И тут пришел джек…

И тут пришел джек...

В прошлом выпуске мы поведали о последних представителях броненосных крейсеров, в течении 20 лет бывших одними из самые важных и почитаемых судов во флотах всех основных морских держав. Класс, развивавшийся помой-му в полной мере закономерно и удачно, но что всецело и окончательно провалился сквозь землю из замыслов кораблестроителей в течение всего двух-трех лет.

Но, одновременно с этим такая же будущее постигла и более серьёзный класс судов, составлявший базу боевой мощи тогдашних флотов, — броненосцы. И «могильщиком» и в том и другом случае именуется одинаковый человек, виднейший военно-морской деятель Англии и тогдашний Первый лорд Адмиралтейства господин Джон Фишер (приятели и привычные довольно часто именовали его легко Джеком).

Из-за чего «именуется», а не есть?

Дело в том, что авторство Фишера в отношении обоих великих проектов, «Дредноута» и первого линейного крейсера, по крайней мере, не в полной мере точно. Идеи громадного линкора с оружием из солидного числа крупнокалиберных орудий одного калибра В первую очередь XX века бродила в различных умах экспертов разных государств — достаточно отыскать в памяти самоё известного из них, итальянца В. Куниберти. Еще любопытнее роль Фишера в появлении «убийцы броненосных крейсеров».

Изначально по окончании того, как в конце 1904 года господин Джон стал Первым лордом Адмиралтейства, он являлся горячим поклонником средних калибров. Особенно предпочтительными казались ему и его соратникам 234-мм орудия с новыми затворами. Все операции по заряжанию в них имели возможность производиться вручную (не смотря на то, что 172-кг боеприпас и казался тяжеловатым кроме того при «перекатке» с лотка на лоток), и на учениях получалось достигать фантастической скорострельности: пять-шесть и более выстрелов в 60 секунд.

Получалось, что такое орудие имело возможность «доставить» сопернику такой же вес металла, что и основное оружие линейных кораблей — 12-дюймовка. В случае если кроме того не орудие еще более большого калибра. Но тогда представлялось, что двенадцатидюймовые пушки не годятся для крейсеров, в то время как меньшие по калибру и весу скорострелки в полной мере доходили в качестве их главного оружия.

Из таких мыслей и составлялся проект предполагаемого развития «дифенсов»; изначально основная задача,по сути, пребывала в самоё удобном размещении предельного количества 234-миллиметровок. Для разработки нового броненосца-и концепции дредноута броненосного крейсера был создан особый комитет из наиболее конструкторов и способных офицеров флота, конечно, под управлением самого «шефа», Джека Фишера. Изучались комбинации и различные варианты двухорудийных башен.

Нельзя сказать, что смотрелись они изящно, но сложности в размещении пяти-шести либо кроме того семи башен являлись в полной мере объективными. Ясно, что в бортовом залпе имели возможность принимать участие не все орудия.

В это же время с Дальнего Востока начали поступать сообщения о сражениях русско-японской войны и ее ответственных изюминках, таких, как резкое повышение расстояний боя (так, по крайней мере, казалось наблюдателям), участии в главных сражениях японских броненосных крейсеров.

И, пожалуй, основное: о серьёзной роли как раз большого, 12-дюймового калибра, наносившего громаднейшие повреждения бронированным боевым судам.

В этот самый момент одному (либо сходу нескольким, мнения историков расходятся) из участников фишеровского комитета пришла в голову идея все же постараться разрубить гордиев узел, завязанный нагромождением 234-мм башен, и постараться-таки ввести 12-дюймовки в качестве главного калибра для «броненосного крейсера».

Сам Фишер воспринял сначала такие предложения как «предательство» его идей о все сокрушающих ливневым дождем огня скорострелках. Потребовалось некое время, дабы господин Джек проникся вероятными преимуществами броненосного калибра на крейсере. Но, проникнувшись, он стал самый горячим приверженцем «крейсера-дредноута».

Впредь до того, что заявлял: «Нет таковой задачи для линкора, которую не имел возможность выполнить эскадренный крейсер» (так первоначально именовали то, что стало линейными крейсерами). И так, что в глазах сторонних наблюдателей стал его «единственным отцом».

Нужно заявить, что в любом случае роль Д.Фишера в появлении нового класса крейсеров стала очень большой. Дело в том, что мысль линейного крейсера состояла не только в водружении 12-дюймовок-монстров в ветхий корпус.

Чуть ли не более серьёзным стал очередной скачок в скорости, связанный, ‘со своей стороны, с введением турбин, переводом котлов на нефтяное отопление и повышением размеров корпуса (в первую очередь его длины) и мореходности. А уж тут позиции сэра Джона сначала были «верными».

Как серьёзным для появления линейного крейсера являлась как раз совокупность всех факторов, прекрасно видно из истории предстоящего развития японских броненосных крейсеров.

Еще вовсю шла русско-японская война, в то время, когда в июне 1904 года последовало ответ о необходимости восполнить утрату на русских минах у Порт-Артура броненосцев «Хацусе» и «Ясима» парой новых единиц. Заблаговременно было решено, что ими станут как раз быстроходные броненосные крейсера.

Но на руководство Объединенного Морского штаба и флота произвела такое сильное впечатления та точность, с которой русские броненосцы накрывали их суда 12-дюймовками с дистанции 8 миль, что они настояли на вооружении новых крейсеров 305-мм орудиями. Японские кораблестроители к тому времени не имели еще достаточного опыта чтобы создать личный проект «с нуля». Тем более, что обстановка была критической: шла война, и суда требовались как возможно скорее.

Исходя из этого конструкторы пошли по самый простому пути: они применяли в качестве базы весьма хорошие (для собственного времени) корпуса спроектированных Ф.Уоттсом «асам», повысив их в размерах так, дабы возможно было разместить две 12-дюймовые башни вместо 8-дюймовых. Так на свет показались «Цукуба» и «Икома», с которыми Страна восходящего солнца претендует на роль первого создателя линейных крейсеров.

Но претензии эти не через чур обоснованны.

Вправду, не смотря на то, что в первый раз на крейсере показались крупнокалиберные орудия в качестве главного калибра (такую экзотику, как «мацусимы» Э.Бертэна, возможно не принимать в расчет), в остальном «Цукуба» оставался классическим броненосным крейсером. Во-первых, кроме 12-дюймовок, он имел еще орудия двух калибров, причем в очень и очень солидном количестве: по двенадцать 152-мм и 120-мм стволов.

Во-вторых, орудия эти традиционно размешались в палубных установках и бортовых казематах, причем восемь 6-дюймовок — в нижних, расположенных через чур близко к поверхности воды. В-третьих, они имели уже далеко не прогрессивные паровые машины, разрешавшие развить скорость только больше 20 узлов. (Отметим, что «Дредноут» имел возможность дать 21 узел, а чем имела возможность закончиться встреча с ним для того чтобы «крейсера», сказать излишне.) В-четвертых, «новички» имели бронирование, в точности повторявшее защиту «Асамы» и его родственников, хотя здесь необходимо подчеркнуть, что защита эта для собственного времени оставалась на приемлемом уровне — столь большой «запас» был сделан на предшественниках.

Возможно и потом замечать и перечислять приметы, свидетельствующие о том, что японцы так и не смогли перешагнуть порога на пути, ведущем к революционным «судам Фишера». Особенно прекрасно это заметно на следующей паре «полулинейных полукрейсеров», «Курама» и «Ибуки». «Кураму» заложили именно по окончании окончания русско-японской войны, но трансформации в проекте свелись к замене казематных шестидюймовок на восемь 203-мм орудий, расположенных в четырех башнях по аналогичной схеме, что на русском «Рюрике-2».

Наряду с этим 120-миллиметровкам из середины корпуса было нужно потесниться, и их разбросали в казематах по всему борту. Скорость осталась прошлой — 20,5 узла. Вспоминая узнаваемый анекдот советских времен о том, как рабочий с завода швейных машинок тщетно пробовал собрать ее дома из ворованных частей — все время почему-то получался пулемет, возможно сообщить о том, что как ни пробовали японцы выстроить настоящий броненосный крейсер, получался у них все тот же броненосец второго класса.

Довольно быстроходный и довольно замечательный, но все-таки второклассный и все же как раз броненосец.

Не помогла и запоздалая попытка внедрить на своем «гибриде» турбинную установку. Не смотря на то, что вторая единица, «Ибуки», взял несколько турбин с прямым приводом, это разрешило расширить скорость лишь до 21,5 узла — через чур мало для времени его вступления в строй.

Нужно подчернуть, что японцы попытались выстроить «Ибуки» как возможно стремительнее: его удалось спустить на воду всего через полгода по окончании официальной закладки и ввести в строй в конце 1909 года, на год раньше собственного менее прогрессивного «систер-шипа». Но «Курама» взял пускай внешнее, но «дредноутское» отличие: мачты-треноги британского примера, на марсах которых размещались посты управления огнем.

Любопытно, что на опробованиях он только мало уступил в скорости собственному турбинному собрату, но его 21 узел в 1911 году смотрелся, мягко говоря, никак не крейсерским показателем.

В следствии вся четверка сходу по вступлении в строй появилась в числе корабпей-аутсайдеров, что сказалось на их довольно-таки непродолжительной и неактивной работе. «Цукуба» погиб от взрыва погребов в собственном порту в январе 1917 года, а остальные пошли на слом в 1924-м, причем самый ярким эпизодом их деятельности осталось разве что участие «Ибуки» в охоте за эскадрой адмирала Шпее в 1914 году.

Возвратимся, но, к настоящей «революции», проходившей тем временем в английском Адмиралтействе. Ответ об установке 305-мм орудий на будущих крейсерах наконец приняли, определились и с их числом — восемь стволов в двухорудийных башнях. Сейчас оставалось осуществить его на практике. Воззрения того времени не разрешили применить напрашивающееся ответ с попарно расположенными приятель над втором в оконечностях башнями.

Считалось, что газы от стрельбы возвышенных орудий будут губительно сказываться на персонале нижних установок. (Несложный опыт, доказавший, что опасности нет, совершили уже по окончании закладки «инвинсиблов».) В итоге остановились на ромбическом размещении: две башни в оконечностях, еще две — побортно посередине. Но то, что хорошо проходило для менее больших установок, создавало практически непреодолимые сложности при громадных 12-дюймовых башен с их погребами и объёмными барбетами.

Ответ было в том, дабы переместить средние установки в различные стороны, взяв вместо «ромба» эшелонное размещение. Но очень сильно разнести их не получалось вследствие того что солидную часть длины занимали замечательные турбины, пар для которых давал 31 котел, расположенный в трех кочегарках. В итоге средние башни имели возможность стрелять на «чужой» борт лишь в весьма узком секторе — около 30 градусов.

Но в этот самый момент на практике стало известно, что именно при таком размещении газы от «задней» башни вправду ослепляют и оглушают персонал передней. И выяснилось это, как назло, в самой что ни на имеется боевой обстановке Фолклендского сражения.

121. Линейный крейсер «Инвинсибл» (Англия, 1908 г.)

Строился компанией «Армстронг» в Эльсвике.

Водоизмещение 17 200 т, протяженность большая 172,8 м, ширина 22,1 м, осадка 8,0 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 41 000 л.с., скорость 25,5 узла. Оружие: восемь 305/45-мм , шестнадцать 102/45-мм скорострельных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 152 — 102 мм, палуба 19 — 64 мм (на скосах 19 мм), башни 178 — 76 мм, барбеты 178 — 51 мм, боевая рубка 254 — 152 мм.

В 1908 — 1909 годах выстроено 3 единицы: «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитебл». «Инвинсибл» погиб в Ютландском бою в мае 1916 г., два вторых исключены из перечней и сданы на слом в 1922 г.

122. Линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (Германия, 1911 г.)

Строился компанией «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Водоизмещение 19 060 т, протяженность большая 171,7 м, ширина 26,6 м, осадка 8,12 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 43 600 л.с., скорость 24,75 узла.

Оружие: восемь 280/45-мм, десять 150/45-мм и шестнадцать 88/45-мм скорострельных пушек, четыре 450-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 250 — 80 мм, палуба 25 — 80 мм (на скосах 50 мм), башни 230 — 60 мм, барбеты 230 — 30 мм, батарея 150 мм, боевая рубка 250 мм. Затоплен в Скапа-Флоу в июне 1919 г.

123. Броненосный крейсер «Ибуки» (Япония, 1909 г.)

Строился на верфи в Куре. Водоизмещение 15 590 т, протяженность большая 147,83 м, ширина 22,98 м, осадка 7,97 м. Мощность двухвальной паротурбинной машинной установки 24 000 л.с., скорость 22,5 узла. Оружие: четыре 305/45-мм, восемь 203/45-мм, четырнадцать 120/50-мм, четыре 76/40-мм орудия, три 457-мм торпедных аппарата.

Бронирование: пояс 178 — 102 мм, палуба — 51 мм и 76 мм на боковых скосах, башни и барбеты главного калибра 178 — 127 мм, башни среднего калибра 152 мм, батарейная палуба 127 мм, рубки: передняя — 203 мм, кормовая — 152 мм. Выстроено две единицы: «Ибуки» и «Курама». В начале Первой Мировой принимали участие в отыскивании эскадры Шпее и охране конвоев, следовавших из Австралии в Суэц. Оба корабля были разоружены по окончании Вашингтонской конференции и сданы на слом в 1924 — 1925 годах.

Размещение артиллерии стало не единственной «прорехой» в проекте. Куда более значительным выяснилось полное сохранение защиты на уровне предшественников — «уорриэров» и «дифенсов». 152-мм тонкие скосы и броня борта палубы за ней оставались единственным прикрытием погребов и механизмов от неприятельских снарядов.

В это же время было бы наивным ожидать, что потенциальные соперники, в первую очередь, интенсивно гнавшаяся за Англией Германия, не начнут, со своей стороны, строить суда с единой крупнокалиберной артиллерией. А против 11- либо 12-дюймовых орудий новые крейсера были бы столь же беспомощными, как и ветхие. При встрече с дредноутами они попадали в роль воинов в гимнастерках, идущих на пулеметы.

его соратники и Фишер хорошо осознавали это, исходя из этого и сопроводили появление на свет собственных питомцев разными оговорками. В отличие от японских «полуброненосцев», новые суда, взявшие скоро обозначение «линейные крейсера», должны были по большей части заниматься уничтожением и разведкой неприятельских передовых сил подобного назначения. Действительно, оговаривалось, что они смогут вступить в сражение с линейными кораблями соперника, но только «ненадолго и на громадной расстоянии».

Считалось, что скорость послужит им дополнительной защитой. Вправду, 25-узловой движение помой-му обеспечивал хороший запас чтобы скоро выйти из страшной территории. Но жизнь не всегда подтверждает теоретические построения.

Тем более, что возможный противник отнюдь не спал.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Действительно, с первым ответом на английские линейные крейсера немцы промахнулись. Основательно дезориентированные склонностью его команды и Фишера к 234-мм скорострельным орудиям, они еще на протяжении постройки «инвинсиблов» заложили «Блюхер» — практически столь же скоростной, защищенный кроме того лучше «англичан», но вооруженный «по-ветхому», 210-мм пушками.

Ясно, что при личной встречи 12-дюймовые британцы владели бы над ним решающим преимуществом. Пара спасли Германию недочёт строительных мощностей и средств, и узнаваемая осторожность. Ответив одним «Блюхером» на английскую тройку, они сэкономили деньги и время на другой, более верный ответ.

Заложенный в 1908 году «Фон-дер-Танн» стал первым настоящим германским линейным крейсером. Он отличался от фишеровских судов намного большей сбалансированностью.

При такой же скорости артиллерия мало уступала в калибре (280 мм вместо 305), но сами башни, в принципе расположенные по той же ромбически-эшелонной схеме, расставили существенно шире, в следствии чего на борт реально имели возможность стрелять 8 стволов. Помимо этого, в противоположность «англичанам», на которых для 12-дюймовок всецело пожертвовали средним калибром, покинув ничем не защищенные 102-мм пушки для отражения эсминцев, хаотически распределенные между надстройками, «Фон-дер-Танн» имел полноценную батарею из десятка 150-миллиметровок, не считая полутора десятков 88-мм противоминных орудий.

Наряду с этим батарея имела солидное прикрытие толщиной 150 мм — такое же, как жизненные части «Инвинсибла»! По большому счету, в соответствии с уже сложившимися к тому времени германскими традициями, защита смотрелась весьма солидно — для крейсера. Основной броневой пояс имел в середине толщину 250 мм, действительно, лишь весьма узкой полосой.

Но и остальные его части заметно превышали по толщине бронеплиты его будущих соперников.

Британцы поспешили с ответным ходом, и, со своей стороны, совершили ошибку, причем основательно. Начатый постройкой в следующем, 1909 году «Индефетигебл», по сути дела, мало чем отличался от первой тройки «иблов». Удалось лишь устранить недостаток со через чур тесной установкой средних башен: как и на «Фон-дер-Танне», на борт сейчас имели возможность стрелять 8 орудий. Но во всем остальном трансформации свелись к минимуму.

самоё чреватым для судьбы корабля стало повторение очевидно недостаточного бронирования первенцев.

И добро бы дело ограничилось лишь единичной неудачей. В итоге, время не ожидало, и «владычице морей» предпочтительнее было взять пускай не самую лучшую единицу нового типа, но скоро. Но, привлеченные рекламой суперкрейсеров, английские доминионы, Новая Зеландия и Австралия, воспылали жаждой взять новейшие «игрушки».

А также собрали для того деньги из собственных, тогда достаточно скудных ресурсов. Адмиралтейству следовало бы мало подождать: на подходе был новый проект куда более замечательного корабля, но верх забрало нетерпение. И спустя 3 года империя взяла еще несколько линейных крейсеров — реплик «Индефетигебла», к тому времени уже устаревших раз и окончательно.

Обстоятельство заключалась частично в самих британцах. Пробуя дезориентировать самый вероятного соперника, Германию, они завысили характеристики собственных линейных крейсеров.

Так, «инвинсиблы» якобы имели возможность бегать 27-узловой скоростью, а троица их «сводных сестричек» — еще на узел стремительнее, и притом имела приблизительно на дюйм более толстую броню. «Деза» всецело удалась, так, что совсем настоящие эти стали достояние общественности лишь спустя половину столетия, в то время, когда все шесть линейных крейсеров первого поколения уже три десятилетия либо более лежали на дне либо превратились в прокат и сталь.

Но эффект для того чтобы обмана был отрицательным.

Следующий ответ немцев был сокрушительным — и для конкретных «иблов», и для фишеровской концепции в целом. «Мольтке» и «Гёбен», после этого «Зейдлиц» и вооруженные уже 12-дюймовками «Дерфлингер» и «Лютцов» крейсерами оставались лишь по заглавию. Они являлись обычными быстроходными линейными кораблями, мало не сильный защищенными, чем линейные «немцы», но по бронированию не уступали главным судам Гранд-Флита.

Само собой разумеется, в совокупности с высокой скоростью, достигавшей 27-28 узлов, это потребовало жертв: Мало удалось выкроить на некоем ослаблении артиллерии, но основной компенсацией стало… повышение размеров. Линейные крейсера нового поколения легко стали больше собственных линейных современников.

По тому же пути пошли и британцы, выстроив в ответ известных «кошек» (каковые лояльн

ВЫЗОВ ДУХОВ | СМЕЮЩИЙСЯ ДЖЕК | ОН ПРИШЕЛ СРАЗУ ЖЕ 18+