И вновь — корветы

И вновь — корветы

В случае если сказать о закономерностях развития эскортных сил главных морских держав в 1940-е годы, то в первую очередь кидается в глаза постоянный рост размеров судов. Эта тенденция продолжилась и во времена «холодной войны». На просторах океанов требовались корпуса, разрешавшие вместить не только солидный запас горючего, но и соответствующее оружие, бессчётную электронику и гидроакустику, что приводило к стоимости строительства и увеличению водоизмещения.

Некогда популярные корветы, ведущие собственную родословную от маленьких рыбацких суденышек, казалось бы, окончательно сошли со сцены.

Но для государств, размешавшихся на берегах внутренних морей и не претендующих на океанское господство, преимущества эксплуатации малых и низкой стоимости постройки боевых единиц флота оставались очень заманчивыми. На Западе самый последовательным приверженцем данной точки зрения была Италия. Мы уже говорили об успешных противолодочных корветах типа «Але», созданных в этом государстве во время второй мировой.

Неудивительно, что именно они и стали прототипом недорогих эскортных судов нового поколения.

Развитие ВМС государств-членов Евросоюза НАТО в 1950-х годах началось благодаря финпомощи США. В частности, на американские деньги Италия должна была выстроить серию маленьких противолодочных судов.

Замыслом предусматривалось поставить три единицы для собственного флота, четыре для ВМС Дании и один для Голландии.

Красивые 800-тонные корветы типа «Альбатрос» напоминали собственных предшественников армейского времени очень отдаленно. Они имели новомодные гладкопалубные корпуса, надстройку от борта до борта посередине, и комплект нового оружия, созданного на Апеннинском полуострове.

В число последнего входили 76-мм малогабаритные автоматические установки, потом ставшие «гвоздем» итальянской военной индустрии.

Но первый блин был комом. Не смотря на то, что номинально орудие компании «Стабилименто Меканичи ди Поццуоли» имело возможность делать до 50 выстрелов в 60 секунд, в барабане, из которого производилась автоматическая подача, пребывало всего 14 унитарных патронов.

Так что, выпустив очередь в течение 20 секунд, корабль на время прекращал стрельбу, пока барабан вручную пополнялся из погреба. Кроме того: заряжание самой пушки производилось в строго вертикальном положении ствола(как впоследствии у многих ракетных зенитных установок). Громадные нагрузки на возвышения и механизмы поворота приводили к нередким поломкам.

Орудие заслужило весьма плохую репутацию, не смотря на то, что сам по себе принцип барабанного заряжания и выбор калибра были совсем верными.

Итальянцы потерпели фиаско не только с артиллерией: столь же непригодными были и первые образцы противолодочных бомбометов компании «Менон». Итог был печальным: практически сразу после ввода в строй с итальянских судов сняли и 76-мм автоматы, и «меноны», заменив их простыми 40-мм «бофорсами» и морально устаревшими «хеджехогами».

Потом оружие пара усилили, добавив несколько 40-мм стволов и трехтрубные торпедные аппараты для малых американских торпед ПЛО. Голландцы по большому счету решили не мучиться со «средиземноморским чудесным образом» и скоро возвратили выстроенный для них «Линке» обратно в Италию. Лишь датчане продолжали терпеливо сражаться с хрупкими и капризными автоматами (действительно, от бомбометов они решительно отказались).

Но они же первыми и вывели суда из состава флота (но, по окончании 25-летнего срока работы).

По окончании первой неудачи итальянцы возвратились к постройке корветов только дюжина лет спустя. Любопытно, что характеристики судов типа «Пьетро де Кристофаро» формально полностью повторяли запланированные для их предшественников: все те же два 76-мм автомата и бомбомет компании «Менон»…

Но сейчас все оружие трудилось в полной мере исправно, а создатель орудий — концерн «ОТО-Мелара» — сделал важную заявку на роль фаворита в области компактных трехдюймовок, потомки которых сейчас составляют базу артиллерийского оружия большинства современных кораблей ВМФ Запада. Скорость с очевидно недостаточных 19 узлов возросла до 23, а звуковое оборудование сейчас включало буксируемый гидролокатор, существенно повышавший дальность обнаружения подводного соперника.

Изменилась и архитектура корпуса, что снова, по окончании продолжительного засилья гладкопалубников, взял полубак.

Предстоящая история итальянских корветов характерна для тенденций финиша 80-х — 90-х годов XX века. Ослабление интернациональной напряженности, которое связано с распадом Варшавского пакта, позвало в полной мере понятное желание постараться сэкономить толику средств.

В моду вошли «суда на вырост», недовооруженные и предназначенные в мирное время для самых разных полувоенных потребностей: охраны акватории, обучения персонала, применения в качестве спасательных судов а также буксиров.

Конструкторы компании «Финкантьери» создали две очень успешные серии.

Более обильно насыщенная электроникой, оружием и оборудованием «Минерва» при необходимости имела возможность принять еще четыре установки противокорабельных ракет «Отомат» (из которых возможно кроме этого запускать противолодочные ракетоторпеды МИЛАС) и буксируемый гидролокатор, становясь в полной мере современным многоцелевым кораблем маленького водоизмещения с прекрасно уравновешенными чертями.

Фактически такая же по водоизмещению, но более маленькая и широкая «Кассиопея» по большому счету не имела ракетного оружия, но в корме размешалась посадочная площадка для вертолета, что делало ее хорошим «охранником» в мирное время.

Исходя из этого неудивительно, что средства для постройки нашлись у министерства торгового флота, очень заинтересованного в недорогом судне береговой охраны. Дабы максимально сэкономить, на них установили 76-мм орудия, совокупность управления огнем и некое второе оборудование, снятое со списанных фрегатов типа «Бергамини». Так уже в наши дни трансформировалась итальянская традиция постройки маленьких универсальных сторожевиков.

69.

Корвет «Пьетро де Кристофаро», Италия, 1966 г.

Выстроен на верфи в Рива Тригосо. Водоизмещение стандартное 850 т, полное 1020 т. Протяженность громаднейшая 80,2 м, ширина 10 м, осадка 2,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 8500 л.с., скорость 23 узла. Оружие: два 76-мм орудия, шесть 324-мм торпедных аппаратов ПЛО, одноствольный бомбомет «Менон». Всего во второй половине 60-ых годов двадцатого века выстроено 4 единицы: «Умберто Гроссо», «Пьетро де Кристофаро», «Личио Визинтини» и «Сальваторе Тодаро». Списаны в 1992—1993 годах.

70.

Корвет «Альбатрос», Италия, 1955 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Кастепламаре. Водоизмещение стандартное 800 т, полное 950 т. Протяженность громаднейшая 76,3 м, ширина 9,7 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной дизельной установки 5200 л.с., скорость 19 узлов.

Оружие: два 76-мм орудия, два 40-мм автомата, два бомбомета «Хеджехог», один бомбосбрасыватель. В первой половине 60-ых годов двадцатого века перевооружены: установлены четыре 40-мм автомата и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1955 — 1956 годах выстроено 8 единиц: «Альбатрос», «Алсьоне» и «Айроне» для итальянских ВМС, «Линке» для Бел и «Голландии-лона», «Флора», «Тритон» и «Диана» для Дании. Все списаны между 1974 и 1990 годами.

71.

Корвет «Минераа», Италия, 1988 г.

Выстроен компанией «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 1030 т, полное 1290 т. Протяженность громаднейшая 86,6 м, ширина 10,5 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 11 000 л.с. скорость 35 узлов. Оружие: установка ЗРК «Альбатрос», одно 76-мм орудие, шесть 324-мм торпедных аппаратов ПЛО. В военное время вероятна установка противокорабельных и противолодочных ракет.

Всего в 1988—1991 годах выстроено 8 единиц: «Минерва», «Урания», «Данаиде», «Сфинье», «Дриаде», «Химера», «Фениче» и «Сибилла». Все находятся в строю.

72. Корвет «Кассиопея», Италия, 1991 г.

Выстроен компанией «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 1110т, полное 1475 т. Протяженность громаднейшая 79,8 м, ширина 11,8 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной дизельной установки 8800 л.с., скорость 21 узел. Оружие: одно 76-мм орудие, два 20-мм автомата, один вертолет. Всего в первой половине 90-ых годов двадцатого века выстроено 4 единицы: «Кассиопея», «Либра», «Спика» и «Вега». Все находятся в строю.

Говоря об итальянских корветах, нельзя не упомянуть об экспортных заказах для государств «третьего мира».

Не совсем успешный «Альбатрос» однако привлек интерес — в первую очередь тем, что при собственной низкой стоимости он значительно превосходил по чертям ветхие британские корветы типа «Флауэр», много разошедшиеся по флотам самых различных стран. Кроме соратников по Североатлантическому альянсу, «альбатросы» решила купить далекая Индонезия, появлявшаяся по окончании получения независимости в некоей изоляции и нуждавшаяся в создании собственных достаточно сильных ВМС.

Два корабля, «Паттимура» и «Султан Хасанудин», отличались от прототипа трехвальной дизельной установкой повышенной мощности, разрешавшей развивать 22 узла кроме того при увеличившемся до 950 т водоизмещении. Другие трансформации включали улучшенную вентиляцию и 30-мм автоматы вместо 40-мм «бофорсов».

Карьера «итальянцев» во флоте Индонезии была необыкновенной.

Практически сразу после вступления в строй, в начале 1958 года резкая переориентация прокоммунистического правительства Сукарно на СССР прервала боеприпасов и поставки запчастей. Но в «Страну тысячи островов» широкой рекой потекло советское оружие. Корветы перевооружили, но на фоне бессчётных фрегатов, эсминцев а также крейсера (бывшего советского «Орджоникидзе») они скоро утратили собственный боевое значение.

И по окончании переворота, осуществленного генералом Сухарто в 1965 году, Индонезия снова переориентировалась на Запад. Большая часть больших советских судов скоро отправились на слом, тогда как «Паттимура» и «Хасанудин» пережили их и благополучно просуществовали до начала 1980-х годов.

Любопытно, что в августе 1993 года ВМС Индонезии снова пополнились корветами, тесно связанными с советской кораблестроительной школой.

Речь заходит о 16 единицах типа «Пархим», поставленных практически сразу после объединения Германии. Эти суда имели продолжительную и очень увлекательную историю.

Дабы проследить ее начало, направляться возвратиться в СССР, в далекий 1963 год, в то время, когда Зеленодольскому КБ было выдано задание на разработку малого противолодочного корабля (МПК) проекта 1124. По интересному совпадению, он взял то же кодовое имя, что и первый послевоенный «итальянец» подобного класса — «Альбатрос».

Но, советская «птица» имела пара второе происхождение: в случае если средиземноморский корвет воображал собой уменьшенный фрегат, то отечественный — скорее увеличенный катер проекта 204, потому, что его корпус сохранил многие черты 450-тонного прототипа, ведущего собственную родословную от громадных охотников за подводными лодками.

Корабль имел не в полной мере простую компоновку, кроме этого доставшуюся в наследство от 204-го: спаренная 57-мм автоматическая установка АК-725 размешалась в корме, а в носу разместился ракетный комплекс ПВО ближнего действия «реактивные» бомбомёты и Оса.

Значительным новшеством являлась буксируемая гидроакустическая станция «Шелонь», дальность действия которой достигала 15 — 20 км. Действительно, для этого сторожевик должен был останавливаться, но по окончании обнаружения он имел возможность скоро собрать движение, поддерживая контакт уже посредством стационарной ГАС «Аргунь». Быстроходности содействовали очень прогрессивная механическая установка, складывавшаяся из двух дизельных агрегатов, трудившихся на бортовые валы, и газовая турбина, вращавшая средний вал.

В форсажном режиме она разрешала совместно с дизелями достигать неповторимой для противолодочных судов того времени скорости — 35 узлов.

Уникальной изюминкой стал выпуск выхлопных газов вбок, на протяжении корпуса, вместо классической трубы. Дабы не портить предохранительную окраску корпуса, его кормовую часть стали красить в черный цвет, что придавало этим и всем последующим МПК основной вид.

Проект 1124 отправился в громадную серию и строился в течение практически двух десятков лет.

На его базе был создан вариант для пограничных сил, 1124П, на котором место «Осы» заняла вторая 76-мм спарка. Коммунистический «Альбатрос» оказался заметно успешнее собственного итальянского тезки и стал родоначальником долгой ветви малых противолодочных судов.

Начальной модификацией стало добавление скорострельного шестиствольного 30-мм автомата АК-630 в корме, заметно усилившего защиту от противокорабельных ракет и воздушного противника.

В один момент на усовершенствованном «Альбатросе» установили новую РЛС. Один из МПК достроили по особому проекту 1124К. Он предназначался для полномасштабных опробований новейшего комплекса ПВО «Кинжал». Но в громаднейшей степени трансформациям подвергся проект 1124М, что возможно разглядывать как отдельный тип. Место 57-мм спарки занял более замечательный 76-мм автомат АК-176, а ПВО дополнительно усилили, добавив к «Осе» спаренную установку зенитных ракет «Стрела-3».

Полностью обновилось радиолокационное и гидроакустическое оборудование. Действительно, маленький корпус все это вмещал уже с некоторым трудом, и, дабы хоть мало уменьшить перегрузку, один из реактивных бомбометов было нужно снять.

Суда проекта 1124М строили впредь до распада СССР и в первые годы существования свободных Украины и России.

Небольшой и недорогой, «Гриша» (такое обозначение МПК взял по классификации НАТО) имел возможность стать увлекательным и для союзников СССР самая мощной кораблестроительной индустрией из государств Варшавского Контракта владела, без сомнений, Германская Демократическая Республика. Именно там, на верфи в Волгасте, заложили 16 единиц проекта 133, перенявшего многие черты 1124М, в первую очередь — компоновку. Имелись и кое-какие отличия в оборудовании и вооружении.

Так, немцам было нужно ограничиться «Стрелой», а опускаемую ГАС «Шелонь» остроумно заменили вертолетной гидроакустической станцией, которую «вывешивали» на стреле с правого борта. Специфика Балтики, где во всех последних войнах огромное значение имело минное оружие, стала причиной повышению числа принимаемых на борт мин до 30.

Отказались и от комбинированной двигательной установки: сейчас все три вала приводились во вращение дизелями, что не имело возможности не сказаться на скорости хода, мало не дотягивавшего сейчас до скромных 25 узлов.

Не смотря на то, что западные эксперты осуждали германский МПК как через чур «мокрый», он заслужил признание качеством постройки. Не обращая внимания на ухудшенные (если сравнивать с современным им «Альбатросом») эти, «старший брат» заказал серию и для себя.

Основная обстоятельство пребывала в необходимости поддержать судостроительную индустрию союзника. Так сейчас существования социалистического лагеря на той же верфи сошли со стапелей 12 единиц для СССР (проект 1331М), причем последние попали к клиенту практически за пара месяцев до исчезновения ГДР с карты мира.

Будущее оставшихся в Германии «пархимов» решилась не сходу.

Пара МПК кроме того включили в состав Бундесмарине, но ненадолго.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века их, и выведенные в резерв и медлительно ржавеющие у причалов единицы пара подновили и парами стали отправлять на другой финиш земного шара, в Индонезию. В том месте они до сих пор находятся в строю, как продолжают работу еще многие бывшие советские корветы-МПК в составе флота России.

В. КОФМАН

Многоцелевой корабль (корвет) типа «Стерегущий»

Статьи, которые будут Вам интересны: