Искусное подражание

Искусное подражание

Время от времени перед морскими государствами второго эшелона вопросы обороноспособности ставят неразрешимые неприятности, отсутствующие у великих держав легко в принципе. Так, Испании ее морскую политику диктовали не экономические интересы, не король, а только тот факт, какое правительство будет у власти: либералы либо консерваторы. Как водится, оба соперничающих кабинета радели за сильную и процветающую Испанию, но вот пути успехи данной цели у них иногда кардинально различались.

Первые думали, что для Испании легко нужно делать замечательные суда на уровне передовых мировых стандартов пускай кроме того за границей. Вторые полагали, что при подобном раскладе денежные потоки уходят за границу и не содействуют экономическому росту страны, а потому суда нужно строить только дома, даже если они и получаются дороже, а темпы строительства будут намного медленнее.

Действительно, и те, и другие были солидарны в одном — без зарубежной помощи самостоятельно создать проект современного корабля будет весьма и сложно. В итоге, из-за нередкой сменяемости кабинетов министров судостроительная теория имела возможность изменяться самым кардинальным образом в течение непродолжительного времени.

К началу 80-х гг. XIX века среди испанских моряков сложились две соперничающие школы.

Первые думали, что в будущей войне ведущую роль в морских сражениях будут играться броненосцы, в то время как вторые предлагали дать ее крейсерам. Действительно, спор между ними шел не столь радикально, как, скажем, в той же Франции, предложившей «молодую школу», а скорее в приоритетах морской стратегии.

Приверженцы крейсеров грядущую войну видели только колониальной, для ведения которой требуются суда с громадной высокой скоростью и дальностью плавания, дабы парализовать неприятельскую торговлю и обезопасисть собственную. Приверженцы броненосцев думали, что направляться сосредоточиться на обороне метрополии и потому строить замечательные, пускай тихоходные с маленькой автономностью броненосцы.

Первое время, по окончании гражданских войн на воцарении и Пиренеях Альфонсо XII, морские министры еще пробовали отыскать баланс между двумя школами, но весьма не так долго осталось ждать стало ясно, что небогатой Испании строить одновременно и крейсера, и броненосцы просто не по карману. В 1887 г. Германия стала причиной Каролинский кризис и захватила один из островов Каролинского архипелага, принадлежавший Испании.

В пришедшем к власти новом правительстве портфель морского министра достался адмиралу Рафаэлю Родригесу Ариасу, сделавшему ставку на крейсера. В наследство от предшественников ему достался строимый в Клайдебанке крейсер нового типа — «Рейна Рехенте»…

Нельзя сказать, что заказанный корабль всецело отвечал сменившимся требованиям.

Он сооружался на зарубежной верфи, тогда как «интересы страны» потребовали национального строительства, он был через чур большим для совершенного скаута, но не дотягивал для крейсера эскадренного боя. Но отказываться было уже поздно, в новостройку положили приличную сумму. Так что волей-неволей «Рейна Рехенте» послужила отправной точкой.

Базой проекта для «Рейны Рехенте» стали английские «мерсеи», приспособленные под испанские требования.

Прежде всего это касалось регламентной артиллерии совокупности Онтория. В следствии в качестве прототипа была выбрана увеличенная версия «мерсеев» — «Орландо».

Потому, что классические испанские судостроители — казенные адмиралтейства в Ферроле, Карраке и Картахене совсем не соответствовали новым веяниям и по большому счету не имели нужных мощностей, параллельно с проектированием шла их перестройка.

В итоге, в то время, когда стапели перестроенных адмиралтейств готовься к закладке, а судостроители под управлением британского инженера Ч.Палмерса основательно «подправили» британский проект, стало известно, что тот «потяжелел» более чем на тысячу тысячь киллограм.

Прежде всего трансформации коснулись главного калибра. Специально для новых крейсеров Онтория создал барбет под 280-мм орудие.

Ранее подобные пушки поставлялись на броненосец «Пелайо». 140-мм артиллерия среднего калибра, производства того же завода Онтория, что и на прототипе, и на «Рейне Рехенте», группировались в батарее на верхней палубе. Так что удачно попавший боеприпас соперника имел возможность вывести из строя если не все, то многие из орудий.

Однако на гипотетическую опасность взглянули сквозь пальцы, за что уже в недалеком будущем было нужно дорого заплатить кровью испанских моряков.

Повышенные размеры выяснили выбор и более замечательных механизмов.

Видя повышение проекта, правительство в 1887 г. заменило планируемые крейсера — один в 4500 тысячь киллограм и восемь — в 3200 тысячь киллограм на шестерку «подросших» уже до 6500-тонной отметки судов.

К моменту же закладки из-за изменений и постоянных дополнений в проект он еще более «пополнел» и сейчас фигурировал в бумагах уже как 7000-тонный крейсер.

Заказ на три судна распределили между тремя казенными адмиралтействами. А тендер еще на три, для экономии, по окончании достаточно твёрдого конкурса достался маленькой компании «Сосьедад Астильерос дель Нервион» из Сестао (Бильбао).

Летом — в осеннюю пору 1889 г. в соответствии с договором заложили кили крейсеров «Инфанта Мария Тереса», «Альмиранте Окендо» и «Бискайя». Но, увы, не имея опыта важного судостроения, компания уже в следующем году начала испытывать денежные затруднения, а через год по большому счету обанкротилась! В итоге строительство так нужных для флота судов всецело заморозилось, и исправлять обстановку было нужно опять-таки казенному адмиралтейству из Ферроля.

Контрактные сроки выдержать все равно не удалось, но к лету 1893 г. головная «Инфанта Мария Тереса» все-таки вступила в строй. В следующие два года арсенал сдавал флоту еще по крейсеру в год. Призрачная экономия, практически обанкротившая частника, в итоге стала причиной повышению цены корабля с 15 до 20 миллионов песет!

В это же время правительство, счастливо распределив заказы, пришло к выводу, что много миноносцев программы 1887 г. по цене именно составляют седьмой, дополнительный крейсер типа «Инфанта Мария Тереса», что и решили строить на компании «Вея Мурхия».

Аппетит, как мы знаем, приходит на протяжении еды, так и запросы моряков всегда возрастали.

Показывая на то, что эскадре из «терес» потребуется флагман, моряки настояли на выборе для седьмого крейсера в качестве прототипа английского «Блейка», самый полно соответствовавшего изменившимся испанским запросам. Артиллерия главного калибра из 280-мм орудий опять подверглась модернизации. Размещение среднего калибра мало пересмотрели, в следствии чего он частично отправился в казематы.

Но самое основное, корабль лишился достаточно толстого броневого пояса по ватерлинии, уже ставшего «визиткой» испанских броненосных крейсеров. (Его толщина, достигавшая 305 мм, разрешила возможность причислить «инфанты марии тересы» к классу броненосцев.) В итоге всех переделок новый проект, нареченный «Эмперадор Карлос V», стал практически на две тысячи тысячь киллограм больше «терес», и данный неброненосный крейсер причислили к броненосцам скорее по инерции.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
В это же время с очередной сменой правительства в середине 1890-х гг. поменялись и судостроительные приоритеты. Пришедшие к власти либералы были всецело ориентированы на зарубежное судостроение.

По принятому в апреле 1896 г. дополнению к судостроительной программе предполагалось приобрести за рубежом один «броненосец» первого ранга и два — второго. «Переводя» с испанской классификации на общепринятую, это означало: один громадный броненосный крейсер и два малых.

В заявленном интернациональном конкурсе на постройку броненосца, которому кроме того дали наименование «Эмперадор Филипе II», победил проект Армстронга.

Он представил башенный броненосец относительно малого водоизмещения 11 000 т. и скоростью 18 узлов с оружием из двух 305-мм и восемнадцати 152-мм орудий. А потом начались согласования и бесконечные консультации, каковые по окончании поражения в испано-американской войне свернули вместе с проектом. Но, для самого Армстронга купленный опыт был нужным, и наработки легли в базу броненосцев-убийц броненосных крейсеров «Конститусьон» и «Либертад».

А вот пополнение «броненосцами второго ранга» выяснилось в полной мере настоящим. В июне 1896 г. испанцы договорились о продаже строимых компаниями Ансальдо и Орландо крейсеров «Джузеппе Гарибальди» и «Варезе». Без промедлений оба корабля взяли испанские наименования «Кристобаль Колон» и «Педро д’Арагон». Но в случае если первый, чье финансирование осуществлялось из государственного бюджета, все-таки поднял испанский флаг, то деньги на второй, собираемые по всеобщей подписке, так и не собрали.

Дело усугубила очередная смена правительства. Итогом непродолжительного нахождения консерваторов у власти стал отказ от до тех пор пока еще не установленных орудий главного калибра на уже готовый «Кристобаль Колон». Непременно, желание сделать крейсер со стандартным 240-мм орудием Гильена выглядит похвальным, но в следствии, учитывая классический испанский долгострой (и орудий также!), крейсер отправился в собственный последний бой по большому счету без главного калибра!

Но история испано-итальянских крейсеров на этом не закончилась. Опять возвратившиеся к власти либералы в начале 1898 г., жестко раскритиковав собственных предшественников, возвратились к идее приобретения итальянского броненосного крейсера. Потому, что Аргентина из-за накала страстей с Чили уступать обратно «Педро д’Арагон» не планировала, удалось достигнуть соглашения о продаже «Карло Альберто».

Но началась испаноамериканская война и, выполняя нейтралитет, Италия… перешла на тайные переговоры. Крейсер, переименованный в «Ла Абана» (на волне патриотизма, в честь столицы Кубы), ввести в строй планировали в апреле 1898 г. Но приемо-сдаточные опробования отодвинули дату готовности, и он к отправке эскадры Серверы так и опоздал. Тяжело сообщить, чем бы имела возможность обернуться история с «Абаной» при вторых событиях.

А так, испанцы хотели бы осуществить перегон новоприобретенного крейсера в Сантьяго, а итальянцы желали сбыть его и наряду с этим не нарушить международного права. Все решило окончание войны, в то время, когда с отсутствием свободных средств в испанском бюджете крейсер, наконец, поднял итальянский флаг.

106.

Броненосный крейсер «Инфанта Мария Тереса», Испания, 1893 г.

Строился в Бильбао компанией «Сосьедад Астильерос дель Нервион». Водоизмещение 7000 т, протяженность по ватерлинии 103,63 м, ширина 19,81 м, осадка 6,55 м. Мощность двухвальной машинной установки 13 700 л.с., скорость 20 уз. Дальность плавания 9700 миль. Бронирование: пояс 254 — 305 мм, переборка 305 мм, барбеты 250 мм, шахты 200 мм, палуба 51 —76 мм, рубка 305 мм. Оружие: два 280/35-мм и десять 140/35-мм орудий, все совокупности Онтория (в середине 1890-хг.

140-мм преобразованы в скорострельные), шестнадцать малокалиберных скорострелок, два пулемета, восемь торпедных аппаратов.

Всего в 1893 —1895 гг. выстроено три единицы: «Инфанта Мария Тереса», «Бискайя» и «Альмиранте Окендо». Все погибли в бою у Сантьяго де Куба 3 июля 1898 г.

107. Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V», Испания, 1895 г.

Строился в Кадисе компанией «Вея Мурхия».

Водоизмещение 9235 т, протяженность по ватерлинии 115,82 м, ширина 20,42 м, осадка 7,85 м. Мощность двухвальной машинной установки 15 000 л.с., скорость на опробованиях 20 уз., практически — 16 уз. Бронирование: пояс, закрывающий батарею, 51 мм, барбеты 250 мм, палуба на скосах 162 мм, орудийные щиты 80 мм, рубка 305 мм.

Оружие: два 280/35-мм орудия совокупности Онтория, восемь 140/35-мм скорострельных пушки Канэ, четыре 105/35-мм скорострельных орудия Круппа, восемь малокалиберных скорострелок, два пулемета, шесть торпедных аппаратов.

Принят флотом в августе 1897 г., но артиллерия главного калибра смонтирована только в 1898 г., почему к отправке эскадры Серверы опоздал. На протяжении работы наименование крейсера сократилось до «Карлос V», не смотря на то, что никакого приказа о переименовании не было.

108.

Бронепалубный крейсер «Рейна Рехенте» (I), Испания, 1888 г.

Строился в Клайдебанке компанией Томпсона. Водоизмещение 4664 т, протяженность по ватерлинии 97,3 м, ширина 15,43 м, осадка 5,9 м. Мощность двухвальной машинной установки 11 600 л.с., скорость 20 уз.

Бронирование: палуба 51 —127 мм. Оружие: четыре 240/35-мм орудия, шесть 120/35-мм орудий, семь малокалиберных скорострелок, два пулемета, пять торпедных аппаратов.

Всего выстроено три единицы: «Рейна Рехенте», «Альфонсо XIII» и «Лепанто». «Рейна Рехенте» погиб на протяжении шторма 10 марта 1895 г. «Лепанто» й «Альфонсо XIII» пошли на слом по окончании достройки.

Но возвратимся к крейсерам, строившимся на казенных адмиралтействах. Первыми на слипах Ферроля и Картахены были заложены копии «Рейны Рехенте», «Альфонсо XIII» и «Лепанто». По многим пунктам эти крейсера должны были стать «самыми-самыми».

Самыми большими металлическими судами испанской постройки, обладателями самых замечательных основных механизмов, с самой идеальной совокупностью непотопляемости и т.д. Но увы, кроме того простое копирование выяснилось испанцам не по зубам, пускай и с замечательной зарубежной помощью. Автомобили так и не смогли выдать требуемую мощность. Перегрузка стала причиной катастрофическому положению с остойчивостью.

В итоге, «Альфонсо XIII» в собственности, возможно, рекорд самой непродолжительной карьеры в мире: так и не сумев пройти всей программы сдаточных опробований, он отправился «под нож». В отличие от собственного близнеца крейсер «Лепанто» в строю все же побывал, но только в качестве учебного корабля.

Четвертый корабль этого типа, заложенный по окончании смерти «Рейны Рехенте» и потому унаследовавший ее наименование, разумно откорректировали с учетом испанских реалий.

В следствии оказался добротный и надежный корабль, действительно, водоизмещением практически на тысячу тысячь киллограм больше — из-за тяжелого испанского оборудования. Помимо этого, на второй «Рейне Рехенте» попытались применить предельное количество технических новинок, показавшихся к тому времени, например, водотрубные котлы Бельвиля. Но, увы, проектные 20 узлов так и остались недостижимой мечтой нового крейсера, а потому он потерял всякую боевую сокровище уже на момент постройки.

Обстановка, подобная со второй «Рейной Рехентой», сложилась и с тремя копиями «Инфанты Марии Тересы». Строившиеся на трех основных адмиралтействах, они уже в ходе создания стали практически новым типом. В ноябре 1895 г. Консультативный совет утвердил глубокую переработку под испанские требования проекта известного отечественного кораблестроителя Х. Костельота.

Уже порядком устаревшее 280-мм орудие уступило место новому 240-мм, 140-мм пушки Онтория —скорострелкам Канэ того же калибра. Но самое основное, за счет отказа и облегчения артиллерии от толстого и узкого пояса (имевшего, как выяснилось, позже очень проблематичную сокровище), удалось более-менее оптимально забронировать крайне важные части корабля. Но, самое ответственное, открытая всем боеприпасам батарея скорострельной артиллерии переместилась в изолированные бронированные казематы.

Что весьма интересно, фактически ни одно адмиралтейство не выяснилось готово к постройке столь большого корабля. Апофеозом стала история со спуском на воду «Принсесы де Астуриас». На торжественной церемонии стало известно, что корпус сходить на воду совсем не планирует. Было нужно мобилизовать все лебедки в округе и проводить трудоемкую операцию волочения крейсера на глубокую воду.

В первоначальный сутки методом неимоверных упрочнений удалось переместить корабль только на 2 м, на следующий сутки — на 17 м. Так ход за шагом, не обращая внимания на неизбежные деформации корпуса и многочисленные повреждения, он шел к собственной родной стихии. Наконец на протяжении сильного прилива корабль удалось вывести на глубокую воду. В следствии крейсер был последним большим кораблем, выстроенным на арсенале в Ла Карраке.

Схожая история повторилась в Картахене со постройкой «Каталуньи», действительно, не в столь фарсовом виде.

Неспешно набирался опыта и производитель основных энергетических установок — компания «Макиниста Тер-рестре и Маритима» из Барселоны. В случае если «Лепанто» и «Альфонсо» вместо проектных 20 узлов чуть давали 12, то «Карлос V» на опробованиях уже близко подошел к контрактным чертям, действительно, как выяснилось, без «рекордного» угля и кочегаров он смог развивать только 16 узлов.

Но тройка «терес» казенной постройки уже свободно давала 18 узлов на естественной тяге и 20 — на форсированной. Так что неспешно, позже и кровью испанские судостроители набирались опыта. И всем бы «Карденал Хименес де Сиснерос», «Принсеса де Астуриас» и «Каталунья» были хороши, если бы не отчаянно долгая постройка. Они совершенным образом подошли бы для эскадры Серверы, но, увы, к моменту ввода в строй уже совсем устарели.

Подведя результат крейсерской программе Испании, направляться подчернуть, что из двенадцати крейсеров ровно добрая половина была выстроена на частных верфях (в Испании либо за границей). А все шесть крейсеров, строившиеся на казенных адмиралтействах, из-за очень медлительной постройки устарели еще на стапеле, так и не успев к началу испаноамериканской войны. Но нужно подчернуть, что испанцы извлекли верные уроки.

Отечественная индустрия хоть и с большим трудом, но подтянулась до мирового уровня. Но самое основное, в то время, когда в 1906 г. встал вопрос о восстановлении прежнего морского могущества, призрачная экономия при постройке на правительственных фабриках больше не маячила перед испанскими депутатами. Как раз так и появился наибольший судостроительный концерн «Сосьедад Эспаньола де Конструксьон Навал», неспешно подобравший под себя всю судостроительную отрасль.

А что же выстроенные крейсера? И опять добрая половина — шесть из двенадцати погибли: уже упомянутая «Рейна Рехенте» затонула со всем экипажем по время урагана. В бою у Сантьяго де Куба в составе эскадры адмирала Серверы отправились на дно «Инфанта Мария Тереса», «Альмиранте Окендо», «Бискайя» и «Кристобаль Колон».

И, наконец, 28 октября 1905 г., налетев на неотмеченный на картах риф, затонул «Карденал Сиснерос».

Кроме сданные на слом сразу после достройки «Лепанто» и «Альфонсо XIII», остальным крейсерам была уготована на уникальность продолжительная будущее. Причем, все четыре достаточно деятельно привлекались к военным действиям в Марокко.

Но самую громадную пользу для Испании суда принесли показом собственного флага.

«Эмперадор Карлос V» по окончании испано-американской войны, как наибольший корабль испанского флота в то время, был оборудован роскошным адмиральским салоном, благодаря чему он стал любимой «яхтой» для визитов разных VIP-персон: участие в Альхесирасской конференции, кругосветное плавание и разнообразные визиты. Но пика популярности он достиг в 1913 г., на протяжении гражданской войны в Мексике, в то время, когда, защищая испанские интересы, выполнил роль стационера в Веракрусе.

По окончании ввода в строй линкоров-дредноутов «Карлос аккумуляторная» отходит на второй план и преобразовывается в учебное судно.

В апреле 1906 г. король Альфонсо XIII на борту «Принсесы де Астуриас» посетил фактически все главные точки Канарского архипелага. Данный визит имел огромное внешнеполитическое значение, показав всему миру, что, не обращая внимания на утрату огромных колоний, от Канар Испания отказываться не собирается.

А громаднейшую известность в мире крейсеру принес визит в 1908 г. в Мессину, где экипаж корабля внёс свою лепту пострадавшим от землетрясения. В последующем «Принсеса де Астуриас» защищала интересы испанских граждан на протяжении революции в Лиссабоне и беспокойств в Стамбуле.

«Каталунья» попала на передовицы газет мира по окончании рандеву в ночь с 20 на 21 июня 1916 года с германской подлодкой U-35, передавшей личное послание Вильгельма II Альфонсо XIII с предложением вступить в войну.

Но, крейсер из всех собственных собратьев, возможно, громаднейших удач достиг именно на военной стезе. Так, 8 июня 1911 г. десантная партия как раз с «Каталуньи» первая ворвалась в осажденный Ларош. А в апреле 1924 г. крейсер без шуток пострадал в перестрелке с неприятельскими батареями береговой обороны.

Наряду с этим погибло пара человек, включая начальника.

Но вторая «Рейна Рехенте» фактически сразу после вступления в строй чуть не поделила судьбу первой. 12 января 1912 г. в связи с аварией кингстона на ней были затоплены пара отсеков и, если бы не помощь появлявшейся рядом канонерки «Лайя», корабль неминуемо бы перевернулся и ушел на дно. Но громаднейшую известность «Рейна Рехенте» взяла как учебный корабль.

До ввода в строй судов особой постройки она успела совершить девять практических плаваний, воспитав несколько сотню будущих морских офицеров.

Все четыре крейсера пошли на слом в начале 1930-х гг. на протяжении «громадной чистки» флота правительством Примо де Риверы.

Ребенок воспроизводит звуки животного мира

Статьи, которые будут Вам интересны: