Истребитель танков «кентавр»

Истребитель танков «кентавр»

В 1980-е итальянская армия создала тактико-технические требования для перспективного семейства гусеничных и колёсных бронированных боевых автомобилей, каковые планировалось запустить в производство спустя десятилетия. Предусматривалось создание четырёх типов таких автомобилей: главного боевого танка Ariete, гусеничной БМП Dardo, многоцелевого бронированного автомобиля «Пума» (Puma) с колёсной формулой 4×4 и 6×6 и колёсного истребителя танков «Кентавр» (Centauro) с колёсной формулой 8×8.

Требования для последнего сформулировали в начале 1984 г Планировалось создание высокомобильной колёсной военной машины со 105-мм нарезной пушкой стандарта НАТО. Она должна была иметь высокую скорость на дорогах для увеличения стратегической подвижности армий, громадный запас хода, повышенную проходимость но пересечённой местности и компьютеризированную совокупность управления огнём (СУО), имеющую большое количество неспециализированного с СУО компании Offeine Galileo для главного боевою танка Ariete.

Первый опытный образец автомобили был ютов в январе, а второй — в середине 1987 г. В декабре уже четыре автомобили проходили опробования. Всего выстроили девять опытных образцов. Один корпус употреблялся для баллистических опробований.

Параллельно выпускалась предсерийная партия из десяти автомобилей, которая была полностью готова в конце 1989 т.

Производство первой партии «кентавров» для итальянской армии началось в конце 1990 г. и завершилось в 1991 г. Первоначально армия собиралась заказать 450, но после этого заказ сократили до 400 автомобилей.

Серийные «кентавры» существенно отличаются от опытных образцов.

В частности, у них усовершенствовано оружие. улучшена боеукладка, поменяна конфигурация задней части башни, откидную аппарель в корме заменили дверью, более эргономичным стало размещение экипажа.

В конце 1992 г. восемь «кентавров» со 105-мм пушками поставлены в Сомали, где в течение четырёх месяцев они прошли, в среднем, по 8400 км без важных поломок.

Колёсная БМП «Кентавр» VBC с башней Otobreda TС-25

В 1993 г. английские компании BAE Systems и RO Defence создали динамическую защиту (ДЗ) ROMOR-A для автомобилей лёгкого класса и в том же году выпустили 20 наборов для Centauro. Десять наборов поставили в Италию, остальные в Сомали.

Помимо этого, консорциумом IVEKO-Otobreda для «кентавров» был создан новый пакет пассивной брони, устанавливаемой на башню и корпус автомобили для увеличения её защищенности от огня стрелкового оружия.

Последние поставки колесных истребителей танков «Кентавр» в итальянскую армию были осуществлены в конце 1996 г.

В середине 1999 г. минобороны Испании заключило с консорциумом IVEKO-Otobreda договор на 70 млн. долларов, что предусматривал поставку 22 «кентавров», их обучение специалистов и сервисное обслуживание, Новые автомобили прибыли в Испанию в конце 2000 г. и под обозначением VRC-105 они поступили на вооружение 8-го лёгкого кавалерийского полка испанских сил стремительного реагирования.

Нельзя исключать, что Испания в будущем может заказать еще партию таких автомобилей.

Как известно, испанские VRC-105 фактически не отличаются от итальянских «кентавров». Действительно, они оснащаются набором ДЗ испанской компании Santa Barbara, снабжающим защиту лобовой проекции автомобили от кумулятивных снарядов и гранат.

Тактико-технические характеристики БМП «КЕНТАВР» (8×8) с двигателем мощностью 520 л.с.

В начале 2000 г. башню «Кентавра» со 105-мм пушкой установили на шасси БМП ASCOD совместной австрийско-испанской разработки Так был создан новый лёгкий танк, удачно прошедший опробовании. Тогда же итальянцы передали во временное пользование армии США шестнадцать «кентавров» для отработки новых организационно-штатных структур бригад. Из них двенадцать были в стандартной конфигурации, а четыре — в конфигурации автомобилей охранения.

Описание

башня и Корпус колёсного истребителя танков «Кентавр» цельносварные, из броневой стали. Снабжают защиту экипажа от огня осколков и стрелкового оружия снарядов. Лобовая броня выдерживает попадание 20-мм бронебойных снарядов, другая — 12,7-мм пуль. Действительно, не указывается. на каких дальностях.

Шофер размещается в корпусе автомобили в первых рядах с левой стороны, справа от него расположено силовое отделение, отгороженное от внутреннего пространства несгораемой переборкой У водителя имеется люк. крышка которого раскрывается влево. Для наблюдения за дорожной обстановкой помогают три перископических прибора, средний из которых возможно заменён пассивным прибором ночного видения MES VG/DIL.

Башня установлена на крыше корпуса, ближе к кормовой части автомобили.

Начальник размещается с левой стороны от пушки, наводчик — с правой, заряжающий — в первых рядах и мало ниже наводчика.

Место начальника оборудовано четырьмя перископическими устройствами наблюдения. снабжающими обзор вперёд, по сторонам и назад. Панорамный прицел начальника установлен перед его люком. Он разрешает вести круговое наблюдение без поворота головы.

Наводчик может покинуть машину через люк заряжающего, крышка которого раскрывается назад. С правой стороны башни имеются пять перископических устройств наблюдения, которыми смогут пользоваться как наводчик, так и заряжающий.

Вид на интерьер и корму десантного отделения колесной БМП «Кентавр» VBC 25

Башня «Кентавра» выполнена как единый модуль. Она выпускается компанией Otobreda в г. Ла Специа и поставляется всецело подготовленной к установке на шасси.

Главное оружие истребителя танков «Кентавр» — 105-мм нарезная пушка Otobreda с длиной ствола 52 калибра и громадным 750-мм откатом. Для стрельбы смогут употребляться все типы стандартных 105-мм натовских выстрелов для виковых орудий L7 и М68, включая выстрелы с бронебойно-подкалиберными (APFSDS) боеприпасами. Пушка имеет вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой, остающийся открытым по окончании экстракции гильзы.

Помимо этого, она оснащена многокамерным дульным тормозом, теплоизоляционным кожухом и эжекционным устройством для продувки канала ствола, а 1акже совокупностью контроля его изгиба. Ствол изготовлен с применением разработки автофретирования.

Боекомплект пушки образовывает сорок выстрелов, четырнадцать из которых размещаются в башне, а остальные в корпусе автомобили. Спаренный 7,62-мм пулемёт MG 42/59 установлен слева от пушки.

Ещё один такой же пулемёт распопожен на крыше башни в качестве зенитного. С обеих сторон башни смонтировано по блоку из четырёх 76-мм дымовых гранатомётов. Отстрел гранат осуществляется при помощи электроспуска.

башни и Приводы пушки — электрогидравлические с ручным дублированием.

Утлы возвышения пушки изменяются от -6° до +15° что немного меньше, чем на главных боевых ганках из-за низкого профиля башни.

Колёсный истребитель танков «Кентавр» оснащён СУО Officine Galileo TURMS (Tank Universal Reconfigurable Modular system) — такой же. как и на главном боевом танке Ariete.

Главными её компонентами являются панорамный дневной прицел начальника со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, набор датчиков условий стрельбы, совокупность учёта изгиба ствола и пульты управления начальника, наводчика и заряжающего.

Рис.

1. Колёсная БМП «Кентавр»:

1 — ствол пушки калибра 105 мм; 2 — силовое отделение; 3 — люк водителя; 4 — перископические устройства водителя; 5 — башня; 6 — люк начальника; 7 — перископические устройства начальника; 8 — люк заряжающего;9 — перископические устройства заряжающего и наводчика; 10 — пулемёт калибра 7,62 мм; 11 — 76-мм дымовые гранатометы; 12 — колесо с пулестойкими шинами

Колесная БМП «Кентавр» VВС 60/70 с башней Otobreda Т60/70A

Колесный истребитель танков «Кентавр» 120/45; прекрасно видны элементы дополнительной броневой зашиты

Вид на интерьер и корму колёсного истребителя танков «Кентавр» 120/45; на снимке видно, что корпуса истребителей танков и БМП «Кентавр» все же отличаются

Прицел начальника имеет фиксированное 2,5- и 10-кратное повышение. Угол качания его головного зеркала изменяется от -10° до +60°, угол поворота головки прицела по горизонтали 360°.

Для ведения и наблюдения огня ночью у начальника имеется телемонитор, на что выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика.

Установленный на крыше башни прицел наводчика объединяет четыре главных модуля (головное стабилизированное зеркало. оптический дневной канал, лазерный приёмопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет 5-кратное повышение, а телловизионный снабжает вывод на монитор двух полей зрения — широкого и узкого.

Цифровой баллистический вычислитель определяет исходные установки для стрельбы, руководит действием всех систем СУО (оптическим прицепом, лазерным дальномером, сервоприводами}. и датчиками условий стрельбы, встроенными совокупностями контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа. Он кроме этого снабжает переконфигурацию методов работы совокупности из обычного режима в дублирующие при её частичных отказов

В совокупность управления огнём включены три главных датчика условий стрельбы: метеорологический, износа канала и курсового угла ствола.

У наводчика в качестве резервного установлен телескопический прицел Officine Galileo OG С-102 с 8-кратным повышением и тремя прицельными шкалами, каковые переключаются вручную.

Не обращая внимания на то, что 105-мм пушка «Кентавра» стабилизирована, в итальянской армии главным есть ведение огня из неё с маленькой остановки.

На «Кентавре» установлен V-обрааный шести цилиндровый четырёхтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения IVECO VTCA с турбонаддувом. развивающий мощность 520 л.с. при 2300 об./мин.

Двигатель соединён с германской автоматической коробкой переключения передач (АКПП) ZF 5 НР 1500, снабжающей пять передач переднего и две заднего хода. АКПП, со своей стороны, передаёт крутящий момент и на раздаточную коробку ZF.

Раздаточная коробка и АКПП изготавливаются в Италии в г. Бользано по лицензии. Целый силовой блок на Centauro возможно заменён в течение 20 мин..

От трансмиссии крутящий момент передаётся на дифференциал, с которого распределяется на два потока. К каждому борту автомобили на колёсные редукторы он передаётся при помощи карданных валов, конических редукторов и карданных передач.

Колёсный истребитель танков «Кентавр» 105/52

Колёсный истребитель танков «Кентавр» 105/52 на учениях итальянской армии

Вид на правый борт колёсного истребителя танков «Кентавр» 120/45; прекрасно виден люк для выброса и пополнения боеприпасов стреляных гильз в правом борту башни

Гидропневматическая подвеска шасси «Кентавра» снабжает достаточную плавность хода кроме того на таковой гребёнке

Командно-штабная машина «Кентавр»

Подвеска автомобили — гидропневматическая. Поворотными являются две последняя пара и пары передних задних колёс, что снабжает довольно малые радиусы поворота. Задняя пара колёс управляется лишь при скоростях перемещения до двадцати километров/ч.

Центральная совокупность регулировании давления в пулестойких шинах входит в стандартное оснащение автомобили. Регулировка осуществляется с места водителя на ходу автомобили и снабжает повышенную проходимость на пересечённой местности.

В нише башни установлена совокупность защиты от ОМП Sekur, подобная применённой на танке Ariete.

Она мешает попаданию вовнутрь автомобили заражённого воздуха путём создания в ней избыточного давления. Встроенная совокупность кондиционирования воздуха разрешает экипажу нормально действующий при температурах окружающего воздуха в диапазоне от 30° до +44° С.

В состав стандартного оборудования «Кентавра» входят расположенная спереди противопожарные системы и лебёдка в силовом и боевом отделениях.

По желанию клиента на крыше башни смогут быть установлены датчики совокупности предупреждения об облучении лазерными дальномерами либо совокупностями наведения ракет класа "Земля-Земля".

В стандартном выполнении боевая масса «Кентавра» образовывает 25 т, при установке на него дополнительных модулей бронезащиты она возрастает до 28 т.

На шасси колёсною истребителя танков «Кентавр» создано целое семейство боевых и особых бронированных автомобилей.

Военные машины для охранения и миротворческих сил

В составе итальянского миротворческого контингента в (Боснии имеется много «кентавров». Эти автомобили отличаются наличием пакета навесной броневой защиты, а установленный па крыше башни 7,62-мм зенитный пулемёт МG 42/59 от огня стрелкового оружия справа и слева прикрыт бронещитками.

Последняя партия «кентавров» числом 150 автомобилей из 400, поставленных в итальянскую армию, снабжена для применения в качестве автомобилей охранения. Основное их отличие — размещение четырёх пехотинцев, осуществляющих посадку и высадку через кормовую дверь. Дабы это сделать, было нужно удалить две боеукпадки 105-мм выстрелов, сократив их до шестнадцати, четырнадцать из которых находятся в башне и две — в корпусе.

Посадочные места в один момент являются и коробками с ЗИП.

В десантном отделении корпус автомобили изнутри покрыт материалом типа кевлара, снижающим возможность их поражения отколовшимися осколками брони. Поменяны защиты кондиционирования и системы воздуха от ОМП, дабы обеспечить подачу очищенного либо охлаждённого воздуха увеличенному экипажу.

«Кентавр» с 60-мм пушкой

Новую башню Otobreda Т60/70А с 60-мм пушкой в составе комплекса оружия установили для опробований на последней версии шасси «Кентавра». Оно пара дольше и шире стандартного и имеет колёсную базу 1,605×1,6×1,6 м. Машина с боевой массой 24 т вмещает шесть десантников. Наряду с этим её экипаж образовывает три человека.

Это же шасси употребляется для военной машины пехоты «Кентавр» VBC с 25-мм автоматической пушкой.

Военная машина пехоты «Кентавр» \/ВС (8×8)

Опытный образец колёсной БМП «Кентавр» VBC был выпущен в начале 1996 года и в июне демонстрировался на интернациональной выставке оружий Eurosatory в Париже. Эта машина разрабатывалась в рамках инициативного проекта, но в соответствии с требованиями итальянской армии по созданию БМП, талантливой функционировать совместно с колёсными истребителями танков «Кенгавр».

Описание

В начале 1999 г. итальянская армия заключила с компанией IVECO-Otobreda договор на проектирование, строительство и разработку трёх опытных образцов таковой БМП На неё установили ту же двухместную башню Otobreda ТС-25 с 25-мм автоматической пушкой Oerlikon Cotraves КВА и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, что и на гусеничную БМП Dardo HITFIST. Башня находится в центре, десантное отделение — в задней части корпуса автомобили.

В нём смогут разместиться до восьми пехотинцев, их высадка и посадка производятся через откидывающуюся вниз широкую рампу с гидроприводом в корме автомобили. В рампе снабжена дверь на случай, в случае если нет возможности её откинуть. Для стрелкового оружия десанта имеется пять бойниц с перископическими устройствами наблюдения, по две с каждого борта и одна — в левой части рампы.

Стандартное оборудование автомобили включает навесной пакет дополнительной брони для улучшения защищенности от огня стрелкового оружия, гидроусилитель управляемых поворотных колёс с пулестойкими шинами (две пара и пары передних задних), центральную совокупность регулирования давления в шинах, совокупности защиты от ОМП, кондиционирования воздуха, предупреждения о лазерном облучении и противопожарного оборудования.

В варианте БТР машина оснащается башней с 12.7-мм и спаренным с ним 7,62-мм пулемётами.

В этом случае ее экипаж составляют два человека (начальник-водитель и наводчик), а в десантном отделении смогут разместиться до десяти пехотинцев.

По заявлениям представителей консорциума IVECO-Otobreda, машина может оснащаться более замечательными усиленным пакетом и дизельными двигателями навесной брони. Тогда её боевая масса составит 28 т.

В 2003 году на выставке IDEX-03 в г. Абу-Даби продемонстрировали колёсный истребитель танков. В качестве главного оружия на нём употребляется 120-мм гладкоствольная пушка Otobreda 120/45 с длиной ствола 45 калибров и маленьким откатом. В отличие от предшественника со 105-мм пушкой, на крыше башни новой автомобили установлены два зенитных пулемёта, из них один 12,7-мм — с дистанционным управлением, СУО осталась прошлой.

При применении а качестве автомобили охранения в ней смогут разместиться четыре пехотинца, а боекомплект будет уменьшен до одиннадцати выстрелов.

Также, в Италии на базе шасси «Кентавра» (8×8) уже созданы и разрабатываются: самоходный миномёт; командно-штабная машина; бронированная ремонтно-эвакуационная машина; бронированная санитарная машина; плавающий БТР; зенитно-артиллерийский комплекс; 155-мм мостоукладчик и самоходная гаубица.

В целом шасси колёсного истребителя танков «Кентавр» (8×8) выяснилось успешным, что разрешило создать на его базе целую гамму разных по назначению бронированных автомобилей. Это повышает унификацию техники в соединениях и частях, облегчает снабжение, ремонт и обучение специалистов.

С.

СУВОРОВ, кандидат армейских наук

Armored Warfare:Проект \

Статьи, которые будут Вам интересны: