Эпоха заокеанского коленвала

Эпоха заокеанского коленвала

В десятнадцатом веке США стали настоящим «передовиком» в области подводного судостроения. В большой степени этому поспособствовала Гражданская война, в которой обе стороны пробовали деятельно применять все мыслимые и немыслимые технические уловки. Но, «подводный экспресс» собрал полную скорость далеко не сходу.

По окончании второй (и, как выяснилось, последней) войны с Англией наступили десятилетия подспудного брожения мыслей, не довольно часто выливавшегося в конечный продукт. Лишь в первой половине 50-ых годов XIX века любопытный энтузиаст Лоднер Филипс выдал первое «изделие», так сообщить, нового розлива. 26-летний изобретатель происходил из в полной мере сухопутного штата Индиана, не имел важного образования, мало что знал из опыта предшественников, а его главной профессией было… сапожное дело.

Да и свободных средств фактически не имел.

Всё это отнюдь не помешало молодому «технику» в юный стране выстроить собственную подлодку. Первый блин вышел, конечно, комом: Филипс сподобился изготовить корпус из дерева без какой-либо обшивки. Субмарина оказалась маленькой, всего 3,7 м в длину и чуть более метра в диаметре, и представляла собой узкую высокую бочку, к которой спереди и позади примыкали два конуса.

Безымянную лодку ожидал логически понятный и стремительный финиш: она затонула на озере Мичиган при первом же погружении, к счастью, проводившемся без людей. (Сложно представить себе храбреца, что пребывав в здравом уме, рискнул бы разместиться в таком «цилиндрическом гробу»).

Но Филипса неудача не обескуражила, а лишь подхлестнула. Он повторил попытку, максимально учтя все недочёты первого опыта.

Лодка (сейчас уже взявшая имя — «Марин Сигар» -«Морская сигара») стала намного больше (протяженность 6,1 м, диаметр 1,5 м) и получила все элементы настоящей субмарины: балластную цистерну, двойной люк-шлюз в средней части (дабы избежать случайного затопления), гребной винт, приводимый в воздействие, как несложно додуматься, человеком, кроме того иллюминаторы регенерации и систему воздуха в носовой части. От самопроизвольного вращения и опрокидывания около собственной оси при действии винта «сигару» избавляли четыре продольных киля.

Но материалом оставалось всё то же дерево. Однако, лодка реально погружалась и всплывала а также двигалась под водой с совсем невообразимой для столь примитивного «двигателя» скоростью, якобы около 3 уз. Вероятнее, кроме купленных технических навыков её создатель владел и недюжинным рекламным талантом.

Он не только смог взять патент на гребной винт (привет Архимеду!), но и постарался реализовать «Марин Сигар» родному флоту. Получив отказ (также очень необычный, в котором говорилось, что «суда отечественного ВМФ плавают по воде, а не под водой»), Филипс ухитрился «уступить» собственное изделие «индивидуалу» с деньгами. Увы, эта история закончилась совсем не хорошо: субмарина затонула на озере Эри совместно со своим новым обладателем.

В 1915 году её нашли и подняли, найдя в ужасную картину: скелет несчастного клиента. Кстати, в течение продолжительного времени считалось, что в лодке погиб как раз её изобретатель.

Но это не соответствует истине. Сам создатель благополучно продолжил собственную деятельность, создав личный вариант твёрдого скафандра. С началом в первой половине 60-ых годов XIX века Гражданской войны он сделал вывод, что настал его звёздный час.

Будучи подлинным северянином, Филипс, конечно, внес предложение проект боевой субмарины федеральному правительству. «Американский таран» («Эмерикен Рам»), как он гордо назвал будущее подводное судно, в чертежах и описании воображал собой очень интересный проект. Корпус сохранил прошлую форму, но при приблизительно удвоенной длинедаже сузился. Изобретатель полагал, что такие обводы разрешат развить приличную подводную скорость.

А «двигателю» (понятное дело, всё тем же здоровым мужикам) предстояла нелёгкая работа: сгорбившись в «бочке» диаметром менее полутора метров, посменно по шесть человек, вращать громадный коленчатый вал, приводящий в воздействие гребной винт. (Стоит подметить, что среди всех вариантов «мускульного двигателя» этот с неспециализированным вращающимся валом, был хоть в какой-то степени практичным. Как мы поведаем потом, с его применением и была осуществлена первая успешная подводная атака).

Но, Филипс осознавал, что кроме того команде в 13 человек, из которых от «гребной обязанности» освобождался лишь начальник, будет необходимо весьма туго, исходя из этого внес предложение применять для переходов в надводном положении паровую машину. Её трубу перед погружением предполагалось хорошо закрывать, погасив предварительно жар в топке. Мысль как мысль, потом прижившаяся на определённое время; неясно лишь, где эту машину возможно было бы разместить в весьма тесном корпусе.

Так как большую часть его количества занимали баллоны со сжатым воздухом, что разрешил бы «людской мотору» продолжительнее трудиться под водой. Запас данный, но, предназначался не только для людей.

Подлодка «Крокодил», США, 1862 г.

Строилась на верфи «Нифи энд Леви» в Филадельфии. Тип конструкции — однокорпусный.

Водоизмещение около 10 т. Размеры: протяженность 14,0 м, ширина около 1,37 м, высота корпуса 1,83 м. Материал корпуса: железо. Глубина погружения — около десяти метров. Двигатель: мускульная сила, движитель — гребки, после этого винт, скорость до 2 уз. Оружие: сверло-коловорот, 6 выпивал, две пушки для подводной стрельбы. Экипаж: 18 чел. Погибла на протяжении шторма в апреле 1863 г.

1 — коловорот; 2 — шлюзовая камера; 3 — смотровой купол; 4 — входной люк; 5 — цилиндр для регулировки плавучести; 6 — буи для страховки от «проваливания» на запредельную глубину; 7 — вьюшки с тросами для страховки буёв; 8 — устройство для регенерации воздуха; 9 — шахты с перемещающимися грузами; 10 — балластные цистерны; 11 — насосы; 12 — рычаги гребков; 13 — гребки

Так как Филипс позаботился и об оружии, которым лодка была практически утыкана.

Бывший сапожник показал при том настоящее буйство фантазии, непременно делающее честь его воображению; про возможность применения выводы лучше сделать самому читателю, благо, для этого не пригодится особых знаний. В носу субмарины размешалось сходу два «средства поражения»: трубчатая направляющая для пуска ракеты, которая увлекала за собой на «привязи» мину, по окончании удара ракеты о корпус неприятельского судна мина по инерции следовала за «носителем», взрывалась и топила неприятеля; второе — громадный бур, вращаемый всё теми же неутомимыми участниками экипажа, с его помощью в корпусе корабля соперника проделывались обычные дырки.

Ударная мощь субмарины дополнялась… пушкой, наводящейся посредством классического для танков «яблока» и стрелявшая при помощи сжатого воздуха из тех же баллонов. И, наконец, — всплывающие мины, производимые из шахты в кормовой части при прохождении под целью. Ни одного намёка на то, как обеспечить герметичность всех этих стрелялок-сверлилок-выпускалок при их действии в проекте не имелось. Что тут возможно сообщить?

Разве что снять шляпу перед благоразумием Морского министерства, отказавшего Филипсу без всяких предварительных опытов с «Американским тараном».

Из реально занимательных конструкционных идей, кроме огромного коленвала, в этом проекте необходимо отметить ещё только попытку решить проблему продольной устойчивости в подводном положении, доставившей так много неприятных мин. фактически всем первым «субмаринёрам», а кое-кого приведшей и к смерти.

Изобретатель-самоучка внес предложение собственного рода автомат: маятник, что при отклонении от вертикали открывал необходимый клапан, перепуская воду из балластных цистерн в носу либо корме соответственно. При восстановлении равновесия клапан этим же маятником перекрывался. Достаточно остроумно; потом эту совокупность реализовывали в металле в различных проектах, пока не убедились, что инерционность её через чур громадна, и вода в перепускной магистрали лишь увеличивает неустойчивость к дифференту.

Так что, и с этим новшеством Филипсу не повезло, как не повезло ему и в жизни по большому счету: через 5 лет по окончании окончания войны он погиб от туберкулёза в возрасте всего 44 лет.

Больше с реализацией задумок повезло «импортному» изобретателю, французу Брутусу де Вильруа. Собственную первую лодку он выстроил ещё в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века на родине; она представляла собой совсем маленькую конструкцию, длиной около трех метров и высотой и шириной около метра.

Однако, эта «игрушка» плавала, погружалась (действительно, ненадолго, не более нескольких десятков мин.) и всплывала. А также в присутствии представителей правительства, которое всё-таки не очень заинтересовалось субмариной ни тогда, ни 20 с лишним лет спустя на протяжении Крымской войны, в то время, когда Вильруа внес предложение выстроить подводный корабль более больших размеров. Франция, сражавшаяся в альянсе с Британией, в таких ухищрениях не нуждалась совсем.

Обиженный отказом, создатель отправился за океан — искать желающих и новую родину воплотить в судьбу его идеи.

И отыскал таковых достаточно скоро. Всего через год по окончании прибытия в Соединенных Штатах Вильруа уже строил по заказу филадельфийского банкира С. Джирарда собственную лодку. Само собой разумеется, богачу не пристало вести подводную войну; субмарина — редкий случай для того времени — предназначалась для более мирного и куда более прибыльного ремесла.

Предполагалось, что выпущенные с неё водолазы смогут найти запас золота с затонувшего практически век назад военного транспорта и сделают Джирарда ещё богаче.

Конструктор же собственную задумку французского периода. Лодка длиной около десяти метров и диаметром 1 м приводилась в перемещение простым методом — гребным винтом с «мускульным механизмом».

Наличие средств решало очень многое: её скоро выстроили и испытали, причём водолаз вправду поднял со дна и доставил в лодку раковины и камни, как свидетельство успешности осуществления задумки. Но, в то время, когда дело дошло до поиска настоящих сокровищ, дело застопорилось. В истории нет свидетельств об удачах этого предприятия, и следовательно золото осталось на своём месте.

Действительно, всплытия и постоянные погружения привлекли интерес бдительных граждан. Так как бывшие колонии в первой половине 60-ых годов XIX века вступили в кровопролитную схватку между собой: началась Гражданская война. Странную «бомбу » полиция Филадельфии забрала под арест с подозрением на то, что та нацелилась на серьёзную верфь федералов.

Подлодка «Интеллиджент Уэйл», США, 1866 г.

Строилась на верфи в Ньюарке.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение полное около 13 т. Размеры: протяженность 8,74 м, ширина около 2,13 м, высота корпуса 2,74 м. Материал корпуса: железо. Глубина погружения — около десяти метров. Двигатель: мускульная сила, движитель — винт. Оружие: заряды, устанавливаемые водолазами, базирующимися на лодке. Экипаж: 13 чел. Погибла на протяжении приёмных опробований флота в 1872 г. Поднята, находится в музейной экспозиции

Но Вильруа и его детище выплыли из страшных вод без утрат.

Глава верфи и созданная им рабочая группа в течение нескольких суток испытывали субмарину и опрашивали её конструктора. Результатом стал очень хороший отчёт, попавший сперва к морскому министру, а от него — к самому президенту Линкольну. Тот же, не обращая внимания на огромную занятость, уделил время для беседы с Вильруа.

Дело в том, что федеральное правительство имело сведения о превращении соперником захваченного фрегата «Мерримак» в таинственный корабль совсем нового типа — первый броненосец. Уже на данной стадии хорошо было бы иметь против него столь же современный контр-довод, пускай кроме того в качестве подлодки. Француз (скорее, уже американец) взял заказ на разработку проекта субмарины, предназначенной не для мирной работы, а для атаки неприятельских судов.

Вильруа справился с делом в рекордный срок — один месяц! — благо, ему пригодилось только вернуть начальный «французский» вариант с учётом накопленного опыта. Морское министерство выдало заказ на постройку филадельфийской личной верфи в первых числах Ноября 1861 года с условием готовности субмарины через 40 дней! Срок, вызывающий восторг и… в полной мере понятное ожидание того, что выдержать его нереально.

Так и случилось: рабочие «спешили не торопясь», основной строитель М. Томас деятельно конфликтовал с «лягушатником», поставленным в качестве главного контролёра за выполнением заказа, считая себя более компетентным инженером и пробуя навязать более эргономичные (для себя же) технические ответы. В итоге Вильруа кроме того прекратил оказаться на верфи, а лодку достроили уже по окончании того, как бывший «Мерримак», ставший бронированной «Вирджинией», благополучно миновал блокировавшие его федеральные суда и прекратил быть «сидячей уткой».

Многострадальную лодку, названную по сходству формы «Аллигатором», спустили на воду лишь через полгода по окончании начала постройки, а позже достраивали ещё полтора месяца. Работы закончились только 13 июня, и «Крокодил» стал не только первой субмариной, вошедшей в состав флота США, но и по большому счету первым подводным кораблём в мире, зачисленным в действующий флот.

«Разумный кит» в центре ВМФ США (Вашингтон)

Субмарина вправду пара напоминала коварного хищника, давшего ей собственное имя. Долгий узкий металлический корпус, овальный в сечении, заканчивался скруглёнными конусами в корме и носу. Маленькая рубка с круглыми стеклянными иллюминаторами для освещения внутри, расположенная спереди, навеивала сравнение с крокодильей мордой с характерными наростами у глаз.

Дополняли сходство «лапы» — гребки типа шильдеровских, лишь вот их число очевидно превышало все задумки природы: по восемь штук с каждого борта. Стоит подметить, что за это средство перемещения важен не Вильруа, а именно споривший с ним Томас. Прав был как раз изобретатель, применявший на ранних лодках (и в проекте «Аллигатора») более действенный и прочный коленчатый вал. В итоге, было нужно гребки убирать и устанавливать коленвал.

Кроме данной «утраты темпа», флот и лодка США понесли второй, уже непоправимый урон. Изгнанный Томасом Вильруа не стал делиться секретом собственного аппарата для регенерации воздуха, прибора, по всей видимости, подобного «ноу-хау» Вильгельма Бауэра, потому, что, если судить по отрывочным описаниям, поглощение углекислого газа осуществлялось пропусканием «отработанного» воздуха через известковую воду, по окончании чего он насыщался кислородом, приобретаемым с помощи особого химического генератора.

В то время, когда армейские спохватились, то «нового американского гражданина французского происхождения» так и не смогли отыскать: он канул в неизвестность.

Но всё оружие «Аллигатора», как предусмотренное начальным проектом, так и добавленное Томасом, осталось при нём. Комплект боевых средств впечатляет как обширностью, так и малой их применимостью.

Самый буднично выглядит носовая камера-шлюз для водолаза, благо, Вильруа имел большое количество опыта с таким устройством на собственной «мирной» субмарине при поиске золота. А дальше начинается занимательное. В командирской башенке размешался ручной привод, вращавший бур, размещённый в самом носу. Понятное дело, сверлить им предполагалось вражеские суда — до сквозных дыр.

Эта экзотика дополнялась ещё одним плотницким «струментом», шестью бортовыми пилами, расположенными под некоторым углом к продольной оси корпуса. «Крокодил», как настоящая рептилия, возможно имел возможность «поскрестись» о борт либо днище неприятеля, распилив его либо хотя бы повредив до течи. Днище вражеского корабля казалось обречённым: в случае если же не сработало бы и это снаряжение для разделки древесины, успех имели возможность обеспечить две маленьких пушки, установленные вертикально по бокам от рубки.

Залп снизу должен был потопить цель; в случае если дело не получалось сходу, имелась возможность перезарядить пушки четыре раза.

Но применить эти средства борьбы удалось бы разве что по совсем легкомысленному и не желающему сдвинуться с места в течение продолжительных часов сопернику.

Неудивительно, что единственное задание и первое — взрыв серьёзного ЖД моста, пребывавшего в руках конфедератов, предполагало применение единственного более либо менее надёжного средства, водолаза, что и должен был установить заряды на быках. «Крокодил» служил только транспортным средством. Но кроме того данной скромной задачи он выполнить не смог.

По окончании нескольких попыток пройти по реке стало ясно, что ему не достаточно подводной скорости, пресловутые гребки всегда ломались, наблюдение в илистой воде было очень сильно затруднено, да и по большому счету, для маневрирования просто не хватало глубины.

Так, по сути дела, завершилась, чуть начавшись, активная боевая работа первого подводного корабля флота Соединённых Штатов.

Субмарину послали на модернизацию и ремонт, на протяжении которой именно и заменили гребки на коленчатый вал и убрали избыточное оружие, ограничившись установкой шестовой мины. (Из-за чего, станет светло чуть ниже: так как как раз применение этого нехитрого оружия и стало причиной первой успешной подводной атаке). На опробованиях по окончании окончания работ «Крокодил» смог пара десятков мин. поддерживать скорость 2 уз., в полной мере приличную для «людской тяги».

Сказывались достаточно хорошие формы корпуса.

Подводная (погружающаяся) лодка «Пайонир», Конфедерация Штатов Америки, 1862 г.

Строилась в мастерских в Нью-Орлеане. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение полное около 4 т. Размеры: протяженность 6,1 м, ширина 1,32 м, высота корпуса 1,83 м. Материал корпуса: железо. Глубина погружения — до позиционного положения.

Двигатель: мускульная сила, движитель — винт. Оружие: буксируемая мина Фултона («торпедо»). Экипаж: 3 чел. Не поступила на вооружение, затоплена ввиду приближения северян в апреле 1862 г. Поднята, находится в музейной экспозиции. На фото «Пайонир» в 1880 г. Лопасти гребного винта (слева) обломаны

Наконец в марте 1863 года подводная лодка снова вышла в поход, дабы присоединиться к блокадным силам северян.

Ясно, что пройти какое количество-нибудь продолжительно в открытом море «Крокодил» самостоятельно не имел возможности, исходя из этого его тащил на буксире пароход. Разыгрался нешуточный шторм, тяжёлый груз, болтавшийся за кормой, угрожал погубить самого буксировщика, и его капитан приказал обрубить трос. Субмарина срочно затонула, искать и поднимать её далеко от берега никому и в голову не пришло.

Но, флот Севера данной утраты просто не увидел: его превосходство над соперником было через чур громадным и без подводных лодок.

Утрата «Аллигатора» не стала последней неудачей с «подводными играми» на Севере. В том же 1863 году в том месте появилась, ни большое количество ни мало, «Американская компания по производству субмарин». Её основатели отнюдь не являлись романтическими: ими двигало желание взять доход от нового типа морского оружия.

Они сознательно и упорно «пробивали» через Конгресс закон о каперстве (к тому времени уже действующий в Конфедерации), в соответствии с которому подлодка имела возможность взять патент на захват вражеских судов, а её обладатель — солидную прибыль от захваченного груза. Как раз под эту задачу инженер Скоуэл Мериам спроектировал для компании субмарину под интересным заглавием «Интеллиджент Уэйл» («Разумный кит»). «Кит», быть может, и предполагался «разумным», но на деле был примитивным фактически во всём, начиная с формы: маленький, широкий и большой, не смотря на то, что и с обтекаемыми обводами.

В качестве «мотора» употреблялся снова коленчатый вал, вращать что должны были 9 из 13 членов экипажа. Двое из оставшихся четырёх человек команды являлись водолазами, для которых кроме того не нашлось шлюзовой камеры. Их производили через люки в днище, а вода не проникала в лодку по принципу водолазного колокола.

Осуществлялась эта операция по окончании постановки лодки на два якоря в виде массивных гирь на цепях. Водолазу предстояло укрепить мину на днище неприятельского судна и возвратиться назад, в лодку, по окончании чего капитан субмарины взрывал заряд замыканием цепи.

Схема подлодки «Американский ныряльщик»

В принципе, ничего нового и очень занимательного «Кит» в себе не нёс.

Более того, закон о каперстве в Федерации не прошёл; постройка затормозилась, а после этого и вовсе закончилась. Лишь во второй половине 60-ых годов XIX века, по окончании окончания боевых действий, лодку довели до готовности а также совершили диагностику в присутствии рабочей группы из армейских инженеров. Как в большинстве случаев на опробованиях, программу удалось выполнить, пускай и с накладками.

Лодка погрузилась на 5 м, а вышедший из неё водолаз закрепил мину на днище цели. Однако, руководство жёстко сообщило «Нет!». Война закончилась, «изделие» смотрелось не через чур перспективным, денег за него «компанейщики» просили большое количество. В общем, полный провал.

История с «Разумным китом» тем бы и закончилась, если бы несколько из основателей компании, Оливер Хэлстид. Он откупил у остальных «отцов-соучредителей» их доли, стал единоличным обладателем «чуда» и… начал настоящую битву с американским руководством. В течение следующих пяти лет он пробовал «впарить» субмарину военно-морскому флоту, неспешно раз за разом снижая цену. Процесс не шёл впрок никому: Хэлстид залезал в долги, а «Кит» без обслуживания и ухода медлено ржавел.

В то время, когда в конце 1872 года, через 9 лет по окончании начала постройки, флот наконец-таки сдался настырному предпринимателю, на первых же опробованиях основательно проржавевший корпус дал так солидную течь, что команде еле удалось выбраться на поверхность. Лодка затонула. А скоро печальная участь постигла и её хозяина: одному из кредиторов надоело ожидать сейчас уже неосуществимого возврата долга, и он пристрелил Холстида.

Эта «бытовая история» с течением времени обросла необычными преданиями. В соответствии с одной из них, конструктором субмарины являлся сам Холстид, по второй, «Интеллиджент Уэйл» тонул много раз, унося с собой любой раз целый экипаж. В действительности, этого не было; откуда пришла часть преданий, возможно предполагать, выяснив, как обстояло дело у соперников северян.

А для Конфедерации южных штатов превосходство неприятеля приводило к острой нужде в «чудо-оружии», талантливом переломить движение войны на воде, снять блокаду, дать доступ к зарубежным источникам товаров и оружия. Одним таким средством стал первый броненосец, но только на весьма недолгое время. Экономически более замечательный Север начал строить то же самое, но стремительнее, лучше и в большем количестве.

Но оставалась ещё одна возможность — подводные лодки, обычное «оружие не сильный». И южане не преминули ею воспользоваться либо хотя бы постараться.

Первая «южная» субмарина имела очень своеобразное назначение, такое же, как «Кит» их соперников, в частности, каперство.

Захват торговых судов северян сулил поживу от их груза, а успешные атаки блокадных сил — премии за потопление. В отличие от Конгресса Соединённых Штатов, правительство Конфедерации наблюдало на такие дела куда как более благосклонно. Новым делом занялся новоорлеанский биржевой маклер Хорейс Ханли. Само собой разумеется, как и «Компания по постройке субмарин» северян, сам спроектировать и выстроить субмарину он не имел возможности.

Задачу выполнил конструктор и инженер Джеймс Мак-Клинток, всего за пара месяцев соорудивший в фактически лишённых нужного оборудования механических мастерских маленькой (водоизмещением всего 4 т) подводный кораблик, названный «Пайонир». Конструкция, конечно же, не предусматривала никаких изысков: два из трёх членов экипажа вращали всё тот же коленвал, соединённый с четырёхлопастным винтом, всплытие и погружение осуществлялись заполнением единственной балластной цистерны с откачкой воды ручным насосом.

Приток воздуха снабжал эластичный шланг с поплавком на финише. В общем, Мак-Клинток применял все узнаваемые приёмы подводного судостроения, включая оружие, представленное буксируемой миной по типу фултоновской «торпеды». Использовать его предполагалось необычным методом.

Лодка должна была иногда подвсплывать, а единственный более либо менее вольный член экипажа, начальник — «ориентироваться на местности» (давая в один момент своим «моторам» глотнуть свежего воздуха) и погружаться опять, дабы в итоге подогнать мину к кораблю неприятеля.

Подводная (погружающаяся) лодка «Ханли», Конфедерация Штатов Америки, 1863 г.

Строилась в мастерских в Мобайле.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение полное около 2,5 т. Размеры: протяженность 12,2 м, ширина 1,16 м, высота корпуса 1,22 м, с рубками — 1,75 м. Материал корпуса: железо. Глубина погружения — до позиционного положения. Двигатель: мускульная сила, движитель — винт, скорость до 2,5 уз. Оружие: шестовая мина (заряд). Экипаж: 9-10 чел. Два раза тонула в ходе тренировок и испытаний. Погибла на протяжении успешной атаки корвета «Хаусатоник» в феврале 1864 г. Поднята, находится в музейной экспозиции

Однако, простые идеи и экономное их воплощение стали причиной успеху: «Пайонир» нормально плавал и погружался и, что самое любопытное, кроме того смог поразить «торпедой» учебную цель (действительно, всё это только на глади озера Поншантрейн). Сейчас Ханли не терпелось окупить собственные затраты и взять прибыль. Он добился для собственного «пионера» каперского патента и спешил вывести его в море.

Но, не обращая внимания на всю спешку, времени не хватило: северяне забрали Новый Орлеан, а владельцу и команде было нужно затопить собственное детище в одном из каналов. Через 15 лет по окончании окончания войны «личный капер» подняли и установили в музей как интересный монумент изобретательности при отсутствии средств и сил.

Но упорные «концессионеры» не успокоились и перебрались в порт Мобайл, где приступили к постройке новой субмарины. «Эмерикен Дайвер» (что-то наподобие «Американского ныряльщика») был больше (протяженность более девяти метров) и имел две башенки с люками вместо одной. Обстоятельство несложна: увеличенный до пяти человек экипаж, из которых четыре интенсивно крутили коленчатый вал, «выпивал» кислород из воздуха всего за пятнадцать минут.

Исходя из этого приходилось довольно часто всплывать, «открывать форточки и проветривать помещение». Мак-Клинток внес предложение весьма передовую идею: применять для вращения винта электромотор, питаемый от аккумуляторной батареи, другими словами как раз тот двигатель, что стал хорошим для подводного хода до появления ядерного. Но электромоторы и аккумуляторы того времени были через чур тяжёлыми и малоэффективными, и испытания закончились неудачей.

А «форточки» погубили «Ныряльщика», погибшего, как и его северный соперник, в первой же попытке выхода в боевой поход. Кроме того события были сходными: буксировка, беспокойство на море, стремительный уход субмарины на дно. К счастью, целый экипаж сумел спастись, но вот Ханли снова понёс материальный урон. Он, как и Холстид, был близок к полному денежному провалу. Но в то время, когда такие «мелочи» останавливали предприимчивых американцев?

Ханли со собственными задумками подцепил «на крючок» техасского предпринимателя Эдгара Зингера, которого в бессчётных «историях подводных лодок» довольно часто путают со широко известным фабрикантом швейных машинок Айзеком Зингером, «северянином» из Нью-Йорка. А Зингер-южанин вправду быстренько создал особую компанию «Зингер сабмарин корпорейшн» и раскошелился на нужные средства.

Скорость постройки решала всё: Конфедерация начинала дышать на ладан.

Мак-Клинток тут же приступил к делу. Продолжительное время ходили легенды о том, что для ускорения работ в качестве базы корпуса он забрал ветхий паровозный котёл, к которому приклепали оконечности с более приличествующими кораблю острыми обводами. В действительности, «Пайонир-3», как условно назвал собственную третью лодку конструктор, был полностью особой постройки, а его корпус имел громадное относительное удлинение (более 10:1) и обтекаемую форму.

В остальном Мак-Клинток, лишённый кроме того минимального запаса времени, очень не мудрствовал и повторил решения, опробованные на «Эмерикен дайвере».

В следствии лодка вышла достаточно примитивной. Так, к примеру, балластные цистерны не имели крышек, и уровень воды в них определялся на глаз.

Фактически всё внутреннее пространство занимал «двигатель», усиленный до 7 — 8 человек, вращавших громадный коленчатый вал. В работе учавствовал кроме того ассистент начальника, если он не отвлекался сейчас на другие обязанности.

Свободным от данной повинности оставался лишь сам начальник, на долю которого приходилось много другой работы: наблюдение за обстановкой через иллюминаторы, управление горизонтальными и вертикальными рулями, осушение ручным насосом носовой цистерны для балласта, не говоря уже о применении оружия. В качестве такового выбрали проверенную шестовую мину, вынесенную на 6 м от носа и воображавшую собой бронзовый цилиндр с 32 кг пороха и несколькими контактными взрывателями. (Первоначально пробовали применять буксируемую мину, с которой лодка ныряла под цель, протаскивала за собой канат с миной, после этого опять всплывала и ударяла миной корабль соперника.

Но первые же опробования, совершённые в июле 1863 года продемонстрировали ненадёжность совокупности).

В это же время, северяне наступали на Мобайл. «Подводной компании» было нужно перебираться в Чарльстон, в штате Южная Каролина, где перевезённую по железной дороге лодку опять спустили на воду. В том месте опробования с экипажем из добровольцев под руководством лейтенанта Джона Пэйна продолжились.

Но ненадолго: 29 августа на протяжении пробного похода случилось нехорошее. Дело в том, что вентиляционные трубы были через чур узкими и не снабжали обмена воздуха, так что лодка фактически постоянно ходила в позиционном положении с открытыми люками в обеих башенках. Эти башенки сами по себе были через чур тесными; человек еле протискивался в них, спускаясь в данный «плавучий гроб» либо выходя из него.

Начальник, запутавшийся в вентиляционном шланге, случайно надавил ногой рукоятку управления горизонтальными рулями, лодка быстро отправилась носом вниз и затонула. Из-за тесноты пресловутых люков спастись удалось лишь обоим офицерам в башенках и ещё двоим морякам, пребывавшим поблизости. Остальные пятеро пошли ко дну вместе с субмариной.

Через 14 дней «Пайонир-3» подняли и отремонтировали. Опробования продолжились и опять завершились катастрофой.

Лодкой захотел поуправлять лично Хорейс Ханли

Часть 4 Lada Капитальный ремонт ВАЗ 2107 (1600) Установка коленвала

Статьи, которые будут Вам интересны: