Эсминцы xxi века

Эсминцы xxi века

Сначала 1980-х годов «холодная война» на море достигла собственного апогея. Беспрецедентный рост советского ВМФ — и количественный, и качественный — внушал Западу в полной мере обоснованные опасения. СССР не без успеха оспариаал американское господстао на океанских просторах— лишь в 1981—1983 годах а море вышли голоаные суда сходу четырех новых серий: ракетные крейсера «Слава» и «Киров», эсминец «Современный», ВПК «Удалой»…

Советские противокорабельные ракеты по саоим чертям — дальности действия, скорости, мощности боеголовки — на большом растоянии опережали лучшие западные образцы. Еще ни при каких обстоятельствах а истории отечественный флот не был столь аажным инструментом мироаой политики, как в противном случае время, отделенное от нас двумя десятилетиями. В значительной мере это была заслуга адмирала С.Г.Горшкоаа, практически 30 лет занимавшего пост глаакома ВМФ.

Именно он сумел убедить партийное управление СССР в том, что без могучего аоенного флота наша страна не сможет соперничать с США и будет аечно обречена на «подчиненное» положение.

направляться признать, что ответ Запада на растущую «советскую угрозу» был продуманным и рациональным. Страны НАТО не стали состязаться с нами в создании замечательных сверхзвуковых противокорабельных ракет, осознавая, что в этом направлении СССР ушел на большом растоянии вперед. Американцы, так же, как и прежде полагая основной ударной силой надводного флота ядерные авианосцы, сосредоточили упрочнения на поиске действенных средств их защиты.

Причем тут они сделали ставку на самые передовые разработки — в первую очередь, которые связаны с электронной и вычислительной техникой. И в итоге у них появились суда, снаружи слабо отличается от своих предшественников, но в конечном итоге являвшиеся представителями принципиально нового поколения.

В первой половине 80-ых годов XX века не ходовые опробования вышел американский, ракетный крейсер «Тикондерога», представлявший собой модификацию эсминца типа «Спрюенс».

Зная, что появление ноаого корабля в нейтральных аодах асегда завлекает внимание соперника по «холодной войне», американцы над вертолетным ангаром установили плакат с надписью: «Stand by Adm. Gorshkov: Aegis is at Sea!»— «Адмирал Горшков, будь наготове: «Иджис» а море!»

Очень характерно, что глааным козырем нового корабля стали не ракеты а также не средства обнаружения целей, а так называемая «многофункциональная совокупность оружия» (МФСО) «Иджис», формально являвшаяся всего лишь совокупностью управления.

Сформупироаанный американцами тезис кратко заучит приблизительно так: в современной войне победит не тот, у кого ракеты летят дальше, а тот, кто будет больше знать о сопернике, кто стремительнее среагирует и из всех вероятных вариантов выберет оптимальный. Причем тенденция такова, что «боевое пространство», в котором корабль обязан использовать оружие, неспешно расширяется, а аремя на принятие поставленных боевых задач уменьшается.

Показавшиеся в 1960-е годы боевые информационно-управляющие совокупности (БИУС) уже не удовлетворяли современным требованиям — предстояло вывести комплексное управление на как следует новый уровень.

Принципиальное отличие совокупности «Иджис» от ветхих БИУС пребывает в том, что она объединяет все боевые и технические средства корабля и сама руководит их ресурсами.

Практически все функции боевого применения оружия выполняются посредством компьютеров центрального вычислительного комплекса, причем, в соответствии с трансформацией тактической обстаноаки, совокупность может перераспределять существующие мощности в зависимости от приоритетности задач. Так, при отражении массированного воздушного нападения МФСО «Иджис» может временно прекратить поиск новых целей, а все ресурсы РЛС направить на сопровождение уже найденных.

В том случае, как полагают, возможность уничтожения приближающихся к кораблю самолетов либо крылатых ракет заметно возрастает.

Всего «Иджис» объединяет 24 системы и компонента оружия. Наиболее значимая из систем — вычислительный центр, насчитывающий более 20 замечательных компьютеров и до 22 пультов с дисплеями отображения тактической обстановки.

Еще одной системой есть многофункциональная РЛС АМБРУ-1 с фазированными антеннами, установленными на надстройках корабля — фактически, только они являются основным внешним показателем совокупности «Иджис». При благоприятных условиях они смогут обнаруживать аоздушные цели на дальности до 450 км.

На первых пяти судах типа «Тикондерога» размещались простые двухбалочные универсальные устаноаки для запуска противокорабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но а 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Использование УВП разрешило повысить живучесть установки, расширить боезапвс и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции.

Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Ти-кондерога» — 26 крылатых ракет «Томвгавк», 16 ПЛУР АСРОК и 80 ЗУР «Стандарт-2» — всего 122 ракеты а двух модулях.

Неспециализированная цена серийной совокупности «Иджис» (без входящего а нее оружия) в стоимостях 1980-х годов составляла приблизительно 300 миллионов долларов — около трети цены крейсера «Тикондерога»!

Что ж, это одна из характерных линия отечественного времени: электроника и вычислительная техника станоаятся наиболее ценным компонентом в конструкции боевого корабля. И еще один интересный факт: «Спрюенс» и «направляться» и по размерам, и по состаау оружия, да и по анешнему виду практически аналогичны, но один из них американцы отнесли к классу эсминцев, а второй — к классу крейсеров.

Другими словами как раз наличие совокупности «Иджис» стало главным доводом в увеличении статуса «Тикондероги» до следующего ранга.

Тем временем в армейском кораблестроении назревала еще одна серьёзная перемена. До конструкторов и адмиралов наконец-то дошло: все возрастающая дороговизна кораблей ВМФ не хорошо сочетается с их очень низкой живучестью.

Смерть в первой половине 80-ых годов XX века британских эсминцев «Шеффилд» и «Ковентри» у Фолклендских остроаов и тяжелейшие повреждения американского фрегата «Старк» по окончании попадания иракской ракеты во второй половине 80-ых годов XX века вынудили отказаться от предстоящего применения пожароопасных алюминиевых сплавов. Когда-то эти сплавы разрешили сделать фрегаты и быстроходные эсминцы высокобортными и мореходными, но сейчас значительно серьёзнее было обеспечить живучесть корабля и надежно обезопасисть наиболее значимые внутренние коммуникации и боевые посты.

344. Эсминец «Арли Бёрк», США, 1991 г.

Строился на верфи «Бэт Айрон Уоркс». Водоизмещение полное 8315 т. Протяженность по ватерлинии 142 м, ширина 18 м, осадка 6,31 м. Мощность газотурбинной установки 105 ООО л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: две УВП Мк-41 (90 ячеек: 28 КР «Томагавк», 46 ЗУР «Стандарт-2», 16 ПЛУР АСРОК), одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего заказано 57 судов, к 2002 г. выстроено 34. Водоизмещение последних эсминцев образовывает 9238 т, число ячеек УВП увеличено до 96.

345. Ракетный крейсер «Тикондерога», США, 1983 г.

Строился на верфи «Ингэлис». Водоизмещение полное 9589 т. Протяженность по ватерлинии 162,3 м, ширина 16,76 м, осадка 7,5 м. Мощность газотурбинной установки 100 000 л.с., скорость 30,5 узла. Оружие: две универсальные ПУ для ЗУР «Стандарт-2», ПКР «Гарпун» и ПЛУР АСРОК, две 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вупкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм и два вертолета. Всего в 1983—1994 гг. выстроено 27 единиц, а также 22 — с УВП Мк-41 (122 ячейки); их водоизмещение образовывает 9613 т.

346.

Эсминец «Конго», Япония, 1993 г.

Строился на верфи «Мицубиси». Водоизмещение полное 9485 т. Протяженность громаднейшая 161 м, ширина 21 м, осадка 6,2 м. Мощность газотурбинной установки 100 000 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: две УВП Мк-41 (90 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и ПЛУР АСРОК), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1993—1998 гг. выстроено четыре единицы.

347.

Фрегат «Альваро де Басан», Испания, 2002 г.

Строился на верфи «Басан». Водоизмещение полное 5802 т. Протяженность громаднейшая 146,7 м, ширина 17,5 м, осадка 4,8 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 58 600 л.с., скорость 28,5 узпа. Оружие: одна УВП Мк-41 (48 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и «Си Спэрроу»), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и одна 12-ствольная 20-мм АУ «Мерока», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет.

Всего заказано четыре корабля.

Исходя из этого, приступая к созданию эсминца «Арли Бёрк», призванного стать головной единицей большой серии, американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль обязан владеть аысокой живучестью и иметь МФСО «Иджис». Состав оружия приняли таким же, как на «Тикондероге», только уменьшив общее число контейнеров-ячеек УВП со 122 до 90.

Но по конструкции эсминцы стали совсем иными. Апюминиеаые сплавы сохранились лишь а конструкции кожухоа дымовых труб, а корпус и все надстройки изготовлены только из стали. Более того, для защиты особо важных постов и систем вноаь показалось бронирование — 25-мм плиты неспециализированной массой около 70 т. Очевидно, асе это увеличило «верхний» аес корабля, и, дабы не уменьшать высоту борта, корпус было нужно сделать существенно шире, чем было принято раньше.

По сравнению со «Спрюенсом», скорость мало уменьшилась, но на данный момент это уже не так аажно: в перечне приоритетов быстроходность эсминца стоит далеко не на первом месте. Из других ноаоааедений направляться отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что разрешило дать 25-процентную экономию горючего, усоаершенствованную совокупность защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудоааны воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, совокупность управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

Головной «Арли Бёрк» вступил в строй в первой половине 90-ых годов двадцатого века, но строительство серии длится сейчас. Предполагается, что всего в состав американских ВМС войдет 57 судов этого типа. Одному из де-стройеров семейства довелось взять важные боевые повреждения.

Двенадцатого октября 2000 года в находившийся на рейде порта Аден эсминец «Коул» врезался управляемый смертником катер, под завязку начиненный азрывчаткой. От сильнейшего азрыва в борту появилась огромная пробоина, 17 человек экипажа погибли и 39 были ранены. Но а целом жиаучесть корабля была на аысоте — «Коул» остался на плаву. Позднее на судне для перевозки тяжеловесных грузов переправлен в Соединенных Штатах для ремонта. Через 14 месяцев он опять вошел в строй.

348. Эсминец «Дели», Индия, 1997 г.

Строился на верфи «Мазагон Док» в Мумбае (Бомбее). Водоизмещение полное 6700 т. Протяженность громаднейшая 163 м, ширина 17 м, осадка 6,4 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 64 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: 16 ПКР «Уран», две ПУ ЗРК «Ураган», одна 100-мм АУ, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПЛО, два бомбомета РБУ-6000, два вертолета.

Всего в 1997—2002 гг. выстроено три единицы.

349. Проектный вид эсминца DD-21 «Замволт»

В первой половине 90-ых годов двадцатого века — через два года по окончании постройки «Арли Бёрка» — совокупность «Иджис» поступила на вооружение за пределами США. Голоаным кораблем, оснащенным ею, стал японский эсминец «Конго».

По конструкции, электронному оборудованию и вооружению он практически в точности повторял «Арли Бёрк», но превосходил его по размерам. Кстати, с его ваодом в строй грвнь, разделяющая крейсере и эсминцы, совсем стерлась: по водоизмещению «Конго» догнал «Тикондерогу». Другими словами сейчас такие классы судов, как фрегаты, крейсера и эсминцы утратили собственные характерные черты и употребляются на выбор в соответствии со сложившимися а той либо другой стрвне традициями.

Подтверждением этих слов может служить междунвродный проект, узнаваемый квк «Оризон» («Горизонт»), В канун объединения Европы Великобритвния, Итвлия и Фрвнция совместно взялись зв пректироввние нового многоцелевого ко-рабля, причем в пераых двух стрвнвх его именоввли эсминцем, а в третьей — фрегатом. Правде, между учветниквми сложившегося консорциуме появились несоответствия, и будущее этого проекта все еще еесьмв тумвннв.

Понвчвлу к нему присматривалвсь и Испвния, но звтем онв сделала стввку не собственную резреботку. И в 2002году в состев испенского флоте вошел головной фрегат «Альваро де Басан» — пер-аый европейский корвбль, оснащенный совокупностью «Иджис». По врхитектуре он напо-минвет уменьшенный «Арли Бёрк» с одной УВП и единственной дымовой трубой.

Но, слово «уменьшенный» вовсе не говорит о том, что корвбль мел. Нвоборот, при полном водоизмещении в 5800 т он среди всех фрегатоа и эсминцев Звпадной Европы есть чуть ли не наибольшим, мало уступвя, рвзве что, устерегшим французским кореблям типе «Дю-кэн» и «Турвиль». Всего к 2005 году испен-цы собираются иметь е строю четыре фрегата типа «Альваро де Басен».

Руководство советского ВМФ, зачаро-венное непревзойденными ударными харек-теристиками отечественного ракетного оружия, к сожалению, не сходу поняло отстаеение в облести МФСО. К резреботке еналога «Иджиса» — совокупности «Мерс-Пессат» — в СССР приступили с опозданием, и к настоящему времени она установлене всего на двух судах — тяжелых авиенесущих крейсерах «Адмирал Адмирал» и «Горшков Кузнецов». Причем до всецело боеспособного уровня довести ее, по всей видимости, так и не удалось.

По крайней мере, на многострадальном «Варяге», отбуксированном сравнительно не так давно а Китай, от ее устаноаки отказались уже на стадии строительства корабля.

Распад СССР а 1991 году практически поставил крест на разработке нового многоцелевого корабля, призванного прийти на смену эсминцам типа «Современный» и ВПК типа «Удалой».

В случае если делать выводы по пред-эскизному проекту, то данный корабль во многом должен был напоминать «Арли Бёрк» — иметь увеличенную ширину, локальное бронирование, МФСО с фазированными решетками антенн, два модуля УВП. Увы, надежды на воплощение этого проекта в металл сейчас можно считать нулевыми.

Действительно, кое-какие идеи отечественных корабелов реализовались в далекой Индии.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века на верфях данной страны при помощи русских специалистоа был выстроен головной эсминец «Дели». По архитектуре он являлся развитием отечественных ВПК типа «Удалой» и оснащался только русским оружием. В целом это в полной мере современный корабль, не смотря на то, что до отметки «Арли Берка» и «Конго» он очевидно не дотягивает.

А в Соединенных Штатах а 2002 году начались работы по созданию боеаого корабля принципиально нового поколения, известного как DD-21 — «дестройер XXI века».

В неспециализированном-то, эсминцем его назвать сложно — это будет чудоаище длиной 210 м и водоизмещением 12 тыс. т, выполненное по разработке «стэлс» и полностью лишенное какой бы то ни было эстетики. трубы и Мачты не предусматриваются — вместо них будет только одна анушительная надстройка с фазированными антеннами РЛС на I наклонных бортах. Кормовую часть займут ангар и ВПП.

Корпус на асем протяжении будет иметь даойное дно и даойной борт; форштевень с обратным наклоном напоминает таранный шнобель французских крейсеров финиша XIX века. Предполагается, что оружие будет складываться из бессчётных ракет а УВП и двух новейших 155-мм пушек, предназначенных для обстрела берега и талантливых производить 12 снарядоа а 60 секунд на дальность до 100 миль! Скорость эсминца-монстра составит 30 узлоа, экипаж будет насчитывать всего 125 человек.

Головной корабль планируется заложить а 2005—2006 годах, причем для него уже выбрано наименование «Замволт», в честь деятеля Морского департамента США.

Отнеся DD-21 к классу эсминцев, американцы наполнили слово «дестройер» новым смыслом: сейчас это вправду «разрушитель», талантливый бороться и с морским, и с сухопутным соперником.

По сути, он вписывается а созданную дюжина лет назад концепцию «корабля-арсенала», и его одинаково обосноаанно возможно было назвать хоть крейсером, хоть линкором… Но светло одно: с его аводом в строй вид мирового флота кардинально изменится, а деление надводных судов на бессчётные классы совсем останется а прошлом.

С.

БАЛАКИН

Эсминец 21 века(Документальный фильм)

Статьи, которые будут Вам интересны: