часть, которая не жала закрыта щитом. Их изготавливали из латуни, отбивая железный лист по выпуклой матрице так, дабы он приобрёл форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок говорит о большой толщине мягкой прокладки.
Дабы поножи хорошо сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, каковые пропускали через две либо три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.
их вид и Количество поножей строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, в большинстве случаев, изображаются только с одной маленькой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были отысканы 9 таких поножей, протяженность которых варьировалась от 28 до 35 см.
Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.
Клинок секутора, мурмиллона и провокатора
Клинок (gladius) был главным оружием гладиаторов, от которого те и взяли собственное имя. Если судить по мозаичным изображениям и рельефам I века до н. э. — I века н. э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно воображало собой прямой обоюдоострый меч длиной 60–65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в долгое и узкое остриё, одинаково прекрасно подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжёлая рукоять, которая вытачивалась из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что разрешало бойцу наносить прекрасно нацеленные колющие удары, скоро поменять направление атаки, делать финты и т. д.
Если судить по изображениям I–III столетий, сейчас протяженность меча очень сильно уменьшается, что затрудняет его использование на практике, но одновременно с этим затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были отысканы три меча с мечом лавролистной формы и рукоятью из слоновой кости. Протяженность меча всех трёх экземпляров варьируется от 20 до 30 см.
Ретиарий
Ретиарии в первый раз показались на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику либо набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто медным наплечником, левая рука — наручью из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария складывалось из сети и трезубца.
В сражении они старались набросить сеть на соперника, дабы после этого поразить его трезубцем либо кинжалом, что держали в левой руке.
Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, в то время, когда ретиарию удалось набросить собственную сеть на соперника. Верхняя панель изображает завершение боя.
Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его соперник победил
Простым соперником ретиария являлся секутор, иногда они имели возможность сражаться кроме этого против мурмиллонов. Превосходя любого собственного тяжеловооружённого соперника в подвижности, ретиарии имели возможность выбирать тактику и осуществлять контроль темп боя. В большинстве случаев они подолгу кружили около собственного соперника, стараясь вывести его из равновесия и измотать фальшивыми атаками, по окончании которых они сами легко имели возможность спастись бегством.
В то время, когда соперник выбивался из сил, ретиарий имел возможность перейти к нападению. Собственную сеть он применял, дабы зацепить соперника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.
Огромное количество упоминаний в источниках и надписей говорит о зрелищности для того чтобы рода поединков и их широкой популярности у публики.
Трезубец ретиария
Трезубец ретиария (fuscina либо tridens) вёл собственный происхождение от оружия рыбака. Он воображал собой маленькое копьё с тремя остриями. На изображениях ретиарии в большинстве случаев держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая позади. При таком хвате большинство ударов обязана наноситься в направлении снизу-вверх.
К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, исходя из этого сложно сообщить, каковы его размеры. Если судить по имеющимся изображениям, острия трезубца были маленькими.
На одном из черепов, обнаруженном кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, покинутые трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями образовывает 5 см. Входные отверстия расположены под громадным углом.
Это указывает, что роковой удар был нанесён сверху, в то время, когда поверженный соперник лежал на земле либо стоял на коленях.
Сеть ретиария
Сеть ретиария (rete) имеет форму круга диаметром около трех метров. По её краям укреплялись свинцовые грузила, дабы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий имел возможность применять сеть чтобы зацепить и выдернуть из неприятельских рук его клинок либо набросить сеть на него самого. Большие ячейки сети легко цеплялись за предметы и оружие экипировки, её было тяжело сходу скинуть.
Ухватившись за её край, ретиарий имел возможность запутать собственного соперника, обездвижить либо же свалить его с ног. При неудачном броске он имел возможность подтянуть упавшую сеть к себе за верёвку, которая соединялась с его запястьем, по окончании чего предпринимал новую попытку. Дабы соперник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым имел возможность её обрезать.
Кинжал ретиария
Ретиарий носил за поясом кинжал, что имел возможность применять как дополнительное оружие, в случае если терял собственный трезубец. Данный кинжал имел возможность смотреться как один из клинков с маленьким лезвием 20–30 см длиной, отысканных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.
На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие данной формы считалось измышлением живописца. Но на одной из костей, отысканных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесённой четырьмя остриями, что обосновывает действительность существования для того чтобы оружия.
Наплечник ретиария
Наплечник (galerus) есть одним из характерных элементов армейского снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы в большинстве случаев носили наручи на правой руке. Эта особенность разрешала ретиарию более вольно пользоваться правой рукой, дабы забрасывать собственную сеть.
Соответственно, имея левый бок более защищённым в сравнении с правым, ретиарий в сражении должен был находиться повернувшись к сопернику левой стороной.
При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было найдено 3 чеканных медных наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а второй — головой и купидонами Геркулеса. На третьем изображены армейские трофеи. Высота наплечника — 30–35 см, ширина — около 30 см, вес — 1,2 кг.
Широкие поля делают наплечник более похожим на маленький щит, что снабжал определённую защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.
Фракиец
Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях по крайней мере начиная с I века до н. э., в то время, когда римляне в первый раз столкнулись с ними на протяжении войн на Балканах. Со временем сложился характерный для фракийцев комплекс оружия, что включал закрытый шлем с широкими полями, наручь для правой руки и несколько высоких поножей. В левой руке фракийцы держали маленькой прямоугольный, реже круглый, щит, в правой — клинок с кривым лезвием.
На арене гладиаторы-фракийцы в большинстве случаев сражались с мурмиллонами либо направляться, имевшими сходное с их собственным оружие тяжёлого типа. Вооружённый менее громоздким щитом, фракиец владел более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего собственного соперника на долгой расстоянии, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь.
В тесной схватке кривой меч разрешал ему обманывать соперника, весьма скоро поменять направление атаки, и подрезать слабо защищённые обратные части ног и рук.
коварство и Хитрость фракийцев много раз отмечались в литературных монументах. Их известным приверженцем был император Калигула, правивший в 37–41 годах.
Шлем фракийца
Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на базе громадного количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и солидными нащёчниками, всецело закрывающими лицо обладателя. Для дыхания и обзора в верхней части нащёчников имелись громадные отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах либо штифтах ажурной решёткой.
Поверхность шлемов покрывалась гравировкой и чеканными изображениями на мифологические сюжеты.
Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, сделаный в форме грифона
Отличительной изюминкой шлемов фракийцев являлся большой плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема кроме этого являлись перья, визуально увеличивавшие рост солдата и придававшие ему нарядный вид.
Щит фракийца
Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma), имевшим меньший размер, чем у их соперников. Конструктивно он был устроен кроме этого, как и громадный щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов, и складывался из нескольких слоёв древесных планок, проклеенных перпендикулярно по отношению друг к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, после этого кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений возможно замечать на примере бессчётных мозаик римского времени.
Таковой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.
Недостаточную защиту нижней части бёдер и живота приходилось компенсировать набедренниками и широким поясом. Благодаря маленькому весу собственного щита фракиец неизменно превосходил собственного тяжеловооружённого соперника в подвижности и мог навязывать ему время и расстояние боя.
Клинок фракийца (сика)
Гладиаторы-фракийцы вооружались кривым клинком (sica), что вёл происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространённых в течение III–II столетий до н. э. на севере Балканского полуострова. Протяженность уникальных находок этого оружия колеблется в пределах 40–50 см, ширина — 4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из меча и с обеих сторон обложена древесными щечками.
Вогнутое лезвие сики владело красивыми режущими особенностями.
При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен древесный клинок с мечом изогнутой формы. Протяженность меча — 30 см, рукоять и эфес имеют характерную римскую форму. Самый возможно, что древесный клинок являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н. э.
Поножи фракийца
Гопломахи и фракийцы применяли однообразные поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом гопломаху.
Мурмиллон
Мурмиллон — тип тяжеловооружённого гладиатора, что в первом веке н. э. пришёл на смену более раннему галлу. Защитное оружие мурмиллона включало громадной прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В сражении мурмиллон сражался маленьким прямым клинком.
Такое же снаряжение носили и секуторы, каковые отличались от мурмиллонов только вторым типом шлема.
Главным соперником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им кроме этого приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эти сведенья не подтверждают.
Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам — двое фракийцев
Тяжёлое снаряжение, неспециализированный вес которого составлял 15–18 кг, потребовало от бойца развитых плеч и мышц рук, легко нужных, дабы сражаться мечом и тяжёлым щитом. Победа в сражении и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, потому, что сражаться ему приходилось с неприятелями, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. Иначе, громадный щит давал ему большие преимущества в обороне.
Известным приверженцем мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 гг.).
Шлем мурмиллона
Гладиаторские шлемы (galea) известны по солидному числу археологических находок и изображений. Большая часть последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два громадных типа — с полями и без полей.
Любой из них, в собственную, очередь, делится ещё на два подтипа.
Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на базе громадного количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и практически плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки — в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев либо конской гривы.
К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара громадных нащёчников, закрывавших не только скулы, вместе с тем и лицо его обладателя. Спереди нащёчники смыкались между собой, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперёд для защиты горла.
Для обзора в нащёчниках имелись громадные отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решётками.
Все гладиаторские шлемы изготовлены из латуни толщиной 1–1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась гравировкой и чеканными изображениями. Часть поверхности шлема имела возможность покрываться позолотой либо серебром либо лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до пяти килограмм, что приблизительно вдвое выше веса солдатского шлема.
Действительно, легионерам приходилось носить собственный шлем в течении всего дня, а гладиатор надевал его только перед боем, что длился 10–15 мин..
Щит мурмиллона
Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались громадным прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Поножи мурмиллона
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы применяли похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Клинок мурмиллона
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы применяли однообразные мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Провокатор
Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил громадной прямоугольный щит, шлем без гребня, сперва открытый, после этого всецело закрытый, железную либо мягкую наручь на правой руке и укороченную медную поножь на левой ноге. Изюминкой его снаряжения являлся маленькой нагрудник прямоугольной либо скруглённой формы.
Оружием провокатора был маленький прямой клинок. На арене провокаторы в большинстве случаев сражались друг против друга. Только одна дошедшая до отечественного времени надпись говорит о бое провокатора с мурмиллоном.
Шлем провокатора
Из рельефов I века до н.э. — начала I века н.э. возможно сделать вывод, что сначала провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащёчниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части поясницы. Такая форма напоминала армейский шлем, что носили сейчас римские легионеры.
После этого в первой половине I века н. э. в подражание шлемам вторых гладиаторских типов нащёчники провокаторов увеличились так, что стали всецело закрывать лицо. Спереди они смыкались между собой и фиксировались особой обоймой, образуя закрытое забрало. Дабы боец имел возможность что-либо видеть, в таком шлеме проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, каковые снаружи закрывались круглыми пластинами-решётками.
От шлемов, каковые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Только спереди к лобной части шлема приклёпывался козырёк. Иначе, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает много украшений и выступающих подробностей, к примеру, боковых трубок для крепления перьев.
Нагрудник провокатора
В большинстве случаев, гладиаторы выступали на арене с обнажённым торсом, что давало им возможность показать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой плеч и груди. Только на некоторых рельефах тяжеловооружённые провокаторы изображены носящими на груди маленькую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта подробность экипировки известна только по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не найдено.
Щит провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались громадным прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Поножи провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы применяли похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Клинок провокатора
Секуторы, мурмиллоны и провокаторы применяли однообразные мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.
Наручи
Наручи (manica), каковые носили гладиаторы, и применяемые ими наголенники и набедренники имели возможность изготавливаться как из листовой латуни, так и из набивной и простёганной в пара слоёв ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их покрой и конструкция до сих пор остаются предметом дискуссий.
"Наверное," набитая ткань, применяемая для того чтобы изготовить доспехов, была достаточно толстой. По крайней мере, поэт Ювенал, обрисовывая ноги и руки гладиаторов, заключённые в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой древесной колоды. Такими же они выглядят на фресках и мозаиках, изображающих гладиаторов.
Дабы доспехи хорошо сидели на своём месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.
В качестве средства боевой защиты от оружия соперника мягкие доспехи были достаточно действенными. Они защищали собственных обладателей как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Помимо этого, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.
Строго говоря, однозначных свидетельств, говоривших о материале гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани либо железных пластин, длится до сих пор. Один из доводов приверженцев первой версии пребывает в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было обнаружено множество элементов снаряжения, но наручей отыскано не было.
Их соперники показывают на то, что небольшие пластины, из которых планировали эти доспехи, имели возможность просто не быть определёнными. Одним из доводов в пользу железных наручей есть последовательность находок последних при раскопках армейских складов I–II столетий., в первую очередь в Ньюстеде и Карлайле. В случае если отысканные в том месте наручи имели возможность носить воины, гладиаторы теоретически кроме этого имели возможность их применять.
Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой железные полосы, собранные вертикально, соединялись между собой путём наклёпывания либо нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть совершенно верно вычисленной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли очень эластичное, эластичное покрытие, не сковывавшее перемещения.
Набедренная повязка
Набедренная повязка (subligaculum) являлась простой римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два финиша, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе.
Третий финиш пропускали между ног и протаскивали под узлом, грамотным вторыми двумя финишами, так, дабы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, что, со своей стороны, застёгивался при помощи крючков либо несложной шнуровки. Если судить по мозаичным изображениям и фрескам, набедренная повязка была броских цветов, быть может, её кроме этого украшали вышивкой.
Не смотря на то, что в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облачёнными только в набедренную повязку, оставляющую открытыми бедра и торс, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.