Эффекты 2003: рейтинг киноэффектов
2003 год был битвой людей против автомобилей: «Матрица» начинается в том месте, где заканчивается «Терминатор». Взяли верх, "Наверное," автомобили — потому что как еще имели возможность показаться такие изощренные эффекты? Но и для человечества не все утрачено: Гэри Гор и Росс Вербински вернули на экраны парусные приключений — корабли и дух лошадей. Итак, «Популярная механика» воображает — самые лучшие и самые занимательные эффекты года
«Халк": Не зли Энга Ли!
Громадный зеленый монстр — вот в кого преобразовывается ученый-генетик Брюс Бэннер, в случае если его разозлить. В то время, когда двадцать с лишним лет назад по известному комиксу компании Marvel снимался телевизионный сериал, ученого и его перевоплощение игрались два различных актера, причем роль Халка досталась двукратному «мистеру Вселенная» Лу Ферриньо. В новом фильме режиссер Энг Ли решил сделать зеленого великана всецело компьютерным.
Для начала следовало перевоплотить Халка из рисованного персонажа в объемный макет. Живописцы-декораторы представили режиссеру пара маленьких скульптур. Рельефно вылепленная мускулатура была позаимствована из изданий по бодибилдингу.
Мускулам по большому счету уделялось особенное внимание: мастера по эффектам сделали дополнительно 84 скульптурных фрагмента одного лишь левого плеча в различных положениях. Вопреки ожиданиям на вид Халка мало повлияла наружность актера Эрика Баны, игравшегося Брюса Бэннера. По уверениям создателей фильма, их самих поразило проявившееся в следствии сходство.
На базе скульптурных портретов был создан цифровой макет храбреца. Ему создали пара вариантов прически — с мокрыми и сухими волосами, и с нечистыми и растрепанными. А чтобы выяснить, как обязана растягиваться кожа Халка, создатели фильма советовались с биологом, специалистом по морским огурцам, ближайшим родственникам морских морских ежей и звёзд.
По утверждению специалистов, кожа этих существ по собственному строению весьма похожа на людскую, но они смогут растягиваться, не разрушая наряду с этим ткани, и уменьшаться до простого собственного размера. Как раз с морскими огурцами экспериментирует папа Брюса (Ник Нолте) в начале фильма. Но, научную часть картины консультанты единодушно признают «кошмарной».
Лицо Халка должно было высказывать широчайшую гамму чувств — от нежности до отчаяния и ненависти. Над его «оживлением» мультипликаторы Industrial Light & Magic трудились около года. Костюмы для motion capture поочередно надевали на себя Эрик Бана и чемпионы по бодибилдингу.
А иногда, в то время, когда Энг Ли осознавал, что не имеет возможности растолковать, чего желает добиться, он шел в компьютерную лабораторию и демонстрировал все это «живьем»: выпрямлялся во целый собственный маленький рост, тряс кулаками, топал ногами. Кое-какие сеансы длились до восьми часов. «Хорошая разрядка, — сказал режиссер философски. — Но уж через чур устаешь».
«Матрица: Перезагрузка": Куча не мелка
В случае если «визиткой» первой «Матрицы» стала разработка bullet time, в которой снимались самые ответственные поединки, то во втором фильме, «Матрица: Перезагрузка», братья Вачовски сделали ставку на burly brawl, что свидетельствует «громадная свара», либо, попросту говоря, кучамала. Нео, последняя надежда человечества (Кину Ривз), при помощи кун-фу расправляется с сотней агентов Смитов (Хьюго Уивинг), каковые размножаются подобно компьютерному вирусу, внедряясь в тела прохожих — кроме этого жителей Матрицы.
Важный за эффекты в «Матрице» Джон Гаэта именовал эту сцену «bullet time в квадрате». Она полностью собрана в компьютере, и захватывающие дух движения и ракурсы камеры не являются заслугой быстроногого оператора. Камера должна была стать виртуальной, свободной от законов земного притяжения совершенно верно равно как и Нео, по причине того, что ни одна настоящая кинокамера для того чтобы же результата дать не имеет возможности.
Схваткой руководил гонконгский хореограф Йен Ву Пинг, что трудился и над первой «Матрицей». Еще до начала главной работы над сиквелом в огромном ангаре в Аламеде он собрал собственную команду — мастеров кун-фу, обладателей тёмных поясов, каковые делали до много дублей в сутки, взлетая в атмосферу на особых тросиках и нанося удары. Все они были увешаны датчиками и облачены в особые костюмы для motion capture — передачи в компьютер перемещений, мимики и жестов.
На базе взятых данных создавались фигуры клонов агента Смита, атакующих Нео. Позднее к работе приступил Хьюго Уивинг. Вместе с ним снимались 12 человек, похожих по телосложению.
Всем им сбрили волосы и надели парики, такие же, как прическа агента Смита, и такие же очки. «Весьма необычно сниматься с самим собой», — говорил позже Хьюго Уивинг.
Лица Нео и агента Смита (правильнее, агентов Смитов) четко видны в течение всей схватки. Чтобы заменить лица 12 «двойников» и людей Ву Пинга, было сделано неспециализированное сканирование голов Ривза и Уивинга. До тех пор пока компьютерщики на базе взятых точек создавали базу будущего изображения, актеров попеременно усаживали на площадке в окружении пяти цифровых камер Сони HDW900, каковые были созданы для съемок второго эпизода «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Тут им предстояло «играться лицом», примеряя целый комплект выражений для грядущей драки. Полученный массив данных был направлен в компанию Arius 3D, создавшую сканеры с максимально высоким разрешением. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века эта компания была привлечена к проекту цифрового архивирования картинок Микеланджело. Затем Ривза и Уивинга возможно было продемонстрировать в любом ракурсе и любым замыслом — приближая либо удаляя «виртуальную камеру».
Команда Вачовски гордилась тем, что не формирует виртуальных актеров — наоборот, применяет настоящих, доходя до небольших подробностей мимики.
Любопытно, что пара лет назад Джон Гаэта написал письмо аммериканскому президенту Биллу Клинтону, давая предупреждение об опасности разработок, разрешающих способом copy — paste вставлять реалистично выглядящих людей в любое окружение. На письмо Клинтон не ответил.
«Терминатор-III": Вооружены и весьма страшны
В случае если в первых двух «Терминаторах» представителям рода человеческого отводилась еще достаточно заметная роль, то в третьей картине, которую снимал режиссер Джонатан Мостоу, хозяевами положения стали роботы. Основной звездой картины была ТХ, Терминатрикс (Кристанна Локен), идеальная и весьма сексапильная машина для убийства. Она складывается из скелета, покрытого жидким металлом, и ее правая рука по желанию может трансформироваться в плазменную пушку, дрель либо циркулярную пилу.
Как и другие терминаторы, ТХ начиналась со скелета, выстроенного в мастерской голливудской легенды Стэна Уинстона. Позднее его подогнали под параметры Кристанны Локен. Дабы придать ее героине более футуристический и ужасный вид, тёмный железный скелет сделали хромированным. Стэн Уинстон в этом случае черпал воодушевление из собственного портсигара. «Я знаю, как она обязана смотреться», — заявил он, извлекая оттуда сигару.
Позднее модель была оцифрована на студии Industrial Light & Magic (ILM), и все кадры с железными скелетами и ТХ в ее жидкой форме были компьютерными. Так, в то время, когда Терминатрикс прикипает к магнитному полю и ее внешняя оболочка и одежда расплавляются, открывая внутреннюю конструкцию, точечный силуэт Кристанны заполнялся цифровой симуляцией жидкого металла.
инструменты и Оружие ТХ кроме этого были сделаны на студии Уинстона, и все они в полной мере трудились: плазменная пушка заряжалась светящейся кассетой, циркулярная выпивала крутилась. В ряде сцен Кристанне Локен приделывали фальшивую руку с очередной убойной насадкой. Актриса наряду с этим натягивала особую одежду, которая удерживала ее настоящую руку за спиной.
Время от времени насадки надевались на настоящую руку Кристанны. Но, потому, что людская рука шире, чем плазменная пушка Терминатрикс, эти кадры приходилось подчищать на компьютере. В некоторых эпизодах (в частности, в то время, когда ТХ влезает на крышу катафалка) употреблялась механическая кукла, управляемая вручную.
ТХ кроме этого имела возможность принимать любой вид, и особенно сложным был эпизод, в котором она возвращается к собственному естественному виду по окончании того, как перевоплотилась в жениха Кейт Брюстер. Трудность заключалась в том, что актеры Кристанна Локен и Марк Фамилиетти имеют весьма различное сложение и Кристанна намного выше ростом. В ILM были выстроены трехмерные модели обоих актеров, и финальная изменение, осуществленная посредством программы Blend Creature, смотрелась так: настоящий Марк — трехмерная модель Марка в одежде — модель Марка из жидкого металла — железный остов — Терминатрикс из жидкого металла — модель ТХ в одежде — живая Кристанна.
Не считая ТХ и ветерана Т800 в исполнении Арнольда Шварценеггера, в картине появляются прототипы будущих терминаторов, созданные на данный момент. Как раз Т1 начинает войну автомобилей, вламываясь в дверь в главном офисе Skynet. В данной сцене роботом руководили по радио пять аниматоров: один нёс ответственность за перемещение вперед, другие — за голову, оружие и туловище. «Отечественные роботы еще не стали независимыми, но это следующий ход, — говорит Стэн Уинстон. — Как словно бы мы вправду делаем былью историю Терминатора».
«Фаворит": надувная массовка и Искусственная лошадь
Воздействие фильма про легендарную лошадь по кличке Фаворит, которая стала знаком надежды для Америки в годы Великой депрессии, по большей части происходит на ипподромах. Режиссер Гэри Росс старался снимать как возможно больше настоящих жокеев и настоящих лошадей. Под управлением одного из них пара месяцев усиленно тренировался исполнитель ключевой роли Тоби Магуайр. Он осваивал привычки и движения наездника.
Но голливудская продукция с бюджетом $86 млн не имеет возможности позволить себе рисковать ведущим актером. На неспециализированных замыслах Магуайра заменяли жокеи-специалисты, причем их просили, в то время, когда быть может, скрывать лицо за лошадиной гривой.
Для больших замыслов был выстроен манекен — неестественная лошадь. Ее сооружением руководил важный за эффекты Майкл Лантьери, громадный поклонник скачек. За базу был забран боеприпас для тренировки жокеев — простое сооружение на пружинах, накрытое ковриком.
Кинематографисты добавили механизм, имитировавший перемещение лошади, и заказали у скульптора-таксидермиста фрагменты шеи, головы и крупа, каковые позже раскрасили в подходящий цвет. Гриву делали из людских волос, приобретённых в магазине париков. «Лошадиный волос так тяжело дотянуться», — жаловался Майкл Лантьери.
Гэри Росс остался доволен неестественной лошадью, но внес предложение, дабы сооружение имело возможность еще передвигаться вперед и назад, а значительно лучше — из стороны в сторону. В следствии всех усовершенствований оказалась мобильная конструкция из двух манекенов на рельсах. Ее применяли, в то время, когда необходимо было продемонстрировать Фаворита бок о бок с другой лошадью, которая или обгоняет, или отстает.
Настоящих лошадей удалось приучить не опасаться данной конструкции и бежать следом. Режиссер хвастался, что неестественную лошадь у него выпрашивали «хоть на денек» кроме того соперники — съемочная несколько фильма «Идальго».
Для полного счастья оставалось заполнить людьми огромные трибуны ипподромов. Потому, что в Голливуде массовка обходится дорого, самые верхние последовательности заполнили куклами. 15 тыс. надувных манекенов с подробно прорисованными глазами, носом и ртом были заказаны на заводе в Китае и путешествовали вместе с группой с места на место, от ипподрома к ипподрому. Их надували, наряжали в футболки с долгими рукавами, на которых были нарисованы рубахи и пальто, и нахлобучивали на них шляпы из пластика.
Надувные зрители были через чур уж неподвижными, исходя из этого эпизоды с ними разбавляли кадрами со статистами, одетыми по моде 30х годов.
«Пираты Карибского моря": Команда скелетов
Исторические фильмы имеют собственную специфику. По словам продюсера «Пиратов» Джерри Брукхаймера, из 700 сделанных для картины кадров со эффектами зритель подмечает в лучшем случае 150. Остальные пошли на то, дабы избавиться от примет современности: отелей на берегу либо танкера, внезапно появляющегося на заднем замысле. «Возможно остановить съемки, подождать, пока он пройдет, и начать все заново, но это обойдется в полтора часа простоя для 400 человек», — подмечает он.
150 кадров с эффектами пригодились для команды корабля «Тёмная жемчужина» — пиратов, ставших жертвой старого индейского проклятья. При свете Луны эти их предводитель и головорезы капитан Барбосса (Джеффри Раш) преобразовываются в скелеты. Скелеты драят палубу, выпивают ром, так что он выливается через ребра, сражаются и танцуют дикие матросские танцы.
Превращением актеров в компьютерные скелеты занималась студия Industrial Light & Magic. Во главе данной работы стоял мультипликатор Хэл Хикель. «Потому, что зрители уже привычны с самыми броскими участниками пиратской команды, скелеты не могли быть легко комплектом костей — они должны были сохранять индивидуальность», — говорит он. С каждого из актеров были сделаны объемные компьютерные модели, каковые неспешно лишались плоти. Перемещения скелетов создавались или с применением
разработки motion capture, или (для эпизодических персонажей) легко по аналогии с перемещениями актеров. Ответственными были кроме этого детали одежды и фрагменты причёски, которых в пестрых пиратских костюмах довольно много.
Все сцены с участием скелетов сперва игрались живые актеры под управлением режиссера Гора Вербински. Позже те же эпизоды снимали без скелетов, додавая их позднее на компьютере. Юная актриса Кейра Найтли говорила, что игралась все собственные боевые эпизоды на фоне голубого экрана а также оружия ей в руки не давали — приходилось вспоминать классы мимики в актерской школе.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№14, декабрь 2003).
<
h4>