«…Исход войны мог оказаться совсем иным»

«...Исход войны мог оказаться совсем иным»

Во второй половине 40-ых годов XIX века началась датско-германская война. Немцам, флота которых фактически не существовало, нечего было противопоставить датским судам, каковые блокировали германское побережье. Вот тогда-то капрал баварской армии Бауэр и внес предложение выстроить подлодку для прорыва блокады. Средства на сооружение «морского ныряльщика» — так Бауэр назвал собственный детище (16) -дали шлезвиг-голштинская армия и кое-какие частные пица.

В первой половине 50-ых годов XVII века в Кильской бухте начались опробования этого корабля, завершившиеся тем, что он… затонул. Бауэр и два члена экипажа чудесным образом спаслись, а лодка осталась лежать на дне бухты.

Во второй половине 80-ых годов XIX века ее подняли и поместили на почетном месте в Кильской военно-морской академии.

Неудача не обескуражила Бауэра, что начал обивать пороги морских ведомств Австро-Венгерской империи, США, Фракции. Англии. В первой половине 50-ых годов XIX века он объявился в Российской Федерации, где за счет казны выстроил лодку (7), затонувшую потом в Финском заливе.

Тогда как в Соединенных Штатах, России и Франции первые подводные суда создавались при участии и под надзором морских ведомств, в Англии развитие подводного дела пребывало целиком и полностью в руках частных лиц. Так, во второй половине 70-ых годов XIX века ливерпульский изобретатель Гаррет выстроил четырехметровую подлодку с ручным приводом. Поощренный успехом первых опробований, он в будущем году соорудил вторую лодку — «Резургам» (17), длиной 15 м и диаметром 1,5 м.

Увлекательной изюминкой «Резургама» была силовая установка. Она складывалась из котла и паровой машины, рассчитанного на давление в 10 атм. Перед погружением давление поднимали до предела и наглухо закрывали дымовую трубу и топку. По мере расходования пара давление в котле падало, вода же продолжала ни петь за счет запасенного в ней тепла.

Двигаясь так, корабль имел возможность проходить под водой около двадцати километров.

«Резургам» затонул в первой половине 80-ых годов XIX века на протяжении опробования. Но незадолго до его смерти на опробованиях довелось побывать шведскому изобретателю оружия Норденфельту, что внес предложение Гаррету трудиться совместно.

Результатом этого сотрудничества и первенствовала подлодка Норденфельта (18) длиной 19,5 м и водоизмещением 60 т. Она имела силовую установку, которая принципиально не отличалась от установки «Резургама», не смотря на то, что и содержала кое-какие серьёзные усовершенствования. Так, в носовой и кормовой частях корпуса были установлены две цистерны большого давления, в которых на протяжении надводного хода запасалась перегретая в котле вода.

Неспециализированного запаса энергии в цистернах и котле должно было хватать на 25-кипометровый подводный переход. На поверхности дальность плавания составляла 280 км при скорости 9 узлов.

«МИНОГА»

Год постройки 1905
Водоизмещение, т 123/152
Тип двигателя дизель-электрический
Мощность, л. с. 2X120/1X70

Скорость, узл. 11/5
Протяженность, м 32,6
Ширина, м 2,8
Высота, м 2,8
Рабочая глубина погружения, м 50
Оружие: торпедные аппараты 2
пулемет 1
Дальность плавания, миль 900/25
в надводном положении 900
в подводном положении 25

16. Первая подлодка Бауэра. Германия, 1850 г.;
17. «Резургам» Гаррета. Англия, 1879 г.;
18. Первая подлодка Норденфельта.

Швеция, 1883 г.;
19. «Аша» и Наутилус Кемпбелла. Англия, 1886 г.;
20. Подлодка Пераля. Испания, 1888 г.

В историю подводного флота «Минога» вошла как первая подлодка с дизелями.

В числе вторых новшеств на «Миноге» были трубчатые торпедные аппараты, реверсивные двигатели, винт регулируемого шага. К недочётам лодки направляться отнести маленькую мореходность, что особенно сказывалось в штормовую погоду.

К началу Первой Мировой «Минога» считалась одной из лучших лодок русского Балтфлота.

В осеннюю пору 1918 года по распоряжению В. И. Ленина она была послана вместе с «Макрелью» в Астрахань Позднее В том же направлении прибыли «Касатка» и «Окунь» — эти четыре лодки составили дивизион Каспийской военной флотилии.

Норденфельтовская лодка была аппаратом легче воды. Погружаться и маневрировать в вертикальной плоскости ей помогали два непрерывно трудящихся вертикальных гребных винта, расположенных по бортам в центре корпуса.

При их отказа лодка машинально должна была всплывать на поверхность. Оружие лодки — торпеда Уайтхеда, скорострельная пушка и управляемая мина совокупности Норденфельта.

21—25 сентября 1885 года лодка демонстрировалась в Карлскруне военно-морским атташе практически всех стран.

Не смотря на то, что эту демонстрацию тяжело было назвать успешной, лодку поспешила купить Греция.

В один момент с Гарретом и Норденфельтом над постройкой подлодки в Англии трудились еще два инженера — Кемпбели и Аш. Их «Наутилус» (19) — чисто электрическая подлодка длиной 18 м и водоизмещением 50 т — первенствовал в мире двухвинтовым подводным кораблем.

Механизм погружения-всплытия «Наутилуса» складывался из восьми цилиндров с поршнями, выдвигая и вдвигая каковые посредством механического привода возможно было изменять подводный количество лодки. Оружие ее складывалось из двух палубных торпедных аппаратов.

Дабы атаковать врага, два водолаза должны были выходить через шлюзовую камеру на палубу и создавать выстрелы.

«Наутилус» испытывался на Темзе, но ненадежность действия цилиндров с поршнями, забивавшихся грязью и илом, побудила Адмиралтейство отказаться от приобретения корабля.

Не отыскал другой проект и практического применения того времени — подлодка испанского капитана Пераля (20).

Она представляла собой очень идеальный по тем временам корабль длиной 21 м и с подводным водоизмещением 87 т. Два винта приводились в воздействие электромоторами мощностью 30 л. с. любой и информировали лодке подводную скорость в 8 узлов. Дальность плавания под водой должна была составлять около 800 км. Оружие лодки — торпедный аппарат для стрельбыторпедами Шварцкопфа.

В сентябре 1888 года лодка Пераля была построена. Само собой разумеется, на протяжении опробований обнаружилась масса небольших недочётов, но в цепом Пераль выполнил все, что давал слово. Он заставлял собственный корабльпогружаться, всплывать, маневрировать, атаковать цепь. 27 августа 1889 года все три торпеды,выпущенные из-под воды расстояния 500 м, достигли цепи — находившегося на якоре судна-мишени.

23 июня 1890 года состоялась последняя проверка. В подводном положении лодка произвела дневную и ночную атаки на крейсер «Колонь». Обе они были успешными… и однако корабль Пераля был предан полному забвению. Сам изобретатель умирает в 1895 году, а через три года вспыхивает испано-американская война, о которой спустя 60 пет историк сообщит: «Если бы тогда у испанцев было 40—50 лодок Пераля, финал войны имел возможность появляться совеем иным…»

Г. СМИРНОВ

За победу! Правда о матче смерти | Канал \

Статьи, которые будут Вам интересны: