Горьковский пигмей

17 апреля любители советских внедорожников отметят круглую дату. 75 лет назад на опробования вышел ГАЗ-64 — для советского автопрома машина эпохальная. Не обращая внимания на то, что формально первым советским джипом был ГАЗ-61, как раз ГАЗ-64 открыл эру по-настоящему массовых полноприводных автомобилей отечественного производства.

Так оказалось, что история создания данной автомобили дошла до нас в пара искажённом виде. Сложилось вывод, что её «срисовали» с Bantam BRC 40, не смотря на то, что к ней ГАЗ-64 не имеет никакого отношения. Благодаря отысканным пара лет назад в ЦАМО РФ документам стало возмможно вернуть подлинную картину истории создания умелого ГАЗ-64.

По журнальной заметке

Принятый на вооружение РККА в декабре 1939 года, ГАЗ-61 должен был стать главным командирским автомобилем Красной армии. Предполагалось, что такие автомобили будут производить тысячами. Беда пришла оттуда, откуда не ожидали: в октябре 1940 года цех по производству двигателей ГАЗ-11, которыми оснащался, а также, и ГАЗ-61, передали Народному комиссариату авиационной индустрии.

Вместо автомобильных моторов в том месте решили производить авиационные. Тем самым «летуны» покинули Красную армию не только без командирских автомобилей, но и грузовиков ГАЗ-63, каковые кроме этого предполагалось производить с 1941 года. Этими же моторами оснащались плавающие танки-разведчики Т-40 и бронеавтомобили ЛБ-62. Оставшихся моторов хватило только на поддержание выпуска Т-40, а о ЛБ-62, ГАЗ-61 и ГАЗ-63 пришлось на время забыть.

Одним словом, начало 1941 года управление ГАЗ им. Молотова встретило отнюдь не в радужном настроении.

Решение проблемы также пришло нежданно. В своё время ГАЗ-61 показался за счет того, что Виталий Андреевич Грачёв, основной конструктор горьковских внедорожных автомобилей, прочёл заметку, посвящённую полноприводному Ford-Marmon-Herrington LD1. Вот и сейчас помогло изучение зарубежной прессы, но на этот раз отличился глава Автотракторного управления Красной армии генерал И. П. Тягунов.

Изучая американские издания, каковые приходили к нему с завидной регулярностью, Иван Петрович заинтересовался заметкой, размещённой в издании Automotive Industries от 15 декабря 1940 года. Заметка была озаглавлена «Форд сооружает грузовики «Пигмей» для армии США».

Горьковский пигмей
Та самая заметка из Automotive Industries

Эта заметка стала источником легенды о том, что первый коммунистический «джип» создавался на базе Bantam BRC. Вправду, в материале указывалось, что American Bantam Car. Co. поставила 70 машин из 1500, заказанных армейскими, и упоминался конструктор Bantam BRC. Но на этом обращение о Bantam в статье заканчивается, и дальше идёт разговор о второй машине, известной как Ford Pigmy. Более того, к заметке прилагалась фотография второго прототипа Ford Pigmy, и его характеристики.

О самом Bantam BRC (как и об однотипном Willys MA) управление Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ) определило только в августе 1941 года. Одним словом, версия о копировании «Бантама» лишена каких-либо оснований.

Опытный образец ГАЗ-64, апрель 1941 года

Тягунова заинтересовала не только сама машина, но да и то, в каких количествах её собиралась закупать армия США. Шутка ли – в статье обращение шла о 30 тысячах «пигмеев». Для того времени это была огромная цифра.

Дело было в последних числах Января 1941 года, а уже 1 февраля в адрес НКСМ (Народный комиссариат Среднего Машиностроения) пришло письмо от Тягунова прося изготовить к 15 апреля опытные образцы «по примеру американского автомобиля «Пигмей». Вряд ли Тягунов знал, что Ford Pygmy был выпущен всего в двух экземплярах.

В Москву был вызван Грачёв, которого принял у себя Нарком Среднего Машиностроения В. А. Малышев. Малышев ознакомил Грачёва с американскими публикациями и разрешил указание сделать автомобиль подобного назначения. Всё, что Виталий Андреевич имел в собственном распоряжении – это эти из Automotive Industries.

В соответствии с заметке, американский «Пигмей» имел 42-сильный 4-цилиндровый двигатель, полный привод, колёсную базу, составлявшую 81 дюйм (206 см), и шины размерностью 5,5?16 дюймов с внедорожным протектором.

С кузовом «тачанка»

Работы над новой машиной, позднее взявшей заводское обозначение ГАЗ-64, начались 3 февраля в Экспериментальном цеху ГАЗ им. Молотова. направляться подчернуть, что тактико-технические требования на автомобиль были совсем оформлены лишь 22 марта, в то время, когда работы уже доходили к финалу. В соответствии с требованиям, протяженность автомобиля не должна была быть больше 3100 мм, колёсная база 2100 мм, колея 1200 мм, высота по верху капота 970 мм.

Масса автомобиля оценивалась в 1000 кг, грузоподъёмность в 200 кг, вместимость 4 человека. Автомобиль должен был разрабатываться в трёх вариантах: командирском, разведывательном и как артиллерийский тягач. В первом случае предполагался кузов «фаэтон», что должен был снабжать возможность установки радиостанции РБ. Автомобиль-разведчик предполагалось оснастить таким же кузовом, но наряду с этим в салоне ставился вертлюг для пулемёта ДС.

Тягач планировалось оснастить кузовом «пикап».

Та же машина спереди. Прекрасно заметно, что с американскими «джипами» тут мало неспециализированного

Для ускорения работ по дальнейшему внедрению и созданию в серийное производство максимально употреблялись агрегаты и узлы серийных автомобилей. Двигатель и коробку передач конструкторы забрали от грузовика ГАЗ ММ, чуть поменянную раздаточную коробку – от ГАЗ-61. Передний мост позаимствовали у ГАЗ-61, укоротив полуоси и их кожухи.

Тем же трансформациям подвергся задний мост, унаследованный от ГАЗ-11. Колёсные диски для новой автомобили забрали от ГАЗ М1, одев на них шины от ГАЗ А. Часть подробностей, включая карбюратор, забрали от автомобиля КИМ-10.

Вид слева. Сходство с американскими аналогами придаёт кузов «тачанка» с вырезами вместо дверей

Вместо указанных в требованиях кузовов «фаэтон» либо «пикап» Грачёв отправился собственной дорогой. На оказавшееся шасси был установлен кузов типа «тачанка» с вырезами вместо дверей. Первый опытный образец, подобно умелому Ford Pygmy, не имел мягкого складного верха.

Сзади передних сидений имел возможность ставиться вертлюг под пулемёт ДС.

Данный же автомобиль справа. В отличие от серийных автомобилей, у умелого ГАЗ-64 тент не предусмотрен

Возвращаясь к избитой теме «срисовывания с Бантама», стоит сравнить опытный образец ГАЗ-64 и Bantam BRC. Итак, машина, постройка и разработка которой были закончены к 15 апреля 1941 года, имела длину 3140 мм и ширину 1400 мм. Протяженность её колёсной базы составляла 2100 мм, ширина колеи передних колёс была 1240 мм, а задних – 1200 мм.

А сейчас характеристики Bantam BRC60: протяженность 3200 мм, ширина 1397 мм, колёсная база 2020 мм, колея обеих осей – 1206 мм. Кроме того этих данных достаточно, дабы лишний раз усомниться в распространённой теории. Это не говоря о том, что ни по агрегатам, ни по кузову умелый ГАЗ-64 не был похож на заокеанского «прародителя».

Не было у запаски и опытной машины

Стоит развеять ещё один миф, связанный с данной машиной. В литературе опытному образцу ГАЗ-64 присвоили индекс «Р-1», что возможно расшифровать как «Разведчик». Так вот, изучение архивных документов стало причиной неожиданному результату. Умелую машину везде именуют как раз «ГАЗ-64», индекс Р-1 не употреблялся нигде.

Нельзя исключать, что так автомобиль имели возможность именовать в заводском КБ, но документального подтверждения этому факту нет.

Альтернатива мотоциклу с коляской

Сразу после завершения постройки умелую машину перегнали на НИИБТ Полигон (п. Кубинка), где её ожидала широкая программа опробований. Создаётся чувство, что военных забыли предотвратить о том, что они имеют дело с автомобилем-разведчиком, а не арттягачом либо командирской машиной.

Высокие чины в ГАБТУ КА зачем-то решили устроить опробования ГАЗ-64 совместно с… ГАЗ-61 и германским Tempo G1200. То, что эти машины относятся совсем к второму классу, испытателей, наверное, мало тревожило. Помимо этого, в дополнение к ходовым опробованиям было решено проверить, как ГАЗ-64 поведёт себя в качестве тягача для 45-мм артиллерийского передка и противотанковой пушки.

Установка пулемёта ДС в положении для стрельбы по воздушным целям

С 17 по 20 апреля 1941 года умелый ГАЗ-64 подвергся целому последовательности опробований, в случае если так возможно именовать издевательства, которым его подвергали. Всего машина проехала 776 километров, из них 126 километров по распутью. Кататься детищу Грачёва было нужно в самый пик таяния снегов, что придавало опробованиям лёгкий оттенок ралли-рейда.

Автомобиль послали штурмовать болотную жижу вперемешку со снегом, в которую превратилась просёлочная дорога. Стоит напомнить, что находились на ГАЗ-64 простые шины от ГАЗ А. В самые сложных местах на колёса надевали цепи.

Умелый ГАЗ-64 как тягач 45-мм противотанковой пушки

А также в таких условиях автомобиль был на высоте. Всецело груженый ГАЗ-64 удачно преодолевал места, где пройдёт не каждый танк. По окончании грязевых ванн машину послали штурмовать снег.

Стало известно, что ГАЗ-64 способен проходить по снегу глубиной до 250 мм, что приблизительно соответствовало возможностям малых танков Т-40 и Т-60. После этого эти упражнения повторили вместе с зацепленной за фаркоп 45-мм артиллерийским передком и противотанковой пушкой. Итог был тот же – машина продолжала с уверенностью двигаться по весенней распутице.

Армейские уже решили проверить максимально преодолеваемый брод, но неожиданно игрушку у них отобрали и увезли обратно в Неприятный. В следствии умелой машине удалось избежать таких вызывающих большие сомнения процедур, как проверка на большую глубину преодолеваемого брода, оценка тяговых упрочнений на крюке, и оценка удобства ведения стрельбы по наземным и воздушным целям.

Укладка ППД и коробок для ДС

По окончании всех совершённых опробований армейские, огорчённые тем, что им не удалось проверить возможность применения ГАЗ-64 в качестве подлодки, составили разгромный вердикт:

«По итогам краткосрочных опробований автомобиля «ГАЗ-64» в весенних условиях и при сравнении взятых данных с предъявленными тактико-техническими требованиями, возможно сделать заключение и следующие выводы.

1. Характеристика автомобиля «ГАЗ-64» соответствует предъявленным тактико-техническим требованиям.

2. Эксплуатационная черта не соответствует тактико-техническим требованиям по следующим главным пунктам:

а) Запас хода равен 340 км вместо требуемых 1000 км.

б) Совокупность охлаждения двигателя не снабжает обычной работы при перемещении по разбитой нечистой просёлочной дороге кроме того при температуре наружного воздуха +5, вместо требуемых +40.

в) Глубина брода в 600 мм не обеспечена. Двигатель заливается водой, захватываемой лопастями вентилятора, кроме этого, вода попадает вовнутрь автомобили через вырезы в кузове.

г) Большой подъём на мягком и мокром грунте не превышает 17–18 градусов.

3. По компоновке вооружения и дополнительного оборудования кузова автомобиль “ГАЗ-64” не удовлетворяет тактико-техническим требованиям; ни как командирская машина, ни как арттягач, ни как разведывательная машина, а представляет собой небольшой полугрузовой открытый автомобиль типа пикап, примитивно приспособленный для перевозки трех вооружения и человек, складывающегося из ДС и двух ППД с боекомплектом.

4. Отсутствие на машине тента, запасного колеса, дополнительного бензобака, и наличие твёрдой подвески, неудовлетворительной совокупности охлаждения, забрасывания автомобили грязью делает ее негодной для долгой эксплуатации.

В данном конструктивном оформлении автомобиль «ГАЗ-64» владеет следующими недочётами:

1. Автомобиль по своим малым габаритам не может быть удовлетворительно приспособлен для оборудования его как командирский разведывательный автомобили, и и как арттягача.

2. Отсутствие на машине тента, запасного колеса, запасного бензобака, и минимума удобств, нужных для вооружения 4 и размещения человек, делает эту машину мало приспособленной для военных целей.

В виду того, что ГАЗ-64 полностью не удовлетворяет тактико-техническим требованиям, уступает во всем автомобилю ГАЗ-61 и не приспособлен для широкого применения в Народном хозяйстве и Красной Армии, вычисляем изготовление ГАЗ-64 нецелесообразным.

Предъявленным тактико-техническим требованиям удовлетворяет автомобиль ГАЗ-61, что при соответствующем трансформации кузова возможно использован, как командирская и разведывательная машина, и как арттягач 45-мм противотанковой пушки».

ГАЗ-64 на опробованиях

Грачёву было в самый раз хвататься за голову. По окончании для того чтобы заключения по инстанциям пошли гневные письма, что, дескать, оказалась нехорошая машина, не считая США больше таких никто не делает (про японцев с их Kurogane и немцев с их Kubelwagen разведка доложить забыла), и по большому счету, армейским такое не нужно. В качестве нужной армейским автомобили выступал ГАЗ-61, но наряду с этим начисто забывалось то, что на пути к серийному производству данной автомобили была масса преград.

Кроме того что весной 1941 года производства моторов ГАЗ-11 просто не было, отсутствовала кроме того оснастка для того чтобы изготовить, на котором настаивали армейские.

Он же на протяжении опробований как арттягача. И всё это на простой «резине»!

К разгромному отчёту по результатам опробований ГАЗ-64 Грачёв приложил особенное вывод, в котором разъяснил собственную позицию по машине:

“Автомобиль ГАЗ-64 проектировался для применения в мотоциклетных частях армии.

Исходя из этого габариты автомобиля были максимально сжаты и вычислены на экипаж в 3 человека.

Тактико-технические требования ГАБТУ предусматривают применение ГАЗ-64 в качестве автомобилей командирской, разведывательной и тягача.

Автопромышленность приступает для этих целей к выпуску ГАЗ-61, типа рекомендованного самим ГАБТУ.

Предъявление совершенно верно таких же требований к автомобилю ГАЗ-64, менее замечательному, меньшему по габаритам, весу и клиренсам неправильно и должно быть пересмотрено.

Автомобиль ГАЗ-64 по предложениям завода обязан не заменить ГАЗ-61, а дополнить моточасти автомобилем соответствующих габаритов”.

Собственного «Пигмея» Грачёв еле отстоял, потому что кроме того Тягунов, выступавший инициатором идеи, склонялся к закрытию программы в пользу автомобиля АР-НАТИ. Действительно, опробования разработки НАТИ продемонстрировали, что она в случае если и побеждает у ГАЗ-64, то мало. Помимо этого, у детища Грачёва показался неожиданный союзник – маршал Кулик. Ещё в последних числах Апреля 1941 года он написал письмо Малышеву о том, что потребность в автомобилях этого типа у Красной армии громадная, и ГАЗ-61 его не заменяет, а дополняет.

Однако, машине требовалась доработка, потому, что в заключении испытателей НИИБТ Полигона было большое количество и честной критики.

Воссозданный пара лет назад в Самаре умелый ГАЗ-64. К его постройке создатель статьи имеет прямое отношение

Многие недочёты, найденные в умелом примере ГАЗ, были устранены во втором прототипе, что изготовили в июне 1941 года. Рассказ о нём, как и предстоящая история ГАЗ-64, достоен отдельного повествования.

Источники:

  • ЦАМО РФ

Автомобиль Советской Армии \

Статьи, которые будут Вам интересны: