Как советский «гомер» ошарашил сша — «новости дня»

Как советский «гомер» ошарашил сша - «новости дня»

17.03.2016, ТРК «Звезда».

Ми-12 (официальное наименование B-12, по классификации НАТО – «Homer») — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в мире, что поражает не только собственными размерами, но и смелостью конструкторской мысли. Эта машина была знаком мощи СССР, а рекорды, поставленные на ней, остаются непокоренными до сих пор. Историю легендарного «Гомера» просматривайте на сайте «Звезды».

В 1960-е годы в СССР создавались ракетные войска. Стартовые площадки строились в самых удаленных регионах, подальше от глаз возможных соперников, соответственно, в сотнях километров от аэропортов. Перед армейскими встал вопрос, как доставить с завода до начальной позиции неразборную баллистическую ракету, поскольку тогда ни один вертолёт и самолёт не имел грузоподъемность в 40-50 тысячь киллограм и грузовую кабину нужных размеров.

Нескольким конструкторским бюро было поручено создание проекта сверхтяжелого вертолета, которыми в итоге стал Ми-12.

Последний проект гения

Предполагалось, что до аэропорта ракету доставит самолет Ан-22 «Антей», а затем вертолетом она отправится на стартовую площадку. В целях конспирации перегрузку планировалось вести «стык в стык», дабы груз для посторонних оставался тайной. Помимо этого, мысль создания тяжелого вертолета весьма понравилась руководству фактически всех родов армий, поскольку он разрешал бы в любую секунду перебросить в любую точку на карте не только легкую военную технику, но и тяжелые танки, сотни и артиллерию воинов.

Ми-12 стал последним вертолетом Михаила Миля, творческой судьбе которого имели возможность бы позавидовать конструкторы всей земли. Начиная с 1960-х годов любая его машина становилась всемирный сенсацией. Под его управлением были созданы Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 и другие вертолеты, причем тысячи из них летают до сих пор. На момент создания Ми-12 Михаил Миль был уже всемирно признанным конструктором, специализирующимся на тяжёлых вертолётах и средних.

Во многом как раз исходя из этого в конкурсе победило как раз его КБ.

На волосок от смерти

Большой взлетный вес автомобили составлял фантастические 105 тысячь киллограм, а в грузовой кабине и на внешней подвеске возможно было перевозить грузы неспециализированной массой до 41 тонны. Для сравнения, вес РСЗО «Град» около 10 т., БТР-80 – 13 т., военного ЗиЛа – 6 т., танка Т-72 – 41 т., вагона метро – 34 т.

Скорость, с которой был реализован данный большой проект, поражает: между распоряжением правительства о его создании в первой половине 60-ых годов двадцатого века и первым полетом винтокрылого гиганта прошло всего пять лет. Потрясает вертолет и мощью и своими размерами: диаметр несущих винтов — 35 м., протяженность фюзеляжа – 37 м (ширина футбольного поля — 45 м).

Суммарная мощность 4 двигателей, вращавших огромные 5-лопастные винты со скоростью 200 оборотов в 60 секунд равнялась 26 тысячам лошадиных сил. В грузовом отсеке размером 28,15 х 4,4 х 4,4 метра имели возможность разместиться 196 солдат, крейсерская скорость Ми-12 составила 260 км/ч, дальность полета – 1000 км.

Но первый полет чуть не закончился катастрофой. Оторвавшись от почвы, вертолет практически сходу начал терять управление. Лётчик-испытатель В. П. Колошенко совершил с высоты 10 м твёрдую посадку на одно колесо, в следствии чего разрушился его обод (зарубежные СМИ поспешили сказать о разрушении всей автомобили).

Обстоятельством трагедии был малоизвестный ранее вид автоколебаний типа «совокупность управление – конструкция». Неточность была связана с тем, что создание опытных образцов в те времена опережало научные изучения. Не обращая внимания на то, что обстоятельство неудачи установили уже через пара часов, на ее устранение конструкторам потребовался год.

6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив всемирный рекорд грузоподъёмности для вертолётов, что не побит до сих пор. Необходимо подчеркнуть, что масса нужной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории Соединенных Штатов CH-47 Chinook не превышает 12,2 тысячь киллограм.

Ошарашенные американцы

Вертолет был продемонстрирован на 29 интернациональном салоне в Ле Бурже в первой половине 70-ых годов двадцатого века, где произвел настоящий фурор. Американцы в текущий год привезли во Францию обширно разрекламированный Boeing Vertol CH-46 и были ошарашены тем, что машина Миля превосходит его практически по всем параметрам.

К Ми-12 выстроилась километровая очередь визитёров, а сын известного конструктора вертолетов Сергей Сикорский сообщил: «Перед инженерно-техническим достижением, которым есть Ми-12, возможно лишь снять шляпу!» Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», что вручается за выдающиеся успехи в вертолетостроении.

Взять приз Михаил Миль не смог: он погиб 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Неприятности со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал продолжительно и мучительно, и особенно его подкосил первый неудачный полет Ми-12.

Монумент конструктору

Не обращая внимания на видимый успех программы, она была признана советским правительством неэффективной. К этому времени у военных показались более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, а потребности народного хозяйства всецело закрывали Ми-6 и Ми-10. Последовательность ракет, под каковые разрабатывался Ми-12 были сняты с оружия, а КБ Миля было загружено внедрением в серию боевого вертолета Ми-24.

Помимо этого, «на пятки» Ми-12 «наступал» вертолет нового поколения Ми-26, которых хоть и имел меньшую грузоподъемность, но был существенно экономичнее.

Всего было выстроено два умелых экземпляра Ми-12. Один из них был передан в музей ВВС в Монино, второй находится в подмосковном Томилино на территории Столичного вертолётного завода. Пара лет назад в сутки рождения Михаила Миля вертолет в Томилино был перевоплощён в музей.

Создатель: Кирилл Яблочкин

Парфенов ошарашил майданщиков В Киеве нет ничего для того чтобы, чему питать зависть к Москве либо Донецку

Статьи, которые будут Вам интересны: