Истребитель танков «ягдтигр»

Истребитель танков «ягдтигр»

На протяжении проектирования тяжелого танка Tiger II компания Henschel в сотрудничестве с компанией Krupp приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе Новую самоходку планировалось вооружить 128-мм пушкой, осколочно-фугасный боеприпас которой имел намного большее фугасное воздействие, чем у 88-мм зенитного орудия FlaK 40 Древесный макет САУ в натуральную величину был показан Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии САУ произвела на фюрера самое благоприятное чувство и последовало «высочайшее» распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году 7 апреля 1944 года машине присвоили наименование Panzerjager Tiger Ausf В (Sd Kfz 186), позднее упрощенное до Jagdtiger Спустя 13 дней изготовили в металле первый пример При полной боевой массе 75,2 т САУ была самой тяжелой из всех участвовавших во Второй мировой боевых автомобилей.

Неспециализированная компоновка моторно-трансмиссионной группы и ходовой части самоходной установки сохранилась такой же, как у танка «Королевский тигр» Но нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, исходя из этого его удлинили на 260 мм.

Бронекорпус танка практически не претерпел трансформаций ни в части конструкции, ни в части толщины брони Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину — 80 мм.

Лобовой и кормовой страницы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а после этого обваривались Толщина лобового страницы рубки достигала 250 мм, размешался он под углом 75° к горизонтали, что делало его фактически неуязвимым для всех противотанковых средств соперника на дистанции более чем 400 м Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем размешался люк для демонтажа орудия, эвакуации экипажа и загрузки боекомплекта, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами В правой передней части крыши рубки размешалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы За командирской башенкой размещался посадочный люк начальника, а слева от нее — амбразура перископического прицела пушки Помимо этого, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего страницы рубки, прикрытой массивной литой маской,устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Раk 80) калибра 128 мм Начальная скорость бронебойного боеприпаса достигала 920 м/с Протяженность ствола орудия, созданного компанией Krupp и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм) Масса орудия — 7000 кг Затвор — клиновой, горизонтальный, имел 1/4 автоматики, другими словами открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а по окончании заряда и досылания снаряда затвор закрывался машинально Пушка была смонтирована на особом станке, установленном в корпусе САУ Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное — 10° на сторону Противооткатные устройства размешались над стволом орудия Предельная протяженность отката — 900 мм Громаднейшая дальность стрельбы осколочно-фугасным боеприпасом достигала 12,5 км.

Пушка Раk 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться.

Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих тогда как один досылал в камору боеприпас, второй подавал гильзу с зарядом Однако скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 — 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 — 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное поле и увеличение зрения 7°, что разрешало поражать цели на дистанции до 4000 м.

Любопытно подчернуть, что 128-мм пушка Pak 44 в первый раз показалась на фронте в августе 1944 года как полевое противотанковое орудие Потому, что лафет для нее сконструирован не был, то качающуюся часть устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек Всего так изготовили 116 орудий.

Вспомогательное оружие «Ягдтигра» складывалось из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом странице корпуса Боекомплект пулемета — 1500 патронов На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» — мортирка для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами.

На «Ягдтигре» устанавливался такой же, что и на танке «Королевский тигр», 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500) Сухая масса двигателя составляла 1300 кг В качестве горючего употреблялся этилированный бензин с октановым числом не ниже 74 Емкость семи бензобаков достигала 860 л.

Трансмиссия САУ складывалась из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, дисковых тормозов и бортовых передач Наряду с этим основной фрикцион, механизм поворота и коробка передач, складывавшийся из двух суммирующих планетарных последовательностей, конструктивно были объединены в единое целое — двухпоточный механизм поворота и передач.

В целом же трансмиссия и двигатель САУ были заимствованы у танка «Королевский тигр» с минимальными трансформациями К примеру, отсутствовал отбор мощности на гидропривод поворота башни, поскольку ее на САУ не было.

Panzerjager Tiger Ausf.B.

Истребитель танков «Ягдтигр»:

1 — 128-мм пушка; 2 — маска пушки, 3 — банник, 4 — буксирный трос; 5 — антенна, 6 — бронировка курсовою пулемета, 7 — фара со светомаскировочной насадкой, 8 — кормовой люк, 9 — выхлопные трубы, 10 — домкрат, 11 — люк стрелка-радиста, 12 — люк механика-водителя, 13 — командирская башенка, 14 — амбразура перископическою прицела пушки, 15 — амбразура «устройства ближнего боя»; 16 — посадочный люк начальника, 17 — отверстие воздухопритока, 18 — отверстие воздуховывода, 19 — бронировка отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам.

Ходовая часть кроме этого была по большей части подобна танковой и применительно к одному борту складывалась из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два последовательности (пять катков — во внешнем последовательности, четыре — во внутреннем) Размеры катка — 800×95 мм Подвеска — личная, торсионная, одновальная Диаметр торсиона — 60.

63 мм Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными в корпуса Ведущие колеса переднего размещения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом Зацепление цевочное Направляющие колеса диаметром 650 мм имели кривошипные механизмы и металлические бандажи натяжения гусениц

Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой повышение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм.

Но из-за возросшей массы САУ если сравнивать с танком на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но кроме того возросло с 1,02 до 1,06 кг/см2.

Сборка ходовой части САУ «Ягдтигр» (как, но, и самого «Королевского тигра») была одной из самые трудоёмких операций, без шуток задерживавшей процесс производства Исходя из этого конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, подобную установленной на истребителе танков «Фердинанд» Изюминкой данной подвески было то, что торсионы размешались не в корпуса, а снаружи, в тележки Любой из таких продольно расположенных торсионов «трудился» на два опорных катка.

Выигрыш в массе подвески составлял 2680 кг, а на протяжении монтажа и изготовления — 390 кг

Помимо этого, закручивание и установка торсионов стандартной подвески были вероятны лишь в собранном корпусе, в строгой последовательности и с применением особой лебедки.

Замена торсионов и балансиров подвески имела возможность производиться лишь в заводских условиях Сборка же тележек подвески Порше была вероятна раздельно от корпуса, а их монтаж имел возможность производиться без применения особого оборудования Не воображали трудностей замена и ремонт вышедших из строя тележек подвески во фронтовых условиях.

С подвеской Порше выстроили две автомобили (всего изготовили четыре набора подвесок), первая из которых вышла на опробования кроме того раньше, чем машина с подвеской компании Henschel.

Однако, не обращая внимания на все преимущества ходовой части конструкции Ф. Порше, Управление оружий не советовало ее в серийное производство. Основной обстоятельством были более чем натянутые отношения между конструктором и чиновниками.

Сыграла собственную поломка и роль тележки подвески на протяжении опробований, случившаяся по вине изготовителя Но, нельзя сбрасывать со квитанций и рвение к элементарной унификации между танком и САУ.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Выпуск «ягдтигров» начался в июле 1944 года в цехах завода Niebelungenwerke в Сент-Валентине, принадлежавшего концерну Steyr-Daimler-Puch AG До Января этого года было произведено 48 (по другим сведеньям — 51) самоходных орудий 16 октября 1944 года союзная авиация совершила воздушный налет на завод в Сент-Валентине и скинула на него около 143 т бомб Производство «ягдтигров» на некое время прекратилось, а позже велось весьма медленными темпами До марта 1945 года, в то время, когда Niebelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбардировке (скинуто около 258 т фугасных бомб), фактически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другой информации, 28) «ягдтигров» Так, всего было выпущено 74 (либо 79) САУ этого типа.

В связи с дефицитом 128-мм орудий Раk 44 было издано постановление об установке на «Ягдтигр» 88-мм пушки Раk 43/3 Планировалось в первом полугодии 1945 года изготовить 20 таких автомобилей.

Проект САУ Panzerjager Tiger fur 8,8 cm Pak 43/3 (Sd Kfz 185) создали, но в металле эта машина изготовлена не была Остался на бумаге и проект оружия «Ягдтигра» 128-мм пушкой с длиной ствола 66 калибров.

Первые 14 серийных «ягдтигров» поступили в 130-й учебный батальон истребителей танков, что в военных действиях участия не принимал Все последующие автомобили поступали в 512-й и 653-й батальоны тяжелых истребителей танков.

512-й батальон начал формироваться летом 1944 года в Падерборне на базе 500-го запасного батальона В июле в часть прибыла первая САУ, еще три — в последних числах Августа Персональный состав во снова формируемый батальон тяжелых истребителей танков переводили из тяжелых танковых батальонов Боевую подготовку 512-й батальон проходил на полигоне в Деллерсхайме, откуда 11 февраля 1945 года отправилась на фронт его 1-я рота.

10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими армиями недалеко от городка Ремаген на берегу Рейна Пушки «ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. По окончании боев под городом Зиген в состав роты включили пара штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее начальника — капитана Альберта Эрнста Боевая группа занимала оборону на главных над местностью высотах на берегу реки Рур В то время, когда показалась громадная колонна американских армий, немцы обрушили на нее шквальный пламя. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а танки и штурмовые орудия — ближние В следствии скоротечного боя американцы утратили 11 танков и до 50 вторых боевых и транспортных автомобилей.

Немцы лишились одного «Ягдтигра», пораженного с воздуха ракетой, разрешённой войти с истребителя Р-51 «Мустанг».

2-я рота 512-го батальона отправилась на фронт под Зигбург 8 марта 1945 года На протяжении марша к линии фронта истребители-бомбардировщики союзников стёрли с лица земли два «Ягдтигра», еще один был подбит несколькими днями позднее в сражении под Вальденау В последние семь дней войны САУ 2-й роты учавствовали в обороне Дортмунда, где 15 апреля сдались американским армиям Часть боевых автомобилей была стёрта с лица земли экипажами.

Девять «ягдтигров» из 512-го батальона сражались в Австрии в танковой 6-армии и составе СС. Это подразделение, не обращая внимания на нередкие выходы из строя матчасти, наносило большие потери советским армиям. 9 мая 1945 года последние три САУ прорвались в американскую территорию и сдались.

653-й батальон тяжелых истребителей танков вступил в бой в первых числах Декабря 1944 года В его составе насчитывалось лишь девять САУ, но к концу месяца их число возросло до 16 Причем в состав этого батальона входили оба «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Порше. В течение первых месяцев 1945 года батальон эпизодически принимал участие в битвах с американскими армиями на юге Германии 6 мая пара «ягдтигров» были окружены советскими частями При попытке прорваться в американскую территорию у одной автомобили огнем отечественной артиллерии была повреждена ходовая часть, и экипаж покинул ее.

«Ягдтигр» из 1-й роты 653-го тяжелого дивизиона истребителей танков. Германия, весна 1945 г.

«Ягдтигр» из 1-й роты 512-го тяжелого дивизиона истребителей танков. Эта САУ была захвачена американцами в исправном состоянии 16 апреля 1945 г.

«Ягдтигр» из 93-го механизированного корпуса. Германия, Рур, апрель 1945 г.

Напоследок возможно заявить, что «Ягдтигр» был, непременно, самым замечательным истребителем танков периода Второй мировой, но в один момент такой же ненужной военной машиной, как и «Королевский тигр» Целей, хороших 128-мм пушки, у соперников гитлеровской Германии не было Из металла же, нужного для изготовления одного «Ягдтигра», возможно было сделать четыре «хетцера» — лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку.

Тактико-технические характеристики САУ Jagdtiger

Боевая масса, т: 75,2 (74)

Экипаж, чел: 6

Габаритные размеры, мм:

протяженность с пушкой вперед — 10 654 (10 370)

ширина — 3755 (3590)

высота — 2945 (3050)

клиренс — 495 (565)

Высота линии огня, мм: 2172

Толщина брони, мм:

лоб корпуса — 150

корма и борт — 80

крыша — 40

дне — 40—25

лоб рубки — 250

корма и борт — 80

Макс скорость перемещения, км/ч:

по шоссе — 36

по пересеченной местности — 20

Запас хода, км:

по шоссе — 170

по пересеченной местности — 120

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, рад — 35

ширина рва, м — 2,5

высота стены, м — 0,85

глубина брода, м — 1,6

Протяженность опорной поверхности, мм: 4240 (4415) Удельное давление, кг/см2: 1,06 (1,05)

Удельная мощность, л. с. /т 9,3 (9,46)

Примечание: в скобках приведены эти для САУ с ходовой частью конструкции Ф. Порше.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Германская пт Jagdtiger Германское видео

Статьи, которые будут Вам интересны: