Как работает боулинг

Как работает боулинг

    Распределительный механизм Кегли движутся по направляющим и «сбрасываются» в соответствующий лоток установочного стола.
    Двигательный блок пинспоттера Виден мотор свипа (уборщика). Мотор дистрибьютора — слева за кадром, установочного стола — справа.
    Автоматическая смазочная машина Kustodian ION Спорт Edition предназначена, кроме нанесения масла, чтобы мыть и пылесосить дорожки. По сути, это большой робопылесос с дополнительной функцией смазки.
    Автомобили достаточно дороги, и во многих маленьких боулингах масло наносится вручную, посредством механических устройств.
    Тренировочные автомобили Во многих боулингах возможно заметить необычные устройства, напоминающие то ли вешалки, то ли машинки для снукера. Это тренировочные устройства для спортсменов. К примеру, время от времени поперек дорожки устанавливается особое зеркало, разрешающее шару пройти под ним, но закрывающее от игрока кегли.

    Оно преследует две цели — во-первых, игрок видит себя и отрабатывает позу, а во-вторых, обучается играться по таргетам и рисунку дорожки. Второе устройство — это рамка с ремешками. Установив ее поперек дорожки, тренер может выставить свисающий до самой поверхности ремешок в определенную позицию и "настойчиво попросить" от ученика бросать так, дабы шар при броске задевал ремешок, а после этого уже шел к кеглям — так отрабатывают траекторию.
    Установочный стол пинспоттера только что встал, поставив кегли на пиндек. В пинспоттера скрывается еще один набор плюс две запасные кегли.
    Боеприпас для игры Шары для боулинга смогут быть простыми и спортивными. Простой шар всецело уравновешен, его ядро — однородная сфера.
    Спортивный же шар имеет так называемый весовой блок — асимметричную часть ядра, воздействующую на поведение шара и разрешающую проводить его по нестандартным траекториям.

История игры в кегли насчитывает пара тысяч лет. В различное время от нее отделялись схожие забавы — подобное происхождение имеют, к примеру, русские города, да и французский петанк, какими бы различными они ни казались с первого взора. Боулинг — это, по-видимому, самый распространенная и регламентированная разновидность кегельных игр, имеющая все шансы в скором будущем попасть в олимпийскую программу.

Простые игроки, приходя в клуб, редко заостряют внимание на том, что происходит по окончании того, как шар сбил кегли и провалился сквозь землю во тьме в конце дорожки. В следующий раз он делается объектом интереса, только возвратившись к игроку через боллифт (либо возвратник). Однако механика эта весьма занимательна и по степени сложности не уступает станкам на каком-либо высокотехнологичном производстве.

За кулисами

Мы открываем неприметную дверь с надписью «Служебное помещение» и попадаем в святая святых: за декоративной стенкой, нависающей над дальним краем дорожек, стоят в ряд двенадцать пинспоттеров — комплексных автомобилей, каковые принимают шары, отправляя их обратно к игроку, и кегли, сортируя их и выставляя в исходную позицию по окончании удара. Пинспоттер (либо пинсеттер) изобрел во второй половине 30-ых годов двадцатого века Готтфрид Шмидт, сотрудник компании AMF, и сейчас остающейся одним из мировых фаворитов в производстве оборудования для боулингов.

Раньше кегли вручную устанавливал особый сотрудник — пинбой. В столичном боулинге «Самокат», что мы выбрали в качестве наглядного пособия, стоит оборудование главного соперника AMF — компании Brunswick. Между пинспоттерами различных компаний имеется определенные различия, о которых поведаем ниже.

В то время, когда шар сбивает кегли, вся эта куча-мелка скатывается в поддон транспортного механизма, напоминающего широкую беговую дорожку (либо на жаргоне — «ковер»). На некоей высоте над ней нависает планка-ограничитель (отбойник либо «подушка») — упавшие кегли проезжают под ней, а вот более большой шар остается. Из-за маленького наклона транспортной ленты вправо шар скатывается в возвратный механизм и уходит к игроку.

Пинспоттер напоминает ткацкий станок с огромным числом непонятных с первого взора элементов — валов, моторчиков и шестерён. Но в то время, когда начинаешь прослеживать путь одной кегли от транспортной ленты до исходной позиции на пиндеке (площадке на дорожке, куда выставляются кегли перед броском), все делается несложнее. С транспортного механизма кегли подхватывает элеватор — необычный лифт с полками.

Он поднимает их наверх — в распределительный механизм (либо дистрибьютор), напоминающий положенную на бок елку и отправляющий каждую кеглю в соответствующий ей сегмент установочного стола (стол время от времени именуют «челноком», так как именно он опускается вниз, устанавливая кегли на пиндеке). В том месте же, на установочном столе, расположены датчики, оценивающие, сколько кеглей упало. У Brunswick они механические (определяют, на месте ли кегля, дотрагиваясь до нее), а у AMF — оптические.

Примечательно, что в каждом пинспоттере 22 кегли — два полных набора плюс две кегли. Наборов два — для ускорения. До тех пор пока один сортируется в машине, второй уже устанавливается на пиндек. Две дополнительные кегли помогают той же цели: дело в том, что угловые кегли треугольника, номера 7 и 10, для установки должны пройти самый долгий путь по распределителю и довольно часто «задерживаются», другими словами из-за них задерживается установка всего треугольника.

Две «лишние» кегли создают избыток, разрешающий ускорить процесс.

Последний элемент — это уборщик, либо свип, особая планка, которая сметает на транспортную ленту упавшие кегли и предохраняет устройство от случайного броска на протяжении установки треугольника.

Шар, со своей стороны, скатившись с транспортного механизма, попадает под ускоритель, воображающий собой неизменно и весьма скоро вращающуюся резиновую ленту. Ускоритель отправляет шар по желобу к игроку (сам желоб расположен между дорожками и накрыт декоративной крышкой). А в начале дорожки шар подхватывается боллифтом и поднимается наверх — вперед, в игру!

Примечательно, что пинспоттер имеет четыре свободных электродвигателя, приводящих соответственно распределитель, уборщик, ускоритель и установочный стол шаров. Из-за чего не объединить их в неспециализированный силовой агрегат? При разделении обязанностей значительно уменьшается износ, да и заменить мелкий электродвигатель при поломки несложнее, чем большой.

и на сцене

Большое количество заблуждений связано не только с внутренними механизмами боулинга, но и с тем, что находится на виду — с самой игрой! К примеру, первый вопрос, что я задал, звучал так: из-за чего кроме того мировые чемпионы по боулингу, игроки высочайшего уровня, не выбивают страйк за страйком, другими словами не сбивают неизменно все кегли, а значительно чаще справляются с задачей в два захода? Так как все выглядит так легко!

Вот тут-то и обнаруживается последовательность подводных камней. Во-первых, дорожка смазана особым маслом, причем не вся, а приблизительно до середины (протяженность смазанного участка определяется правилами турнира и конкретными параметрами боулинга, а наносится масло вручную или особой машиной). Масло делает как функцию защиты дорожки, так и спортивную: в начале броска шар не катится, а скользит, как камень в керлинге, и только попав на несмазанную часть, начинает катиться.

Шары бывают различных типов, но современные профи по большей части играются так называемыми спортивными шарами с реактивным покрытием, ядро которых имеет неправильную, не смотря на то, что и жестко регламентированную форму. Это разрешает закрутить шар так, дабы он ударил в центральную кеглю не «в лоб», а под углом — лишь так возможно сделать верный страйк.

Так вот, пока шар идет по маслу, он собирает смазочный материал на собственную поверхность, а после этого размазывает его по сухому участку — это именуется «выносом масла». Так, уже следующий шар, разрешённый войти ровно по той же траектории и с той же силой, будет закручиваться пара в противном случае ввиду трансформации скользящих особенностей поверхности. Да, профи может запустить по одной траектории хоть сотню шаров, но в цель попадут только первые пара.

Исходя из этого траекторию приходится всегда корректировать, что и ведет к неточностям. Сейчас всемирный рекорд по страйкам подряд образовывает 36 — его установил во второй половине 90-ых годов двадцатого века американец Джереми Сонненфельд. Отметим, что в одной игре десять раундов плюс два дополнительных броска, в случае если десятый фрейм забран с одного удара-страйка. Другими словами Сонненфельд сделал три совершенные игры (так именуемые perfect game).

Необходимо принимать в расчет да и то, что масло меняет собственные свойства в зависимости от температуры; к примеру, в опытных (а не развлекательных) боулингах в Соединенных Штатах поддерживается порядочный мороз (+19°С).

Еще один момент, воздействующий на успех, — это «настройка» самого шара. Простые игроки пользуются любыми шарами, а вот профи имеют 10−15 личных шаров — как кии у бильярдистов. Индивидуализация достигается прежде всего особым высверливанием отверстий — совершенно верно под пальцы конкретного игрока, с расчетом совершенного расстояния между фалангами.

По большому счету, сверление шаров в опытном боулинге — это что-то из разряда мастерства, потому, что отверстия воздействуют на поведение шара на дорожке. Более того, изначально однообразные шары также имеют маленькие различия — по массе, по размещению ядра. Эти параметры указаны на упаковке, и специалисты подбирают шары под себя кроме того из полностью однообразной линейки.

А при сверлении с противоположной стороны шара время от времени делают дополнительные отверстия — с целью достижения равновесия.

На точность удара воздействует кроме того начальное положение кеглей! Пинспоттер ставит кегли с точностью плюс-минус миллиметр, и этого хватает, дабы поменять траекторию отскока. Так что тонкостей в боулинге куры не клюют, и выбивать страйк за страйком вечно не имеет возможности кроме того робот. К слову, такие роботы существуют и употребляются производителями оборудования для тестирования масла, покрытия и т. д.

Россыпь фактов

В боулинге трудится целый штат сотрудников, и в случае если инструкторы в большинстве случаев у всех на виду, то механики — это настоящие бойцы невидимого фронта. Старший механик «Самоката» Олег Чернов, отечественный консультант, поведал множество всяких мелочей и фактов «из судьбы закулисья». К примеру, у механиков бывают опытные травмы. Часто шар застревает в возвратном желобе, в случае если перед ним в том направлении попадает кегля (так случается).

Дабы его извлечь, необходимо снять кожух — и в случае если сейчас невнимательный игрок запустит шар по соседней дорожке, тот при возврате может ощутимо ударить трудящегося механика. Но, такое происходит только по недосмотру. Игроки также травмируются только по глупости — к примеру, фолят, заступая за линию броска, а в том месте — смазано.

И падают.

Мы задали вопрос: быть может механик оказать влияние на игру, в случае если его подкупить? Олег, поразмыслив, ответил утвердительно: теоретически — да. К примеру, в момент удара шаров о кегли подбить узким прутом незадетую.

Однако никому это не требуется — в боулинг играются честно, по причине того, что без честности — никакого азарта.

Увлекательны и небольшие подробности, незаметные с первого взора. К примеру, дорожки выложены аккуратными дощечками — так вот, это вовсе не элемент дизайна. Дощечек ровно 41 вещь, любая шириной по одному дюйму. В некоторых точках на них нанесены маркеры (таргеты), дабы игрок лучше ориентировался в траектории шара. Специалисты по большому счету не наблюдают на кегли — они бросают, глядя на поверхность дорожки, на дощечки и таргеты, и этого хватает для совершенной точности.

Дабы выбить страйк, оптимальнее запускать шар так, что бы он пришел к «пирамиде» кегель по 17-й дощечке и ударил первую кеглю под углом 5−7 градусов.

Дорожки имеют чуть ощутимый наклон от игрока к пинспоттеру — перепад высот на всю длину образовывает не более 12 мм. Наклон нужен, дабы слабо кинутые шары докатывались по желобам до установочной автомобили. По большому счету, все размеры регламентированы весьма жестко — к примеру, дорожка имеет длину 18 228 мм и ширину 1668 мм.

Рамки статьи не разрешают перечислить разнообразные изюминки боулинга, о которых в большинстве случаев не вспоминают те, кто пришел наслаждение. Специалисты же тратят годы на оттачивание разных компонентов — от расчета траекторий в зависимости от выноса масла до сверления шаров. Опытный спорт — это труд.

Не смотря на то, что труд весьма приятный.

За помощь в подготовке материала редакция высказывает признательность боулингу «Самокат», лично его председателю совета директоров Дмитрию Арешкину и старшему механику Олегу Чернову

Правила боулинга

Существует множество разновидностей боулинга с отличиями и разным количеством кеглей в правилах, но самый распространенный хороший вариант правил кратко звучит следующим образом. 10 кеглей устанавливаются в конце дорожки в форме треугольника и нумеруются от «вершины» (1) до дальней правой кегли (10). Партия складывается из десяти фреймов, в каждом из них игрок может сделать два броска.

В случае если все кегли выбиты первым ударом, это именуется страйк, в случае если с двух раз — спэр, а вдруг по окончании первого удара остались находиться две либо более кеглей, расположенных не по соседству, — сплит (в случае если при сплите удался спэр, то это именуется конвертацией сплита). Существуют и термины для последовательности страйков подряд — дабл (2), терки (3), хэмбоун (4).

Совокупность начисления очков достаточно витиевата. В случае если удался страйк, то начисляется 10 очков (по количеству кеглей) плюс очки за сбитые кегли в двух следующих бросках. В случае если оказался спэр, то плюсуются очки за сбитые кегли при следующем броске, а вдруг фрейм остался открытым (другими словами не все кегли сбиты), очки по количеству сбитых кеглей.

В случае если в последнем броске фрейма получается страйк, то игрок имеет возможность кинуть еще два раза, а вдруг спэр — один раз. Предельное число очков в одной игре — 300.

Статья «Попасть в десятку» размещена в издании «Популярная механика» (№138, апрель 2014).

<

h4>

Боулинг изнутри как всё устроено

Статьи, которые будут Вам интересны: