Экономичный консерватизм

Экономичный консерватизм

Северное море в тот июньский сутки было непривычно спокойным. Английский авианосец «Глориес» шел противолодочным зигзагом, меняя курс каждые 180 секунд. Его начальник опасался германских подводных лодок—опасался так, что настоял на отделении собственного корабля от солидных сил прикрытия конвоев, вывозивших франко-английские армии из Норвегии по окончании попыток противостоять германскому вторжению.

Сейчас «Глориес» сопровождали лишь два эсминца— «Ардент» и «Экаста». Все три корабля поддерживали 17-узловую скорость; эсминцы, шедшие на расстоянии 400 метров с обоих бортов авианосца, кроме этого следовали зигзагом: считалось, что это не разрешит сопернику сделать из-под воды прицельный торпедный залп.

Но беда пришла вовсе не оттуда, откуда ее ожидали. В то время, когда на западной части горизонта показались два каких-то судна, «Ардент» направился им навстречу. Британцы практически не сомневались, что это собственные суда, возвращающиеся из Норвегии к себе.

И только приблизившись на дальность прямого выстрела, они осознали, что заблуждались. Им навстречу шел грозный соперник—германские быстроходные линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Немцы открыли огонь по «Арденту» с дистанции в 80 кабельтовых, скоро добившись накрытия цели.

Однако, эсминец отвернул лишь по окончании того, как поставил дымовую завесу и выпустил все торпеды, одна из которых прошла чуть в первых рядах «Шарнхорста». Соперники сближались весьма скоро, и британцы открыли огонь по неприятелю из собственных 120-мм орудий. Им удалось кроме того попасть в головной линейный корабль, но силы были через чур неравными. Когда дымовая завеса рассеялась, засыпанный боеприпасами британский корабль отправился ко дну.

Сейчас настала очередь «Экасты».

Умело маневрируя, эскадренный миноносец пересек курс неприятеля по носу и дал залп из обоих торпедных аппаратов. Атака была совершена так решительно, что не ожидавшие ее немцы опоздали уклониться от смертоносных подводных снарядов, не смотря на то, что сделать это спешившим с 30-узловой скоростью линкорам было не так уж тяжело. В следствии одна из торпед поразила «Шарнхорст» в районе кормовой башни главного калибра.

Это попадание, быть может, сохранило судьбе многим сотням британских солдат и моряков, потому, что германским линкорам было нужно прекратить рейдерство и возвратиться в Тронхейм. Но ярких участников боя с немцами отважная атака «Экасты» не спасла: и эсминец, и авианосец были стёрты с лица земли германской артиллерией. Причем немцы не сделали кроме того попытки подобрать хоть кого-нибудь из полутора тысяч людей, пребывавших на борту погибших судов.

Данный примечательный во многих отношениях бой случился в первой половине 40-ых годов двадцатого века на протяжении операции «Алфавит» (эвакуация сил союзников из Норвегии). А его храбрецами стали эсминцы, открывшие новую «алфавитную» серию судов данного класса, заложенную по окончании Первой Мировой.

История нового «алфавита» началась в первой половине 20-ых годов XX века, в то время, когда по окончании восьмилетнего перерыва инженеры и британские конструкторы снова взяли возможность приступить к постройке и разработке эсминцев.

Столь большой паузу разъяснялся и тяжелым экономическим положением Англии по окончании Первой Мировой, и наличием в строю солидного числа достаточно современных Дестройеров, и тем, что представители последних серий («V» и «W») по окончании крушения Германии являлись самыми сильными в мире.

Но в начале 20-х годов стало ясно, что преимущества английских эсминцев могут сойти на нет.

Так как многие из них в годы войны эксплуатировались так интенсивно, что кроме того добротная английская постройка не спасла суда от большого износа, а скорость большинства из них стала в среднем на пять узлов меньше проектной. Да и техника (особенно в области механических установок) не стояла на месте. Исходя из этого Адмиралтейство решило выдать заказ на постройку двух экспериментальных эсминцев.

Зная историю развития торпедных судов, неудивительно, что заказ достался двум наиболее опытным и титулованным «миноносным» компаниям «Торникрофт» и «Ярроу». Конструкторов компаний ограничили только проектными чертями, а в остальном им предоставили полную свободу действий: и в отношении типа механизмов, и в их размещении, и в общей компоновке корабля.

В случае если необходимы юбки для девочек, то вам понадобится.

Сами спецификации казались на удивление скромными. По сути дела, управление флота как бы признавало, что тип «W» так же, как и прежде полностью удовлетворяет потребности английских ВМС. Предполагалось иметь корабль со вооружением 37 и скоростью узлов из четырех 120-мм орудий, семи зенитных автоматов и шести торпедных аппаратов.

Ответственным, не смотря на то, что и второстепенным на первый взгляд новшеством стали солидные надстройки, составляющие единое целое с конструкцией корпуса. (До этого мостики представляли собой простые платформы с легким листовым перекрытием.) Предъявлялись особенные требования к бытовым условиям размещения экипажа — измученные четырехлетней войной британцы рассчитывали на продолжительный мир.

Примечательно, что не обращая внимания на предоставленную конструкторам свободу в разработке проекта оба экспериментальных эскадренных миноносца — торникрофтовский «Эмазон» и ярроуский «Эмбускейд»— были весьма похожими по внешнему виду, не смотря на то, что «Эмазон» был тяжелее на 150 т. «Начинка» различалась более существенно.

Инженеры «Ярроу» внесли предложение более уникальные ответы для рулевого устройства и котельной установки, имевшего злектрогид-равлический привод. Не смотря на то, что их «Эмбускейд» продемонстрировал более лучшую экономичность и высокую скорость, в качестве прототипа был выбран более классический, тяжелый и прочный «Эмазон» — как и в большинстве подобных обстановок, победил английский консерватизм.

Действительно, ободренному выбором Торникрофту было нужно изрядно попытаться, дабы «подтянуть» большую скорость собственного корабля до приемлемой величины. В итоге пара обескураживающий итог в 34,5 узла, достигнутый на первых опробованиях, через шесть месяцев вырос до 38,7 узла, что в полной мере удовлетворило представителей Адмиралтейства.

223.

Эскадренный миноносец «Интрепид», Англия, 1937 г.

Строипся компанией «Торникрофт». Водоизмещение стандартное 1370 т, полное 1900 т. Протяженность громаднейшая 98,45 м, ширина 10,05 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 34 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: четыре 120-мм орудия, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата.

Последняя серия стандартных «алфавитных» эсминцев межвоенного периода. Всего в 1937 г. выстроено восемь единиц: «Интрепид», «Икарус», «Аиле кс», «Имоджен», «Империел», «Им-пальсив», «Айзис», «Айвенхо». «Империел», «Интрепид», «Айзис» и «Айвенхо» погибли в годы войны, остальные исключены из перечней в 1946—1947 годах.

224. Эскадренный миноносец «Эмазон», Англия, 1927 г.

Строился компанией «Торникрофт».

Водоизмещение стандартное 1352 т, полное 1812 т. Протяженность громаднейшая 98,5 м, ширина 9,6 м, осадка 3,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 42 000 л.с., скорость 37 узлов. Оружие: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата «пом-пом», два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1931 г. выстроено две пара различающиеся единицы: «Эмазон» и «Эмбускейд».

В 1943—1944 годах оба корабля переоборудованы в плавучие мишени, в 1947—1949 годах — сданы на слом.

225. Эскадренный миноносец «Бигл», Англия, 1931 г.

Строился компанией «Джон Браун».

Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 1800 т. Протяженность громаднейшая 98,4 м, ширина 9,83 м, осадка 3,7 м. Мощность двухвальной турбинной установки 34 000 п.с., скорость 35,5 узла. Оружие: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата «пом-пом», два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1931 г. выстроено восемь единиц: «Бигл», «Базилиск», «Бланш», «Бодишия», «Бореас», «Брейзн», «Алмаз», «Булл-дог». «Базилиск», «Бланш» и «Брейзн» потоплены в начале войны, «Бореас» передан Греции в апреле 1944 г., остальные сданы на слом в 1946—1947 годах.

226. Фаворит «Фолкнор», Англия, 1935 г.

Строился компанией «Ярроу».

Водоизмещение стандартное 1500 т, полное 2050 т. Протяженность громаднейшая 104,50 м, ширина 10,3 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 38 000 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: пять 120-мм орудий, восемь 12,7-мм пулеметов, два четырехтрубных 533-Мм торпедных аппарата. Всего выстроено две единицы: «Эксмут» и «Фолкнор».

Первый погиб в январе 1940 г. «Фолкнор» много раз модернизировался, вести войну у берегов Норвегии, Северной Африки, Дакара и Камеруна, в Атлантике, арктических водах. Учавствовал в операциях против Сицилии и Додеканесских островов, а также в высадке в Нормандии. Сдан на слом в 1946 г.

Определившись с выбором типа, британцы начали планомерное производство эсминцев нового поколения.

Раз в год закладывалась флотилия из восьми единиц и дополнительно один фаворит. Шли годы, но в проекты каждой последующей серии вносился только минимум трансформаций. самые важными усовершенствованиями стали введение совокупности центральной наводки орудий (с серии «С»), и замена четырехтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (на последней стандартной серии «I»),

Что касается зенитного оружия, то средства ПВО судов мало усиливались, но в целом оставались весьма не сильный: они состояли или из одного 76-мм орудия, или из пары 40-мм «пом-помов», или из нескольких крупнокалиберных пулеметов. К середине 30-х годов этого было очевидно не хватает.

Вместо полотняных «этажерок», скорость которых всего вдвое превышала полный движение эсминцев, в небе показались скоростные самолеты и в их числе самый ужасный неприятель маневренных судов — пикирующие бомбардировщики. Тот факт, что массовые английские эсминцы были фактически беспомощны перед атакой с воздуха, британцы поняли с громадным опозданием.

Любопытно, что и в Японии, и в Соединенных Штатах, и в Германии, и во Франции в то время строились большие торпедные суда, оставлявшие «стандартные» английские дестройеры на большом растоянии сзади фактически по всем боевым элементам. У британцев же требования времени наталкивались на одно очень ощутимое препятствие— недочёт средств. Экономический кризис, из которого Англия медлительно выбиралась в течение всех 30-х годов, оставлял мало возможностей для маневра.

Выбор стоял между качеством и количеством, и Адмиралтейство предпочло первое.

Мысли экономии сказались и на чертях фаворитов флотилий. В случае если фаворит серии «А» «Кодрингтон» (1540 т) имел дополнительное орудие и более высокую скорость, чем рядовые единицы, то фавориты серий «В», «С» и «D» представляли собой простые эсминцы с пара увеличенными жилыми и рабочими помещениями.

Все попытки ввести технические новшества наталкивались на денежный вопрос: разрабатывать универсальные орудия вместо когда-то хороших 120-миллиметровок—дорого; заменять несложные станки на закрытые башни—также дорого; снабжать эскадренные миноносцы сколь-нибудь пригодной совокупностью управления артиллерийским и торпедным огнем— нерационально. Такими резолюциями пестрят бумаги Адмиралтейства того времени.

Примечательно, что в каждом случае обращение шла о совсем маленьких суммах, составляющих только пара процентов от общей цены корабля.

В следствии новым «буквам алфавита» первых серий было нужно весьма и весьма несладко в битвах. Практически полная слабость перед вражеской авиацией стала причиной тому, что один из торпедных аппаратов спешно заменялся на всего лишь одно (!) 76-мм зенитное орудие, также, кстати, устаревшее и не имевшее какой-либо совокупности управления огнем.

Бортовой залп наряду с этим уменьшался до 3—5 торпед (запасных торпед на британских дестройерах 20-х—30-х годов не было), но особенных результатов столь крайняя мера не дала. «Британцы» так же, как и прежде имели очень не сильный защиту от воздушных атак. Суда жестоко страдали от налетов германской авиации в первые месяцы войны (к примеру, при эвакуации армий из Дюнкерка), почему руководство флота потом предпочитало держать их подальше от мест, где немцы господствовали в воздухе, скажем, в 1940—1941 годах большая часть «алфавитных» эсминцев была сосредоточена на Средиземном море.

Не удалось британцам и внедрить механическую установку с более высокими рабочими параметрами. Не смотря на то, что еще во флотилии «А» один из эсминцев («Экерон») был оборудован умелой силовой установкой с большим давлением пара и большой температурой, серийные единицы строили с котлами, владевшими очень скромными чертями.

И это при том, что «Экерон» имел на 20 процентов меньший расход горючего, а дальность плавания признавалась британцами одним из основных преимуществ эскадренных миноносцев. Еще раз побеждала тенденция к надёжности и дешевизне — не обращая внимания на то, что «консервативные» котлы весили намного больше современных.

Лишь начиная с флотилии «Е», британцы возвратились к концепции довольно большого фаворита по типу «Кодрингтона».

направляться ли из всего сообщённого, что английские эсминцы 20-х—30-х годов были неудачными? Ответ не столь однозначен, как думается на первый взгляд. Хорошие традиции судостроителей Соединенного Королевства разрешали строить не только недорогие, но и прочные суда. Не сломал их и переход на новую разработку постройки.

Так, начиная с типа «Н», частично отказались от повсеместной клепки корпуса, заменив ее кое-где электросваркой. Как раз принадлежавший к данной серии «Хантер» сумел перенести взрыв на франкистской мине в мае 1937 года, в то время, когда он в составе интернациональных сил смотрел за «невмешательством» в гражданскую войну в Испании.

Корпус корабля взял пробоину в 60 квадратных метров недалеко от мостика и был чуть ли не разрезан пополам. «Хантер» принял 900 т воды, но его благополучно привели в порт, отремонтировали и снова ввели в строй. Корпус не имел важных деформаций, не смотря на то, что делился всего на девять отсеков.

Во время второй мировой английские эсминцы межвоенных серий деятельно сражались на всех морских театрах и зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Само собой разумеется, во многом их удачи направляться отнести на счет доблестных экипажей, а не на техническое совершенство судов (которого в конечном итоге не было). Британцы часто ухитрялись сражаться кроме того с значительно более сильным соперником. В Норвежской операции отличилась не только «Экаста».

Пять единиц флотилии «Н»(«Хэвок», «Хостайл», «Хотспур», «Хантер» и «Харди») под командой коммодора Уорбертона-Ли ворвались в Нарвик-фиорд и сумели потопить два германских эсминца и повредить еще три, что в значительной мере обеспечило полное уничтожение пребывавших в том месте сил кригсмари-не. В тех же водах одинокий «Глоу-уорм», появлявшийся на страшном расстоянии от тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер», смело отправился на сближение и таранил собственного сурового соперника.

Да и фактически все суда серий «А» — «I» принимали участие в битвах от Арктики до Тихого океана, довольно часто меряясь силами с крейсерами и более замечательными вражескими эскадренными миноносцами; как раз они во многом вынесли на себе тяготы первых двух лет войны на море.

Однако, время их скоро истекло. С 1942 года началось переоборудование сохранившихся эсминцев в эскортные суда.

Наряду с этим снимались носовое и кормовое орудия, каковые заменялись на реактивный бомбомет «Хеджехог» и простые бомбосбрасыватели. Устанавливались современная радио- и гидролокационная аппаратура, дополнительные 20-мм автоматы «Эрликон». В таком виде кое-какие переоборудованные суда дослужили до конца Второй мировой, уступив собственный место более идеальным и сильным эскадренным миноносцам, выстроенным уже по новым стандартам.

Но о них — в следующих выпусках.

В. КОФМАН

5 САМЫХ НАДЁЖНЫХ Машин ! 200000 КМ БЕЗ ПОЛОМКИ ! АВТО Каковые НЕ ЛОМАЮТСЯ !

Статьи, которые будут Вам интересны: