Как оживить комикс: инеразориться
- В сцене с волком настоящим был лишь ребенок-актер, выполнявший роль Леонида; перемещениями макета волка на протяжении съемок руководили пять человек, а после этого аниматоры студии Hybride заменили макет компьютерным двойником волка. Дабы эффектнее продемонстрировать звериный силуэт на чёрном фоне, в картинкудобавили падающий снег и разработали особую программу, которая рассыпала виртуальные снежинки по волчьей шкуре
- Сцена с «танцующим оракулом», призрачной дамой, живущей на вершине горы в наркотическом тумане, выглядит сюрреалистичной и стильной благодаря работе студии Screaming Death Monkey. Актрису Келли Крейг загрузили в резервуар с водой и снимали на фоне голубого экрана на весьма медленной скорости. После этого оракула «вытащили» из воды, подкорректировали цвет ее кожи и освещение, затушевали пузырьки с воздухом и напустили клубы дыма
- Студия Hybride «размножала» персидскую армию способом покадровой анимации, перевоплотив 30 статистов в много тысяч солдат
Статистов подвергли цифровому сканированию, сняли в различных позах и взяли реалистичные цифровые модели, каковые выстраивались сходу за первым рядом солдат из крови и плоти. В сцены, где воздействие происходит в лагере персов, добавили цифровых солдат, проходящих между палатками, и горящие факелы
- Кроме волка в фильме участвуют и такие экзотические животные, как слон и носорог. Очевидно, на площадке этих гигантов не было
Один из статистов прыгал, издавая трубные звуки, дабы актерам было на что наблюдать и реагировать.
- Цифровые животные показались на свет лишь через пара месяцев
Оживляли их в покадровой анимации. Кадры, в которых из носилок на пояснице слона вылетали люди, анимировались вручную
Сущность опыта была несложна: снимаем комикс! Никакой «исторической правды» об одном из самых легендарных сражений в истории, никаких выездов на натуру; целый фильм был сделан в павильоне в Монреале за 60 дней. За пределами павильона был снят один-единственный кадр — в нем на лошадях мчались вестники персидского царя.
В базу картины лег принцип, уже использованный в фильмах «мир и Небесный капитан завтрашнего дня» и «Город грехов»: съемки с настоящими актерами проходили в студии на фоне голубого экрана, а все декорации и эффекты были сгенерированы на компьютере. Стильно и дешево: бюджет фильма составил $60 млн.
Физподготовка
В первую очередь актеры должны были как направляться готовиться. Им предстояло не только выучить реплики, но и привести собственные тела в соответствие с высокими спартанскими совершенствами. Для этого был нанят тренер Марк Туайт, бывший альпинист-рекордсмен, что когда-то тренировал пожарных и спецназовцев.
Под его управлением актеры приступили к тренировкам за два месяца до съемок (Джерард Батлер, игравший роль царя Леонида, начал еще раньше), и результаты их совместных усилий видны на экране — благо, спартанцы собственных тел не скрывают, в отличие от персов.
Родриго Санторо, игравший роль царя Ксеркса, в тренировках не принимал участие — его храбрец предпочитает наблюдать на битву со стороны. Но и ему было нужно несладко: для подготовки к роли актеру потребовалось лишиться всех волос на теле. «Мы начали с восковой эпиляции, — вспоминает он, — и я проникся громадным уважением к дамам — это так больно! На следующий сутки я попросил бритву, и мне обрили все тело полностью».
Процесс грима занимал четыре с половиной часа, и Санторо уверяет, что за это время удачно входил в роль персидского царя — гиганта и мегаломаньяка.
Действительность не пройдет
Оператор Лэрри Фонг снимал фильм на пленку, а не на популярную в наше время цифровую камеру. Главная причина в том, что весьма многие сцены в картине должны были сниматься на повышенной скорости — до 150 кадров в секунду. Цифровые камеры с данной задачей не справляются.
«Зак не желал, дабы фильм был реалистичным», — говорит Грант Фреклтон из студии Animal Logic, что нёс ответственность за дизайн картины. Вместе с режиссером он трудился над эскизами виртуальных декораций. в один раз Фреклтон нарисовал горы, окружающие Спарту, применяя настоящие фотографии этих мест. Режиссер категорически отверг набросок: «Эти горы похожи на настоящие! — возразил он. — Данный пейзаж выглядит, как словно бы он из простого фильма!»
По окончании эскизов была сделана раскадровка, которая определяла главные параметры каждой сцены: декорации, общее настроение и палитру, и линию горизонта, местонахождение туч и других опорных точек. По окончании завершения съемок в Монреале пленку показали, отсканировали и перевели в файлы формата QuickTime с высоким разрешением. Эти файлы были объединены с режиссерской раскадровкой, и в следствии оказался трехмерный «черновик» будущего фильма.
Он стал базой для работы студий, каковые должны были делать эффекты к фильму и превращать стоящий за актерами светло синий экран в целый мир.
Самую малость кофе, самую малость уксуса
Работа над эффектами длилась весь год по окончании окончания съемок, и занимались этим десять студий. Студии пребывали на трех континентах, в четырех различных государствах, и координация действий воображала нешуточную проблему. Дабы удерживать всех участников проекта на единой волне, на особый закрытый сервер были выложены раскадровки и целый комплект руководств, составленных Грантом Фреклтоном.
Руководства были самые различные — по поводу деревьев, текстуры скал, неба, крови и без того потом. В инструкции, посвященной крови, аниматорам растолковывали, в каких обстановках на экране должна быть кровь, в каких ее должно быть большое количество, а в каких не должно быть по большому счету. Неспециализированная установка была не на реализм, а на стилизацию и 2D-анимацию; как пример Фреклтон приводил пятно бальзамического уксуса, живописно разлитое по листу бумаги.
Кое-какие студии повторили данный прием, другие применяли брызги красной краски. Что же касается изображений неба, то тут идею Фреклтона приняли все: он придумал комбинировать фотографии настоящего неба, снимки и акварельные рисунки кофейных пятен на салфетке.
Но этим рвение подстричь всех под одну гребенку и ограничилось. Режиссер Зак Снайдер принял необыкновенное ответ: не тратить время, усилия и деньги на то, дабы получать безукоризненного единства изображения. Происходящие в фильме четыре сражения были распределены по различным студиям. Австралийская Animal Logic занималась первой битвой, канадская Hybride — второй; калифорнийские Hydraulx и Pixel Magic трудились над третьей и четвертой битвами.
Сражения происходят в различное время суток, и все они выглядят совсем по-различному: любая студия моделировала собственную версию Фермопильского ущелья и по-своему трудилась с цифровыми статистами, составлявшими армию царя Ксеркса. «Вы же не желаете, дабы люди четыре раза наблюдали на одно да и то же?» — риторически задаёт вопросы Снайдер.
«Неистовый конь»
Трудясь над восьмиминутной первой битвой спартанцев с персами, аниматоры студии Animal Logic сделали цифровую панораму Фермопильского ущелья и цифровой океан; только волны, каковые разбиваются о берег, были сняты на натуре и интегрированы в финальный пейзаж. Дабы создать большую персидскую армию, студия применяла программу Massive, которая помогла Питеру Джексону продемонстрировать впечатляющие битвы во «Властелине колец»; принцип работы данной программы — размещение в цифровой толпе «агентов», каковые руководят перемещениями целой группы персонажей.
В кульминационной сцене «агентов» было тридцать тысяч. Дополнительные приложения осуществляли контроль отдельных солдат. Аниматоры кроме этого должны были добавить стрелы, копья, мечи, отрезанные кровь и конечности к тем кадрам, каковые были отсняты на площадке в Монреале.
Самым сложным эпизодом в этом сражении стал продолжительный замысел царя спартанцев Леонида, что рубит головы направо и налево. Режиссер решил снимать эту сцену в один момент на три стоящих рядом камеры, с тем чтобы получить сходу три замысла — неспециализированный, средний и большой. Материал с этих трех камер после этого смонтировали так, дабы возможно было передать стремительное приближение либо удаление камеры от центра схватки. Скорость наряду с этим варьировалась от хороших 24 до 100 кадров в секунду.
На студии эту сцену именовали «Неистовый конь» в честь одноименного вестерна десятилетней давности, где употреблялся похожий прием.
Для второй битвы студия Hybride «размножала» персидскую армию способом покадровой анимации, перевоплотив тридцать статистов в много тысяч людей. В третьей битве, которой занималась студия Hydraulx, на экране появляются необыкновенные участники — слон и носорог, сделанные всецело на компьютере, а после этого оживленные способом покадровой анимации.
Для четвертой битвы, в которой Ксеркс и его армия окружают Леонида и оставшуюся с ним горстку людей, студия Pixel Magic смоделировала пейзаж, складывающийся из цифрового океана с добавлением съемок настоящих волн в районе Санта-Барбары, неба и цифрового ущелья, скомбинированного из отснятых вживую компонентов. Аниматоры кроме этого добавили дополнительные мертвые тела в финальной сцене, где камера показывает поле битвы с высоты.
Условный мир
По окончании того как все студии закончили фильм и свои сцены был фактически собран воедино, оставалась еще неотъемлемая часть работы — процесс цветокоррекции, что создатели картины именовали crush. Это была сложная фильтрация цветов, из-за которой из палитры фильма фактически «вымывались» цвета, которых не было в комиксах Фрэнка Миллера, и увеличивалась контрастность и насыщенность изображения.
На экране оживал эффектный стиль миллеровского комикса: твёрдые силуэты, акварельное небо, глубокие угольно-резкие контрасты и чёрные тона. Итог оказался сногсшибательным. Критики признали «300 спартанцев» фильмом будущего, а зрители проголосовали кошельками: в первые же выходные по окончании выхода в прокат фильм собрал 70 миллионов долларов.
Пять знаковых фильмов по мотивам хороших комиксов
- «Супермен» (Superman). Режиссер Ричард Доннер
«Дик Трейси» (Dick Tracy). Режиссер Уоррен Битти
«Халк» (Hulk). Режиссер Энг Ли
«Город грехов» (Sin City).
Режиссеры Фрэнк Роберт и Миллер Родригес
«Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Battle). Режиссер Бретт Ратнер
«Супермен» (Superman)
Хорошему фильму по суперпопулярному комиксу 1932 года предшествовала радиопередача, два многосерийных фильма и телевизионный сериал. Как раз «Супермен» с его большим по тем временам бюджетом, невиданными ранее эффектами, необыкновенным вниманием к подробностям и Кристофером Ривом в ключевой роли вывел фильмы по мотивам комиксов на уровень громадного кино.
«Дик Трейси» (Dick Tracy)
Фильм, запоминающийся необыкновенными цветами в стиле комиксов, переделанными умопомрачительным гримом и автомобилями злодеев, говорит о приключениях ловкого и сообразительного полицейского с репутацией и безупречными манерами. Вместе с режиссером Уорреном Битти, покинувшим ключевую роль для себя, в фильме снимались Мадонна, Аль Пачино, Дастин Дик и Хоффман Ван Дайк.
«Халк» (Hulk)
Опыты с ДНК, нехорошая наследственность, нанороботы, гамма-излучение, сильные эмоции и личные переживания — все эти ингредиенты совместно составляют гремучий коктейль, заставляющий образованного и культурного ученого Брюса Баннера преобразовываться в огромного зеленого монстра, сеющего разрушения и страх. И все же хорошая сторона личности Брюса постоянно побеждает.
«Город грехов» (Sin City)
Фильм Фрэнка Миллера — автора комикса «Город грехов» — запоминается неповторимой картиной: его сцены напоминают скорее ожившие комиксы, нарисованные в мрачных тонах, чем кино, снятое на камеру. С фактически черно-белого экрана рекой льется красная кровь — несложно определить кисть маэстро Квентина Тарантино, выступившего в качестве приглашенного режиссера картины.
«Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Battle)
Серия X-Men, складывающаяся из трех фильмов, отличается применением самых современных компьютерных разработок в области эффектов. Создателям «Последней битвы» посредством особой компьютерной программы удалось омолодить актеров направляться Маккеллена и Патрика Стюарта на 20 лет. Итог был предельно близок к настоящим фотографиям актеров в юности.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№58, август 2007).
<
h4>